ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
На данный момент времени, декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронном виде, но еще совсем недавно декларации на товары подавались только в бумажном виде. Они заполнялись декларантом или таможенным брокером и печатались, а затем, представитель брокера подавал декларации лично в таможенный пост, передавая в руки таможенному инспектору. При этом нужно было заранее отстоять в очереди.
В 1980-х годах электронное декларирование товаров стало активно развертываться в США, а позднее и в Японии. Главным толчком в совершенствовании подобного подхода к декларированию товаров стало развитие технологий, базирующихся на сети «Интернет». Сейчас, большинство государств Европы располагают собственными системами электронного декларирования товаров, но взаимосвязь этих систем, которая должна гарантировать прозрачность обмена данными и упрощение таможенных операций, реализована не до конца. Тоже самое можно сказать и о других регионах всего мира. Собственно, поэтому задачи стандартизации и интеграции средств электронного декларирования сейчас очень актуальны. Решением таких проблем занимаются как международные организации, так и национальные, например, Всемирная таможенная организация [История ЭД…].
В Российской Федерации началом применения системы электронного декларирования можно считать принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1- ФЗ. С этого момента электронная цифровая подпись (ЭЦП), как фактически, так и юридически стала приравниваться к основной подписи. Как следствие, открылась возможность передачи электронных 22 документов, подписанных электронной цифровой подписью, в том числе и таможенных деклараций.
10 января 2002 года Правительством РФ был принят Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”. Именно этот закон стал фундаментом для будущего электронного декларирования товаров.
25 ноября 2002 года была выпущена первая электронная декларация по технологии ЭД-1. Данная технология представляет собой прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи [Кед, Личева, с. 4]. Подключение к такой технологии стоило 300 000 рублей, что является достаточно большой суммой денег, поэтому даже в 2008 году в электронной форме подавалось менее 9% всего объема деклараций [С 1 января…].
Вплоть до конца 2013 года эта технология постепенно распространялась на таможенные посты Российской Федерации, но из-за ее стоимости внедрения и определенных технических ограничениях, массового распространения не случилось.
Можно обозначить основные сложности, которые препятствовали массовому внедрению технологии ЭД- 1:
1. Как писалось ранее, для обеспечения удаленной передачи информации использовалась сеть таможни, к которой нужно было подключиться по специальным выделенным каналам. Использование таких каналов и, соответственно, их прокладка, а также разработка и внедрение специализированного программного обеспечения требовало значительных затрат;
2. В нормативных документах, на тот период времени, отсутствовала регламентация сроков. Это затягивало процесс проведения таможенных процедур, хотя технология должна была ускорять этот срок;
3. Информационные базы таможенного брокера и таможни невозможно было синхронизировать, тем самым падала продуктивность, что также замедляло процесс. Нельзя было подготовить и передать все необходимые документы заранее;
4. ЭД- 1 подразумевала передачу текстовых, графических файлов и отсканированных документов. Отсутствовала формализация передаваемых документов. В итоге, работа с такими графическими файлами сильно ограничивала возможность оперативной подготовки и контроля данных, что также влияло на скорость совершения таможенных процедур в негативную сторону [История электронного декларирования в России…].
Данные причины явились проблемой для массового внедрения такой технологии у брокеров. Но несмотря на это, от бумажных носителей постепенно начали отказываться. Декларации на товары стали записываться на USB- накопители в необходимом формате многими таможенными брокерами. Они также прилагали к ним все необходимые документы и сведения, и передавали таможенному инспектору, подобно бумажным декларациям.
С принятием Приказа ФТС России № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей совершения таможенных процедур, связанных с перемещением товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет», открылась реальная техническая возможность работы по новой, наиболее удобной и достаточно эффективной технологии ЭД- 2. Данная технология представляет собой передачу данных посредством сети Интернет.
9 сентября 2008 года была выпущена первая декларация по технологии ЭД- 2. Тогда и началось внедрение новой технологии в систему ФТС России. Уже в 2010 году все таможенные посты, уполномоченные принимать декларации, могли принимать их непосредственно в электронном виде по сети Интернет [С 1 января…].
Таблица 1
Различия технологий электронного декларирования товаров
Наименование технологий ЭД-1 ЭД-2
Тип подключения Ведомственная сеть таможни по выделенному каналу связи Сеть “Интернет”
Требования к разработке и передаче данных Закрытые Открытые, документ опубликован на сайте ФТС РФ
Разработчик программного обеспечения Единственным разработчиком является СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» Несколько десятков разработчиков. Им может являться любая компания, которая прошла аттестацию ФТС РФ
Стоимость внедрения и эксплуатации брокером Высокая. Необходимость в выстраивании узла связи “у себя” для подключения к сети таможни (до 1,5 млн. рублей) Низкая при использовании услуг, предоставляемых оператором.
Средняя при внедрении узла связи “у себя”, при этом присутствует возможность выбора программного обеспечения (до 400 тыс. рублей)
Доступ к электронному архиву Только в ручном режиме Автоматически, посредством ПО
Тип пересылаемой информации Неформализованный (сканы и фотографии) Формализованный
Формирование протокола ошибок в ДТ Осуществляется вручную инспектором Автоматически
Источник: [Усков А. В.].
Как итог, 1 декабря 2013 г. совершение таможенных операций в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств с применением технологии ЭД-1 отменено. ЭД-2 становится главным и основным способом совершения таможенных процедур, а с 1 января 2014 года было решено, что все товары будут декларироваться только в электронной форме. Бумажные ДТ используются только в исключительных случаях. На сегодняшний день 99,9% всех деклараций подаются в электронном виде [История электронного декларирования в России…].
Такое развитие электронного декларирования в РФ поспособствовало созданию Центров электронного декларирования (ЦЭД). Такие специализированные таможенные посты обеспечивают декларирование товаров исключительно в электронном формате и вызволяют реализовать технологию удаленного выпуска товаров.
1.2. ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
Сам процесс электронного декларирования можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовка электронной декларации на товары и электронного пакета документов;
2. Размещение пакета электронных документов в Электронном архиве документов декларанта (ЭАДД);
3. Подача электронной декларации на товары в таможенный орган;
4. Обмен данными декларанта с таможенными органами;
5. Выпуск ДТ;
6. Корректировка электронной декларации на товары после выпуска.
На первом этапе электронного декларирования, декларанту предстоит сформировать электронную декларацию на товары. Для этого ему предстоит выбрать программу, с которой удобно работать, так как они все идентичны по статусу [Краткое описание процесса…]. Существует множество программ, с помощью которых осуществляется заполнение декларации. К числу таких программ относятся следующие:
1. Автоматизированное рабочее место (АМР) декларанта «Феанор». Разработчиком данного ПО является ООО «СофтЛэнд, которое также является основным разработчиком программного обеспечения для ФТС России. С помощью данной программы можно заполнить все необходимые документы партии товаров, подготовить документы для отправки в таможенный орган (распечатать на бумаге или создать электронную копию) [Автоматизированное рабочее место…];
2. Комплекс программных средств «Электронное декларирование товаров и транспортных средств. Декларант». Разработчиком данного программного продукта является НПО «Персей». Данная программа предназначена для декларантов или таможенных представителей, осуществляющих таможенное декларирование в электронной форме товаров, перемещаемых через таможенную территорию ЕАЭС, и позволяет подготовить документы, необходимые для декларирования товаров в электронной форме [Комплекс программных средств…];
3. ВЭД-ТПО - разработчиком данной программы является компания СТМ. Наибольший интерес данная программа представляет для физических лиц, занимающихся совершением таможенных операций в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств [ВЭД- ТПО…];
4. ВЭД-Декларант - разработчиком данной программы также является компания СТМ, но, в отличии от предыдущей программы ВЭД ТПО, данная программа ориентирована на юридических лиц, она также, как и другие программы, позволяет создать полный электронный пакет документов, необходимых для подачи в таможенный орган [ВЭД- Декларант (базовая версия) …];
5. «Альта-ГТД» - разработчик данной программы - компания «Альта Софт». Данная программа также позволяет заполнять, печатать и выгружать в электронный формат более сотни необходимых документов для осуществления таможенных процедур, связанных с перемещением товаров [Альта- ГДТ…];
Для более точного рассмотрения процесса электронного декларирования товаров, автор приводит пример работы декларанта с программой “Альта-ГТД”.
На первом этапе декларанту предстоит заполнить ДТ в программе.
Далее, на базе ДТ формируются взаимозависимые документы – ДТС и Опись. Опись в таможню не отправляется, однако применяется для подготовки формализованных документов, а также их отправки в архив таможни.
Все документы, указанные в 44 графе ДТ, должны быть представлены в виде формализованных электронных документов, где каждая позиция представлена в виде поля соответствующего наименования и значения этого поля. Эти документы также должны быть размещены в электронном архиве декларанта до передачи ДТ в таможню. Документы подготавливаются в Описи, отправляются в архив, а затем ссылки на архив передаются в графу 44 ДТ.
Основным документом, регламентирующим процесс работы с ЭАДД, является «Порядок информационного взаимодействия при работе с электронным архивом декларанта» [Система таможенного оформления…, с. 134]. В соответствии с данным Порядком, ЕАИС ТО предоставляет декларанту сервис, специализирующийся на хранении электронных документов участников ВЭД, использующихся в процессе декларирования. Сервис, который гарантирует создание и сопровождение электронных архивов документов декларанта, размещается на уровне Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС.
Каждому архиву документов при создании присваивается уникальный идентификатор, который передается декларанту после размещения данных на сервере. Помещение документов в ЭАДД осуществляется непосредственно из программы декларанта. Далее, при помещении документов в архив ЕАИС ТО, каждому документу в автоматическом режиме присваивается индивидуальный номер идентификатор. Таким образом, при подаче электронных деклараций на товары в таможни, находящиеся в подчинении разных РТУ, в описи электронных деклараций на товары можно указывать идентификатор одного и того же документа [Альта- ГДТ: руководство пользователя, с. 77- 81].
Необходимо отметить, что в результате размещения электронных документов в ЭАДД сами электронные документы таможенному органу не предоставляются. Моментом их предоставления таможенному органу является непосредственно подача электронной декларации, в которой указаны ссылки на эти документы с их идентификаторами. Только после этого инспектор таможни имеет возможность запросить и ознакомиться с документами, помещенными в архив и указанными в графе 44 ЭДТ. Важным моментом при размещении электронных документов в ЭАДД является их подписание электронной цифровой подписью (ЭЦП). Данное требование закреплено в Приказе ФТС России от 17.09.2013 № 1761 "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля", где указывается, что взаимодействие декларантов с таможенными органами осуществляется посредством электронного обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.
На третьем этапе декларирования, декларант, посредством интерфейса программы, выполняет команду отправки ее в таможенный орган.
Далее, после отправки, происходит взаимодействие декларанта и таможенного органа.
Основные статусы в программе фиксируют этапы успешной проверки:
1. Открытие процедуры.
2. ДТ отправлена.
3. ДТ получена.
4. ДТ присвоен номер.
5. Идет проверка.
6. Идет досмотр.
7. Решение по ДТ.
Дополнительные статусы информируют о приходе сообщений от таможни (запросы, уведомления), а также о неуспешном прохождении проверки:
– Запрошены документы!
– Уведомление о досмотре!
– Получен протокол ошибок!
– Системная ошибка!
– Отказано в приеме ДТ.
– Декларация отозвана [Альта- ГДТ: руководство пользователя, с. 81- 82].
Другими словами, при отправке декларации в таможенный орган, на стороне этого органа проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации структуре и форматам, соответствия предоставленных документов всем установленным требованиям, а также производится проверка подлинности электронной подписи. Если сотрудником выявлены ошибки или неточности (неверно указан вес нетто и брутто, неправильная таможенная стоимость или опечатки), то на стороне декларанта будут видны соответствующие уведомления, то есть дополнительные статусы.
В процессе совершения таможенных процедур, связанных с перемещением товаров допускается внесение изменений в базовые документы (ДТ, ДТС, КУТС). До момента регистрации ДТ (присвоения номера) изменения можно вносить только в ответ на протокол ошибок форматно-логического контроля (ФЛК). После регистрации можно посылать измененный пакет документов как по соответствующем запросу инспектора (Запрос на внесение изменений), так и по собственной инициативе. В любом варианте инспектор должен принять решение по полученной измененной ДТ и прислать в ответ на отправленные изменения сообщение «разрешить» или «отказать».
В случае успешного прохождения контроля пакетом документов, а также отсутствия условий отказа в регистрации, декларация регистрируется в таможенной системе. В ходе регистрации декларации присваивается индивидуальный регистрационный номер, который направляется декларанту в электронном сообщении с указанием даты и времени регистрации документов таможенным органом.
Последний этап электронного декларирования заключается в корректировке электронной декларации после выпуска товара [Альта- ГДТ: руководство пользователя, с. 84].
Согласно пункту 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 (ред. от 21.05.2019) "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, в случаях, когда обращение декларанта не представляется. Обращение и документы подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что в случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Пунктом 36 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утверждённого приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761, установлено, что если у декларанта возникла необходимость внести изменения и (или) дополнения в сведения, заявленные в ЭДТ, после выпуска товаров, то декларант с использованием специализированного программного средства в адрес таможенного органа декларирования в электронной форме направляет:
• обращение о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ЭДТ, после выпуска товаров с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ЭДТ;
• ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку декларации на товары;
• документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
• перечень прилагаемых документов.
Таким образом, обращение и (или) документы, необходимые для внесения изменений после выпуска товаров, направляются в таможенный орган с использованием информационных систем в рамках открытой процедуры декларирования по конкретной ДТ.
В ответ на решение таможенного органа декларант направляет в его адрес согласие или несогласие с решением таможенного органа, содержащееся в электронном сообщении. В случае согласия с решением таможенного органа декларант осуществляет корректировку электронной декларации и представляет ее в таможенный орган в электронной форме с комплектом документов, перечень которых определен п.38 Приказа ФТС № 1761.
Подводя итог, можно сказать, что сам процесс электронного декларирования включает в себя шесть этапов, которые содержат в себе весь процесс подготовки необходимых документов и сведений декларантом в таможенный орган, заполнение самой ДТ, последующее размещение электронного пакета документов в ЭАДД и подачу декларации в таможенный орган для проверки и контроля, а также последующую корректировку сведений в декларации после выпуска товаров при необходимости.
1.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
По общему правилу декларирование товаров производится в электронной форме [п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС]. Поэтому, когда говорят о декларировании товаров, обычно имеют в виду таможенное декларирование товаров в электронной форме.
В то же время декларирование в письменной форме допускается в некоторых случаях. К примеру [п. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС]:
? при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
? в отношении товаров для личного пользования;
? в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
? в отношении транспортных средств международной перевозки.
Электронное декларирование также не применяется, если у таможенного органа нет возможности принять декларацию в электронной форме, в связи с неисправностью используемых информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (например, Интернета), отключением электроэнергии [п. 5 ст. 104 ТК ЕАЭС].
Электронное таможенное декларирование в России производится на основе таможенной декларации в виде электронного документа, иными словами – на основе электронной таможенной декларации, которая подписывается электронной подписью.
И даже подача таможенной декларации на бумажном носителе в общем случае сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида [п. 5 ст. 109 ТК ЕАЭС].
Форма декларации на товары и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 ) "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (вместе с "Порядком заполнения декларации на товары").
Что касается структуры и формата декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида декларации на товары в виде документа на бумажном носителе, то они утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 2 "О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации". Если структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов, таможенный орган откажет в регистрации такой декларации [пп. 5 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС]. Следовательно, и товар в общем случае не будет выпущен таможней.
Для подачи электронной декларации на товары существует сервис «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте ФТС России.
Процедура информационного взаимодействия декларанта с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов (ЕАИС ТО) применяется при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме в соответствии:
• со спецификацией интерфейса взаимодействия, разработанной в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФТС России № 52 от 24.01.2008 г. «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет». Данный приказ утвердил порядок предоставления технической документации, которая регламентирует процесс взаимодействия информационных систем таможенных органов и информационных систем участников внешнеэкономической деятельности, предназначенных для представления сведений таможенным органам в электронной форме. Также был утвержден порядок прохождения испытаний, направленных на взаимодействие информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
• с Приказом ФТС России № 1230 от 03.10.2008 г. «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации». Данный документ был принят в целях создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу ЕАЭС, сокращения времени совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, внедрения безбумажных технологий при таможенных операциях и таможенном контроле. Также для повышения эффективности таможенного контроля посредством использования дополнительной информации о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах и транспортных средствах.
• с Приказом ФТС России № 845 от 22.04.2011 г. «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Данный документ официально разрешил декларировать товары, которые находятся в регионе деятельности, отличном от региона деятельности таможни и регламентировал порядок совершения таможенных операций.
• с Приказом ФТС № 1761 от 17.09.2013 г. «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (вступил в силу с 12.11.2014). Этот приказ определяет последовательность действий по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) при представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров, а также при взаимодействии между таможенными органами и декларантами после выпуска товаров и при осуществлении таможенного контроля товаров, декларируемых в электронной форме.
• с Приказом ФТС России № 2081 от 01.11.2013 г. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Данный приказ был создан с целью упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.
1.4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ И УДАЛЕННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ