Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Особенности проведения идентификации товаров в таможенных целях

rock_legenda 2575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2022
Целью выпускной квалификационной работы является изучение форм и способов работы Татарстанской таможни по борьбе с контрафактными и фальсифицированными товарами. Для достижения поставленной цели были предприняты попытки решения следующих задачи: – Изучение понятий, видов и классификации контрафактной и фальсифицированной продукции; – Исследование механизма выявления таможенными органами контрафактных и фальсифицированных товаров; – Анализ деятельности таможенных органов по обнаружению и борьбе с ввозом контрафактной и фальсифицированной продукции; – Рассмотрение порядка действий таможенных органов по выявлению контрафактной и фальсифицированной продукции; – Рассмотрение административных расследований, проводимых по административным правонарушениям в соответствии со статьями 7.12 и 14.10 КоАП РФ; – Разработка процедур по совершенствованию мер борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукции. Объектом исследования является деятельность Татарстанской таможней по выявлению контрафактной и фальсифицированной продукции. Предметом исследования являются способы, методы, нормативно-правовая база, применяемые Татарстанской таможней в борьбе с контрафактными и фальсифицированными товарами. Методологической основой исследования явились общенаучные методы познания: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный и статистический анализ. В работе также использовались методы моделирования, синтеза, индукции, дедукции, обобщения сравнения и сопоставления полученной информации. Теоретическими основами исследования являются научные труды отечественных авторов (А.Н. Артемьева, О.Ю. Бакаева, С.Ю. Барсуковой, Е.С. Грачева, С.П. Еськова, В.Н. Кузнецова, В.П. Кутина, Е.А. Макарова, В.В. Радаева) Нормативной базой исследования являются законодательные акты (Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс ЕАЭС) Эмпирическая основа исследования включает данные статистики и информационно-аналитические отчёты о деятельности ФТС России и судебные решения по делам о защиты прав интеллектуальной собственности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.
Введение

В настоящее время производство и сбыт контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке является одной из самых острых проблем, поскольку она не только способствует развитию недобросовестной конкуренции, но также подрывает экономическую безопасность государства и ставит под угрозу жизнь и здоровье его населения. Уменьшение объема продаж оригинальных товаров и недополучение правообладателями товарных знаков прибыли в результате замещения их продукции контрафактными и фальсифицированными изделиями, не поступление в государственный бюджет части акцизов и налогов, расходы бюджета на профилактику контрафактной деятельности, на содержание и финансирования правоохранительных и таможенных органов в части выполнения ими функций по выявлению и пресечению контрафакта и фальсификата, а также затраты на квалифицированных экспертов, в задачи которых входит процесс аутентификации товаров – все это негативные последствия развития контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации реализуется на основе норм гражданского права, законодательства об административных правонарушениях и норм уголовного законодательства. В Российской Федерации определяющая роль в выявлении и борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, перемещаемой через границу, отведена таможенным органам. В пределах своей компетенции таможенные органы Российской Федерации осуществляют: выявление и задержание контрафактной и фальсифицированной продукции; взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и прочее.); проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными брендами; изъятие и уничтожение контрафактной и фальсифицированной продукции; проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем; составление и ведения Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; взаимодействие с предпринимательскими объединениями и иными правоохранительными структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной и фальсифицированной продукции. Согласно данным, указанным на официальном сайте Федеральной таможенной службы, в 2019 году таможенными органами было выявлено 11 млн единиц контрафактной продукции, что на 5,2 млн единиц менше, чем в 2017 году и на 0,9 млн больше, чем в 2017 году. Общая сумма предотвращенного ущерба, который мог быть причинён правообладателям за три года, составил порядка 17 млрд. рублей [50]. Также значительную роль в противодействии правонарушениям и преступлениям в сфере оборота контрафактной и фальсифицированной продукции исполняют такие государственные органы, как: – Министерство внутренних дел; – Федеральная антимонопольная служба; – Федеральная налоговая служба; – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, несмотря на достаточно активную совместную работу государственных органов в делах по выявлению и задержанию контрафактной и фальсифицированной продукции и доведение соответствующих дел до суда, проблема распространения поддельной продукции на российском потребительском рынке не только сохраняется, но имеет отрицательный рост. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что тема выпускной квалификационной работы несомненно является актуальной. Особенно учитывая, что сложившаяся ситуация на российском рынке не только не улучшается, но и имеет негативные тенденции.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические аспекты выявления контрафактных и фальсифицированных товаров 7 1.1 Понятие контрафактных и фальсифицированных товаров, виды и классификация 7 1.2 Механизмы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции 21 2 Опыт Татарстанской таможни по обнаружению ввоза контрафактных и фальсифицированных товаров и борьбе с ними 33 2.1 Формы таможенного контроля по выявлению контрафактной и фальсифицированной продукции в Республике Татарстан 33 2.2 Административные расследования по административным правонарушениям как форма борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в Татарстанской таможне 57 2.3. Оценка методов защиты продукции и товаров от подделок в Республике Татарстан 71 3 Мероприятия по ужесточению и совершенствованию мер борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в Республике Татарстан 74 3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией 74 3.2. Мероприятия по ужесточению борьбы с контрафактом в Республике Татарстан 79 Заключение 95 Список использованных источников 100
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http // www.consultant.ru. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ, ред. от 23.04.2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, ред. от 01.05.2019 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019 г.) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2001. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ, ред. от 02.12.2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 01.01.2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 6. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: федеральный закон Рос. Федерации от 23.09.1992 г. № 3520-1, ред. от (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 7. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон Рос. Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ, ред. от 02.01.2000 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон Рос. Федерации от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, ред. от 01.04.2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 9. Об обращении лекарственных средств: федеральный закон Рос. Федерации от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ, ред. от 12.04.2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 10. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ, ред. от 03.08.2018 г. №452. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. № 330, ред. от 31.03.2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 12. Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 05.12.2016 г. № 2592-р, ред. от 18.10.2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 13. О практике применения законодательства по защите интеллектуальной собственности, состоянии прокурорского надзора и мерах по усилению борьбы с пиратством в аудиовизуальной сфере: информационное письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 30.03.2001 г. № 36-15-01. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 14. О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП России: письмо ФТС РФ от 28.05.2007 г. № 01-06/19861. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 15. О направлении Методических рекомендаций: письмо ФТС РФ от 29.06.2007 г. № 01-06/24387. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.consultant. 16. О вопросах обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации: письмо ФТС Рос. Федерации от 30.06.2015 г. № 14-36/31557. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/15p31557/. 17. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: приказ ФТС Рос. Федерации от 13.08.2009 г. № 1488 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 г. № 15592) – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/09pr1488/. 18. Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов: приказ ФТС Рос. Федерации от 09.12.2010 г. № 2354, ред. 09.10.2019 г. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902258064. 19. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с "Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары"): решение Комиссии Там. Союза от 20.05.2010 г. № 257, ред. от 17.12.2019 г. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0257. 20. Основные производственные показатели деятельности ЦЭКТУ В III квартале 2019 года: пояснительная записка Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Рос. Федерации, утвержденная приказом ФТС Рос. Федерации «О контрольных показателях эффективности деятельности и индикативном показателе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на 2018 год» от 15 марта 2018 г. № 353». – Режим доступа: http://cektu.customs.ru. 21. Агамагомедова, С.А. Административно-правовые аспекты защиты интеллектуальных прав / С.А. Агамагомедова, А.В. Самарин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2016. – № 1 (17). – С. 32–37. 22. Артемьева, А.Н. Фальсификация товаров: законодательные аспекты и современные тенденции: сб. науч. тр. / А.Н. Артемьева, Н.Г. Паничева // Теоретические и практические проблемы развития экономики России. - М.: Владивосток: Изд-во РТА, 2015. 23. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России: учебник / О.Ю. Бакаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2017. - 214 с. 24. Барсукова, С.Ю. Три составные части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы / С.Ю. Барсукова. – М.: RusБренд, 2018. 68 с. 25. Барсукова, С.Ю. Криминальная экономика: производство и реализация контрафактной продукции / С.Ю. Барсукова. – М.: ЭКО, 2019 № 9. - 62-77 с. 26. Барсукова С.Ю. Контрафакт в вопросах и ответах / С.Ю. Барсукова. – М.: ЭКО, 2018. - 13-15 с. 27. Грачева, Е.С. Управление развитием внешнеэкономической деятельностью Российских организаций в условиях нестабильной международной среды / Е.С. Грачева // Роль таможенных служб в борьбе с контрафактной продукцией. – 2016. - №34. – С. 56-62. 28. Дадашева, Р.А. Понятие и сущность административной ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности / Р.А. Дадашева // Материалы Всероссийского научно-практического семинара. – 2016. – С. 80-81. 29. Еськова, С.П. Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности / С.П. Еськова, В.В. Коварда // Молодой учитель. – 2016. – №20. – С. 306-308. 30. Кузнецова, В.Н. Интеллектуальная собственность: учеб. пособие / В.Н. Кузнецова. – М.: Омск: СибАДИ, 2016 – 34 с. 31. Кутина, В.П. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав: сб. науч. тр. / В.П. Кутина // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решения. М.: – СПб.: Изд-во Омега-М, 2016. 32. Макарова, Е.А. Инновации в определении контрафакта и фальсификата / Е.А. Макарова, А.П. Сурник // Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект. – 2016. – № 5. –С. 24-29. 33. Ощепкова, Д.С. Интеллектуальная собственность как экономическая категория / Д.С Ощепкова, В. И. Лячин // Еженедельный журнал Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. – 2016– № 26. – С.18-21. 34. Рабец, А.П. К вопросу о совершенствовании положений четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации / А.П. Рабец // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 4. – С. 105-107. 35. Радаев, В.В. Рынки контрафактной продукции в России: сб. науч. ст. / отв. ред. серии В.В. Радаев // Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2018. - 113 с. 36. Семенова, В.В. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав: проблемы теоретического анализа: сб. науч.тр. / В.В. Семенова, Р.И. Тимофеева // Теоретические и практические проблемы развития экономики России. – М.: СПБ: Изд-во Дрофа, 2016. 37. Сорокин, А.М. Различия национальных систем таможенной защиты прав интеллектуальной собственности: Научно-теоретический и аналитический журнал. / А.М. Сорокин // Управление мегаполисом. – М.: Изд-во НИК «КонтентПресс». – 2019. – № 5(41). – С. 146–151. 38. Сорокин, А.М. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках Евразийского экономического союза / А.М. Сорокин // Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Экономика и менеджмент системы управления. – 2015. - № 1.1 – С. 183–189. 39. Сурник, А.П. Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства: сб. науч. тр. / А.П. Сурник, Е.А. Макарова. – М.: Красноярск, 2016 – 694 с. 40. Катаев О.В. Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ О.В. Катаев, П.А. Волков. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-administrativn. 41. Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны [Электронный ресурс]/ С.А. Пискунов. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://lawlibrary.ru/article2066018.html. 42. Рейзер И.И. Покупателя к ответу! [Электронный ресурс] / ЭЖ-Юрист. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/product/yurist/5298/. 43. Анализ международной практики защиты внутреннего рынка от незаконного оборота промышленной продукции [Электронный ресурс]: анализ Евразийской Экономической Комиссии Департамента промышленной политики. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/. 44. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности [Электронный ресурс]: годовой отчет МВД Рос. Федерации о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: https://мвд.рф/. 45. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://egais.ru 46. DAT-система бренд-контроля [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://www.3888.ru/ru/ 47. Научное и лабораторное исследовательское оборудование [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://www.radonika.com/portativnyj_ramanovskyj_analizator_raport. 48. Электронная газета Республика Татарстан [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://rt-online.ru/p-rubr-prav-10111475. 49. Прокуратура РФ Новости [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: https://procrf.ru/news/691919-.html . 50. Официальный сайт Федеральной таможенной службы, годовой отчет [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://www.customs.ru. 51. Официальный сайт Роспотребнадзора [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/140904. 52. Судебная практика [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/. 53. Справка о практике проведении таможенного контроля в отношении реализуемой на внутреннем рынке контрафактной продукции иностранного производства [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com. 54. Официальный сайт Татарстанской таможни [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://customs.tatarstan.ru/. 55. Федеральная таможенная служба участникам ВЭД [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://ved.customs.ru/. 56. Технологии RFID и WMS идентификация и прослеживаемость Headline Animator [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://rfid-and-wms.blogspot.com/2010/03/pfizer-rfid.html. 57. Справочная информация: Правовой календарь на 2019 года [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 58. Агентство правовой информации, статистика административных правонарушений за 2017-2019 год [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/74. 59. Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12, 14.10 КоАП РФ – Сейчас.ру [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020.– Режим доступа: https://www.lawmix.ru/obsh/40365 . 60. Сводные статистические отчеты о деятельности районных (городских) судов за 12 месяцев 2019 года [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://usd.tatarstan.ru/rus/svodnie-statisticheskie-otcheti-za-12-mesyatsev-3352377.htm. 61. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://usd.tatarstan.ru/file/File/f2r-Y-2018-142.xls. 62. Сводные статистические отчеты о деятельности мировых судей РТ за 12 месяцев 2019 года [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://usd.tatarstan.ru/rus/svodnie-statisticheskie-otcheti-za-12-mesyatsev-335. 63. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://usd.tatarstan.ru/file/File/f2w-Y-2018-142.xls. 64. Решение арбитражного суда по делу № А32-33339 [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/LdtEzz5EruVV/. 65. Решение по делу о контрафактной продукции с символикой Кубка конфедераций и Мундиаля 2018 [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: https://ptproc.ru/ru/news/?nid=4307&a=entry.show. 66. Решение по делу о контрафактной продукции с товарным знаком «Hello Kitty» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – [Б. м.], 2020. – Режим доступа: http://customs.tatarstan.ru/index.htm/news/1166984.htm.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты исследования методов выявления контрафактных и фальсифицированных товаров 1.1 Понятие контрафактных и фальсифицированных товаров, виды и их классификация В различной литературе и средствах массовой информации понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция зачастую употребляется вместе и воспринимается как синоним, однако по своей природе это два самостоятельных понятия. Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [6]. Основополагающим документом в области регулирования объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Так, в ст. 1225 ГК РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» указано, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) базы данных; 2) изобретения; 3) исполнения; 4) коммерческие обозначения; 5) наименования мест происхождения товаров; 6) полезные модели; 7) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 8) произведения науки, литературы и искусства; 9) промышленные образцы; 10) секреты производства (ноу-хау); 11) селекционные достижения; 12) сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 13) товарные знаки и знаки обслуживания; 14) топологии интегральных микросхем; 15) фирменные наименования; 16) фонограммы[4]. Согласно ст. 1252, п. 4 ГК РФ «Защита исключительных прав», в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными [4]. Также в ст. 1515, п. 1 ГК РФ «Ответственность за незаконное использование товарного знака» дано следующее понятие контрафактной продукции: «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Указанные правовые нормы дополняют друг друга и позволяют выделить следующие виды контрафактной продукции: (ст. 1515 п. 1, ст. 1252 п. 4 ГК РФ) – Нарушение исключительных прав других лиц. – Незаконное использование технических решений и разработок, на которые оформлены патенты. – Незаконное размещение товарных знаков (брендов) на товарах, имеющих сходные качества, вплоть до полного смешения. – Подделка внешнего вида товара, его оформления, дизайнерских решений и находок, при этом наносится неидентичный товарный знак[4]. В целом под контрафактным товаром понимается продукция, которая выпускается, распространяется или иначе используется (включая импорт, перевозку, хранение) с нарушением интеллектуальных прав правообладателей. В первые годы экономических преобразований в стране (начало 1990-х гг. 20 века) термин «контрафакт» ассоциировался с поддельной аудио- и видеопродукцией, а впоследствии получил более широкое толкование. Контрафактную деятельность можно определить, как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы» [24. с. 357-359]. Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей. Контрафактная продукция — продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудио видеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т. п. [24, с.13]. Номенклатура контрафактной продукции охватывает все без исключения сектора хозяйственной деятельности: одежда (в особенности спортивная), обувь, парфюмерная и косметическая продукция, лекарства, автомобильное оборудование, табак, алкогольные и безалкогольные напитки и т. д. Доли контрафакта сильно варьируются в зависимости от товарных категорий, в связи с чем имеет смысл разделить их на четыре основные сферы: 1) сферу господствующего распространения контрафакта — на уровне 70–80 % (аудио- и видеопродукция); 2) сферу массового распространения контрафакта — на уровне 30–40 % (одежда и обувь, алкогольная продукция); 3) сферу широкого распространения контрафакта — на уровне 10–15 % (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства); 4) сферу ограниченного распространения контрафакта — на уровне 1–2 % (чай, кофе, бритвенные лезвия и др.) [35, с.43]. Контрафакт включает в себя качественно разнородные элементы, в разной степени затрагивающие интересы потребителей и правообладателей и предполагающие различные меры борьбы. Общепринято классифицировать контрафактную продукцию на три типа: 1) подделка; 2) товар-имитатор; 3) серый (параллельный) импорт. Подделка – это продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней поддельных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Качество и цена контрафактной продукции могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, но неизменным остается незаконное использование товарного знака, принадлежащего тому или иному правообладателю [23, с.59]. Как правило подделывают тот продукт, который уже завоевал рынок и имеет высокую лояльность потребителей. Самые известные бренды содержат наибольший соблазн для контрафактного дублирования. Также объектами подделок оказываются такие товары, как: – продаваемые на территории России; – не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки; – не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов [32, с.29]. В большей степени подделки распространены в сфере одежды, обуви или детских игрушках, где доминирует продукция Китая. К группам риска относится алкогольная продукция, сигареты, минеральная вода, чай и кофе. В то же время скоропортящиеся молочные продукты, а также сложные электробытовые товары могут вовсе избегать подобной участи. Таким образом, некоторые виды товаров защищены от подделок сложной технологией их изготовления и своеобразной упаковкой, требующих особого оборудования. Так, подделать профессиональный лак для волос куда сложнее, чем чай или коньяк, а батарейки – намного легче, чем электробритву. Товар-имитатор контрафакта – имитация известного бренда под видом самостоятельного товарного знака. Иными словами, делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение. На языке юристов это называется «сходством до степени смешения». Например, есть лаки для волос «Taff» и «Taft», а наряду со знаменитой маркой «Nivea» можно встретить косметическую продукцию товарного знака «Livea» с характерным синим фоном и белыми буквами. Наряду с «Виагрой» можно нечаянно купить «Вигру» с той же формой таблетки (голубой ромб). Или, например, шоколад «Аленушка» как прототип известной с советских времен марки «Аленка». Как правило, этими товарами являются предметы декора, мебель, часы, украшения, одежда [24, с.15]. Серый или параллельный импорт – это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну. Серый импорт считается безусловным элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя ценовой демпинг. К тому же осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок [24, с.22]. Под параллельный импорт попадают товары: – не ввозимые официальными дилерами и не производимые на территории РФ; – нескоропортящиеся товары; – товары, не относящиеся к акцизным товарам; – товары, продаваемые с большими скидками в других странах [32, с.38]. До недавнего времени остановить серый импорт было довольно сложно в силу преобладания мнения, что к контрафакту правомерно причислять исключительно подделки. На сегодняшний день действия таможни, судов, правоохранительных органов все чаще опираются на широкое толкование контрафакта. Индикаторами контрафакта является цена, качество и место реализации. Каналами сбыта контрафактной продукции являются открытые рынки, Интернет-магазины, уличная торговля с рук, маленькие магазинчики, киоски, ярмарки, аптеки и магазины, не входящие в состав сетей и расположенные в отдаленных районах. Спрос на контрафактные товары связан с: – невозможность приобретения фирменных товаров по маркетинговым причинам; – низкий уровень доходов населения; – отдельные потребительские характеристики (например, отношение к контрафакту); – сам продукт (например, его цена или воспринимаемое качество); – стремление людей к получению высоких доходов. При этом география реализации контрафакта может быть различной: подделки одних брендов сосредоточены в дальних регионах, других – представлены в столице. В первом случае минимизируют риск, во втором – максимизируют оборот, ориентируясь на города с высоким уровнем потребления [31, с 12]. При высоком качестве контрафакта обычно устанавливается сопоставимая цена. Высокая цена служит косвенным доказательством оригинальности продукта. При этом даже продавцы контрафакта, не говоря уже о потребителях, могут не догадываться о его природе. Цены на оригинал и контрафакт будут одинаковы и в том случае, если при реализации используется тактика «миксования», т.е. смешения этих товаров. Например, для маскировки можно закупить небольшую партию настоящей продукции, реализовать ее, а потом под прикрытием документов на оригинальную продукцию продвигать в торговую сеть подделку. Явно заниженная цена, должна являться индикатором для менеджеров, в обязанности которых входит выявление контрафакта. Низкие цены на подделки обусловлены отсутствием затрат на рекламу, на сертификацию, на налоги, а также по ряду товаров на современное оборудование. В случае явно низкой цены некорректно говорить об обмане потребителя. Как правило, покупая дешевую подделку, покупатель сознательно предпочитает сигнальную функцию бренда его потребительским качествам [31, с. 19]. Контрафактное производство тесно связано с импортно-экспортными операциями. Во-первых, существует своеобразное разделение труда между странами на «черном» рынке контрафакта. Так, контрафактные сигареты, произведенные в России, идут преимущественно на экспорт в силу ценовой разницы на российском и западном рынках. А вот для контрафактных лекарств Россия, наоборот, крайне привлекательна. У нас только официально безрецептурный сегмент рынка достигает 63%, а реальная доля – около 80%. Кроме того, в настоящее время на российском фармацевтическом рынке действует 7 тыс. предприятий оптовой торговли. Для сравнения: в Германии на рынке работают 10 дистрибьюторов, во Франции – 4. Так что, максимизируя прибыль и минимизируя риск, мировой криминальный бизнес выбирает площадки сбыта фальсифицированной и контрафактной продукции. Во-вторых, зачастую для реализации контрафактного товара необходимо придать ему статус импорта. Это непременное требование легальной реализации в случае, если оригинальный продукт внутри страны не производится: тогда производимый в России поддельный продукт фиктивно экспортируется, а затем импортируется на территорию РФ как легальная продукция. Что касается производителей подделок, то в них участвуют разные типы предприятий, что видно на Рисунке 1.1.1. Рисунок 1.1.1 - Типы предприятий, участвующих в производстве контрафактной продукции [24, с.64] Термин фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком смысле, можно рассматривать как действия, нацеленные на ухудшение тех или иных потребительских качеств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся значимыми для потребителя. Определения «контрафакт» и «фальсификация» различаются с правовой точки зрения: под контрафактом понимается нарушение интеллектуальных прав, а под фальсификацией – нарушение технологии производства. Отсюда следует, что контрафактная продукция может быть и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не быть контрафактной. Стоит отметить, что ГК РФ не закрепляет определения фальсифицированной продукции. Анализ же законодательства позволяет выделить следующие источники, в которых упоминается термин «фальсификат»: – в ст. 4, п. 37 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) –"Об обращении лекарственных средств» дано следующее понятие: «Фальсифицированное лекарственное средство – это лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе» [9]; – в ст. 1 «Основные понятия» закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018 года) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» указано: «Фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной» [7]. Таким образом, под фальсифицированным товаром понимается товар, который отличается от оригинального не просто внешним видом, а внутренней составляющей, то есть качественными характеристиками, а под фальсификацией — качественное изменение товара с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный товар. Понятие фальсифицированной продукции применяется в основном в отношении лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков как алкогольных, так и безалкогольных, табачных изделий. Наиболее опасным является производство и распространение фальсифицированных лекарственных препаратов, применение которых может нанести непоправимый вред здоровью человека и даже привести к летальному исходу. Реализация подобных лекарственных средств является незаконной и запрещена на территории РФ. В отдельных случаях понятие фальсифицированной продукции может применяться и к таким товарам, как игрушки, посуда, одежда и обувь, в случае если при производстве этих товаров использованы материалы, которые могут содержать опасные вещества. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации товаров: – ассортиментная (видовая): – информационная; – качественная; – количественная; – комплексная; – стоимостная. Ассортиментная фальсификация осуществляется путём полной или частичной замены товара его заменителями с сохранением нескольких или одного признаков [22, с.19]. Ассортиментная фальсификация классифицируется по следующим признакам: 1) По происхождению заменителей: непищевые, пищевые иной группы, пищевые той же группы, вода и имитаторы. 2) По сходству признаков: по упаковке, по внешнему виду, по вкусу и запаху, по консистенции, по внутреннему строению. 3) По безопасности: опасная, безопасная. К ассортиментной фальсификации, прежде всего, относят пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей ассортиментной фальсификации. Пересортица – действия, направленные на обман получателя или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. Яркими примерами пересортицы являются: – замена муки высшего сорта на первый; – муки ржаной сеяной на обдирную; – замена яиц 1 категории на яйца 2 категории; мяса высшего сорта на 1 сорт и т.п. Качественная фальсификация – это подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок, или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов. Объектами данного вида фальсификации служат пищевые продукты с различными добавками или нарушенными рецептурами. Для качественной фальсификации той или иной группы товаров в РФ необходимы следующие условия: 1) Наличие в продаже различных пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и др. компонентов. 2) Действие законодательных нормативов по применению различных пищевых добавок в продовольственные товары. 3) Отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тех или иных добавок. 4) Отсутствие и бездействие законов, направленных против введения в заблуждение населения и распространению заведомо ложной информации о свойствах товара. Количественная фальсификация подразумевает обман потребителя за счёт значительных отклонений параметров товара, превышающих предельно допустимые нормы отклонений (недовес или обмер) [22, с.15]. Такой вид фальсификации может существовать по причине неточных средств измерения, например, весов; или по причине неверных методов измерений, например, по массе брутто без учета веса упаковки, по массе нетто, учитывая вес упаковки или с применением дополнительных грузов. Стоимостная фальсификация – это обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями. Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассортиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара. В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются свободные цены, регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями, стоимостная фальсификация может использоваться либо для реализации фальсифицированной низкокачественной продукции или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для формирования потребительских предпочтений к данному товару с помощью демпинговых цен. Информационная фальсификация – это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о составе или свойствах товара [22, с.31]. Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется. При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные: – наименование товара и его логотип; – страна происхождения товара; – фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес; – количество товара; – состав продукта; – условия и сроки хранения. Чаще всего не указывается или указывается неправильно страна происхождения товара, а также фальсифицируется штриховой код. На российский рынок поступает значительное количество отечественных фальсифицированных товаров, а также импортных без указания страны происхождения и фирм изготовителя. Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской. Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом. Из вышеуказанного вытекает следующее – несмотря на то, что понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют сходства, их следует четко разграничивать. Эти понятия имеют различия с правовой точки зрения: если под первым понимается нарушения интеллектуальных прав, то под вторым – нарушение технологий производства. Кроме того, контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом. При этом признание товара контрафактным не всегда свидетельствует о его качестве. Для признания же продукции фальсифицированной необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе использование иных (не указанных в составе) компонентов. Предназначенная к реализации контрафактная продукция может быть, как фальсифицированной, так и подлинной (оригинальной) продукцией, но, например, с истекшими сроками хранения, либо оригинальной продукцией, но произведенной незаконопослушным правообладателем сверх объемов, отраженных в данных налоговой и иной официальной отчетности. Следовательно, понятие «контрафактная продукция» шире термина «фальсифицированная продукция», причем некачественные изделия являются частным случаем контрафактной продукции, поскольку объем понятия «контрафактная продукция» полностью включает в себя объем термина «фальсифицированная продукция». 1.2 Механизмы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции Очевидно, фальсификация и контрафакция – многоаспектная проблема в силу многообразия типов подделываемых компонентов, различий в дефектах и постоянно меняющейся стратегии фальсификаторов. Как только в отрасли появляются новые методы обнаружения поддельной продукции, контрафакторы, в свою очередь, изобретают обходные пути. Связи с этим требуется целый комплекс испытаний для обнаружения контрафактных и фальсифицированных изделий. Чтобы понять, является ли объект контрафактным или фальсифицированным, необходимо определить его соответствие обязательным требованиям, установленным в нормативных актах. Для решения этой задачи необходимо иметь стандарты с описанием характеристик и основных показателей товара, средств и методик его испытаний. Однако во многих нормативно-технических документах такие данные носят рекомендательный, а не обязательный характер. Деятельность по выявлению и борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией входит в компетенцию таких государственных контролирующих и правоохранительных органов власти, как [23, с.214]: – Федеральная таможенная служба (далее – ФТС). – Министерство внутренних дел РФ (далее – МВД). – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор). – Федеральный антимонопольная служба РФ (далее – ФАС). – Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). Основная нагрузка в задаче контроля всех поступающих из-за рубежа товаров ложится на таможенные инстанции. Таможенным органам отведена особая роль в борьбе с данными видами правонарушений. Таможенные органы Российской Федерации выполняют целый ряд функций, важнейшими среди которых являются: – осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; – создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; – обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу; – и другие. ФТС в своей работе сталкивается с двумя основными видами контрафакта: 1) первый – когда товар просто имитирует оригинал и не отвечает качественным характеристикам и требованиям безопасности. В этом случае возможной мерой борьбы является контроль качества товара при его ввозе на территорию РФ, его сертификация и лицензирование; 2) во втором случае на территорию РФ ввозится товар, отвечающий качественным характеристикам и требованиям безопасности. И хотя по качеству товар не хуже настоящего, право на допуск в торговый оборот по российскому законодательству имеет только владелец товарного знака. После того, как таможня получила право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 14.10 и 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), таможенные органы получили возможность защищать права владельцев товарных знаков. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Статья 28.1 КоАП РФ указывает, что в качестве таковых могут выступать сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, сведения, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях [23, с.214].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 62 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 65 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg