1 Теоретические основы валютного контроля экспортно-импортных операций в современных условиях хозяйствования
1.1 Понятие, цели и принципы валютного контроля
Чтобы проанализировать теоретические основы валютного контроля и регулирования в РФ рассмотрим его понятие, цели и принципы.
Существует достаточно большое количество определений валютного контроля. Валютный контроль определяется как:
- контроль над перемещением лицами через таможенную границу РФ национальной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей;
- контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
- составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
- как контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте [10, ст. 24].
Существует также законодательно закрепленная трактовка валютного контроля: валютный контроль это – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Учитывая выше перечисленные трактовки, можно составить сводное определение: валютный контроль представляет собой разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого при проведении валютных операций для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства.
Валютный контроль в широком смысле относится к соответствующей деятельности государства, направленной на сочетание отраслей промышленности и экономических секторов страны, действие которых связано с валютными операциями и применением валютных ограничений. В узком смысле валютный контроль ограничивается его осуществлением в отношении внешней торговли. Таким образом, валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования – инструментом его административного метода, который обеспечивает эффект валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных секторах экономики страны и, прежде всего, во внешней торговле.
Контроль за экспортно-импортными операциями может быть следующих форм:
- предварительный. Представляет собой проверку правильности информативности всех документов и сведений, представленных для реализации валютных операций;
- текущий. Производится в процессе реализации валютных операций;
- последующий. Проводится после завершения валютных операций.
Данные формы валютного контроля за экспортно-импортными операциями тесно взаимосвязаны, тем самым характеризуют непрерывность процесса контроля.
Цель и задачи валютного контроля предопределяются тем, что он есть продолжение валютной политики государства. Основная цель – защита национальной валюты от конкуренции со стороны других валют.
Задачи, стоящие перед валютным контролем это:
- поддержание стабильного курса национальной валюты;
- контроль над текущими операциями и движением капитала;
- поддержание оптимальной структуры платежного баланса[10, ст. 38].
Особым направлением валютного контроля является контроль над соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности — предпринимательства в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") [6].
Объектами валютных правоотношений выступают: валюта России, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Порядок осуществления валютного контроля зависит от вида (юридическое или физическое лицо) и статуса (резидент или нерезидент) субъекта валютных операций.
Субъектами валютного контроля выступают все без исключения участники валютных отношений:
- уполномоченные банки-резиденты;
- юридические лица-резиденты и нерезиденты;
- физические лица-резиденты и нерезиденты.
Валютное законодательство определяет (прямо или косвенно) и объекты валютного контроля. Это международные и осуществляемые на внутреннем валютном рынке операции с иностранной валютой, операции в национальной денежной единице, проводимые нерезидентами.
К объектам валютного контроля относятся также сделки с валютными ценностями, валютные и кредитные операции, осуществляемые банками, экспортерами и импортерами, инвесторами, кредиторами и прочими резидентами и нерезидентами.
Составной частью валютного контроля являются валютные ограничения — регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Валютный контроль выполняет две функции: учетную и регулирующую.
Данным функциям соответствуют два вида контроля: пассивный и активный. В рамках учетной функции органами валютного контроля проводится сбор и регистрация данных о валютных сделках, их статистический учет для определения тенденций развития платежного баланса и валютного положения страны. Валютный контроль при этом имеет пассивный (нейтральный), характер, не вмешивается в осуществление операций. Но при наличии предписаний относительно порядка и условий платежей, а также перемещения капиталов, которые запрещают, затрудняют, лимитируют или задерживают проведение этих сделок, валютный контроль носит активный регулирующий характер.
Проявление регулирующей функции находит отражение в прямом ограничении операций определенного вида либо в затруднении их проведения, если они не запрещены в принципе. Поэтому подвидами активного валютного контроля являются прямой, административно-законодательный и фактический. Прямой контроль предполагает наличие правил, запрещающих, ограничивающих, регламентирующих или задерживающих валютные платежи. Административно-законодательные меры контроля делают проведение валютных операций невыгодными, например, увеличивают цену товара или курс иностранной валюты для импортера. Фактический контроль, в отличие от прямого, содействует ограничению спроса на иностранную валюту, непосредственно не определяя размер ее расходования и использования.
По этой причине подвидами интенсивного денежного контролирования считаются непосредственный, административно-законотворческий и реальный.
Непосредственный надзор подразумевает присутствие законов, запрещающих, сдерживающих, регламентирующих либо удерживающих денежные платежи. Административно-законодательные мероприятия контролирования совершают осуществление денежных действий нерентабельными, к примеру, повышают стоимость продукта либо направление зарубежный денежной единицы с целью импортера. Реальный надзор, в различие с непосредственного, способствует ограничению спроса в зарубежную денежную единицы, напрямую никак не устанавливая объем её расходования и применения.
Сочетание указанных подвидов приводит к появлению комбинированного валютного контроля. К нему относится, в частности, система авансовых депозитов по импорту. С одной стороны, комбинированный вид является формой фактического валютного контроля, делающей импорт невыгодным вследствие увеличения издержек покупателя, и не содержит прямого ограничения платежа. С другой стороны, использование его как метода распределения валютных лицензий и контроля над фактическим совершением импорта позволяет отнести данную форму и к прямому валютному контролю, т.е. к валютным ограничениям.
На практике наиболее распространен смешанный вид, и в зависимости от направления валютной политики и других факторов в нем преобладает либо активный, либо пассивный вид валютного контроля. Необходимо дополнить, то, что в рамках стабилизирующей функции денежный надзор удерживает баланс платежного равновесия.
Степень использования валютного контроля определяется несколькими факторами:
- валютно-экономическим положением страны;
- состоянием платежного баланса;
- уровнем и динамикой официальных валютных резервов;
- направлением движения валютного курса [8, ст. 41].
При толковании и применении норм валютного законодательства возможны разночтения, нивелировать которые призваны принципы, установленные N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003. Подробнее они показаны на рисунке 1.1.1 [7].
Рисунок 1.1.1 – Принципы валютного контроля в РФ
Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны Федеральной налоговой службе (далее ФНС) и Федеральная таможенная служба (далее ФТС) – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводит к некоторой путанице в понимании вопроса. Итак, центральным органом государственной исполнительной власти, уполномоченным в области организации таможенного дела на российской территории, в данный период является Федеральная таможенная служба (ФТС России).
ФТС России также обеспечивает охранительную функцию в части борьбы с контрабандой, административными правонарушениями и преступными действиями. Помимо них центральный таможенный орган России выполняет и ряд других многочисленных и не менее важных функций. Всего за ней закреплено до 30 функциональных блоков, которые в совокупности носят в основном организационно-контролирующую направленность. Это подтверждает тот факт, что ФТС России является функциональным центром системы таможенных органов в России, возглавляет ее и обеспечивает целенаправленную деятельность всех подведомственных структур по реализации основных задач в области таможенного дела на территории страны.
ФТС контролирует валютные операции, связанные:
- с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза,
- с ввозом товаров в Российскую Федерацию,
- с вывозом товара из Российской Федерации,
- следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования,
- организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Деятельность ФНС, как органа валютного контроля:
- проведение проверок соблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, не кредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
- следит за соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации,
- следит за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) [21, ст. 65].
Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ.
Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы, в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если совершается, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продажа, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС).
Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга, то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно.
Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ.
Итак, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что валютное регулирование в Российской Федерации представляет собой важнейший инструмент осуществления валютной политики государства, систему определенных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих ее стабильное функционирование как необходимое условие поступательного развития экономики страны.
1.2 Нормативно-правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации
Валютный контроль - это деятельность компетентных органов государства по контролю за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства.
Нормативно-правовую базу валютного контроля и валютного регулирования, действующая на территории Российской Федерации, можно приставить в виде нормативно-правовых актов разных уровней, которые используют органы и агенты валютного контроля и их должностные лица, выполняющие соответствующие функции.
Вследствие того, что валютный контроль представляет собой элемент механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая база не оформлена в законченном виде и не имеет самостоятельного значения, как определенный связанный набор нормативно-правовых актов.
Данная база есть ничто иное как составная часть единой нормативной базы валютного регулирования, которая действует на территории Российской Федерации, что нельзя не учитывать при ее характеристике.
В первую очередь, это касается иерархической организации этой нормативной основы, которая включает в себя три уровня различных видов нормативных актов. Состав нормативно-правовой базы валютного контроля и валютного регулирования, действующего на территории Российской Федерации представлен схематично на рисунке 1.2.1 [11, ст. 124]
Главным принципом, который лежит в основе нормативной базы валютного контроля, является строгое соответствие нормативно-правовых актов, более низкого уровня иерархии актам более высокого.
Рисунок 1.2.1 - Состав нормативной базы валютного контроля
Использование этого принципа является непременным условием действенности нормативно-правовой основы валютного контроля, а значит и правильной работы системы валютного регулирования. Высший уровень организации нормативно-правовой основы валютного регулирования воплощается в Конституции России. В ней закреплены принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, которые связаны с кредитным, таможенным, финансовым, валютным, регулированием и его законодательном оформлении.
Средним уровнем данной иерархии является законодательный уровень. Он состоит из следующих нормативно-правовых актов:
1) постановления правительства,
2) письма и приказы федеральной таможенной службы,
3) письма и приказы Центрального банка Российской Федерации. Федеральные законы, содержащие положения, которые определяют основные направления действия механизма валютного контроля. В таблице использованные данные ежегодного сборника «Таможенная служба Российской Федерации». Документы, законодательно регламентирующие проведение валютного контроля и регулирования экспортно-импортных операций указаны в Приложении А.
Федеральный закон Российской Федерации от 10. 12. 2003 № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее ФЗ-173) является основным законодательным актом, регламентирующим осуществление валютного контроля в России. В этом законе определены принципы осуществления валютных операций в России, полномочия и функции и органов валютного контроля и валютного регулирования, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Главная цель закона – это обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка России, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. В статье 1 ФЗ-173раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций. В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
- приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
- приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
- приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
- ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
- перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
- перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
- перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Валютный контроль имеет свой собственный предмет, особый круг субъектов контроля и контролируемых объектов, специальные задачи и задачи, а также определенный набор методов контроля.
Более низкий уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, особенности которой наиболее полно проявляются, представляет собой совокупность различных типов подзаконных актов. Их основное содержание регулирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контрольных органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, используемых при осуществлении валютного контроля, и Порядок их оборота. Состав рассматриваемого уровня нормативной базы для валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, отличающиеся по своему статусу и значимости: указы и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, регламенты, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и т. Д.).
Особо стоит отметить, что с 1 марта 2019 года с изменением правила осуществления валютных операций в Российской Федерации, вступила в силу новая Инструкция Центрального Банка 181-И, которая ввела новые требования к подтверждению валютных операций.
Этот документ содержит 190 страниц, отменяет действующую до этого 138 инструкцию ЦБ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Инструкция 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» ввела ряд послаблений. Она:
- отменяет требование оформления паспорта сделки,
- отменяет справку о валютных операциях,
- исключает необходимость представления подтверждающих документов по договорам, не превышающим 200 тысяч рублей.
При этом сохраняется ряд требований к осуществлению валютных операций, выполнения которых банк будет требовать от участников ВЭД. В случае непредставления требуемых документов банк будет отказывать в проведении валютной операции.
Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов, но и в случае если данный валютный платеж нарушит положения статей 9, 12 или 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ-173). При выявлении нарушений в порядке и сроках предоставления документов по осуществлению валютных операций, банк сообщает в ФНС и ФТС РФ. Следствием чего будет требование о предоставлении подтверждающих документов по валютным операциям от налоговой и/или таможенной службы, штрафные санкции, выездная налоговая или таможенная проверка.
5 главных требований инструкции Центрального Банка №181-И:
- Первое требование.
Если проводится операция в иностранной валюте в банк представляют документы, связанные с проведением операции в иностранной валюте, не позднее 15 рабочих дней после зачисления $(иностранно валюты) на счет либо списания денежных средств со счета. До представления документов возможно списание с транзитного счета при представлении кода вида операции. Представляется только код вида операции без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.
- Второе требование. Если проводится валютная операция в рублях, в этом случае представляется расчетный документ по валютной операции (383-П) плюс документы, указанные в части 4 статьи 23 №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Представляется только расчетный документ по операции (383-П) без документов, если сумма сделки с нерезидентом – 200 000 рублей в эквиваленте.
- Третье требование — Необходимо предоставлять информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора) (УНК).
- Четвертое требование — Необходимо представлять документы, связанные с проведением операции.
- Пятое требование — Необходимо представлять информацию об ожидаемых сроках исполнения обязательств при списании с расчетного счета резидента аванса в пользу нерезидента.
Банк может отказать в проведении валютной операции не только в случае непредставления подтверждающих документов, но и в случае если данный валютный платеж нарушит положения статей 9, 12 или 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ-173) [7]
Важной отличительной чертой уровня подчиненных законодательных актов валютного контроля является постоянная изменчивость его состава. Нередко некоторые нормативные акты, утратившие свою актуальность, выходят из обращения, перестают действовать и в оборот вводятся новые документы, которые больше соответствуют требованию времени. Благодаря этому сохраняется высокий уровень эффективности нормативно-правовой базы валютного контроля, его способность быть эффективным инструментом решения актуальных проблем. Но принцип согласованности содержания подзаконных актов с положениями федеральных законов остается незыблемым.
Информационной основой для валютного контроля является набор информации, необходимой для осуществления органами валютного контроля агентами и их должностными лицами функций, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, а также открытием и ведением счетов. В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются в основном различные документы, а также информация, поступающая от организаций, участвующих в контрольных действиях.