Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Совершенствование системы экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе: таможенный аспект

rock_legenda 2450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2022
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: - определить понятие экономической безопасности государства; - рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства; - рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства; - определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства; - провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства; - рассмотреть таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства; - определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности. Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы. Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела, регулирующее отношения составляющее объект данного исследования. В качестве материала исследования выступают нормативные правовые акты в области обеспечения экономической безопасности России, внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, а также статистические сборники Росстата, результаты исследований российских ученых. Методологическая база выпускной квалификационной работы состоит из совокупности научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе, такие как формально-логический, структурно-функциональный, метод сравнительных исследований и другие методы научного познания. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но является залогом самого существования суверенного независимого государства. в последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществления множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует объективная необходимость собираемости налогов, защиты отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли. Безопасность представляет собой состояние защищенности объекта безопасности — личности, общества, государства, международного сообщества — от внутренних и внешних угроз, так и отсутствие таковых. Следовательно, обеспечение национальной безопасности включает в себя определение круга возможных угроз, предупреждение их и выработку мер и способов борьбы с ними. С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто, дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных так и зарубежных предпринимателей приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства. Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако, особая роль в обеспечении экономической безопасности таможенных органов, предопределяет необходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере. Для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний рынок, но и завоевывать внешние рынки. Россия переживает сложный этап своего развития, который характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны [64, с.110]. ТАК ВЕЗДЕ СДелать Таким образом, существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление на основе практики применения законодательных пробелов, определение эффективности действия принятого законодательства. Актуальность темы исследования подтверждается и вниманием к ней со стороны правоведов на протяжении длительного времени. Многие проблемы общей теории национальной и государственной безопасности разрабатывались в трудах Н.Н. Арзамаскина, Н.А. Босхамджиевой, В.Г. Вишнякова, А.В. Возженикова, С.В. Гущина, М.И. Дзлиева, А.И. Елистратова, А.А. Кайгородцева, И.Б. Кардашовой. Исследованию таможенной политики посвятили свои труды такие авторы, как: С.И. Истомин, Б.Н. Габричидзе, Н.А. Суслов, А.Ю. Кирсанов, Т.Ю. Юркин. Исследованию экономической безопасности посвящены труды Гранкина М.И., Стрельникова К.А.. однако, в современной литературе не достаточно уделено внимания роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время, таможенное законодательство, претерпело существенные изменения. Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становится важным фактором формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 6 1.1 Понятие экономической безопасности государства 6 1.2 Правовые основы экономической безопасности государства 15 2 Таможенные органы в системе органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства 22 2.1 Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 22 2.2 Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 32 2.3 Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 44 3 Таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства 61 3.1 Анализ действующего законодательства в сфере регулирования таможенного контроля 61 3.2 Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ А 87 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88 ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2."Таможенный кодекс ЕАЭС" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 3."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 4."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 5."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 6."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 7.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О Федеральной службе безопасности" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 8.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О полиции" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 9.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 10.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 11.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О валютном регулировании и валютном контроле" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 12.Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 13.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 14.Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственной охране" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 15.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ(ред. от 05.10.2015) "О безопасности" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 16.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороне" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 17.Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 18.Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 19.Указ Президента РФ от 19.10.2011 N 1394 "Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств" "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009) "Концепция внешней политики Российской Федерации" (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 20.Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 21.Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22502) 22.Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: монография / Редкоус В.М. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. - 560 c. 23.Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Иванченко А.Г. - М., 2011. - 26 c. 24.Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Князева О.А. - М., 2010. - 28 c. 25.Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Мустафина С.А. - М., 2011. - 25 c. 26.Афонцев С.А.Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 – 39 27.Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. 2009. № 11 28.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2005; Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005 29.Баканов Д.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011 30.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2005г 31.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г. 32.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2017-2019 годах / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru. 33.Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. // Российский следователь, 2009, № 6. 34.Землянская Н.И. Понятие и основные функции таможенных платежей // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 6 (58). - С. 141-144 35.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49. 36.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008 37.Калина Е.С. Понятие чрезвычайной ситуации в административном праве: структура и содержание // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2011, № 1 (10). - С. 262-267 38.Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., 2008 39.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дисс. ... д-ра юрид. наук. - СПб, 2005. 40.Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров: Распоряжение правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р. – Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/. 41.Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в совре-менной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. 42.Корнилова В.Ф. Основные исторические этапы и условия форми-рования таможенной политики в России // Сб. докл. заочной научно-практ. межвузовской конф. «Актуальные проблемы социально-политических процессов и институтов: теория и практика». Ростов-на-Дону, 28 апреля 2010. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2010 43.Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. - Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с. 44.Куковский, А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности / А.А. Куковский // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2010: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 г. - Челябинск: ЮУрГУ, 2010 г. - С. 80 - 84 45.Литвинова Ю.М. Таможенная ревизия и таможенная проверка как формы финансового контроля в области таможенного дела: от теории к практике // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). - Саратов: ГОУ ВПО "Саратов. гос. академия права", 2010. - С. 334-335 46.Мальцев, А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета / А. Мальцев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – № 4. – С. 23-27. 47.Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. // Административное право и процесс, 2009, № 1. 48.Менис Г.А. Правовая природа таможенной пошлины: теоретические аспекты // Современная юридическая наука и правоприменение: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28-29 мая 2009 г.). - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2009. - С. 435-438 49.Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Куковский А.А. - М., 2011. - 22 c. 50.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. - М.: Юрист, 2007, № 2. - С. 23-27 51.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Стрельников К.А. - Нижний Новгород, 2004. - 27 c. 52.Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / Бергманн В. (Сост.); Общ. науч. ред.: Яковлева Т. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 368 c. 53.Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006 54.Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 - Саратов, 2005. - 187 c. 55.Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. Монография / Бакаева О.Ю.; Под ред.: Химичева Н.И. - М.: Статут, 2005. - 187 c 56.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5 57.Трунина Е.В. Контрольные функции таможенных органов (виды, правовое регулирование, практика реализации) // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2009, № 6. - С. 75-82 58.Фомин А. Экономическая безопасность государства // журнал «Экономические процессы» 2010 №3 59.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. НИ. Химичева. - М: Норма, 2005. С. 283-286 60.Чермянинов Д. В. Таможенное право. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2012. 61.Шелепова С.А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицыно, 2008 62.Юркин Т.Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6.
Отрывок из работы

1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 1.1 Понятие экономической безопасности государства Экономическая безопасность является частью государственной и национальной безопасности, кроме этого, данное понятие тесно связано с таким понятием как экономический суверенитет, глобализация экономики. Сам термин экономическая безопасность сегодня часто употребляется при анализе мировой экономики. Глобализация мироустройства и взаимозависимость государств в экономической и торговой сфере приводят к тому, что понятие экономической безопасности перешагнуло границы отдельных государств. Рассматривая различные виды безопасности – глобальную, экономическую, государственную, в литературе при определении сущности данных терминов, в первую очередь отмечается тот факт, что само понятие «безопасность» является противоположным «опасности». Однако, понятия экономическая безопасность, государственная безопасность не смотря на пристальное внимание ученых различных отраслей научных знаний, не находят единообразного толкования. В отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, Закон РФ «О безопасности» 1992 г. рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. 13 и 55), «государственная безопасность» (ст. 114), «безопасность» (ст. 71), «общественная безопасность», «экологическая безопасность» (ст. 72). С 1997 г. стал использоваться термин «национальная безопасность Российской Федерации», под которым понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации В научных исследованиях распространены термины: «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «международная безопасность», «глобальная безопасность» и др. Такое понимание не только отражает специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включает то общее, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности общества [41, с.8]. Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» отражает их единую сущность - состояние страны, при котором обеспечивается развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз, однако, понятие национальной безопасности более точно и предметно отражает сущность рассматриваемого явления. В Стратегии национальной безопасности дано следующее определение: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [20]. Таким образом, под национальной безопасностью Российской Федерации, в соответствии с Концепцией национальной безопасности, понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации национальная безопасность государства понимается как состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях. Данная дефиниция представляется более полно отражающей суть национальной (государственной) безопасности, однако и оно сводит состояние безопасности лишь к защите от угроз, оставляя в стороне создание условий для реализации национальных интересов государства и, как глобальная цель, построение такой системы, в которой наблюдалось бы отсутствие угроз. Куковский А.А. определяет национальную безопасность как теоретико-правовую категорию, которая содержит в себе основные направления деятельности государства, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей от широкого спектра внешних и внутренних угроз [46, с.80]. Шелепова С.А. определяет «государственную (национальную) безопасность» как безопасности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности государства, как гаранта прав и свобод человека и гражданина[63, с.54]. Государство является основой для обеспечения всех видов безопасности (политической, экономической, социальной и др.). Они не могут гарантироваться без государства. И если речь идет о государстве, в первую очередь надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно организованное общество, или, иначе, политико-территориальную и структурно организованную форму общества. Национальная безопасность как безопасность нации включает безопасность личности - ее прав и свобод; общества - его материальных и духовных ценностей; государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [46,с.81]. Традиционно «национальная безопасность» в западной политико-правовой мысли означает защиту населения и территории страны от любой внешней угрозы, а также способность нанести ответный удар. Во второй половине XX века все чаще национальная безопасность рассматривается как совокупность не только внешних, но и внутренних факторов. В этот период сложились вполне определенные представления об условиях создания эффективной системы национальной безопасности, основными из которых являются следующие: - наличие соответственной общественным потребностям социальной стратификации; - расчленение структуры власти на законодательную, исполнительную и судебную; - наличие специальных социальных институтов по обеспечению национальной безопасности с дифференциацией деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности; взаимосогласованность и четкое распределение функций между ними; - высокий уровень общественного сознания в сфере национальной безопасности, усиление моральной регуляции; - целенаправленная работа по формированию высокого морального состояния субъектов деятельности по обеспечению национальной безопасности и необходимое их материальное обеспечение; - оптимальное сочетание интересов национальной безопасности каждого государства с интересами безопасности международного сообщества. В конечном итоге все множество существующих в современной науке определений безопасности можно объединить в четыре группы: первую составляют определения, в соответствии с которыми безопасность рассматривается как защищенность или состояние защищенности; во вторую группу можно включить дефиниции, определяющие безопасность как отсутствие опасности; к третьей группе относятся определения, в которых безопасность рассматривается как свойство (атрибут) системы; к четвертой - как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию. Структура национальной безопасности РФ включает в себя государственную и общественную безопасность. В свою очередь государственная безопасность включает в себя внутриполитическую безопасность, а также экономическую, военную, пограничную и международную безопасность. Общественная безопасность состоит из безопасности личности (свободы, права, здоровья, жизни), природной, техногенной, экологической безопасности и др. Государственная безопасность защищает основы политического, конституционного, экономического, оборонного, информационного и научно-технического потенциала страны от внутренних и внешних угроз, которые могут исходить от иностранных организаций и спецслужб, а также от преступных групп, сообществ и отдельных лиц. Государственная безопасность, пишет Редкоус В.М., - это защищенность государственного суверенитета, конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств специальных служб иностранных государств, а также организаций, отдельных групп и лиц, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам Российской Федерации как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [24, с.160]. Общественная безопасность – это состояние защищенности населения от преступных действий, нарушающих права граждан и от угроз техногенного и природного характера. В основе национальной безопасности находится единая государственная политика, которая входит в состав общегосударственной политики России и подчиняется ее главным стратегическим целям, обусловленным национальными интересами россиян. Исторически известны три основных подхода к обеспечению безопасности. Первым возник подход, сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. По сути, это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство («сила (власть) — источник права»). Такой подход обычно определяется как охранительный (силовой). Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. Однако при этом принимаются определенные ограничения на возможные проявления собственного эгоизма, признается нежелательность или даже недопустимость силового нажима, давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («право — источник силы (власти)»). Данные положения легли в основу подхода к обеспечению безопасности, условно называемого конкурентным. Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через, например, процесс всеобъемлющего разоружения («мораль — источник безопасности»). Утопичность реализации данного подхода в современных условиях очевидна, поэтому в создании систем национальной безопасности в политической практике доминируют первые две концепции. В основе советской системы государственной безопасности находилась марксистско-ленинская теория о взаимоотношениях личности, общества и государства: общественные интересы ставились выше личностных, а интересы общества ассоциировались с интересами государства (отсутствие частной собственности на средства производства в СССР, то есть принадлежность всех материальных ценностей государству, определило такую систему, когда государство было призвано заботиться прежде всего о своей безопасности). Сегодня можно констатировать, что произошла существенная перестройка как в организации так и в понимании реализации государственной безопасности. Это связано как с осознанием места и роли обеспечения безопасности в деятельности государства и его органов, так и осознание места государства на мировой арене и определения прерогатив развития и методов достижения целей. Российская наука может похвастаться, пожалуй, наиболее глубокой разработкой проблем экономической безопасности. Вряд ли найдется другая такая тема на стыке политики и экономики, на которую было бы потрачено столько интеллектуальных усилий. При этом российские концепции экономической безопасности за редким исключением развивались абсолютно независимо от западных [60, с.24]. А.И. Илларионов предложил, пожалуй, самый либеральный вариант определения: «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом» [37, с.49]. С.А. Афонцев попытался классифицировать все многочисленные определения «экономической безопасности» и пришел к выводу, что можно выделить три подхода: через «устойчивость» (экономики), через «интересы» (государственные, общественные) и через «независимость (от отрицательных внешних воздействий), причем третий подход никогда не выступает в чистом виде, а сочетается с одним из двух первых [28, с.32]. Понимание элементов экономической безопасности и направлений ее обеспечения изменяются со временем и зависят от многих факторов – от состояния государственной и мировой экономики, от политических предпочтений и др. Так, в конце 90-х годов 20-го века, перспектива иностранного контроля над национальной экономикой и над ее важнейшими отраслями представлялась особенно пугающей. Инструментами такого контроля могли быть международные финансовые институты (через механизмы внешнего долга) и иностранные сырьевые компании (через контроль над недрами). Воспользовавшись благоприятной рыночной конъюнктурой (высокие цены на энергоносители), государство активно взялось за ликвидацию этих угроз своему «экономическому суверенитету». К концу 2004 г. был в основном досрочно погашен внешний долг страны, что лишило Международный валютный фонд и другие «внешние» финансовые институты возможности влиять на принятие экономических и политических решений в России. Для того чтобы не допустить возврата ситуации «на круги своя» при изменении конъюнктуры, началось формирование Стабилизационного фонда. Под разными предлогами начался систематический пересмотр условий деятельности иностранных сырьевых компаний, в результате чего подконтрольные государству структуры (Газпром, Роснефть) получили преобладающее влияние в большей части проектов. В большинстве случаев произошел отказ от практики «Соглашений о разделе продукции», которые не без оснований трактовались как «полуколониальные». Россия отказалась ратифицировать договор «Европейской энергетической хартии», усмотрев в ней покушение на свой суверенитет. Наконец, принятый в 2008 г. закон об иностранных инвестициях вопреки мощному давлению иностранного бизнеса резко ограничил его доступ к «стратегически важным» отраслям национальной экономики, включая разработку недр. Все это дало повод для многочисленных упреков в адрес России в «экономическом национализме», на что всегда следовал резонный ответ, что российские компании часто подвергаются схожим ограничениям на зарубежных рынках [60, с.54]. Объектами экономической безопасности являются экономические отношения разного уровня: международного, национального, регионального, отраслевого и объектового. Экономическая безопасность на каждом уровне имеет свою специфику, что обусловливает особенности правового механизма ее обеспечения. На основе исследования современных концепций экономической безопасности можно выделить четыре основных подхода к ее определению: Первый характеризуется тем, что экономическая безопасность рассматривается в как неотъемлемая часть системы национальной безопасности Российской Федерации. Второй подход объединяет исследователей, которые в своих определениях раскрывают сущность экономической безопасности, в первую очередь, как определенное «состояние экономики». Третий подход к определению сущности экономической безопасности представляет группа российских ученых, формулирующих сущность экономической безопасности как сочетание или «совокупность условий и факторов», обеспечивающих определенный необходимый уровень экономического развития страны. Четвертый подход заключается в определении экономической безопасности как «устойчивости экономической системы» [31, с.42]. В качестве наиболее распространенных определений можно привести следующие: 1) экономическая безопасность - состояние устойчивости к негативным факторам; 2) экономическая безопасность - состояние защищенности национальных интересов; 3) экономическая безопасность - способность экономики к удовлетворению потребностей; 4) экономическая безопасность - состояние развития экономики; 5) экономическая безопасность - состояние устойчивого функционирования экономики [53, с.18]. В литературе приводится следующая классификация видов (или форм) экономической безопасности: - экономическая безопасность в условиях высокой степени интегрированности в мировую экономическую систему; - антикризисная экономическая безопасность; - экономическая безопасность в условиях жесткого противостояния с другим государством (государствами); - экономическая безопасность в условиях мирного времени; - экономическая безопасность в условиях изоляции государства; - экономическая безопасность в условиях конфликтов с использованием вооруженной силы [45, с.63]. Итак, очевидно, что экономическая безопасность государства зависит от избранного политического и экономического курса. Экономическая безопасность - это состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанное на эффективном использовании и преумножении национальных ценностей [53, с.19]. Обеспечение экономической безопасности можно представить как комплексную деятельность государственных и негосударственных субъектов, призванную сохранить экономические ценности, реализовать экономические интересы, а также устранить негативные факторы, препятствующие достижению экономических целей. Исследуемая категория связана с национальными интересами современного Российского государства и факторами негативного воздействия на них. Поэтому в работе уделяется достаточное внимание этим составляющим. Национальные интересы представляют собой базис функционирования государственно-правового механизма. На их основе создаются экономические и политические программы, формируются правовые концепции. Перечень факторов негативного воздействия содержится в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента России от 10 января 2000 года: «В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Состояние экономической безопасности отражается через систему критериев и показателей. Эта идея содержится в Государственной стратегии экономической безопасности, утвержденной Указом Президента России от 29 апреля 1996 года: «Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны». Однако если сравнить предельно-критические уровни с реальными показателями в России, то окажется, что пределы безопасного состояния перейдены по большинству критериев. Поэтому, более информативным, на наш взгляд, мог бы быть комплекс критериев, отражающий динамику политических, экономических и правовых процессов. 1.2 Правовые основы экономической безопасности государства Государственную, экономическую безопасность можно рассматривать на международном и внутригосударственном уровне. Поэтому, правовое обеспечение можно по иерархии подразделить на международные законодательные акты, которые определяют принципы и направления сотрудничества государств в сфере обеспечения международной безопасности вообще и экономической безопасности в частности, и на законодательные акты РФ, которые, в свою очередь, можно классифицировать по различным основаниям. Международная безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты. Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Кроме этого действует принцип неделимости международной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств. В данной сфере действует множество международных конвенций, и реализация происходит в рамках НАТО, ОБСЕ и других организаций. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права являются частью внутригосударственного законодательства. При чем ратифицированные конвенции представляют собой основу регулирования в той или иной сфере, т.е. внутригосударственное законодательство не должно противоречить общим принципам и нормам международного права. Конституция Российской Федерации определяет особое место человека, его прав и свобод в системе общественных отношений, выдвигая защиту прав и интересов личности в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве. Она является основным документом на внутригосударственном уровне, составляющим основу правового обеспечения государственной безопасности. Безопасность личности (граждан) в обществе и государстве обеспечивается механизмами защиты всей системы прав и свобод человека и гражданина. Одна из основных задач государственно-правового обеспечения безопасности личности состоит в определении и юридическом закреплении приоритетов жизненно важных интересов личности (общества и государства), также распределении сфер ответственности государственных органов по противодействию угрозам безопасности, установлении контроля за деятельностью органов власти. Таким образом, Конституция является основой правового обеспечения безопасности государства, так как определяет приоритет его охраны. Также Конституция определяет в статье 80 Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для обеспечения безопасности государства Президент, в соответствии с Конституцией издает Указы о военном и чрезвычайном положении, которые утверждаются Советом Федерации. Государственная Дума принимает федеральные законы, обеспечивающие реализацию безопасности государства. Исполнительная власть во главе с Правительством РФ обеспечивает в соответствии с законодательством комплекс мер направленных на реализацию законов по безопасности государства. Основные направления осуществления мер, определения объектов, приоритетов определены в различных Концепциях. Концепция Национальной безопасности Российской Федерации [21] вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие. Данным нормативным актом также установлена взаимная связь органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности, закрепляет статус Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, других государственных органов, но не дает определения системы обеспечения государственной (национальной) безопасности. Во всех документах, посвященных безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина безопасности Российской Федерации [19] и др.) в качестве необходимого условия осуществления намечаемых мероприятий указывается разработка системы их правового обеспечения. Федеральные законы в данной области регулируют определенные направления деятельности органов государственной власти по реализации государственной безопасности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 62 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 65 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg