1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства
1.1 Понятие экономической безопасности государства
Экономическая безопасность является частью государственной и национальной безопасности, кроме этого, данное понятие тесно связано с таким понятием как экономический суверенитет, глобализация экономики. Сам термин экономическая безопасность сегодня часто употребляется при анализе мировой экономики. Глобализация мироустройства и взаимозависимость государств в экономической и торговой сфере приводят к тому, что понятие экономической безопасности перешагнуло границы отдельных государств.
Рассматривая различные виды безопасности – глобальную, экономическую, государственную, в литературе при определении сущности данных терминов, в первую очередь отмечается тот факт, что само понятие «безопасность» является противоположным «опасности». Однако, понятия экономическая безопасность, государственная безопасность не смотря на пристальное внимание ученых различных отраслей научных знаний, не находят единообразного толкования.
В отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, Закон РФ «О безопасности» 1992 г. рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. 13 и 55), «государственная безопасность» (ст. 114), «безопасность» (ст. 71), «общественная безопасность», «экологическая безопасность» (ст. 72). С 1997 г. стал использоваться термин «национальная безопасность Российской Федерации», под которым понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации
В научных исследованиях распространены термины: «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «международная безопасность», «глобальная безопасность» и др.
Такое понимание не только отражает специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включает то общее, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности общества
[41, с.8]. Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» отражает их единую сущность - состояние страны, при котором обеспечивается развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз, однако, понятие национальной безопасности более точно и предметно отражает сущность рассматриваемого явления.
В Стратегии национальной безопасности дано следующее определение: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [20]. Таким образом, под национальной безопасностью Российской Федерации, в соответствии с Концепцией национальной безопасности, понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации национальная безопасность государства понимается как состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях. Данная дефиниция представляется более полно отражающей суть национальной (государственной) безопасности, однако и оно сводит состояние безопасности лишь к защите от угроз, оставляя в стороне создание условий для реализации национальных интересов государства и, как глобальная цель, построение такой системы, в которой наблюдалось бы отсутствие угроз.
Куковский А.А. определяет национальную безопасность как теоретико-правовую категорию, которая содержит в себе основные направления деятельности государства, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей от широкого спектра внешних и внутренних угроз [46, с.80].
Шелепова С.А. определяет «государственную (национальную) безопасность» как безопасности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности государства, как гаранта прав и свобод человека и гражданина[63, с.54]. Государство является основой для обеспечения всех видов безопасности (политической, экономической, социальной и др.). Они не могут гарантироваться без государства. И если речь идет о государстве, в первую очередь надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно организованное общество, или, иначе, политико-территориальную и структурно организованную форму общества.
Национальная безопасность как безопасность нации включает безопасность личности - ее прав и свобод; общества - его материальных и духовных ценностей; государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [46,с.81].
Традиционно «национальная безопасность» в западной политико-правовой мысли означает защиту населения и территории страны от любой внешней угрозы, а также способность нанести ответный удар.
Во второй половине XX века все чаще национальная безопасность рассматривается как совокупность не только внешних, но и внутренних факторов. В этот период сложились вполне определенные представления об условиях создания эффективной системы национальной безопасности, основными из которых являются следующие:
- наличие соответственной общественным потребностям социальной стратификации;
- расчленение структуры власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- наличие специальных социальных институтов по обеспечению национальной безопасности с дифференциацией деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности; взаимосогласованность и четкое распределение функций между ними;
- высокий уровень общественного сознания в сфере национальной безопасности, усиление моральной регуляции;
- целенаправленная работа по формированию высокого морального состояния субъектов деятельности по обеспечению национальной безопасности и необходимое их материальное обеспечение;
- оптимальное сочетание интересов национальной безопасности каждого государства с интересами безопасности международного сообщества.
В конечном итоге все множество существующих в современной науке определений безопасности можно объединить в четыре группы:
первую составляют определения, в соответствии с которыми безопасность рассматривается как защищенность или состояние защищенности;
во вторую группу можно включить дефиниции, определяющие безопасность как отсутствие опасности;
к третьей группе относятся определения, в которых безопасность рассматривается как свойство (атрибут) системы;
к четвертой - как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию.
Структура национальной безопасности РФ включает в себя государственную и общественную безопасность. В свою очередь государственная безопасность включает в себя внутриполитическую безопасность, а также экономическую, военную, пограничную и международную безопасность.
Общественная безопасность состоит из безопасности личности (свободы, права, здоровья, жизни), природной, техногенной, экологической безопасности и др.
Государственная безопасность защищает основы политического, конституционного, экономического, оборонного, информационного и научно-технического потенциала страны от внутренних и внешних угроз, которые могут исходить от иностранных организаций и спецслужб, а также от преступных групп, сообществ и отдельных лиц.
Государственная безопасность, пишет Редкоус В.М., - это защищенность государственного суверенитета, конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств специальных служб иностранных государств, а также организаций, отдельных групп и лиц, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам Российской Федерации как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства
[24, с.160].
Общественная безопасность – это состояние защищенности населения от преступных действий, нарушающих права граждан и от угроз техногенного и природного характера.
В основе национальной безопасности находится единая государственная политика, которая входит в состав общегосударственной политики России и подчиняется ее главным стратегическим целям, обусловленным национальными интересами россиян.
Исторически известны три основных подхода к обеспечению безопасности.
Первым возник подход, сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. По сути, это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство («сила (власть) — источник права»). Такой подход обычно определяется как охранительный (силовой).
Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. Однако при этом принимаются определенные ограничения на возможные проявления собственного эгоизма, признается нежелательность или даже недопустимость силового нажима, давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («право — источник силы (власти)»).
Данные положения легли в основу подхода к обеспечению безопасности, условно называемого конкурентным.
Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через, например, процесс всеобъемлющего разоружения («мораль — источник безопасности»). Утопичность реализации данного подхода в современных условиях очевидна, поэтому в создании систем национальной безопасности в политической практике доминируют первые две концепции.
В основе советской системы государственной безопасности находилась марксистско-ленинская теория о взаимоотношениях личности, общества и государства: общественные интересы ставились выше личностных, а интересы общества ассоциировались с интересами государства (отсутствие частной собственности на средства производства в СССР, то есть принадлежность всех материальных ценностей государству, определило такую систему, когда государство было призвано заботиться прежде всего о своей безопасности).
Сегодня можно констатировать, что произошла существенная перестройка как в организации так и в понимании реализации государственной безопасности. Это связано как с осознанием места и роли обеспечения безопасности в деятельности государства и его органов, так и осознание места государства на мировой арене и определения прерогатив развития и методов достижения целей.
Российская наука может похвастаться, пожалуй, наиболее глубокой разработкой проблем экономической безопасности. Вряд ли найдется другая такая тема на стыке политики и экономики, на которую было бы потрачено столько интеллектуальных усилий. При этом российские концепции экономической безопасности за редким исключением развивались абсолютно независимо от западных [60, с.24]. А.И. Илларионов предложил, пожалуй, самый либеральный вариант определения: «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом» [37, с.49]. С.А. Афонцев попытался классифицировать все многочисленные определения «экономической безопасности» и пришел к выводу, что можно выделить три подхода: через «устойчивость» (экономики), через «интересы» (государственные, общественные) и через «независимость (от отрицательных внешних воздействий), причем третий подход никогда не выступает в чистом виде, а сочетается с одним из двух первых [28, с.32].
Понимание элементов экономической безопасности и направлений ее обеспечения изменяются со временем и зависят от многих факторов – от состояния государственной и мировой экономики, от политических предпочтений и др.
Так, в конце 90-х годов 20-го века, перспектива иностранного контроля над национальной экономикой и над ее важнейшими отраслями представлялась особенно пугающей. Инструментами такого контроля могли быть международные финансовые институты (через механизмы внешнего долга) и иностранные сырьевые компании (через контроль над недрами). Воспользовавшись благоприятной рыночной конъюнктурой (высокие цены на энергоносители), государство активно взялось за ликвидацию этих угроз своему «экономическому суверенитету». К концу 2004 г. был в основном досрочно погашен внешний долг страны, что лишило Международный валютный фонд и другие «внешние» финансовые институты возможности влиять на принятие экономических и политических решений в России. Для того чтобы не допустить возврата ситуации «на круги своя» при изменении конъюнктуры, началось формирование Стабилизационного фонда. Под разными предлогами начался систематический пересмотр условий деятельности иностранных сырьевых компаний, в результате чего подконтрольные государству структуры (Газпром, Роснефть) получили преобладающее влияние в большей части проектов. В большинстве случаев произошел отказ от практики «Соглашений о разделе продукции», которые не без оснований трактовались как «полуколониальные». Россия отказалась ратифицировать договор «Европейской энергетической хартии», усмотрев в ней покушение на свой суверенитет. Наконец, принятый в 2008 г. закон об иностранных инвестициях вопреки мощному давлению иностранного бизнеса резко ограничил его доступ к «стратегически важным» отраслям национальной экономики, включая разработку недр. Все это дало повод для многочисленных упреков в адрес России в «экономическом национализме», на что всегда следовал резонный ответ, что российские компании часто подвергаются схожим ограничениям на зарубежных рынках
[60, с.54].
Объектами экономической безопасности являются экономические отношения разного уровня: международного, национального, регионального, отраслевого и объектового. Экономическая безопасность на каждом уровне имеет свою специфику, что обусловливает особенности правового механизма ее обеспечения.
На основе исследования современных концепций экономической безопасности можно выделить четыре основных подхода к ее определению:
Первый характеризуется тем, что экономическая безопасность рассматривается в как неотъемлемая часть системы национальной безопасности Российской Федерации.
Второй подход объединяет исследователей, которые в своих определениях раскрывают сущность экономической безопасности, в первую очередь, как определенное «состояние экономики».
Третий подход к определению сущности экономической безопасности представляет группа российских ученых, формулирующих сущность экономической безопасности как сочетание или «совокупность условий и факторов», обеспечивающих определенный необходимый уровень экономического развития страны.
Четвертый подход заключается в определении экономической безопасности как «устойчивости экономической системы» [31, с.42].
В качестве наиболее распространенных определений можно привести следующие:
1) экономическая безопасность - состояние устойчивости к негативным факторам;
2) экономическая безопасность - состояние защищенности национальных интересов;
3) экономическая безопасность - способность экономики к удовлетворению потребностей;
4) экономическая безопасность - состояние развития экономики;
5) экономическая безопасность - состояние устойчивого функционирования экономики [53, с.18].
В литературе приводится следующая классификация видов (или форм) экономической безопасности:
- экономическая безопасность в условиях высокой степени интегрированности в мировую экономическую систему;
- антикризисная экономическая безопасность;
- экономическая безопасность в условиях жесткого противостояния с другим государством (государствами);
- экономическая безопасность в условиях мирного времени;
- экономическая безопасность в условиях изоляции государства;
- экономическая безопасность в условиях конфликтов с использованием вооруженной силы [45, с.63].
Итак, очевидно, что экономическая безопасность государства зависит от избранного политического и экономического курса.
Экономическая безопасность - это состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанное на эффективном использовании и преумножении национальных ценностей [53, с.19].
Обеспечение экономической безопасности можно представить как комплексную деятельность государственных и негосударственных субъектов, призванную сохранить экономические ценности, реализовать экономические интересы, а также устранить негативные факторы, препятствующие достижению экономических целей.
Исследуемая категория связана с национальными интересами современного Российского государства и факторами негативного воздействия на них. Поэтому в работе уделяется достаточное внимание этим составляющим.
Национальные интересы представляют собой базис функционирования государственно-правового механизма. На их основе создаются экономические и политические программы, формируются правовые концепции.
Перечень факторов негативного воздействия содержится в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента России от 10 января 2000 года: «В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».
Состояние экономической безопасности отражается через систему критериев и показателей. Эта идея содержится в Государственной стратегии экономической безопасности, утвержденной Указом Президента России от 29 апреля 1996 года: «Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны». Однако если сравнить предельно-критические уровни с реальными показателями в России, то окажется, что пределы безопасного состояния перейдены по большинству критериев. Поэтому, более информативным, на наш взгляд, мог бы быть комплекс критериев, отражающий динамику политических, экономических и правовых процессов.
1.2 Правовые основы экономической безопасности государства
Государственную, экономическую безопасность можно рассматривать на международном и внутригосударственном уровне. Поэтому, правовое обеспечение можно по иерархии подразделить на международные законодательные акты, которые определяют принципы и направления сотрудничества государств в сфере обеспечения международной безопасности вообще и экономической безопасности в частности, и на законодательные акты РФ, которые, в свою очередь, можно классифицировать по различным основаниям.
Международная безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.
Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.
Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Кроме этого действует принцип неделимости международной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств. В данной сфере действует множество международных конвенций, и реализация происходит в рамках НАТО, ОБСЕ и других организаций.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права являются частью внутригосударственного законодательства. При чем ратифицированные конвенции представляют собой основу регулирования в той или иной сфере, т.е. внутригосударственное законодательство не должно противоречить общим принципам и нормам международного права.
Конституция Российской Федерации определяет особое место человека, его прав и свобод в системе общественных отношений, выдвигая защиту прав и интересов личности в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве. Она является основным документом на внутригосударственном уровне, составляющим основу правового обеспечения государственной безопасности.
Безопасность личности (граждан) в обществе и государстве обеспечивается механизмами защиты всей системы прав и свобод человека и гражданина. Одна из основных задач государственно-правового обеспечения безопасности личности состоит в определении и юридическом закреплении приоритетов жизненно важных интересов личности (общества и государства), также распределении сфер ответственности государственных органов по противодействию угрозам безопасности, установлении контроля за деятельностью органов власти.
Таким образом, Конституция является основой правового обеспечения безопасности государства, так как определяет приоритет его охраны. Также Конституция определяет в статье 80 Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Для обеспечения безопасности государства Президент, в соответствии с Конституцией издает Указы о военном и чрезвычайном положении, которые утверждаются Советом Федерации. Государственная Дума принимает федеральные законы, обеспечивающие реализацию безопасности государства. Исполнительная власть во главе с Правительством РФ обеспечивает в соответствии с законодательством комплекс мер направленных на реализацию законов по безопасности государства.
Основные направления осуществления мер, определения объектов, приоритетов определены в различных Концепциях. Концепция Национальной безопасности Российской Федерации [21] вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.
Данным нормативным актом также установлена взаимная связь органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности, закрепляет статус Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, других государственных органов, но не дает определения системы обеспечения государственной (национальной) безопасности.
Во всех документах, посвященных безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина безопасности Российской Федерации [19] и др.) в качестве необходимого условия осуществления намечаемых мероприятий указывается разработка системы их правового обеспечения.
Федеральные законы в данной области регулируют определенные направления деятельности органов государственной власти по реализации государственной безопасности.