1 Теоретические и методические основы оценки финансового состояния коммерческой организации
1.1 Содержание, цели и задачи оценки финансового состояния коммерческой организации
Экономический анализ подразумевает пользование комплексных данных организации, например такие как: финансовые результаты организации за определённый период или же показатели характеризующие специфику деятельности организации. В случае оценки финансового состояния коммерческой организации нам интересны конечно же финансовые показатели. Экономический анализ представляет собой, своего рода, арсенал методических приемов, которые позволяют изучить и проанализировать различные стороны деятельности коммерческих организаций, а также их структурных подразделений. Деятельность организации в качестве её процессов выявляются целыми рядами экономической информации, которая весьма динамична. И всё приводит к тому что многие, если не все из этих процессов и показателей непременно связаны друг с другом. Организации закупает товары, она тратит свои денежные ресурсы для того, чтобы в дальнейшем произвести свой товар для дальнейшей продажи или предоставления услуги, чтобы в конечном итоге получить прибыль и снова всё повторить. Это максимально упрощённая экономическая цепочка коммерческих организаций, однако даже она подтверждает связь всех действий и показателей между собой. При должной и качественной организации, поток информации служит основой проведения экономического анализа. Последний проводится на микро- и макроуровне. Так, выделяют экономический анализ, который помогает в изучении экономических процессов на макроуровне (например, на уровне национальной экономики определённой страны или взаимодействии разных стран между собой), и экономический анализ на микроуровне, а именно анализ деятельности отдельных коммерческих организаций и их внутренних структурных подразделений.
Экономический анализ заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их факторов и причин, оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения.
Анализ в буквальном понимании означает расчленение целого на составные элементы. Как один из общих методов познания природы и общества анализ применяется при изучении процессов, явлений и предметов в природе общества.
Итак, с помощью экономического анализа совершенствуется хозяйственный механизм, планирование и управление. Это важнейший инструмент, обеспечивающий научное предвидение перспектив деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
Экономический анализ относится к наукам, изучающим экономику предприятий, отраслей и экономику в целом, и представляет собой систему специальных знаний для исследования хозяйственной деятельности.
Предмет экономического анализа — производственно-сбытовая, снабженческая, финансово-хозяйственная и другая экономическая деятельность коммерческих организаций, их структурных подразделений и ассоциаций. Эта деятельность проявляется в системе показателей, отражающихся в плановых, учетных, отчетных и прочих источниках информации.
Объектом экономического анализа может быть хозяйственная деятельность коммерческой организации в целом, отдельные ее стороны или хозяйственные процессы. В первом случае говорят о комплексном анализе, во втором — о тематическом анализе.
Основная цель анализа финансового состояния - получение наибольшего числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния коммерческой организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Основными функциями анализа финансового состояния являются:
– своевременная и объективная оценка финансового состояния коммерческой организации, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
– выявление факторов и причин достигнутого состояния;
– подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.
Источниками информации для анализа финансово – хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета.
Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности коммерческой организации: выполнения производственных планов; снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли; роста эффективности производства; улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов.
Содержание и основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Анализ финансового состояния коммерческой организации преследует несколько целей:
– выявление изменений показателей финансового состояния;
– определение факторов, влияющих на финансовое состояние коммерческой организации;
– оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;
– оценка финансового положения организации на конкретный момент (определенную дату);
– определение изменения тенденций финансового состояния (например изменение определённых показателей организации в течении некоторого времени).
Основная задача анализа финансового состояния заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков финансовой деятельности и нахождении резервов улучшения финансового состояния коммерческой организации и его платежеспособности.
Задачи экономического анализа:
– Проверка реальности и оптимальности бизнес-планов, прогнозов и нормативов;
– Повышение их научно-экономической обоснованности; содействие улучшению системы планирования и управления;
– Контроль выполнения бизнес-планов по всем показателям и соблюдения нормативов;
– Изучение и оценка тенденций развития экономики коммерческой организации в динамике;
– Определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств; содействие внедрению в практику работы коммерческой организации научно-технического прогресса и передовых методов хозяйствования;
– Выявление и количественное измерение влияния факторов на показатели хозяйственной деятельности коммерческой организации; объективная оценка результатов его работы;
– Разработка мер по устранению, выявленных в процессе анализа недостатков, узких мест в работе; изучение и мобилизация резервов повышения эффективности использования экономического потенциала;
– Исследование оптимальности управленческих решений и содействие их успешной реализации.
Задачи экономического анализа не исчерпываются приведенным перечнем. Опыт экономического и социального развития, компьютеризация менеджмента и т. п. показывают, что перед экономической наукой в целом и перед экономическим анализом, в частности, выдвигаются новые задачи. Их успешная реализация способствует оптимальному развитию национальной экономики, повышению уровня жизни населения.
Анализ финансового состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами. Можно выделить два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Что касается внутреннего анализа, его проводят непосредственно специалисты коммерческой организации. По результатам такого анализа можно переходить к планированию и прогнозированию финансового состояния организации. Целью всего этого является установление планомерного поступления денежных ресурсов, при этом размещение собственных и заёмных средств должно быть выстроено таким образом, чтобы оно могло обеспечить нормальное функционирование организации и в дальнейшем приносить прибыль. На данных факторах и строится вся экономическая система. Результаты анализа хозяйственной деятельности организации необходимы в первую очередь внутренним пользователям, например лицам, занимающим управленческие должности и специалистам, чтобы знать и понимать дальнейший курс их действий и дальнейшие мероприятия необходимые для осуществления.
А вот, например, внешний анализ проводится не работниками организации, за внешний анализ отвечают лица, которые являются посторонними для организации, это: аудиторы, инвесторы, поставщики. Для анализа они используют данные, имеющиеся в свободном доступе. Сейчас ни для кого не секрет что бухгалтерская отчётность организации является публикуемой на различных источниках информации. Основной целью такого анализа спокойно можно считать принятие решения о выгодной инвестиции. Поскольку речь идёт о экономике и о коммерческих организациях, целью которых является прибыль, им нужно знать стоит ли вкладывать свои средства в тот или иной проект, той или иной организации.
Классификация видов экономического анализа осуществляется и по другим признакам, например:
1) времени проведения;
2) направлению исследования;
3) содержанию и уровню организации.
По времени проведения:
– итоговый, последующий, периодический, ретроспективный анализ — экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.
– предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов — это экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Прогнозная информация — менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации .
– оперативный анализ — экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их.
По направлению исследования:
– общеэкономический анализ базируется преимущественно на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих деятельность коммерческих организаций в целом.
– технико-экономический анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады.
По содержанию и уровню организации:
– комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.
– тематический анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.
1.2 Система показателей оценки финансового состояния коммерческой организации
Финансовое состояние коммерческой организации определяется комплексным набором показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность данной организации финансировать свою деятельность на конкретный момент времени.
От результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности зависят устойчивость и стабильность коммерческой организации и её финансовое состояние в целом. Успешно реализованные поставленные задачи в вышеперечисленных видах деятельности коммерческой организации оказывают положительное влияние на финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности данной организации.
Анализ и системное изучение финансового состояния коммерческой организации и факторов, влияющих на него, а также прогнозирование уровня доходности капитала является одним из важнейших условий успешного управления коммерческой организацией.
«Финансовый анализ – это прикладная наука, позволяющая сделать вывод о финансовом состоянии коммерческой организации с помощью расчета финансовых коэффициентов и, что очень важно, определить причины сложившейся ситуации.» [11, c.45]
Существуют такие виды отчётности, которые являются частью бухгалтерской отчётности, как бухгалтерский баланс и отчёты о финансовых результатах, которые требуют изучения их сравнения в различных периодах и которые помогают специалистам проанализировать финансовое состояние организации, определить её финансовую устойчивость и выявить меры по её улучшению.
Отчетность бухгалтерская – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Такие данные используются другими организациями (обществами, юридическими лицами) для того, чтобы оценить, насколько эффективна определённая организация и стоит ли вкладывать в неё свои денежные средства. Абсолютно никто не захочет инвестировать в убыточный проект, убыточную организацию. Данные отчетности необходимы для оценки эффективности работы коммерческой организации, для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и является отправной точкой для последующего планирования и прогнозирования.
Бухгалтерская отчетность и её содержание регулируется следующими нормативными документами:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.;
Приказ Минфина РФ № 43н от 06.07.1999 г. (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению);
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Минюст России, рег. от02.08.2010 N 18023).
Наиболее общие положения в отношении бухгалтерской отчетности – это Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом «о бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), годовая бухгалтерская отчетность организации состоит из следующих документов:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о финансовых результатах;
Отчет о целевом использовании средств;
Отчет об изменении капитала;
Отчет о движении денежных средств.
Одна из важнейших форм бухгалтерской отчетности – это бухгалтерский баланс, в котором представлены активы и пассивы организации. Бухгалтерский баланс, который характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Именно поэтому представлять его обязаны все организации, в том числе организации, которые ведут упрощённую бухгалтерскую отчётность. Важнейшее правило построения бухгалтерского баланса – это представление информации в следующих основных разделах: активы и пассивы организации.
Отчет о финансовых результатах – это значительная часть бухгалтерской отчетности. В ней отражают доходы и расходы компании за прошедший год. Составляют и сдают отчет ежегодно. Причем показатели, которые в нем содержаться, проверяются налоговой инспекцией на сопоставимость с данными других отчетов.
В выше разобранных частях бухгалтерской отчётности и кроются необходимые данные для выявления финансового состояния организации, путём вычисления необходимых показателей и выявления тенденций. В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрим ряд следующих показателей для формирования выводов и рекомендаций: ликвидность, рентабельность, деловая активность. Остановимся подробнее на показателях финансового анализа организации.
Фундаментальными элементами эффективного управления любой организацией является постоянное изучение ее финансового состояния, факторов на него влияющих, а также прогнозирование вероятных доходов компании. Под ликвидностью предприятия понимается возможность организации выплачивать краткосрочные долги за минимальный промежуток времени. К ликвидным средствам компании мы имеем право отнести все имеющиеся у нее активы, которые в короткий срок могут быть конвертированы в денежные средства для оплаты долговых обязательств. Коэффициенты ликвидности представляют интерес для руководства предприятия и для внешних субъектов анализа. Среди коэффициентов ликвидности рассмотрим 3 основных: абсолютная ликвидность, критическая ликвидность и текущая ликвидность.
Коэффициент абсолютной ликвидности – это финансовый коэффициент, который показывает какая доля краткосрочных долговых обязательств будет покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов. Рассчитывается по следующей формуле 1:
Кал=(ДС+КФВ)/КО (1)
Где ДС – денежные средства организации;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства. за исключением доходов будущих периодов и оценочных обязательств.
Далее, рассмотрим коэффициент критической ликвидности. Коэффициент критической ликвидности – данный коэффициент, равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Данные для расчета - бухгалтерский баланс организации. Коэффициент критической ликвидности - это более жесткая оценка ликвидности предприятия. Этот коэффициент еще имеет название - "кислотное тесто", и рассчитывается с использованием только части текущих активов - денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности, которые сопоставляются с текущими обязательствами. Этот коэффициент показывает, насколько возможно будет погасить текущие обязательства, если положение станет критическим. Расчёт осуществляется благодаря формуле 2:
Ккл=(КДЗ+КФВ+ДС)/КО (2)
Где КДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДС – денежные средства;
КО – краткосрочные обязательства, за исключением доходов будущих периодов и оценочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности - рассчитывают делением текущих активов на краткосрочные обязательства (текущие пассивы). Исходные данные для расчета содержит бухгалтерский баланс компании. Коэффициент текущей ликвидности показывает способность коммерческой организации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем больше значение коэффициента, тем лучше платежеспособность организации. Этот показатель учитывает, что не все активы можно продать в срочном порядке. Данный показатель высчитывается благодаря формуле 3:
Ктл=ОА/КО (3)
Где ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства, за исключением доходов будущих периодов и оценочных обязательств.
Говоря о коэффициентах ликвидности, стоит также упомянуть и группы ликвидности активов и срочности пассивов организации, что в свою очередь характеризует ликвидность баланса. В таблице 1 обозначены группы активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности.
Таблица 1 – Группы ликвидности баланса коммерческих организаций
Бухгалтерский баланс можно считать абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения в формуле 4:
А1?П1; А2?П2; А3?П3; А4?П4 (4)
Где А1 – наиболее ликвидные;
А2 – быстрореализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные обязательства;
А3 – медленно реализуемые активы;
П3 – долгосрочные обязательства;
А4 – труднореализуемые активы;
П4 – постоянные пассивы.
Если выполнимо неравенство А1?П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов. Если выполнимо неравенство А2?П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы, и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами. Если выполнимо неравенство А3?П3, то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса. При условии выполнения первых трёх неравенств последнее всегда будет принимать следующее значение - А4?П4.
Перейдём к показателям рентабельности организации. «Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.» [7, c. 45] Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить организации между друг другом и конечно же, чтобы определить доходность инвестиций. Еще рентабельность организации оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже. Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Каждый из показателей затрагивающих рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине: Для того что бы дать оценку работы организации обычно используют следующие показатели рентабельности:
1.К активам — рентабельность активов (ROA).
2.К выручке — рентабельность продаж (ROS).
3.К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROЕ).