Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

rock_legenda 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2022
Цель данной работы заключается в изучении особенностей проявления лю-бознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Объектом исследования является развитие любознательности у детей стар-шего дошкольного возраста с нарушением речи. Предмет исследования – особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были постав-лены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие любознательности в психолого-педагогической ли-тературе. 2. Изучить особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. 3. Проанализировать методы и методики диагностики, изучающие любо-знательность у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. 4. Подобрать и апробировать методику констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей любознательности у детей старшего до-школьного возраста с нарушением речи. 5. Обработать, проанализировать в количественном и качественном от-ношениях данные констатирующего эксперимента. 6. Интерпретировать результаты констатирующего эксперимента. Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме ис-следования; констатирующий эксперимент.
Введение

Вопрос любознательности в психологии и педагогике всегда остается акту-альным, несмотря на то, что он традиционный. В процессе становления личности и развития ее способностей познаватель-ная активности и любознательность считается одной из основных задач, так как ба-зовой предпосылкой и условием роста личности является именно творческая ак-тивность и познание. Система интересов подрастающего человека – наиболее важ-ная характеристика личности, показатель, который демонстрирует ее формирова-ние. О том, на каком этапе развития находится личность, можно судить по ее степе-ни разносторонности и устойчивости интересов, а также по тому, как они меняются. В связи с этим изучение интересов, их изменений представляет собой основное направление исследований психологов и педагогов, что позволит более интенсивно осуществлять воспитательный процесс дошкольников. У дошкольников старшего возраста для познавательного развитие характер-но появление новых черт, таких как смена периода «упорядочивания» информации на ее «накопление». При этом наблюдается более глубокое изучение качеств и свойств разных предметов и объектов окру¬жающего мира. В данном периоде ребе-нок дошкольного возраста накапливается психические новообразования. Кроме этого происходит освоение социального пространства, рефлексии всех отношений в нем. Ребенок самоопределяется в этом пространстве, самоорганизуется в процес-се постоянного расширения и усложнения контактов, которые налаживаются как с ровесниками, так и с взрослыми. Большое значение это имеет в настоящее время, потому что познавательная деятельность детей кардинально меняется, что обусловлено существенным ростом потока информации. Кроме этого, увеличились требования к процессу ее перера-ботки и усвоения. При этом на дошкольников влияют мультимедийные средства, делающих их пассивными наблюдателями, что значительно снижает проявление любознательности. Сегодня в нашей стране активно обновляется образование. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формирование творче-ской, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Следует отметить, что изучение вопроса развития интересов происходит не в полной мере, особенно у детей, которые имеют отклонения в развитии. Так, недо-статок развития речевых навыков и познавательной активности у детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), становится ограничением круга их общения. Такие дети становятся безынициативными, замкнутыми, стеснительными. Помимо этого, они не умеют контактировать с собеседниками, как и поддержать разговор (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Е.Г. Федосеева, В.В. Кожевникова, Л.Г. Соловьева и др.). Проявлениями нарушений общения являются незрелость мотивационно-потребностной сферы, недостаточном развитии интереса к познанию, любознатель-ности. Кроме этого, познавательная активность также снижается.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ……………………………………………………………………………………. 7 1.1 Сущность понятия любознательности в психолого-педагогической лите-ратуре …………………………………………………………………………………… 7 1.2 Особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраст …………………………………………………………………………………. 13 1.3 Особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи …………………………………………………………………… 17 1.4 Анализ методов и методик, изучающих любознательность у детей стар-шего дошкольного возраста с нарушением речи …………………………………… 22 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ………………………… 25 2.1 Цель, задачи и методики констатирующего эксперимента ……………...25 2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента …………………………………………………………………………...27 2.3 Интерпретация результатов констатирующего эксперимента…………...29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………........31 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………33 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………………38 ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………………40 ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………………………41 ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………………………………42 ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………………………………43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..44
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: СПБГУ, 2007. – 228 с. 2. Аржанова, А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащих-ся [Текст] / А.И. Аржанова // Ученые записи Андижанского пединститута. – 1955. - №2. 3. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е. Бер-лайн // Вопросы психологии. – 2006. - №3. 4. Берлайн, Д.Е. Любознательность в поисках информации [Текст] / Д.Е. Бер-лайн // Вопросы психологии, 1996. №3 - С. 54 – 60. 5. Рыжова, Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. Образованию дошкольников. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с. 6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. – М.: Педагогика, 1990 7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 203 с. 8. Галигузова, Л.Н. и др. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2002. 9. Гусева, Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Монография [Текст] / Т.А. Гусева – Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. – 170 с. 10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 320 с. 11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е Левиной. – М., 1968 12. Добрынин, Н.Ф. Проблемы Значимости при образовании временных свя-зей у человека. Тезисы докладов на совершении по психологии [Текст] / Н.Ф. Доб-рынин. – М.: АПН РСФСР, 1956. - 220 с. 13. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сбор-ник статей Междунар. Науч. – прак. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с. 14. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольников [Текст] / Дошкольное воспитание. – 1994. - №7 – С. 34 – 37. 15. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч – щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 415 с. 16. Богуславская, З.М. Выделения цвета и формы предметов зависимости от содержание деятельности [Текст] / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. – 1988. - №1. – С. 54 – 56. 17. Шумакова, Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Раз-витие творческой активности дошкольников [Текст] / Под ред. Матюшкина А.М. / Шумакова Н.Б. ? М.: Педагогика,2001. ? С. 10 - 35. 18. Зюбин, Л.М. О связи интеллектуальной активности и сознательного от-ношения школьника к учению [Текст] / Л.М. Зюбин // Учебные записки. – Л.: ЛГУ, Вып. 9, 2006. – 124 с. 19. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общений психологии [Текст] / С. Л. Рубин-штейн – М.: Педагогика 1993. – 424 с. 20. Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников [Текст]/ В.Г. Иванов. – Л.: Изд- во ЛГУ, 1959. – 86 с. 21. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. Мурманск АРИС, 2002. – 170 с. 22. Исакова, Н. В. Развитие позновательных процессов у старших дошколь-ников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В. Исакова – Санкт – Пе-тербург: Детство – Пресс, 2013. - 64 с. 23. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду [Текст] / А.И. Со-рокина. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с. 24. Крутецкий, В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия [Текст] / В.А. Крутецкий. – М., 1965. – Т. 2. – 696 с. 25. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школь-ников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с. 26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] / Учебное пособие. М., 1996. - 176 с. 27. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Н. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 236 с. 28. Специальная психология: учебное пособие / автор-сост.: О.Е. Шаповало-ва; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. - 2-е изд. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2017. - 70 с. 29. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя [Текст] / Т.Н. Лобова. – М.: , 200. – 192 с. 30. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубов-ского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с. 31. Погорелова, Н.А. Формирование любознательности у учащихся 2 класса в процессе обучения природоведению [Текст] / Погорелова Н.А. ? Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. ? 136 с. 32. Проколиенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольно-го возраста [Текст] / Л.Н. Проколиенко. ? Киев: Рад. школа, 1979. – 88 с. 33. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие по-знавательной активности [Текст] / Матюшкин А.М. // Вопросы психологии. – 1982. – №4. - 62 с. 34. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С.83 - 92.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 1.1. Сущность понятия любознательности в психолого-педагогической литературе Каждому ребенку присуще такое качество, как любознательность. Оно вы-ражается в том, что он активно проявляет интерес к окружающему миру, старается все изучить, потрогать. Признаком проявления любознательности является множе-ство задаваемых вопросов взрослым, которые касаются окружающего мира. В за-дачи умственного воспитания детей входят следующее: развитие любознательно-сти, пытливости ума, а также формирование устойчивых интересов к познанию на их основе [13, с. 184]. Научная литература представляет понятие «любознательность» как качество, рассматривая с разных позиций. Такие авторы, как А.А. Абдуллаев, М.Ф. Беляев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубин-штейн, считают, что это понятие является особой формой познавательной активно-сти. По мнению М.Ф. Морозова, И.И. Цветкова, И.М. Подберезина, это представляет собой формирование степени интересов к познанию. В свою очередь, по Н.Т. Лобо-ва считает, что любознательность – это интегративное личностное качество. Ученые во все времена уделяли много внимания проблеме любознательно-сти. Ряд известных авторов, основываясь на исходных позициях и целях методоло-гии, по-разному интерпретировали сущность данного качества. Существует боль-шое количество взглядов на природу любознательности. Чаще всего, данное поня-тие связывается с потребностью познавать, с интересом к познанию. По мнению С.Л. Рубинштейна, это качество является синонимом «живого по-знавательного интереса», а его показателем - количество и разнообразие вопросов, которые задает ребенок [5, c. 246]. В.А. Крутецкий считает, что любознательности можно дать следующее определение: «… активное познавательное отношение че-ловека к действительности» [24]. Н. Г. Морозова пишет, что данное качество пред-ставляет собой своеобразный диффузный познавательный интерес [33]. Л.Н. Про-колиенко отмечает, что это причина, в связи с которой появляется интерес, а также и форма его существования [32]. По словам В.С. Юркевича, «… любознательность выражается в интересе к тем или иным знаниям, в склонности к изучению того или иного предмета» [34, с. 11]. Как считает Л.И. Котлярова, любознательность – это своеобразный показатель познавательных запросов и интересов детей [15, c. 9]. По мнению И.Д. Зверева и Е.М. Гвоздыревой это качество выступает как низшая сту-пень в развитии интереса к познанию. С данным мнением согласен и Н.Ф. Добры-нин. Он пишет про разные формы интереса, среди которых исследуемая нами фор-ма представляет собой низшую стадию развития. Она ориентирована в основном на внешние стороны предмета, привлекающие новизной и неожиданностью [12, c. 11]. В целом, для этих исследований характерно рассмотрение любознательности как недифференцированной, аморфной основы познавательного интереса, предпосылки его развития. Многие ученые рассматривают это качество личности в рамках познаватель-ной мотивации. По мнению Д.Е. Берлайн любознательность представляет собой условие мотивации, стремление выполнять познавательные действия, необходимые для того, чтобы получить нужную информацию. В этом случае это качество являет-ся персептивным и познавательным, что реализуется в поиске знаний [3, с. 54]. Как считает А.И. Сорокина, один из мотивов вопросов, которые задает ребенок, являет-ся его любознательность. Она отражает то, как он относится к окружающему миру [26]. Такие авторы, как А.И. Аржанова, В.Г. Иванов, В.В. Давыдов считают это ка-чество интеллектуальным чувством. По мнению Аржановой, любознательность яв-ляется «сложным чувством любви к знаниям», которое появляется в ходе умствен-ной работы, при этом наблюдается склонность к постоянному приобретению новых знаний [2, c. 21- 29]. В.Г. Иванов считает, что это чувство является «активным стремлением к наиболее глубоким и точным знаниям в какой-либо одной области или различных областях…». Также «…переживается положительная оценка значи-мости полученных знаний для себя, для других и для общества» [20, c. 83]. В.В. Да-выдов рассматривает любознательность, как одно из чувств, которое формируется в ходе обучения [10]. Другой подход к определению любознательности используют Л.М. Зюбин и Н.Б. Шумакова, считая, что она не является каким-то конкретным психологическим явлением. Зюбин пишет, что это качество личности ребенка – общая недифферен-цированная направленность [18, с. 124]. Шумакова считает, что это сильнейший ис-точник развития в плане познания и творчества, что проявляется в задавании ребен-ком множества различных вопросов. Кроме этого, она указывает, что в младшем подростковом возрасте наступает пик любознательности [17, с. 10-35]. Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков рассматривают чувственное познание, когда уже в первый год жиз-ни ребенок тянется к предмету, захватывает его, производит с ним ряд действий, в качестве начального элемента, ступень интереса к предмету, которая не осознается. Ребенок открыт для восприятия окружающего, неотделим, слит с внешней средой, но еще не ориентируется в пространстве (А.А. Мелик-Пашаева). Началь-ным этапом познания ребенка, которые обусловлен как первичной потребностью, так и интересом, является ориентировка в окружающей действительности. Потом, пообщавшись со взрослыми, он выделяет окружающие его явления и предметы, ко-торые привлекают его внимание. Именно так возникает любопытство, которое представляет собой этап избирательного отношения, обусловленный внешними об-стоятельствами, неожиданными и привлекающими внимание. По мнению Б.Г. Ана-ньева, если таких внешних признаков не будет, то отсутствует и избирательность внимания. На этапе любопытства возникают эмоции, связанные с чем-то новым. Их со-провождают ориентировочные реакции, которые объясняют наличие постоянного любопытства ребенка к окружающему. На данном этапе развития интереса к позна-нию стремление познать сущность пока отсутствует. Ребенку интересна занима-тельность предмета, либо ситуация. Но, в основном, для того, чтобы проявился по-знавательный интерес, необходим фактор занимательности. Взрослый в таком слу-чае играет немаловажную роль, особенно, если не позволит угаснуть появившему-ся любопытству, а оказывает этому всяческую поддержку, при этом способствуя тому, чтобы познание стало потребностью. Потребности в познании, в которых и скрываются истоки любознательности, обнаруживаются в ребенке в процессе проявления любопытства. [22, с. 61]. Любо-знательность представляет собой ценное состояние личности, для которого харак-терно стремление человека познать то, что находится за рамками увиденного. На этом этапе у ребенка отмечаются такие эмоции, как удивление, удовлетворенность от деятельности, радость узнавания нового. Данная форма познавательной активно-сти является особой, она позволяет изучить действительность, окружающие пред-меты, явления [4, с. 34]. Необходимо уделить внимание такому направлению, которое рассматривает любознательность в качестве черты характера или личностного свойства. Такой подход в своих работах описывают такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Н.А. Погорелова и ряд других. Так, по мнению Ананьева, любознательность – это черта характера, которая состоит из интеллекта, эмоций и воли: «трудно переоценить жизненное значение такого результата, с которым связано общее развитие сознания. Постоян-ство такого процесса при новых обстоятельствах, закрепление в деятельности ре-бенка, оказывает нравственное влияние на формирование его личности, а именно на становление его личности, образование любознательности и пытливости как черты характера» [1, с. 24]. Погорелова считает, что это личностная черта, включающая такие компонен-ты, как знания, эмоции, а также активный поисковый характер человеческой дея-тельности, который ориентирован на то, чтобы узнать новое и овладеть данными умениями. В данном случае знания являются средством, источником, показателем и свойством, определяющим развитие такого качества, как любознательность [31, с. 136]. Н.Т. Лобова, А.М. Матюшкин, Н.И. Рейнвальд считают данное качество инте-гральным образованием. По мнению Матюшкина, который пишет о внешних про-явлениях развития в творчестве, «прежде всего, быстрое развитие (речи и мышле-ния) происходит в детстве, как и ранняя увлеченность творческой деятельностью, такой как музыка, рисование, чтение, счет. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости. У одаренного ребенка она проявляется как очень широкая любозна-тельность ко всему новому» [24, с. 5-17.]. Как считает Лобова, любознательность – это момент, когда субъект готов ак-тивно проявлять познавательную деятельность. Именно в ней она и проявляется. означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. Побуждает к этому потребность в познании, т.е. познавательный инте-рес [29, с. 192]. Так как любознательность связана с интересом и ориентировочно-исследовательским рефлексом, это становится причиной осознания этого свойства, представляющего собой более совершенное психическое образование. Как считает К.М. Рамонова, его пути и условия формирования находятся в зависимости от внешних объективных причин, а также от того, какими индивидуальными особен-ностями обладает ребенок. Л.Н. Галигузова считает, что проявление активности к познанию является становлением и совершенствованием познавательной деятельности, которая ориен-тирована на то, чтобы найти информацию, заключенную в предмете, мысли, эмоци-ях, ситуации и др. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности как длительность, интенсивность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом [8, с. 143]. По мнению Т.А. Гусевой, любознательность является одним из социально-одобряемых личностных качеств. При этом оно обусловливает развитие и других личностных образований, к примеру, инициативности, уверенности в себе, общи-тельности и др. Считает, что проявляющий любознательность ребенок обладает та-кими качествами, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность. Это позво-ляет успешно обучаться и повышает успеваемость [9, с. 170]. Исследование литературы в области психологии и педагогики позволило вы-явить этапы проявления познавательных интересов у дошкольников. В.А. Онищук определяет следующие: а) любопытство. Данная стадия является элементарной ориентировкой, кото-рая связана с новизной предмета. Следует отметить, что особого значения для ре-бенка этот предмет может и не иметь. На данном этапе ребенок может проявлять интерес к тому или другому предмету, но стремления к тому, чтобы познать их сущность, у него пока не отмечается; б) любознательность. Проявляется в стремлении более активного знакомства с предметом. Ребенок старается выйти за рамки того, что видит и слышит, расши-рить свои познания. На этом этапе отмечается стремление к узнаванию нового, про-явление интеллектуального чувства радости познания. Он задает вопросы, либо находит на них ответы самостоятельно; в) познавательный интерес. Для этого этапа характерно появление у детей не только проблемных вопросов, но и познавательных ситуаций, а также они старают-ся решить их без чьей-либо помощи. В данном случае в центре внимание оказыва-ется проблема, ситуация, познавательная задача, требующая решения, а не получе-ние уже готового материала или информации. Ребенок сам находится в поиске при-чины, стараясь разобраться в сущности вопроса. Проводимые в настоящее время исследования содержат различные аспекты вопроса, касающегося формирования интереса к познанию. Например, в работах Г.И. Щукиной [7] представлено изучение его следующих содержательных компо-нентов: - эмоциональный. Для данного компонента характерно положительное отно-шение к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинте-ресованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками); - интеллектуальный. Обладает взаимосвязь с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификаци). По мнению Щукиной, это «ядро познавательного процесса». При этом она считает, что вопросы детей направлены на свойства и характеристики изучаемого объекта, поиск новых спосо-бов, которые позволят найти решение познавательных задач; - регулятивный. Включает стремление, целенаправленность, преодоление сложностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к резуль-татам деятельности, развитие рефлексивных способностей, что связано с самооцен-кой и самоконтролем в процессе деятельности. Все перечисленное способствует формированию интереса к познанию; - творческий. Этот компонент выражается в том, что происходит самостоя-тельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, ком-бинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальному мышлению. Взрослый должен в про-цессе совместной деятельности с ребенком заниматься творчеством, это позволит проявлять фантазию, отражать впечатления, полученные ранее, определять, насколько перспективно решение поставленных задач в других условиях либо при использовании другого материала. Изучив различные мнения ученых относительно понятия любознательности в психолого-педагогической литературе, в нашей работе мы будем придерживаться мнения В.А. Онищук, где любознательность рассматривается как одна из стадий по-знавательного интереса, а также исследований Г.И. Щукиной, где раскрываются содержательные компоненты интереса к познанию, соответственно, и любознатель-ности, представляющей собой одну из его стадий. Как мы считаем, познавательный интерес – это активное проявление избирательности направленности личности к окружающему миру. Его формирование представляет собой процесс изменения ос-новных компонентов такого интереса. Под познавательной потребностью мы пони-маем ощущаемую человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания. 1.1. Особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраста Одним из важных этапов жизни и воспитания ребенка, в процессе которого происходит формирование основы для его полноценного развития в будущем, яв-ляется дошкольный возраст. В этот период наблюдается активный рост, развивается головной мозг, а также все базовые функции организма. Этот возраст наиболее благоприятен для того, чтобы развивать познаватель-ность, что позволяет сформировать условия, которые способствуют реализации ко-гнитивных направлений. Кроме этого, происходит раскрытие естественных воз-можностей детей. В этом возрасте любознательность проявляется более активно. Ее воспитание осуществляется через общую систему умственного развития в процессе игр, занятий, общения, работы. Основным условием для этого служит широкое ознакомление детей с явлениями, происходящими вокруг, а также воспитание ак-тивного, заинтересованного отношения ко всему окружающему. Определить, насколько развит ребенок дошкольного возраста, позволяет, в первую очередь, его умственные и физические способности, тип мышления, кото-рый характерен для этого возрастного периода. В это время мышление детей имеет тесную взаимосвязь с деятельностью на практике, при этом оно основывается на приемах иллюстрации. Соответственно, основой воспитательных методов должно быть изучение конкретных объектов, т.е. их свойств, действий, механизмов. Игра – основной инструмент, применяемый для развития детей этого возраста. Играя, дети развиваются естественно и непринужденно, происходит постепенное изучение но-вых предметов и явлений, обучение взаимодействию с обществом. Познавательная деятельность и интерес к познанию становятся более устой-чивыми к 6-7-летнему возрасту. В этот период дети используют уже усвоенный ме-тод действия, который дает возможность для сравнения полученного результата с образцом. Кроме этого, он позволяет увидеть, каковы отличия в новых условиях. Ребенок дошкольного возраста проявляет любопытство к образу человеческой жизни, способам передвижения, работе и профессиям. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование собственного «Я». Характер обследований приобретает статус эксперимента действий, который осуществляются в последовательности, определяемой поставленной перед ребен-ком задачей. В таком возрасте, по мнению Л.А. Венгер, происходит «расщепление» практического действия с материальным объектом [14]. Оно делится на две части – ориентировочную и исполнительскую. Первая включает обследование, которое осуществляется во внешней развернутой форме и выполняет такую функцию, как выделение свойств предметов и последующих действия, имеющих исполнитель-ский характер. У дошкольников старшего возраста происходят изменения характера ориен-тировочно-исследовательской деятельности: от внешних практических манипуля-ций с предметами дети начинают знакомиться с предметом зрительно и при помо-щи органов осязания. В итоге преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств, и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок [16]. Особенностью восприятий детей дошкольного возраста являются опыты дру-гих видов ориентировочной деятельности, при котором основным является воспри-ятие при помощи зрения. При этом есть возможность охватить все элементы изуча-емого предмета, их качества и взаимосвязи. Далее происходит формирование акта рассматривания, который позволяет решать различные задачи, включая как поиск необходимого предмета и его выделение, так и определение его особенностей, от-личительных или объединяющих с другими объектами признаком, индивидуальных сторон. Осязание и зрение в соотношении не однозначны в ходе изучения предме-тов и находятся в зависимости от того, насколько объект новый и каковы задачи, ко-торый поставлены перед ребенком. К примеру, при виде незнакомых предметов происходит длительное ознакомление, которое связано с непростой ориентировоч-но-исследовательской деятельностью. Обследовательские действия дошкольника все больше специализируются, при изучении предметов применяются рациональ-ные приемы. По мнению Н.П. Саккулиной, А.И. Неклюдовой, Н.Г. Агеносовой, в те-чение всего периода дошкольного возраста у ребенка увеличивается целенаправ-ленность и управляемость процессом восприятия, а также возрастает время, преду-смотренное на ознакомление с предметами и его планомерность, как и интерес к познанию. Количество объектов и стороны действительности, которые привлекают внимание дошкольников, возрастает, в связи с этим дети начинают открывать для себя новое уже в изученных объектах, а также проявляют интерес к происхожде-нию тех или иных окружающих их предметов. К процессам восприятия присоеди-няется речь ребенка. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает детям абстраги-ровать его от предмета и осознать, как специфическую характеристику деятельно-сти. В процессе восприятия нового предмета ребенок, основываясь на своем опыте, дает ему наименование, при этом он включает его в группу похожих объектов. Перемены интерпретации обладают связью с изучением самого процесса восприятия (С.Л. Рубинштейн). Старшие дошкольники обучаются тому, чтобы со-знательно осуществлять проверку возникающих у него толкований организованно-го наблюдения, которое он воспринимает. Наблюдается возникновение интерпре-тации, которая способствует раскрытию абстрактных, внутренних свойств предме-тов и явлений в их значимых взаимосвязях [19]. Для детей старшего дошкольного возраста типичны не единичные вопросы познавательного характера, а их цепь, которые включает отдельные, рассредото-ченные по времени вопросы. Детям в этом возрасте интересно происхождение предметов и вещей, а также роль человека в их создании, различные явления, чело-веческие действия и их мотивы. Элементарные представления о времени и про-странстве в старшем дошкольном возрасте имеют ориентацию по отношению к времени и пространству, позволяющую «размещать» некоторые события повсе-дневной жизни по отношению к другим. В таком возрасте дети уже знакомы с названиями каких-либо городов, в первую очередь, российских, а также понимают некоторые народности, но объяснить отличия не могут. Также они понимают значе-ния таких праздников, как Новый год, 8 Марта, собственный день рождения. Кроме этого, их интересует построение карт и календарей, цикличность и длительность времени, протяженность, видимость и невидимость пространства. Особо интересны дошкольникам этого возраста различные атласы и карты. Они активно задают взрослым вопросы, которые касаются нахождения их дом, района, других городов, а также деревни, где проживают дедушка и бабушка, близость места к их нахожде-нию. Проведенные Н.А. Менчинской исследования позволили сделать следующий вывод: вопросы позволяют сформировать суждение о том, какие именно стороны действительности доступны мышлению ребенка [21]. Важная роль отводится во-просам, которые дают возможность изучать окружающий его мир. Если число во-просов возрастает, это говорит о том, что отношение ребенка к реальности меняет-ся. Такие вопросы обусловлены как наглядностью объекта, так и стремление срав-нивать свой предыдущий опыт с новым, его сходство и отличие, а также изучать наличие связей или зависимости предметов. Проявление этого желания – более сложная вербальная формулировка вопросов. Дети проявляют попытки составле-ния собственной классификации объектов и явлений, они стремятся отыскать общие признаки и их различия. Систематизация представлений, категоризация, осмысли-вание их общности и различий – это новые умственные задачи, решение которых старается найти дошкольник. Вопросы, задаваемые ребенком в связи с новыми, ре-шаемыми им самим интеллектуальными задачами, показывают, что его уровень любопытства возрос, он старается привлечь таким образом взрослых к решению этих непростых задач. Исследование вопросов, задаваемых детьми, говорит о том, что в это время их мысли направлены на дифференциацию и обобщение предметов и явлений, что позволяет разобраться в их сути. В связи с этим появляются первые общие представления об окружающем мире. Это представляет собой контур услов-ного «мировоззрения», т.е. в общих представлениях, которые в это время развива-ются, преобладают не единичные факты, а отдельные явления, связанные между собой [23]. 1.1. Особенности любознательности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и за-висят от причины и структуры дефекта. Общее недоразвитие речи – сложные рече-вые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (сложные формы дизарт-рии, алалия, афазия, алексия и дислексия, аграфия и дисграфия). Одни специалисты считают, что недоразвитие речи связано с глубокими пер-вичными нарушениями в интеллектуальной сфере детей при ЗПР или умственной отсталости (М.В. Богданов-Березовский, Р.А. Белова-Давид, Е.А. Кириченко и др.). Другие доказывают, что ни выраженное недоразвитие речи, ни даже ее полное от-сутствие не является основанием для выводов об интеллектуальной недостаточно-сти ребенка. Они считают отклонения в развитии познавательной деятельности де-тей логопатов (с паталогией речи) вторичной задержкой, структура которой зависит от первичного дефекта речи (Т.А. Власова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Л.С. Цвет-кова и др.). По мнению Е.М. Мастюковой, данный вопрос необходимо решать диф-ференцированно. Дефекты речи могут проявляться в самых различных формах, и каждой из них соответствует особая локализация органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы [28]. Для нормализации речевой деятельности необходима целостность и сохран-ность всех структур мозга, всей анализаторной системы. Выделяя общие и специ-фические закономерности развития психики аномальных детей В. И. Лубовский от-мечает, что у всех категорий детей, имеющих отклонения развития, присутствуют нарушения речевого общения разной степени, снижение способности к приему, пе-реработке, хранению и использованию информации, нарушение словесного опо-средствования при образовании новых связей, замедленность формирования поня-тий [30].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 52 страницы
800 руб.
Курсовая работа, Психология, 16 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg