Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИНВЕСТИЦИИ

Совершенствование мер стимулирования инвестиций на территории Новосибирской области на основе лучших практик субъектов РФ.

rock_legenda 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2022
В настоящее время вопросам, обозначенным выше, посвящено множество научных исследований. Но стоит отметить, что задачи, касающиеся изучения инвестиционной деятельности на региональном уровне и проблем управления ею, получили меньшее освещение в научных трудах. Инвестиционная политика региона является объектом внимания и изучения многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности, это: Г. Амстронг, Дж. Тейлор, И.А. Арташина, В.О. Марзоев, А.В. Петров, Ю.В. Истомина, Л.И. Юзвович, А.Н. Пятин, Е.А. Юдина и др. Целью настоящего исследования является изучение инвестиционной политики Новосибирской области, а также разработка мер по совершенствованию инвестиционной деятельности на территории субъекта с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, в работе требуется решение следующих задач: - проанализировать понятие инвестиции и инвестиционная деятельность как экономическую категорию; - рассмотреть сущность, цели и задачи региональной инвестиционной политики; - изучить инструменты стимулирования инвестиционной активности субъектов в РФ; - провести анализ инвестиционной активности Новосибирской области и субъектов Российской Федерации; - определить направления совершенствования стимулирования инвестиционной активности субъекта РФ. Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает инвестиционная деятельность как экономическая категория. Предметом – инвестиционная деятельность в регионе. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части структурированной на главы и параграфы, заключения и списка использованных источников. В период работы над настоящим исследованием, автор принял участие59-й Международной научной студенческой конференции (МНСК), состоявшейся в апреле 2021 года.
Введение

Развитие современной экономики субъектов Российской Федерации требует модернизации промышленности, технологий и знаний. Это предполагает необходимость серьезных инвестиционных вложений практически во все основные области экономики. Однако в настоящее время привлечение инвестиций – одна из ключевых проблем инвестиционной деятельности субъектов РФ. Это связано, прежде всего, с технологической отсталостью большинства регионов, неразвитостью наукоемких и инновационных отраслей, износом основных фондов промышленных предприятий. Отличительной особенностью Новосибирской области является наличие большого числа производственных предприятий, развитый научно-образовательный комплекс, что безусловно должно являться привлекательным фактором для инвесторов. Тем не менее, на данный момент практически у всех промышленных предприятий основные производственные фонды изношены более чем на 30%, что затрудняет развитие промышленности в регионе, подстраивание предприятий под новые условия рынка, поддержание конкурентоспособности и качества продукции, а также сохранение и создание новых рабочих мест. Для развития промышленности в регионе и вывод ее на новый, более высокий уровень, нужны крупные инвестиции в основной капитал. При этом развитие промышленности региона положительно скажется на конкурентоспособности не только самих предприятий, но и всего региона в целом, позволит создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать снижению уровня безработицы, а также позволит повысить уровень жизни населения региона. Отметим, что со стороны правительства области принимаются меры для привлечения инвестиций. В частности, разработана стратегия Новосибирской области до 2030 года, которая утверждена Законом Новосибирской области №75-03 от 29.06.2016 года «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области». Однако, как свидетельствует анализ инвестиционного климата в регионе и рейтинга области по уровню инвестиционной привлекательности, принимаемых правительством мер недостаточно. Общегосударственные проблемы в области промышленного производства еще глубже усугубляют в Новосибирской области. Сырьевые ресурсы, в сравнении с нашими соседями, серьезно ограничены, сельское хозяйство подвержено серьезным климатическим рискам. Преобладание в структуре промышленности обрабатывающих отраслей, не является привлекательным мотивом для инвестиций. Значительную долю в производстве промышленной продукции занимают предприятия ВПК, что также снижает градус инвестиционной привлекательности области. В тоже время, инвестиционная привлекательность нашей области заключается в ряде позитивных факторов, таких как: - хорошо развитая логистика практически всех видов транспорта, удачное экономико-географическое размещение области; - свободные трудовые ресурсы, а также солидный приток низкооплачиваемой иностранной рабочей силы рабочей силы из бывших республик СССР, а также Китая; - налоговые льготы для инвесторов, государственные гарантии Новосибирской области по кредитам; субсидирование части процентной ставки по кредитам, лизинговым платежам и возмещения затрат на приобретение нового технологического оборудования. Однако, несмотря на положительные моменты в развитии инвестиционной привлекательности Новосибирской области имеются и негативные стороны. Таким образом, все вышесказанное обуславливает тему исследования выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 Теоретические основы инвестиционной политики 9 1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 9 1.2 Сущность, цели и задачи региональной инвестиционной политики 16 1.3 Инструменты стимулирования инвестиционной активности субъектов в РФ 22 2 Анализ инвестиционной активности Новосибирской области 26 2.1 Экономико-географическая характеристика субъекта 26 2.2 Анализ инвестиционной активности и механизмы стимулирования инвестиционной активности в Новосибирской области 27 2.2 Сравнительный анализ инструментов стимулирования инвестиционной политики в субъектах РФ 43 3 Совершенствование стимулирования инвестиционной активности субъекта РФ 61 3.1 Проектные мероприятия по совершенствованию мер инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области 61 3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. .2002. - N 43. - ст. 4190. 2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. .2006. - N 31 (1 ч.). ст. 3434. 3. Постановление Правительства Новосибирской области от 01.11.2016 N 360-п "О министерстве экономического развития Новосибирской области" // Официальный сайт Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2007. - N 31. - ст. 4006. 5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 26 (часть I). - ст. 3378. 6. Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п "О государственной программе Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015 - 2021 годы" // Официальный сайт Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru. 7. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.01.2013, №68-р «О Стратегии привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года» (ред. от 09.10.2017) // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области 8. Приказ об утверждении Методических рекомендаций по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499050661.htm. Учебная и специальная литература 9. Авхадиев Ф.Н.Основные направления технической модернизации сельского хозяйства Республики Татарстан / Ф.Н Авхадиев, Л.Ф. Ситдикова // Техника и оборудование для села. – 2017. – № 4. – С. 46-48. 10. Агентство по привлечению и защите инвестиций Кемеровской области [Электронный ресурс]: URL: http://agency.keminvest.ru/about/ (дата обращения: 12.01.2020). 11. Амирова, Э. А. Инвестиции как фактор снижения социально-экономической дифференциации регионов // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. № 4. С. 47–50. 12. Амирова, Э. А. Условия и факторы социально-экономической дифференциации регионов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62). С. 160–165. 13. Арсланов, Ш. Д. Государственно-правовое регулирование инвестиционной сферой // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 1. С. 81–84. 14. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, Х. Д., Ниналалова, Л. Г., Гаджиева, А. Г. Современная инвестиционная политика проблемного региона как элемент реализации стратегии его долгосрочного социально-экономического развития // Актуальные проблемы развития финансового сектора: материалы Международной научно-практической заочной конференции; отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 5–11. 15. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 1 (75). С. 53–67. 16. Багомедов, М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства // Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 12–19. 17. Бакитжанов А.Р., Филин С.У. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. – 2017. – № 5. –С. 11-12 18. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс — Киев: Ника-Центр, 2014. 19. Глазунов, В. К. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 2015. 20. Гулин К. А., Мазилов Е. А., Кузьмин И. В., Алферьев Д. А., Ермолов А. П. Научно-технологический потенциал территорий и его сравнительная оценка // Проблемы развития территории. 2017. № 1 (87). С. 7–26. 21. Департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области [Электронный ресурс]: URL: http://dep.keminvest.ru 22. Золотогоров, В. Г. Инвестиционное проектирование: Учебник для ВУЗов. — Минск: Высшая школа, 2014. 23. Идзиев, Г. И. Региональные особенности развития институтов рыночной инфраструктуры // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3 (65). С. 81–88. 24. Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ufa.rbc.ru/ufa/21/08/2020/5f3f9d139a7947e2cbfea8b5 25. Инвестиционный портал Кемеровской области [Электронный ресурс]: URL: https://keminvest.ru 26. Инвестиционный портал Республики Алтай. – URL: https://altayinvest.ru/htm. 27. Инвестиционный потенциал Республики Алтай. – URL: ttps://altairepublic.ru/investments/investment-climate/htm. 28. Кныш, М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. —СПб.: Питер, 2015. 29. Коломина, М. Е. Сущность и измерение инвестиционных рисков // Финансы — 2013 — № 4 30. Макарова, Е.С. Оценка инновационного развития Республики Татарстан / Е.С. Макарова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2017. – № 3. – С. 47-50. 31. Меры инвестиционной поддержки в сфере туризма, Республика Алтай. – URL: https://www.nbcrs.org/regions/respublika-altay/mery-regionalnoy-podderzhki-investorov-v-sfereturizma.htm. 32. Мухаметгалиев, Ф.Н. Методологические подходы оценки взаимосвязи аграрного производства и социальной инфраструктуры села / Ф.Н. Мухаметгалиев, Л.Ф. Ситдикова, Ф.Ф. Мухаметгалиева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 8-1 (55). – С. 87-92. 33. Мухаметгалиев, Ф.Н. Тенденции развития сельского хозяйства Республики Татарстан и проблемы кадрового обеспечения / Ф.Н. Мухаметгалиев, Л.Ф. Ситдикова // Современные тенденции формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса: в условиях научно-технологических вызовов и устойчивого развития сельских территорий Материалы I Международной научно-практической конференции: сб. статей. – 2017. – С. 138-146. 34. Ниналалова, Л. Г., Арсланова, Х. Д., Гаджиева, А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17–26. 35. Осипов, В.А. Инновационное развитие Калужской области: проблемы и перспективы / В.А. Осипов // Российский экономический интернет-журнал. – 2017. – № 1. – С. 29. 36. Первоочередные меры по повышению устойчивости экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Республики Башкортостан https://economy.bashkortostan.ru/activity/21892 37. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Шахтаманова, Л. Г., Петросянц, Д. В. Механизм регулирования регионального развития : особенности формирования и алгоритм реализации // Экономика и управле-ние. 2018. № 8 (154). С. 8–13. 38. Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-inostrannyh-investitsiy-v-industriyu-turizma.htm. 39. Проект стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года [Электронный ресурс]. – URL: htt ps://www.economy.gov. ru/material/fi le/ff 2df63883cef734f344126 c2294c79e/ak_2019.pdf 40. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России – 2019: результаты и основные выводы: аналитические материалы [Электронный ресурс] / Аналитика: рейтинговое агентство. – URL: htt ps://raex-a.ru/fi les/REG_2019_Analytica_Block_Web.pdf 41. Романишина, Т.С. Современные методы и принципы регулирования развития инновационных предприятий с учетом опыта Калужской области / Т.С. Романишина // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4 (41). – С. 173-180. 42. Сабирьянова Р.Г., Даутова Т.А., Бикметова З.М. Анализ инвестиционной политики региона (на примере республики Башкортостан)// Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 437-439. 43. Сагидов, А. К. Государственно-частное партнерство в социальной сфере регионов СКФО: проблемы и перспективы развития // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства : сб. материалов X Международной научно-практической конференции ; под ред. А.М. Эсетовой. 2018. С. 150–153. 44. Сагидов, Ю. Н. Неэкономические условия социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 196–203. 45. Сагидов, Ю. Н. Подход к разработке стратегии развития региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 3. С. 11–14. 46. Свиридова Н.Д. Инвестиционная деятельность как форма развития регионального туризма / Н.Д. Свиридова, А.А. Негода // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2020. - №1. 47. Севастьянова, А.Е. Формирование условий для инновационного развития регионов ресурсного типа / А.Е. Севастьянова // Регион: Экономика и Социология. – 2016. – № 1 (89). – С. 209-232. 48. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/ 49. Фомина, М.С. Анализ современных проблем развития технопарков в РФ / М.С. Фомина, Н.Н. Куликова // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 12 (80). – С. 36. 50. Шахтаманова, Л. Г., Арсланова, Х. Д., Алиев, М. А. Институты развития как инструмент региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 9 (95). С. 111–117.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы инвестиционной политики 1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности Рассмотрение вопросов, касающихся изучения деятельности, связанной с инвестированием территории, следует начать с определения исходного для темы понятия инвестиционной деятельности. Термин «инвестиции» имеет происхождение от латинского «invest», что обозначает «вкладывать». Следует сказать, что основоположниками исследования инвестирования и его роли в экономическом развитии считаются Аристотель и Платон [6]. Их подходы к изучению инвестиционной деятельности строились на принципах функционирования денег, целях и способах их накопления и использования обществом. В рамках научных взглядов первой экономической школы меркантилистов (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Т. Сиенс, М. Ривьер) [7], которые сформировались в начальный период становления капитализма, считалось, что экономический рост территории напрямую зависит от инвестирования в производство. Последователями учения об инвестиционной деятельности меркантилистов стали ученые, поддерживавшие классическую школу в экономической науке (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль, Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус), которые сформулировали научно-практические положения о сущности инвестиционной деятельности и ее роли в экономике территорий [8; 9]. Эти исследователи впервые обосновали необходимость участия государства в развитии инвестиционной деятельности с целью роста национального дохода. Представители неоклассической экономической школы (П. Самуэльсон, И. Фишер, К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер), в отличие от старых классиков, придерживались нового системного подхода, заключающегося в оценках инвестиционной деятельности экономических субъектов [9]. По мнению В. К. Глазунова инвестиции можно представить как вложения капитала во всех его проявлениях для получения его роста в будущем периоде, возможности получить текущий доход или решить определенные социальные задачи. Но рост капитала должен достаточно компенсировать инвестору отказ от альтернативного использования своих средств. [1] Несмотря на передовые достижения в формировании научных подходов к эволюции понятия инвестиционной деятельности, в современной науке существует целый ряд работ ученых, занимавшихся исследованием теории и практики данного процесса (табл. 1.1). Таблица 1.1 – Подходы к понятию инвестиций и инвестиционного процесса Подход Ф. И. О автора Содержание подхода Планово-социалистический подход Н. М Зеленкова. А. Т. Спкцын. Т. С. Хачатуров Инвестиционную деятельность отождествляют с капитальными вложениями Рыночный подход Ф. М.-Г. Топсахалова. А. В. Харсеевз. У. Шарп и др.. О. Ф. Быстров. Рассматривали как процесс, в ходе которого осуществляется объединение капитальных вложении, затрат с учётом целевых установок инвесторов с целью получения дохода (эффекта) от отдачи вложенных средств Микроуровень К. Макконнелл. В. В Ковалев. Н. Л. Маренков и др. Рассматривали как деятельность, связанную с вложением капитала в реальные объекты инвестирования для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния, увеличения прибыли Макроуровень В. В. Шеремет. В М. Павлюченко. В Д. Шапиро и др. Рассматривали инвестиционную деятельность как основу для расширенного воспроизводства и структурных преобразовании национальной экономики Комплексный подход С. А. Снроткин. И. В. Сергеев. А. Е. Абрамов. Н. В. Игошин и др. Акцентируют своё внимание на изучении управленческих аспектов развитая инвестиционной деятельности на предприятии, в регионах и стране в целом Инвестиции в ценные бумаги обычно называют портфельными, а капитальные вложения, как правило, носят название инвестиций в реальные активы. Данные типы инвестиций играют огромную роль в экономике. По мнению М. Е. Коломиной инвестиции в реальные активы можно классифицировать следующим образом: – Инвестиции в целях повышения эффективности, которые призваны создать условия для сокращения расходов с помощью замены оборудования, развития персонала или передвижения производственных мощностей в регионы, где производство более выгодно. – Инвестиции в расширение производства. Целью данного вида инвестиций является увеличение возможностей производства товаров для имеющихся рынков в пределах существующих производств. – Инвестиции в новые производства, которые призваны обеспечить организацию новых предприятий для выпуска совершенно новых товары либо выйти предприятию на новые рынки сбыта. – Инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления. Данный вид инвестиций необходим, если предприятию необходимо удовлетворять требования государственных властей в области экономических стандартов, безопасной продукции, прочих условий деятельности [2]. Основанием введения подобной классификации инвестиций служит разноуровневый риск, с которым они связаны. Отношения между видом инвестиций и показателем риска определяется уровнем неопределенности реакции рынка. Известно, что создание нового производства, цель которого выпуск нового продукта, имеет наибольшую степень неопределенности, когда повышение эффективности производства известного на рынке товара имеет низкую опасность отрицательных последствий инвестирования. Рыночная экономика не позволяет осуществлять инвестиции как свободную форму деятельности фирмы подразумевая, что фирма может осуществлять или не осуществлять такие операции. Отсутствие инвестиций зачастую имеет следствием потери конкурентных позиций. Поэтому многие авторы делят инвестиции на следующие группы: – пассивные инвестиции. Данный вид инвестиций обеспечивает поддержание показателей прибыльности вложений в функционирование данной фирмы с помощью обновления оборудования, подготовки новых сотрудников и т. д. - активные инвестиции. Данный вид инвестиций обеспечивает рост конкурентоспособности фирмы и увеличение прибыли с помощью внедрения новой технологии, выпуска новой продукции, выход на новые рынки сбыта. Начальными инвестициями или нетто-инвестициями называют инвестиции, связанные с основанием или покупкой предприятия. Брутто-инвестиции включают в себя нетто-инвестиции и реинвестиции. Инвестиции в предпринимательскую инфраструктуру реализуются в различных видах. Поэтому для анализа и планирования инвестиций И. А. Бланк классифицирует инвестиции по следующим признакам: а) по объекту вложений средств — финансовые и реальные нвестиции; б) по характеру участия в инвестировании — непрямые и прямые инвестиции [3]. И. А. Бланк, под прямыми инвестициями понимает «непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств». Его реализуют, как правило, подготовленные инвесторы, которые владеют достаточной информацией об объекте и отлично используют механизм инвестирования. Непрямые инвестиции можно определить, как инвестирование, «опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками)»; в) по периоду инвестирования — долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Краткосрочные инвестиции имеют период вложения капитала на срок, не более 1 года, долгосрочные инвестиции имеют период вложения капитала на срок свыше года; г) по уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды активов: Безрисковые, которые характеризуют вложения активов в объекты, у которых нет реального риска потери средств или потенциального дохода и почти гарантировано получение расчетной реальной суммы инвестиционного дохода. Низкорисковые инвестиции характеризуют вложения активов в объекты, риск по которым ощутимо ниже среднерыночного. Среднерисковые инвестиции характеризуют вложения активов в объекты, риск по которым почти соответствует среднерыночному. Высокорисковые инвестиции характеризуют вложения активов в объекты, риск по которым выше среднерыночного. Спекулятивные инвестиции отражают вложения активов в достаточно рисковые инвестиционные проекты, которые предполагают высокий уровень дохода; д) по формам собственности — частные и государственные. И. А, Бланк характеризует частные инвестиции, как «вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной», а государственные инвестиции «осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств» [3]; е) по региональному признаку — инвестиции внутри страны и за рубежом. Под инвестициями внутри страны подразумевают вложения средств резидентами в объекты, размещенные в территориальных границах страны. Под иностранными инвестициями понимают вложения средств нерезидентами в объекты, размещенные в территориальных границах страны. Как пишет В. Г. Золотогоров, «процесс осуществления инвестиций представляет собой инвестиционную деятельность предприятия, которая является одним из важнейших объектов финансового управления. Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия» [4]. Главная цель инвестиционной деятельности — это возможность осуществления более эффективных форм вложения активов (средств), которые направляются на увеличение экономического потенциала предприятия. Содержание инвестиционной политики предприятия формируется с учетом этой цели. Инвестиционная политика является частью общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в реализации более эффективных форм финансовых и реальных инвестиций для расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности и достижения более высоких темпов его развития. Реальные инвестиции — основные в большинстве предприятий. Это подчеркивает актуальность повышения уровня управления данными инвестициями. Реальные инвестиции могут осуществляться организациями в разных формах, основными из которых, по мнению И. А. Бланка, являются: а) покупка имущественных комплексов. Это инвестиционная операция крупных предприятий с целью диверсификации деятельности и обеспечения «эффекта синергизма», который заключается в возрастании совокупной стоимости активов предприятий за счет более эффективного использования их общего потенциала, взаимного дополнения производств и ассортимента продукции, снижения затрат, совместного использования сбытовой сети на различных рынках и других аналогичных факторов; б) новое строительство. К такому варианту инвестирования предприятие прибегает с целью увеличения масштабов деятельности в будущем на базе расширения производства или диверсификации; в) реконструкция. Эта инвестиционная операция связана с преобразованиями с учетом требований научно-технического прогресса. Данную операцию реализуют с помощью комплексного плана реконструкции предприятия с целью внедрения ресурсосберегающих технологий, роста его производственного потенциала, повышения качества выпускаемой продукции и т. п.; г) модернизация. Модернизация заключается в приведении активной части основных производственных фондов в состояние, которое соответствует современному уровню реализации технологических процессов; д) обновление отдельных видов оборудования. е) инновационное инвестирование в нематериальные активы (НМА). Инновационные инвестиции в НМА осуществляются в двух формах: 1) путем приобретения готовой научно-технической продукции и других прав; 2) путем разработки новой научно-технической продукции (как в рамках самого предприятия, так и по его заказу). Осуществление такого инвестирования позволяет существенно повысить технологический потенциал предприятия во всех сферах его деятельности; ж) инвестирование прироста запасов материальных оборотных активов. Оно направленно на расширение объема используемых оборотных активов предприятия, обеспечивает необходимую пропорциональность (сбалансированность) в развитии внеоборотных и оборотных активов. Необходимость этой формы инвестирования связана с тем, что любое расширение производственного потенциала, определяет возможность выпуска дополнительного объема продукции. Однако она может быть реализована только при соответствующем расширении объема материальных оборотных активов отдельных видов (запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д.). М. И. Кныш, Б. А. Перекатов, Ю. П. Тютиков предлагают все перечисленные формы инвестирования свести к трем основным группам: «капитальному инвестированию или капитальным вложениям (первые пять форм); инновационному инвестированию (шестая форма); инвестированию прироста оборотных активов (седьмая форма)» [5]. Определение конкретных форм реального инвестирования осуществляется задачами товарной, региональной и отраслевой диверсификации его деятельности, необходимостью развития новых ресурсо- и трудосберегающих технологий, а также возможностями создания инвестиционных ресурсов. Из экономического содержания приведенных определений следует, что инвестиционная деятельность – это не самоцель, а средство достижения развития экономики территории, способствующее решению социальных и экономических задач. Обобщая отечественный и зарубежный опыт изучения теоретических положений, характеризующих инвестиционную деятельность, мы пришли к выводу, что под ней понимается функционирование юридических, физических лиц и государства, направленное на привлечение и увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения социально-экономического эффекта для региона. Из этого определения следует, что чем больше средств направляется на инвестиции, тем выше уровень инвестиционной деятельности в регионе. 1.2 Сущность, цели и задачи региональной инвестиционной политики Возрастающая необходимость динамического развития и поиска наиболее успешных путей реализации региональной инвестиционной политики предопределяют непрекращающийся поиск эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов и развития инвестиционной сферы региона как базиса ее развития. Рассматривая инвестиционную политику региона в разрезе как взаимосвязи, так и взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества, можно с определенной долей уверенности утверждать, что она представляет некую систему мер и механизмов, реализуемых региональными органами власти и направленных на эффективное использование инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-направленного развития региона. Инвестиционный механизм (рис. 1) как часть инвестиционной политики создается для повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе на основе строго определенных принципов и технологий. Рисунок 1.1 - Инвестиционный механизм региона Инвестиционный механизм региона позволяет управлять не только его инвестиционной сферой, но и формирует устойчивую базу условий для максимально быстрой адаптации инвестиционной сферы и всей экономики региона к изменениям во внутренней и внешней среде. Задачи рационального и эффективного использования инвестиционных ресурсов региона, стимулирования инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестиционного климата могут решаться не только органами исполнительной власти всех уровней, но и широким кругом негосударственных бизнес-структур посредством реализации региональных инвестиционных проектов. Однако необходимо помнить о таком аспекте инвестиционных ресурсов, как «ограниченность». Именно аспект ограниченности инвестиционных ресурсов предопределяет отбор приоритетности инвестиционных проектов. Необходима максимально эффективная инвестиционная политика, реализация которой позволит достичь решения задачи оптимального распределения региональных инвестиций и достичь комплексного развития региона. При этом эффективная инвестиционная политика должна включать широкий круг интересов бизнес-сообщества, который будет выступать базисом двусторонней связи «бизнес – власть». За счет развития двусторонней связи «бизнес – власть» будет достигнут консенсус приоритетов региональных инвестиций и, что немаловажно, сформируется устойчивая взаимосвязь региональной, муниципальной власти и бизнес-структур. Вероятность расхождения приоритетов инвестирования и экономических интересов во взаимодействии власть-бизнес при реализации инвестиционной политики изначально максимальна, но именно работа по преодолению разногласий и приведет к снижению рисков и росту инвестиционной активности. Региональная инвестиционная политика, основанная на взаимодействии региональной, муниципальной власти и бизнес-сообщества, строится на развитии следующих направлений [5,14,17,20]: - обеспечение контроля и анализа инвестиционных ресурсов, вкладываемых в приоритетные проекты; - изменение в сторону увеличения объема участия в инвестиционной деятельности на территории региона частных инвесторов; - применение передовых форм и методов управления региональными инвестиционными проектами: - установление базисов приоритетности, таких, как: максимально короткие сроки окупаемости, большое количество вновь создаваемых рабочих мест, высокая доля отчислений в бюджеты различных уровней. Практика совершенствования региональной инвестиционной политики региона позволяет нам с определенной долей уверенности заявить о наличии ряда негативных факторов, препятствующих эффективности реализации инвестиционной политики, а именно: - низкий уровень привлекательности инвестиционного климата (большинство регионов страны имеют пониженный потенциал и высокие риски), что определяется диспропорциями в их социально-экономическом развитии; - несоблюдение принципов системности при формировании и корректировке государственной региональной политики, несовершенство правового поля регулирования экономической стороны регионального развития, низкий уровень качества предлагаемых механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности в регионах; - практически нулевое влияние системы формирования бюджетной сферы региона на его экономическое развитие; - недостаточность поддержки региональной инвестиционной деятельности за счет федеральных источников вследствие низкой бюджетной дисциплины. Немаловажное значение для реализации региональной инвестиционной политики имеют внутрирегиональные инвестиции, основывающиеся на инвестиционных ресурсах регионального и местного уровней. Такие региональные инвестиции, возникающие в процессе формирования концессуального взаимодействия всех уровней государственной власти и бизнес-сообщества, могут быть сформированы за счет достаточно большого круга источников, включающего в себя [6,8,12]: - собственные инвестиционные резервы – часть финансовых резервов инвестора; - средства внебюджетных фондов; - бюджетные средства, предоставляемые как на безвозмездной, так и возвратной основе; - средства регионального бюджета; - иностранные инвестиционные ресурсы. Реализация региональных проектов может осуществляться на основе одного из источников либо на основе их комплексного использования с целью достижения необходимого уровня инвестиционных ресурсов. Что подразумевает взаимодействие всех уровней власти и бизнеса для достижения заданной концентрации инвестиционных ресурсов. Специфика же региональной инвестиционной политики предопределена стратегическими направлениями и приоритетами социально-экономического развития региона. В одном ряду с таким важнейшим элементом инвестиционной политики, как деятельность по привлечению инвестиционных ресурсов в экономику находится другой, не менее важный компонент этой политики – определение приоритетов политики. Безусловно, приоритетность инвестиционного развития региона в первую очередь определяется стратегическими установками социально-экономического развития региона. Но в то же время обоснованность инвестиционной политики региона и четкость в выстраивании приоритетов позволяют региону приобретать дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому определение приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности в регионе является во многом многогранным и неоднозначным процессом, требующим постоянной корректировки и совершенствования. Процесс развития инвестиционной деятельности в регионе, предполагающий взаимодействие всех уровней власти и бизнес-сообщества, должен основываться на постоянном поиске оптимального взаимодействия отраслевой, кредитной, финансовой и инвестиционной деятельности. Поэтому по своей сути региональные инвестиции и ресурсы чаще всего направлены на решение следующих задач [15,16,19]: - эффективное социально-экономическое развитие региона на основе максимально рационального использования его потенциала; - всестороннее рассмотрение возникающих проблем, обусловленных жизненно важной необходимостью развития экономики региона в условиях длящихся кризисных явлений; - внедрение новых технологий производства наравне с информационными технологиями во всех сферах и отраслях экономики региона, что повысит конкурентоспособность товаров и услуг хозяйствующих субъектов региона. Соответственно, главной целью оптимальной инвестиционной политики региона выступает устойчивое социально-экономическое развитие региона, опирающееся на рациональное использование инвестиционных ресурсов. Достижение цели инвестиционной политики основывается не только на механическом увеличении объема инвестиционных ресурсов, но и за счет их эффективного использования, основанного на финансировании высокотехнологичного инновационного производства и развития инфраструктуры инвестиционной сферы. Развитие инвестиционной деятельности в регионе невозможно и без другой ее составляющей – финансовых рынков. Поскольку финансовое сопровождение инвестиционной деятельности в регионе невозможно без развития фондовых рынков и рынков банковского кредитования. Устойчивые финансовые рынки создают возможности доступа субъектов корпоративного сектора экономики к долгосрочным ресурсам, что позволяет достичь высокой капиталоемкости в инвестировании, уменьшить транзакционные издержки, повысить эффективность инвестиционной деятельности в регионе. Современная эффективная региональная инвестиционная политика должна формироваться и реализовываться на основе конкретного портфеля инвестиционных проектов, объединенных в единый комплекс инвестиционных программ, сформированных на основе приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Другим фактором, влияющим на эффективность инвестиционной политики, является инвестиционный климат региона, который определяет интенсивность инвестиционного процесса, степень инвестиционной привлекательности. Таким образом, развитие инвестиционной сферы на основе формирования гармоничного взаимодействия всех уровней власти и бизнес-сообщества является перспективным направлением развития экономики региона. При этом немалое значение имеет ее инфраструктурное развитие, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg