ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ТРУДА
Предпринимательство представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь развития. В древние и средние века основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и мореплавание, связанное с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках. Слабость правовой системы, регулирующей эту деятельность, а также слабость человека перед природной стихией – все это приводило к высоким рискам предпринимательства.
С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, сначала мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательский успех. Риск предпринимательства на этом этапе исходит главным образом от непредсказуемого изменения спроса и предложения на производимые товары и ресурсы, необходимые для их производства, а также действий конкурентов [1].
Начавшаяся в конце прошлого века постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, быстрым качественным обновлением ассортимента производимых товаров при снижении численности занятых в этой сфере, а также переносом акцента с собственного производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление). В предпринимательской деятельности уже становится недостаточным ориентироваться только на текущий момент, находя оптимальное для этого момента сочетание производственных факторов; напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться перспективными целями и задачами. Главной задачей предпринимательства становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период. Предпринимательство все в большей мере вовлекает в свою орбиту организационные и управленческие технологии (включая финансовые), а также науку.
Даже приведенный краткий экскурс в историю предпринимательства показывает его сложную и изменяющуюся природу.
Основы теории предпринимательства заложили еще в XVIII-XIX вв. Ф. Кенэ, А. Смит, Ж. Сэй, а затем она была развита Й. Шумпетером, Ф. Хайеком и др. Предпринимательство всегда являлось одним из важнейших предметов исследований экономической науки, так как предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства. И только в СССР предпринимательство, как род деятельности, многие десятилетия не практиковалось и по идеологическим соображениям предавалось анафеме [2].
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» - в переводе с французского «посредник») [3].
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».
Одно из определений предпринимательства было дано в Законе Республики Казахстан «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором было записано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Очевидным недостатком этого определения является то, что экономический характер предпринимательства даже не упоминается, не оговариваются условия проведения этой деятельности и методы извлечения прибыли, что позволяет относить к предпринимательству любые виды деятельности, в результате которых увеличивается имущество субъектов, осуществлявших или инициировавших эту деятельность, в том числе и все корыстные преступления. «Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Это определение, по нашему мнению, точнее отражает суть предпринимательства как социально-экономического феномена [4].
Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, то есть способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.
Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста.
На территории Республики Казахстан предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Республики Казахстан, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Для отдельных категорий граждан законами Республики Казахстан установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, налоговой полиции, нотариусы.
В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет. Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.
Регистрация граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РК».
Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами.
Физические лица – это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая физическими лицами, относится к индивидуальной (частной) предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, относится к коллективному предпринимательству.
Юридические лица в предпринимательской деятельности – все виды предприятий: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) хозяйственные общества (акционерные ОАО, ЗАО, ООО, ОДО); производственные кооперативы и унитарные предприятия [5].
В большинстве стран мира предпринимательство служит мощным двигателем экономического и социального развития. Кроме того предпринимательство выполняет управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально – экономической жизни общества. Посредством предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управления, информационных технологиях.
Переход к рыночным отношениям ставит перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
В настоящее время необходимо ускоренное формирование комплекса условий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательского климата. Непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.
Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымыванию устаревших.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским [6].
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка – основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание. Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами производственного цикла – производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением – можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности:
· производственное предпринимательство,
· коммерческое,
· финансовое [7].
Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).
В то же время каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.
Сущность предпринимательской деятельности(труда предпринимателей) как социального явления выражается в его основной функции – создании особых экономических благ (ценностей) в виде эффективных динамичных структур, позволяющих удовлетворять различные потребности людей, общества в целом.
К функциям относят:
1) Производственная – превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.
2) Материально-техническое обеспечение – приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности.
3) Кадровая – отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса.
4) Ведение финансов и учета.
5) Маркетинг.
6) Научно-исследовательские и проектные работ – деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства.
7) Связи с общественностью (паблик рилейшнз) – осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средствами массовой информации [8].
Таким образом, предпринимательская деятельность направлена на достижение коммерческого успеха: получение прибыли или предпринимательского дохода. Большая часть предпринимательского дохода направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности. Кроме этого предпринимательство направлено на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.
1.2. МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ТРУДА
Источники любого производства – это ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.
В современных условиях труд как фактор производства часто становится определяющим, поскольку способен принести доход собственнику производства. Но речь идет не о любом труде, а о труде профессиональном, эффективном, организованном и мотивированном.
Уже в 30-х годах ХХ столетия, в годы перехода от экстенсивных методов капиталистического хозяйствования к интенсивным, возникла необходимость поиска новых форм мотивации, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим содержанием. Цель такого поиска заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям менеджмента, а также бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Процессуальные теории мотивации исследуют выбранный тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним целей.
Рассмотрим мотивацию предпринимателя, опираясь на две процессуальные теории: предпочтения и ожидания В. Врума и справедливости С. Адамса.
Первая теория базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага. Для предпринимателя желаемое благо – это успешная деятельность его фирмы и максимизация прибыли.
Ожидания – оценка данной личностью вероятности определенного события. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Ожидания в отношении первой связки (3-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р-В) — это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда, т.е. то, что в настоящий момент наиболее ценно для предпринимателя Третий фактор – валентность (ценность поощрения или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Так как у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности [9].
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация предпринимателя в его деятельности имеет такое же большое значение как и мотивация работника в процессе труда и даже более значимое, поскольку предпринимательская инициатива является двигателем прогресса и способствует развитию и установлению совершенных рыночных форм хозяйствования.
В структуре мотивации казахстанского предпринимателя можно выделить несколько основных вех:
1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.
2. Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.
3. Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.
4. Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее [10].
Мотивированный выбор между наемным трудом и предпринимательским бизнесом в пользу предпринимательства автоматически включает определение географии и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.
Предпринимательство в узком смысле этого слова – это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новых сфер приложения капитала), в сбыте продукции и т.д.
Вознаграждение относится к ключевым направлениям как в работе с персоналом организации в целом, так и в формировании его мотивации к эффективному труду. Актуальность проблемы вознаграждения обусловлена её значимостью как важнейшего, подчас и единственного источника доходов для подавляющего большинства граждан, работающих по найму.
Основой построения системы вознаграждения персонала, ориентированной на формирование мотивации наемных работников к эффективному труду, должен стать ряд теоретических положений экономики труда и управления персоналом. С современных позиций управления человеческими ресурсами актуален подход к персоналу как к невосполнимому ресурсу, который надо развивать, мотивировать и стимулировать для достижения конечных целей организации. Ориентация на рыночную ситуацию предполагает, что при этом наемные работники рассматриваются как равноправные партнеры. Обе стороны в результате взаимодействия должны получить равный не только количественный, но и качественный доход, выраженный в удовлетворении сторонами собственных потребностей, например, самореализация работника – реализация миссии организации; удовлетворение работниками материальных потребностей - получение прибыли организацией [11].
Помимо высказанного соображения, в практике вознаграждения следует различать два подхода – индивидуальный и коллективный. В условиях использования индивидуального подхода при формировании системы вознаграждения акцент делается на уникальность личности каждого работника, на учет личных потребностей, мотивов, ценностей и ценностных ориентаций. Коллективный подход предполагает акцент на формирование команды, на коллективные результаты работы, на укрепление корпоративной культуры и достижение бизнес-целей организации или ее отдельных подразделений (проектов).
Оптимизация условий вознаграждения труда работников предпринимательских организаций позволяет определить необходимую для конкретной компании структуру вознаграждения: оплату за квалификацию (знания), оплату за индивидуальные заслуги, коллективные результаты, систему участия в прибылях. Управление вознаграждением топ-менеджеров и ведущих специалистов должно учитывать цену ошибки разрабатываемой системы оплаты их труда, так как эти категории персонала принимают стратегические решения и определяют пути достижения бизнес-целей организации.
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для: определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности; разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа [12].
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на: основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия); финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.); чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
1. Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия. Валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
2. Прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
3. Прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.
4. Прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности; чрезвычайные прибыли; прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли [13].