Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Идентификация перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики

rock_legenda 3450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2022
Магистерская диссертация по теме «Идентификация перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономии» содержит 115 страниц текстового документа, 124 использованных источника, 13 рисунков, 24 таблицы, 26 формул. Актуальность темы обусловлена потребностью в определении высокотехнологичных производств, проведении сравнительного анализа конкурентоспособности продукции и в обеспечении высокой добавленной стоимости производства на территории региона, а также в формировании условий для развития товарных рынков, определяющих рост платежеспособного спроса и степень удовлетворенности потребителей на внешнем рынке. Объектом исследования являются товарные р0ынки в экспортно-ориентированном секторе. Предметом исследования работы является выбор перспективных товарных рынков для продвижения высокотехнологичной продукции промышленного комплекса региона. Целью исследования является разработка методического подхода к идентификации перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона. Научная проблема темы диссертационного исследования, заключается в том, что при определении идентификации товарных рынков отсутствуют общепринятые подходы к их диагностике; отсутствует система критериев выбора перспективных товарных рынков; не определены необходимые и достаточные условия развития товарных рынков; недостаточно информационной базы. В ходе выполненной работы, по каждой задаче были получены следующие научные результаты: - иисследованы особенности, современные тенденции и закономерности развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона; -проведен сравнительный анализ существующих методик и их походов к выявлению перспективных товарных рынков; -обоснован выбор этапов, целей и критериев идентификации перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики; -определены необходимые и достаточные условия формирования и развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики, предложить метрики эффективности развития ПТР на базе экспортной продукции региона; -разработано информационное обеспечение выбора перспективных товарных рынков для развития экспортно-ориентированной деятельности научных публикациях по теме исследования.
Введение

Важнейшим условием, обеспечивающим в современных условиях начало роста промышленного производства, является наличие и рост платежеспособного спроса на экспортно-ориентированную продукцию. Для этого необходимо провести изучение в области определения перспективных товарных рынков (ПТР) в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики и критериев для выявления ПТР, таких как: 1) платежеспособный спрос; 2) конкурентоспособность; 3) степень новизны продукции. Однако при решении данных задач могут возникнуть проблемы с идентификацией товарных рынков, поскольку отсутствуют общепринятые подходы к их диагностике; отсутствует система критериев выбора перспективных товарных рынков; не определены необходимые и достаточные условия развития товарных рынков; недостаточно информационной базы. Поэтому особенно важным является оценка существующего потенциала товарных рынков ориентированной на экспорт продукции, проведение анализа конкуренции на внешнем рынке, а также определение товарных рынков с позиции развития инновационной высокотехнологичной продукции. Актуальность темы обусловлена потребностью в определении высокотехнологичных производств, проведении сравнительного анализа конкурентоспособности продукции и в обеспечении высокой добавленной стоимости производства на территории региона, а также в формировании условий для развития товарных рынков, определяющих рост платежеспособного спроса и степень удовлетворенности потребителей на внешнем рынке. Отсутствие стратегии вывода высокотехнологичной продукции на мировые рынки не позволит обеспечить экономике региона приоритетные позиции на внешних рынках и приведет к недополученной прибыли. Объектом исследования являются товарные рынки в экспортно-ориентированном секторе. Структура работы включается в себя: анализ методик идентификации товарных рынков; также основные существующие товарные рынки и разработка основных направлений по развитию перспективных товарных рынков в Красноярском крае. Целью исследования является разработка методического подхода к идентификации перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона. В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются: -уточнить понятие «перспективный товарный рынок» в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики; -провести сравнительный анализ существующих методик и их походов к выявлению перспективных товарных рынков; -обосновать выбор этапов, целей и критериев идентификации перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики; -определить необходимые и достаточные условия формирования и развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики, предложить метрики эффективности развития ПТР на базе экспортной продукции региона. -разработать информационное обеспечение выбора ПТР для развития экспортно-ориентированной деятельности научных публикациях по теме исследования. Предметом исследования настоящей работы является выбор перспективных товарных рынков для продвижения высокотехнологичной продукции промышленного комплекса региона. Объектом исследования являются перспективные товарные рынки в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики
Содержание

Введение 7 1 Особенности и тенденции развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона 1.1 Определение роли перспективных товарных рынков в развитии экономики региона 10 1.2 Выделение закономерностей и тенденций развития экспортно-ориентированного сектора в экономике региона 15 1.3 Изменение товарной структуры экспорта с учетом влияния геополитических факторов 21 2 Разработка методического подхода к выбору перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона 2.1 Сравнительный анализ существующих методик и их походов к выявлению перспективных товарных рынков 28 2.2 Обоснование и выбор этапов, целей и критериев идентификации перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики 35 2.3 Формирование системы метрики эффективности развития перспективных товарных рынков на базе экспортной продукции региона 50 3 Определение необходимых и достаточных условий формирования и развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе региональной экономики 3.1 Определение условий развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе Красноярского края 61 3.2 Разработка информационного обеспечения выбора перспективных товарных рынков для развития экспортно-ориентированной деятельност.. 86 Заключение 99 Список использованных источников 102
Список литературы

1 Попова Д.А. (2013). Экспортно-ориентированная политика как инструмент управления развитием промышленного сектора. Инженерный вестник Дона - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksportno-orientirovannaya-politika-kak-instrument-upravleniya-razvitiem-promyshlennogo-sektora/viewer 2 Коломиец О.Н. Стратегический финансовый менеджмент и успех организации / Коломиец О.Н., Герасименко О.А.// Вектор экономики. 2019. № 2 (32). С. 11. 3 Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособии для вузов. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 519 с. 4 Чернозубенко П.Е. Записки маркетолога. Маркетинговый словарь.URL:https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/potential_market_capacity1/ 5 Дорофеев В.Д., Шерстобитова Т.И. Роль маркетинга в становлении и развитии отечественного инновационного рынка // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». 2012. №4. (40). 6 Митичева О.Н. Маркетинг статистической информации: итоги исследования// Вопросы статистики. – 2015. №10, с. 57-59 7 Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика», 2014 8 Фейгин Г.Ф., Кулик Н.В. Выбор направлений региональной экспансии для международных компаний: теоретические и методологические аспекты // Маркетинг Менеджмент в цифровой экономике: Журнал = Marketing management in the digital economy: MMDE Journal.- СПб.,2017.-№1.-С. 3-20 9 Отмахова Ю.С., Усенко Н.И., Девяткин Д.А., Сонгкассири В. Оценка экспортного потенциала страны с учетом глобального спроса на мировом рынке продовольствия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Том 12, №4, 2019. – С.104-122 10 Назарова Н.Е. Многоукладность экономики и технико-инновационный потенциал экономического развития России // Проблемы современной экономики. – 2017. - № 3(23). - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1472 11 Двас Г.В. Конкурентные преимущества и риски региональных экономик: анализ и прогнозирование // Управление социальноэкономическим развитием региона: Сб. науч. тр..- СПб.:СПбГИЭУ, 2017.- С.27-39. 12 Жихаревич Б.С, Лимонов Л.Э.,Белова Е.Г. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России/ под общ. ред Васильева С.А..- СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2015. 13 Курочкина А.А. Стратегия социально-экономического развития национальной экономики в условиях экономического роста / А.А.Курочкина, А.В.Панков, А.Н.Петров; Федер; агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб: Издво СПбГУЭФ, 2014. – с.56 14 Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации. М., 2014 15 Климова, Т.Б. Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий [Электронный ресурс] / Т.Б. Климова, Е.В. Вишневская // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2014. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-novyy-vektorrazvitiya-territoriy 16 Росстат [Электронный ресурс]. – Розничная торговля, услуги населению, туризм. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/r etail/ 17 Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http//www.wto.ru 18 Оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) малых предприятий (без микропредприятий) с 2009 г. по 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33412 19 Красноярский край. Официальный портал [Электронный режим]. - Промышленность, энергетика и торговля / Торговля. – Режим доступа : http://www.krskstate.ru/promtorg/torg 20 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года: проект от 16.05.2013 [Электронный ресурс] : утв. Министерством экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края. – Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg 21 Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края" [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 505-п. – Режим доступа : КонсультантПлюс. 22 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 5.07..2010 № 1120-р. – Режим доступа : КонсультантПлюс. 23 Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук.- 2014. - Том 74. - N 3. - С. 209 - 216. 24 Социально-экономическое положение Красноярского края в январе-апреле 2017 года [Электронный ресурс] : Доклад, №1.37.1. / Красноярскстат, Федер. служба гос. статистики. – Режим доступа : http://krasstat.ru/doklad/12/dok.htm 25 Аблаев Р.Р. Состояние мировой экономики в условиях социальных ограничений, связанных с пандемией / Р.Р. Аблаев, В.П. Шемякина, А.В. Курило // Вектор экономики. -2021. - №1 (55). - С. 7. 26 Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - Т. 10. - № 8. - С. 2135-2150. - doi: 10.18334/epp.10.8.110790. 27 12 Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха. Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. - 2020. - Т. 10. - № 4. - doi: 10.18334/eo.10.4.111083. 28 Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (секретариат ЮНКТАД) основаны на данных статистической платформы UNCTADstat [https://www.un.org/ru/ga/unctad/] 29 Базы данных: - Таможенная статистика внешней торговли. ФТС. – Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 30 Документы Минпромторга РФ. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/orders/ 31 Стратегия социально-экономического развития красноярского края до 2030 года. – Электронный источник. –Режим доступа: http://www.krskstate.ru/dat/bin/art/20859_strateg_2016.pdf 32 Красноярский краевой статистический ежегодник 2015. Статистический сборник, No 1-12. –КРАСНОЯРСКСТАТ. –2016. – 437 с. 33 Официальный портал Красноярского края. – Электронный источник. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/ 34 Торговля в Красноярском крае. Статистический сборник, No 1.34.038. –КРАСНОЯРСКСТАТ.–2015.–83 с. 35 Азоев Г.Л. Методы оценки емкости рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 1999. - №2. 36 Федеральная служба государственной статистики. - URL:http://www.gks.ru 37 Бушуева Л.И. Роль статистических методов в реализации этапов маркетинговых исследований // Вопросы статистики. – 2006. №10, с.40-48. 38 Митичева О.Н. Маркетинг статистической информации: итоги исследования// Вопросы статистики. – 2005. №10, с. 57-59. 39 Витина Ю.А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса // СМАЛЬТА. 2015. № 3. С. 87-91. 40 Печникова, Е.Н. Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке / Е.Н. Печникова, Е.В. Шигаева // Nauka-Rastudent, 2014. - № 2 - С. 19. 41 Белова, Т.Г. Анализ и оценка конкурентной среды предприятия / Т. Г. Белова, О. Ф. Крайнюченко, С. Б. Розумей // Альманах современной науки и образования, 2014. - № 2 - С. 18-21. 42 Либеровская, С.В. Значение конкурентного анализа в деятельности предприятия / С. В. Либеровская // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. - Т.1. - С. 293-295. 43 Толстых, Д. В. Формирование маркетингового потенциала предприятия / Д. В. Толстых // Перспективы науки, 2010. - № 6. -С. 126-132. 44 Е.А.Карагулян Методическое пособие для экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства ХМАО-Югры «Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Маркетинговые исследования. Стратегии выхода компании на внешние рынки». - Екатеринбург: ООО «Пресс групп», 2015. 40 с. – URL: http://www.export-ugra.ru/upload/iblock/854/85477affebe1d68b1ca501d5b0274464.pdf 45 Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособии для вузов. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 519 с. 46 Хамидова О.М., Клейменов А.М. О различиях в категориях емкость и плотность рынка в маркетинговых исследованиях//Проблемы материальной культуры – Экономические науки. – URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/21726/10%20-%20Hamidova.pdf?sequence=1 47 Голубков Е.П. Определение емкости рынка и доли рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. - №3. 48 Бушуева Л.И. Роль статистических методов в реализации этапов маркетинговых исследований // Вопросы статистики. – 2016. №10, с.40-48. 49 Митичева О.Н. Маркетинг статистической информации: итоги исследования// Вопросы статистики. – 2015. №10, с. 57-59. 50 Орлов А.В. Управление спросом и предложением товаров. – М.: Экономика, 2011. – 98 с. 51 Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика», 2014 52 Азоев Г.Л. Методы оценки емкости рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 1999. - №2. 53 Баран В.И. Определение рыночной доли на основе парных сравнений //Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - №3. 54 Голубков Е.П. Определение емкости рынка и доли рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. - №3. 55 Гораева Т. Методика формирования стратегии продвижения высокотехнологичной продукции// Наука и инновации. 2015. - № 12(154), - С.52-56.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-strategii-prodvizheniya-vysokotehnologichnoy-produktsii/viewer 56 Отмахова Ю.С., Усенко Н.И., Девяткин Д.А., Сонгкассири В. Оценка экспортного потенциала страны с учетом глобального спроса на мировом рынке продовольствия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Том 12, №4, 2019. – С.104-122 57 Геврасёва А. П.Оценка эффективности экспортного потенциала региона и направления ее повышения // Актуальные вопросы экономического развития: теория и практика: сб. науч. ст. / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (гл. ред.) [и др.]. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. С. 26—29 58 Филимоненко, И.В. (2014). Роль и место локальных рынков в устойчивом развитии региона. Современные проблемы науки и образования, 3, 420. 59 Васильева, З.А., Хегай, Ю.А., Климин, А.А., Лукьяненко, Е.С. (2015). Диверсификации промышленности региона на основе инноваций. Экономика и предпринимательство, 5-2, 345-348. 60 Филимоненко, И.В., Васильева, З.А., Лихачева, Т.П. (2015). Методология выявления перспективных товарных рынков региона в целях импортозамещения. Российское предпринимательство, 16(21), 3659-3674. doi: 10.18334/rp.l6.21.2071 61 Фейгин Г.Ф., Кулик Н.В. Выбор направлений региональной экспансии для международных компаний: теоретические и методологические аспекты // Маркетинг Менеджмент в цифровой экономике: Журнал = Marketing management in the digital economy: MMDE Journal.- СПб.,2017.-№1.-С. 3-20 62 Лучшие в мире экспортные товары. – URL: https://www.worldstopexports.com/worlds-top-imports-products-countrie/ 63 Волкова И.О., Смирнов Д. А. Система стимулирования участников реализации программ инновационного развития электросетевых компании [текст] / Д. А. Смирнов, И. О. Волкова // Экономика и Управление – СПб.: №7 – 2011. - с.10-17 64 Белянова А.М., Бирюков В.А., Черковец В.Н. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2016. - № 3. - С. 141-158. 65 Каплина, О. Л. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Л. Каплина, Д. О. Зайченко // Маркетинг. - 2012. - № 4 (83). - С. 21-26. 66 Ермакова Ж.А. Технологические приоритеты как основа научно -технического развития промышленного комплекса региона // Вестник ОГУ. - №8 (144). – С. 105-109 67 Жабин Н.П. Методические основы идентификации кластерных групп предприятий региональной экономики // Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петрбург. – 2015. – Режим доступа: http://www.iresras.ru/uploads/Dissertaciya%20Zhabin%20N.P..pdf 68 Куценко Е.С., Киселев А.Н., Карнаух А.П. Определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий в региональной экономике (на примере города Москвы) // Сетевой бизнес и кластерные технологии. М.: НИУ ВШЭ, 2016. С. 279–302. – Режим доступа: http://www.nsu.ru/rs/mw/link/Media:/22902/10.pdf 69 Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года – URL: http://government.ru/docs/37669/ 70 Качан С. Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. 2017. № 3. С. 179-180. 71 Широкова Е. Ю. Влияние санкций на внешнюю торговлю России // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1 (25). С. 87-94. 72 Беляев С. А. Изменение внешнеторговых отношений между Россией и странами Европейского союза на фоне экономических санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 86-88. 73 Урумов Тимур Русланович. Эффективность государственной финансовой поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. №1 (41). 74 Манин Петр Владимирович. Управление развитием экспортного потенциала промышленного предприятия // Вестник ВУиТ. 2010. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-razvitiem-eksportnogo-potentsiala-promyshlennogo-predpriyatiya 75 Журавлев Валерий Александрович, Ивсин Юрий Алексеевич, Пилюк Сергей Сергеевич. Управление рисками экспорто-ориентированных предприятий на зарубежных рынках // IN SITU. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-eksporto-orientirovannyh-predpriyatiy-na-zarubezhnyh-rynkah 76 Медведев П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятияй/ П.М. Медведев // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2011. - №5 77 Погодаева Т.В. Государственная поддержка экспорта в России: направления развития в условиях ВТО-регулирования/Пагодаева Т. В.//Вестник Тюменского государственного университета. -2014.-№11 – С.40-48. 78 Миролюбова Т.В. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ / Т.В. Миролюбова, А.Г. Афонина // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». - 2011. - № 1(8). - С. 37-44 79 Миролюбова Т.В. Идентификация границ кластера как исходный пункт реализации системы государственного регулирования экономики на региональном уровне // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 314. С. 141-147. 80 Миролюбова Т.В. Теоретико-методологические аспекты индикативного планирования социально-экономического развития на уровне субъекта федерации // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 8. С. 30-40. 81 Яковлев Г.И. Организация и управление предпринимательской деятельностью. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 221 с. 82 Яковлев Г.И. Системные свойства конкурентоспособности предприятий промышленности в мирохозяйственных свя-зях//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4 (30). С. 193-201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9605540 83 Астахов В.П. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности. Тесты и ситуации: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 84 Катаева. Объем рынка и его оценка. - URL:http://kataev.ru/307/. 85 Калугина О.В., Истлентьева Е.М. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. 2017. С. 12-14. 86 Ерыгин Ю. В., Улицкая Т. Р. Потенциал: содержание понятия и его структура. – Электронный источник. –Режим доступа: http://science-bsea.narod.ru/2008/ekonom_2008/erygin_potencial.htm 87 Полякова, В.В. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / В.В.Полякова. – Москва, 2016. – 558 с. 88 Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – Москва : Дело, 2017. 89 Мельник И.Н. Социологические исследования как инструмент оценки имиджа региона и губернаторов // Publicity. - 2016. - №1. С.83. 90 Торговля в Красноярском крае. Статистический сборник, No 1.34.038. –КРАСНОЯРСКСТАТ.–2015.–83 с 91 АИС ММО «Регион 24» (http://www.aismmo.ru/): Раздел 2. Производственная деятельность и услуги: Производство товаров и услуг, Инвестиционная деятельность; 92 Мороховец, А. Е. Производство твердого биотоплива в России: экономика развития и инвестиции в будущее / А. Е. Мороховец, Н. В. Попов // Экономикс. - 2014. - № 1. 93 Прогноз лесного сектора Российской Федерации до 2030 г. - Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. - Рим, 2012. 94 Пинягина, Н.Б. Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса России / Н.Б. Пиняги-на, В.И. Запруднов, А.А. Савицкий, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 1. -С. 167-174. 95 Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Инновации в Красноярске – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/press/news/innova 96 Официальный сайт ООО ДОК «Енисей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dok-enisey.ru/ 97 Официальный сайт ЗАО «Новоенисейский лесохимический [Электронный ресурс]. - Режим доступа: комплекс»https://www.novo-lhk.ru/ 98 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р). 99 Никольская, В. Производство топливных пеллет в России / В. Никольская // ЛесПромИнформ. - 2017. -№ 6 (128). - URL: https://lesprominform.ru/journals/128. 100 Министерство экономического развития Российской Федерации – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main 101 Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 2227-р 102 Российский статистический ежегодник 2017 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – Электрон. дан. – М., 2017. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf 103 Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main 104 Долженкова О.В., Горшенина М.В., Ковалева А.М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. 2012. №12. С. 208-210. URLhttps://moluch.ru/archive/47/5919/ (дата обращения: 24.04.2019). 105 Спиридонов, Н. С. Развитие современного рынка пеллет в России / Н. С. Спиридонов // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. - 2011. - № 6 (51). 106 Тамби, А. А. Рынок топливных брикетов растет / А. А. Тамби // ЛесПромИнформ. - 2019. - № 7 (145). 107 Отраслевой бизнес-справочник предприятий России. URL: http://www.actinfo.ru/ forestind 108 Васильев Н.И. Пеллеты и топливные брикеты - прогрессивные виды твердого биотоплива // Энергосбережение. 2011. № 4. С.14-20. 109 Данные тендерных заявок. – Режим доступа: www.goszakupki.ru 110 Сибирский федеральный округ [Электронный ресурс]. – Социально-экономическое положение. – Режим доступа : http://vid1.rian.ru/ig/ratings/Siberian_FD.pdf 111 Филимоненко, И.В., Васильева, З.А., Лихачева, Т.П. (2015). Методология выявления перспективных товарных рынков региона в целях импортозамещения. Российское предпринимательство, 16(21), 3659-3674. doi: 10.18334/rp.l6.21.2071 112 Внешнеэкономическая деятельность Красноярского края в сравнении с субъектами РФ Сибирского Федерального Округа в 2016 году. Статистический бюллетень, № 1-45. – КРАСНОЯРСКСТАТ. – 2017. – 12 с 113 Журнал «Эксперт-Сибирь» («Топ-200» Красноярский край) 114 Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С. Становление государства и модели инновационного развития. URL: www.mgimo.ru/files/34545/doklad_politolog_1.doc 115 Григорьев М.С. Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы. / Григорьев М.С. - Москва.: Лаборатория книги. 2012. -92 с. 116 Производство древесно-полимерных композитов. Корпорация развития Енисейской Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ensib.ru/investproject 117 Технология и стандарты производства древесно-полимерных композитов [электронный ресурс]: http://wpc-consult.ru/node/19 118 Файзуллин И.З. Методы формования изделий из древесно - полимерных композиций / И.З. Файзуллин, И.Н. Мусин, С.И. Вольфсон // Вестник Казанского технологического университета, - 2014 г, Т. 17 № 12, с. 81-84. 119 Получение и применение изделий из древесно-полимерных композитов с термопластичными полимерными матрицами: учебное пособие / В. В. Глухих, Н. М. Мухин, А. Е. Шкуро, Бурындин В. Г. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2014. - 85 с. 120 Древесно-полимерный композит [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 109478854, сохранённая в 16:51 UTC 25 сентября 2020 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2020. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?curid=1471004&oldid=109478854 121 СТО 4.2–07–2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. – Введ.2014. – Красноярск: ИПК СФУ, 2014. – 60 с. 122 Статистика по лесной продукции. – URL: http://www.fao.org/forestry/statistics/80938@180724/ru/ 123 Яковлева С. И. Региональные карты стратегического планирования // Псковский региональный журнал. 2015. № 23. С. 98-106. 124 Цыбатов В. А. Модели и методы стратегирования регионального развития // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 3. С. 49-66.
Отрывок из работы

1 Особенности и тенденции развития перспективных товарных рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона. 1.1 Определение роли перспективных товарных рынков в развитии экономики региона. В современных условиях все развитые экономики мира в качестве главных объектов развития структуры промышленного сектора экономики выбирают высокотехнологичные отрасли, в основе технологического развития которых лежат передовые достижения современной науки. В соответствии с направлением стратегического развития можно выделить два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортно-ориентированный. Важнейшим условием, обеспечивающим начало роста промышленного производства, является наличие и рост платежеспособного спроса на экспортно-ориентированную продукцию. Политика экспортно-ориентированного развития способствует не только свободному движению капиталов, рабочей силы, но и транснациональному бизнесу, а также открытию системы коммуникаций. В то же время, ориентация промышленной политики на экспортно-ориентированный сектор рынка, требует от страны развития более высокой перспективной отраслевой специализации. На сегодняшний день практически для любой страны расширение национального экспорта является одной из важнейших задач. Государственное регулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей, что приобретает особую значимость по мере активизации процессов интернационализации и экономического сотрудничества в условиях глобализации. Притом, что государственное регулирование экспортной деятельности преследует целый ряд целей, тесно увязанных с мероприятиями промышленной политики страны, важнейшей из них является всесторонняя поддержка и стимулирование экспорта посредством использования как административных (нефинансовых), так и финансовых инструментов. То есть, при экспортной ориентации государство оказывает поддержку отраслям и предприятиям, которые уже ориентированы на внешний рынок или у которых есть хорошие шансы увеличить экспорт. Таким образом, приоритетным направлением считается производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и выход с ней на международный рынок. [1] Однако в настоящее время Россия находится перед опасностью снижения технологического уровня отечественной промышленности, а также снижения доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Поэтому возникла необходимость выбора перспективных товарных рынков, ориентированных на экспорт, обеспечивающих в современных условиях рост промышленного производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, определяющих рост платежеспособного спроса и степень удовлетворенности потребителей на внешнем рынке. Для определения выбора перспективных товарных рынков, ориентированных на экспорт, необходимо учитывать развитие экономики не только, исходя из формирования новых товарных рынков, но и развития существующих рынков.[2] Под новым товарным рынком будем понимать рынки, которые могут появиться в будущем в результате внедрения инноваций, IT-технологий, цифровых технологий, на основе создания высокотехнологичной продукции. Существующий товарный рынок, ориентированный на экспорт, – это рынок, на котором у региона или субъекта хозяйствования существуют прочные позиции при удовлетворении внешнего спроса и обеспечении зарубежных потребителей востребованной продукцией. [3] Поскольку важнейшим условием, обеспечивающим начало роста промышленного производства, является наличие и рост платежеспособного спроса на экспортно-ориентированную продукцию, особое значение в промышленной политике отводится выбору перспективных товарных рынков (ПТР) и критериев для их выявления, таких как: [4] 1) платежеспособный спрос; 2) конкурентоспособность; 3) степень новизны продукции. Определяя номенклатуру приоритетных видов продукции для экспорта, исходим из необходимости достижения двух приоритетов развития в экономике региона в краткосрочном и среднесрочном периодах, а именно: [5] - увеличение зависимости зарубежной экономики от экспорта отечественных производителей, обеспечивающей экономическую власть региона при производстве промышленной продукции и удовлетворении внешнего спроса. В этом случае критерием выбора является масштаб экспорта товарных групп и видов продукции, оцениваемый в соответствии с уровнями внешнего платежеспособного спроса, как со стороны промышленных предприятий, так и со стороны домохозяйств; - внедрение современных технологий производства продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих стабильные объемы прибыли и технологическое лидерство региона на мировых рынках. В данном случае критерием выбора является стадия развития внешнего спроса на экспортную продукцию, диагностируемая в соответствии с уровнем динамики спроса как индикатора технологической новизны продукта. При этом под платежеспособным спросом на экспортную продукцию в определенный период времени понимается общий объем поставок (объем экспорта) данного вида продукции (по совокупности всех марок) с территории Красноярского края (произведенную промышленными предприятиями) за пределы РФ в этот же временной период. Для освоения новых рынков готовой продукции есть два основных способа: использовать модель «Россия как производственная площадка для мира», размещая мощности иностранных компаний на территории страны, либо обеспечить вывод на зарубежные рынки конкурентоспособной продукции отечественных предприятий. Перспективными представляются оба направления, но наиболее интересным с точки зрения эффекта для экономики в целом, безусловно, является вывод российской высокотехнологичной продукции на иностранные рынки. [6-9] Однако развитие собственных брендов готовой продукции является крайне сложной задачей, требующей значительных инвестиций, компетенций и сил для конкурентной борьбы. В частности, необходимо обеспечить формирование спроса на российские товары и услуги за рубежом через работу с текущими и потенциальными потребителями российской экспортной продукции, а также продвижение позитивного делового имиджа России. Сегодня основным драйвером роста экспорта представляются средние компании. Это предприятия, которые уже состоялись в России, но пока в недостаточной степени развернули деятельность за рубежом. Именно на них, прежде всего, должна работать национальная система поддержки экспорта Помимо этого, для реализации сценария ускоренного роста экспорта в долгосрочной перспективе необходимо приложение ряда усилий, сконцентрированных на следующих направлениях: -формирование благоприятных условий для расширения экспортно-ориентированной производственной базы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе путем принятия специальных программ поддержки соответствующих производств, создания экономических площадок и зон для производства экспортной продукции, улучшение и модернизация энергетической, технологической, производственной и транспортной инфраструктуры; -открытие рынков и активная политическая поддержка российских поставок. Необходимо преодоление барьеров по доступу на рынки, в том числе путем двусторонних консультаций, соглашений о свободной торговле и о признании документов в области подтверждения соответствия, гармонизации технических и иных требований к продукции; -упрощение регулирования экспорта (установление внутреннего режима благоприятствования экспорту), что даст возможность массовому выходу на внешние рынки малых и средних предприятий; -развитие инструментов государственной поддержки, обеспечивающих конкурентоспособные условия ведения бизнеса для российских экспортеров по сравнению с поставщиками из других стран. Необходимо развивать долгосрочное финансовое планирование, обеспечивать достаточный уровень финансирования мер поддержки экспорта, создавать новые инструменты поддержки, в том числе ориентированные на экспорт услуг, развивать эффективную сеть региональных и международных точек присутствия, укреплять институты поддержки экспорта. [10] Необходимо также усиление систем поддержки экспорта на уровне субъектов Российской Федерации. Экспортную проблематику следует погрузить на уровень регионов и как задачу, и как ответственность. У каждого субъекта должен появиться отдельный фокус на развитие экспорта. Для сокращения отставания российской экономики от мировых тенденций выстраивания глобальных цепочек стоимости необходимо создание «идеальной» экспортной регуляторики и «комфортной» инфраструктуры осуществления экспорта для российских экспортеров. При этом не стоит забывать о повышении их финансовой грамотности и формировании культуры экспорта в России. Масштабирование экспортных возможностей, нацеленных на глобальные рынки, должно стать одной из ключевых составляющих экономической политики России в долгосрочной перспективе. [11-13] 1.2 Выделение закономерностей и тенденций развития экспортно-ориентированного сектора в экономике региона Важность внешнеторговых отношений для экономики региона трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения. Другими словами, экспорт: -стимулирует производство товаров, работ и услуг; -ускоряет темпы развития экономики и рост ВВП; -обеспечивает приток иностранного капитала в страну; -является источником поступления средств в бюджет; -укрепляет позиции национальной валюты. [14] На динамику и структуру внешней торговли отдельных стран оказывают влияние следующие факторы: уровень развития национального производства; обеспеченность природными ресурсами; цели и приоритеты государственной внешнеторговой политики; конкурентоспособность продукции внутреннего производства; конвертируемость национальной валюты; структура и объем внутреннего спроса; уровень жизни населения и другие факторы. [15] В данном исследовании масштаб платежеспособного спроса определяется совокупным объемом продажи экспортной продукции, количеством и объемами поставок товарных групп, экспортируемых из экономики Красноярского края, а также числом и объемами поставок стран-экспортеров. В 2019 году было экспортировано из Красноярского края товаров на 6787,0 млн. долл. США, что на 0,01% (на 1,2 млн. долл. США) больше 2018 года. Завоз товаров осуществлялся в страны дальнего зарубежья. Таблица 1.1 – Анализ показателей импорта и экспорта Красноярского края с международными странами-партнерами, млн.долл. США [16-18] Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 Внешнеторговый оборот 8043,0 6061,7 7043,6 8885,8 9268,7 Экспорт - всего 6555,6 4824,8 5745,6 6785,8 6787,0 в том числе: со странами дальнего зарубежья 6305,9 4695,7 5617,1 6583,4 6598,2 со странами СНГ 249,8 129,1 128,5 202,5 188,9 Импорт - всего 1487,4 1236,9 1298,0 2100,0 2481,7 в том числе: со странами дальнего зарубежья 983,0 1037,6 1060,7 1772,7 2135,5 со странами СНГ 504,4 199,3 237,3 327,2 346,1 Объем импорта товаров в Красноярский край в 2019 году увеличился по сравнению с 2018 годом на 15,4 % и составил 2481,7 млн. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья – 2135,5 млн. долларов, в государства-участники СНГ –346,1млн. долларов. Внешнеторговый оборот края в 2019 году составил 9268,7 млн. долларов США, что на 4,13 % выше уровня 2018 года. Динамика структуры внешнеторгового оборота Красноярского края за 2015-2019 гг. позволила выявить устойчивые тенденции: к сокращению доли экспорта и росту доли импорта. (рисунки 1.1, 1.2) [16,19] Рисунок 1.1 – Динамика структуры внешнеторгового оборота Красноярского края, в % [16-18] Рисунок 1.2 – Динамика экспорта и импорта Красноярского края в млн. долларов США [16-18] Таким образом, доля экспорта во внешнеторговом обороте Красноярского края за 2018-2019 гг. снизилась с 73,2% до 76,4 %. В 2019 г. 97,2 % экспорта приходилось на страны дальнего зарубежья, 2,8% - на страны СНГ. За долгие годы своего развития международная торговля прошла сложный путь эволюции от единичных внешнеторговых сделок, заключаемых странами, до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. [20] Международные глобальные тенденции в развитии торговли: Анализ последних тенденций в международной торговле показывает сначала минимальный рост в период между 2012 и 2014 годами, затем спад в 2015 и 2016 годах и, наконец, мощный подъем в 2017 и 2018 годах. После продолжительного периода нестабильности объем мировой торговли возрос примерно на 10 процентов в 2017 и 2018 годах, достигнув 25 трлн долл. США. [23,24] Как отмечалось в первоначальном прогнозе Всемирной торговой организации (ВТО), ожидается, что в период между 2019 и 2021 годами объем глобальной торговли будет увеличиваться примерно на 3,7 процента в год, опережая рост мирового производства на 0,7 процентов. Однако, как показывают последние прогнозы Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в результате нынешней неопределенности в сфере мировой торговли в этот период рост торговли может лишь оставаться равным росту объемов производства в мире. Недавний уверенный рост международной торговли был обусловлен в первую очередь тенденцией к повышению цен на сырьевые товары (восстановлением цен на нефть) и незначительным снижением курса доллара США в течение 2017 года. Однако такие тенденции лишь частично объясняют рост, происходивший в течение последних двух лет. Кроме того, отмечался устойчивый рост объема международной торговли, главным фактором которого служил динамичный рост мирового производства – наблюдавшийся в большинстве стран — который помог стимулировать значительные инвестиции в экономический рост. Тем не менее, в свете нынешних неопределенностей в сфере глобальной торговли прогнозы, по всей видимости, будут вновь пересмотрены в сторону понижения. [25] Эта динамика проиллюстрирована на рисунке 1.3, где показаны темпы роста мирового производства и торговли, а также соотношение стоимости мировой торговли и объема мирового производства — этот показатель, как правило, используется для оценки тенденций глобализации. В период между 2011 и 2014 годами данный показатель остановился на уровне около 30 процентов, а затем сократился в 2015 и 2016 годах — эти два года часто называют периодом деглобализации. В дальнейшем этот показатель начал расти, достигнув пиковых уровней в 2018 году. Пандемия COVID-19 и карантинные меры, направленные на ее сдерживание, оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику, усилив уже существующие проблемы. Ограничительные меры, принятые правительствами государств, привели к частичной и даже полной остановке производств, резкому спаду в сфере услуг, сжатию мировой торговли и разрушению цепочек добавленной стоимости.[25-27] Рисунок 1.3 – Экономический рост и международная торговля, 2000-2020 годы [28] Согласно данным Всемирной торговой организации, экспорт в I квартале 2020 г. сократился на 6,4%, импорт — на 5,2%. Наибольший удар пришелся на II квартал 2020 г., когда падение экспорта составило 21,3% в годовом выражении, а импорта — 20,8%. [17] Замедление мировой экономики, распространение новой коронавирусной инфекции, а также вынужденные карантинные ограничения являются дополнительным факторами, которые оказывает негативное влияние на рост валового выпуска России. Согласно данным Росстата, в I квартале текущего года экспорт страны сократился на 3,4% в годовом выражении, в то время как ВВП — на 1,6%. Экспорт был единственным компонентом ВВП, который сократился во I квартале 2020 г.: его доля в ВВП снизилась на 1,4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. [16] По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России в январе–июле 2020 г. снизился на 17,7% в годовом выражении и составил 308,8 млрд долл. США. Экспорт Российской Федерации в указанном периоде сократился на 23,4% в годовом выражении (до 184,2 млрд долл. США). По итогам 7 месяцев текущего года импорт снизился на 7,4%. Сальдо торгового баланса осталось положительным и составило 59,6 млрд долл. США. [29] Рисунок 1.4 - Мировая квартальная динамика экспорта и импорта товаров (млрд долл. США), индексы объемов экспорта и импорта товаров, I кв. 2005=100, %, 2013–2020 годы [29] 1.3 Изменение товарной структуры экспорта с учетом влияния геополитических факторов Спрос на продукцию, сложившийся за 2017-2019 гг. (рисунок 1.5), является резко дифференцированным, в структуре которого преобладают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химического, производства, каучук. Доля этих товарных групп составляет 3,47% совокупного спроса на экспортную продукцию. Большую часть экспортируется - металлы, драгоценные камни (66,27%), далее древесина и целлюлозно-бумажные изделия (12.24%) и минеральные продукты (10,76%). Рисунок 1.5 – Товарная структура экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг., в % [16-18] Таблица 1.2 - Товарная структура экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг Годы Группа продукции 2015 2016 2017 2018 2019 млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу Экспорт – всего 6555,6 100 4824,8 100 5745,6 100 6785,8 100 6787 100 в том числе: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 12,9 0,2 36,5 0,8 18,7 0,3 42,2 0,6 32,3 0,5 минеральные продукты 250,2 3,8 382,5 7,9 571,3 9,9 757,5 11,2 750,0 11,1 из них топливно-энергетические товары 64,6 1,0 68,8 1,4 102,1 1,8 97,0 1,4 46,3 0,7 продукция химической промышленности, каучук 458,8 7,0 310,5 6,4 465,5 8,1 482,6 7,1 578,8 8,5 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 540,0 8,2 587,2 12,2 665,3 11,6 765,5 11,3 933,6 13,8 металлы, драгоценные камни и изделия из них 5232,5 79,9 3398,8 70,5 3843,7 66,9 4583,2 67,5 4376,1 64,5 машины, оборудование и транспортные средства 50,6 0,8 99,8 2,1 172,4 3,0 143,4 2,1 108,7 1,6 другие товары 10,5 0,2 9,3 0,2 8,2 0,1 10,2 0,2 7,1 0,1 Анализ товарной структуры экспорта по основным видам продукции за 2017 - 2019 гг. (млн. долл США) на основе групповых различий с учетом среднеквадратического отклонения позволил обосновать наличие четырех уровней масштабов платежеспособного спроса на экспортную продукцию в экономике Красноярского края. Схема определения границ для уровней спроса базируется на подходе Г.Л. Азоева: [35] Проводится расчет среднего арифметического значения удельного веса каждого вида продукции в совокупных объемах экспорта (Дср). Дср = 1/8 * 100% = 12, 5 %. (1) Вся номенклатура видов продукции разделяется на две группы, для которых значения удельных весов больше (группа 1>12,5%) или меньше (группа 2<12,5%) среднего значения. Таблица 1.3 – Распределение видов продукции по группам Номенклатура видов продукции Доля в структуре экспорта Наименование группы Металлы, драгоценные камни и изделия из них 79,9% 1 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8,2% 2 Продукция химической промышленности, каучук 7,0 % 2 Минеральные продукты 3,8% 2 Машины, оборудование и транспортные средства 0,8% 2 Топливно-энергетические товары 1,0% 2 Продовольственные товары и с/х сырье 0,2% 2 Другие товары 0,2% 2 Товарная группа «Металлы, драгоценные камни и изделия из них» занимает почти 80% в структуре всего экспорта и попадает в группу 1, все остальные товарные группы попадают в группу 2. В каждой группе проводится расчет среднеквадратических отклонений (?1; ?2), которые совместно с минимальным и максимальным значениями (Дmin; Дmax) определяют границы уровней масштабов платежеспособного спроса на импортную продукцию в экономике региона в соответствии с формулами табл. 1.4 Таблица 1.4 – Формулы и результаты расчета границ для определения уровней спроса на экспортную продукцию в экономике Красноярского края в 2015-2019 гг. Уровень спроса Формулы для расчета границ Результаты расчета (в %) Максимальный [22,61; 79,9] Выше среднего [12,5; 22,61) Ниже среднего [2,39; 12,5) Минимальный [0,2; 2,39) Соотнесение удельного веса продукции в совокупных объемах импорта с границами уровней масштабов спроса, позволило провести дифференциацию и выделить следующие товарные группы (таблица 1.5). Группа экспортной продукции с максимальным уровнем спроса: - Металлы, драгоценные камни и изделия из них (79,9%). Таблица 1.5 - Дифференциация товарных групп экспортной продукции по уровням масштабов платежеспособного спроса экономики (фрагмент) Уровни масштабов спроса Товарная подгруппа Удельный вес в экспорте (Ди), % Максимальный Металлы, драгоценные камни и изделия из них 79,9 Итого по группе 79,9 Ниже среднего Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8,2 Продукция химической промышленности, каучук 7,0 Минеральные продукты 3,8 Итого по группе 19,0 Минимальный Топливно-энергетические товары 1,0 Машины, оборудование и транспортные средства 0,8 Продовольственные товары и с/х сырье 0,2 Другие товары 0,2 Итого по группе 2,2 Итого 100,00 Группа продукции, спрос на которую ниже среднего. В нее вошли шесть подгрупп импортной продукции, среди которых: - Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (8,2 %); - Продукция химической промышленности, каучук (7,0%); - Минеральные продукты (3,8 %) и др. Удельный вес всей группы в совокупных объемах спроса на экспорт составляет свыше 19,0 %, при этом на долю каждой подгруппы продукции в среднем приходится чуть более 6,3 % платежеспособного спроса. Группа продукции, спрос на которую минимальный. В эту группу входят 63 подгруппы импортной продукции, среди которых: - топливно-энергетические товары (1,0 %); - машины, оборудование и транспортные средства (0,8 %); - продовольственные товары и с/х сырье (0,2 %); -другие товары (0,2 %). Вклад данной группы в совокупные объемы спроса на экспорт составляет 2,2 %, при этом на долю каждой подгруппы продукции в среднем приходится не более 0,55 % платежеспособного спроса. Следующей задачей является необходимость обоснования неслучайного характера зависимости экономики от видов экспортной продукции. Исследование устойчивости платежеспособного спроса на основе метода XYZ-анализ. [37] Динамические изменения ежегодных темпов спроса на экспортную продукцию в отраслях промышленного комплекса Красноярского края являются разнонаправленными, и характеризуются значительным разбросом значений по отдельным группам продукции. Таблица 1.6 – Темп роста экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг Группа продукции 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 282,9 51,2 225,7 76,5 Минеральные продукты 152,9 149,4 132,6 99,0 из них топливно-энергетические товары 106,5 148,4 95,0 47,7 Продукция химической промышленности, каучук 67,7 149,9 103,7 119,9 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 108,7 113,3 115,1 122,0 Металлы, драгоценные камни и изделия из них 65,0 113,1 119,2 95,5 Машины, оборудование и транспортные средства 197,2 172,7 83,2 75,8 другие товары 88,6 88,2 124,4 69,6 Для оценки устойчивости спроса рассчитан коэффициент вариации, как частное от значений среднеквадратического отклонения и среднего темпа роста спроса по группам экспортной продукции в наблюдаемом периоде (таблица 1.7). Таблица 1.7 – Дифференциация товарных групп экспортной продукции по уровням устойчивости спроса за 2015-2019 г. Группа продукции в экспорте Красноярского края Средний темп роста за 2015-2019 гг. Среднеквадратическое отклонение Коэффициент вариации Категория Уровень устойчивости спроса Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 159,1 112,9 70,95 Z Неустойчивый Минеральные продукты 135,5 24,6 18,44 Y Устойчивый из них топливно-энергетические товары 99,4 41,4 41,64 Z Неустойчивый Продукция химической промышленности, каучук 110,3 34,3 31,07 Z Неустойчивый Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 114,8 5,5 4,78 X Абсолютно устойчивый Металлы, драгоценные камни и изделия из них 98,2 24,3 24,79 Y Устойчивый Машины, оборудование и транспортные средства 132,2 61,8 46,73 Z Неустойчивый Другие товары 92,7 22,9 24,72 Y Устойчивый На основании значений коэффициента вариации проведен XYZ-анализ устойчивости спроса на анализируемые группы продукции. При этом рассматриваются следующие категории продукции: -категория Х включает группы экспортной продукции с абсолютно устойчивым спросом (стабильные темпы роста, незначительные отклонения от тренда, коэффициент вариации – менее 10%); -категория Y включает группы импортной продукции с устойчивым спросом (основная тенденция – рост, допускаются отклонения от тренда при условии, что коэффициент вариации изменяется от 10% до 25%); -категория Z включает группы продукции с неустойчивым спросом (характерны чередования спадов и подъемов спроса на импортную продукцию, для которых коэффициент вариации выше 25 %). [38,39] Наиболее нестабильными темпами роста отличается спрос (неустойчивый спрос) на такие группы продукции, как: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, топливно-энергетические товары, продукция химической промышленности, каучук, машины, оборудование и транспортные средства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Торговое дело, 96 страниц
2880 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg