1 Особенности и тенденции развития перспективных товарных
рынков в экспортно-ориентированном секторе экономики региона.
1.1 Определение роли перспективных товарных рынков в развитии экономики региона.
В современных условиях все развитые экономики мира в качестве главных объектов развития структуры промышленного сектора экономики выбирают высокотехнологичные отрасли, в основе технологического развития которых лежат передовые достижения современной науки.
В соответствии с направлением стратегического развития можно выделить два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортно-ориентированный.
Важнейшим условием, обеспечивающим начало роста промышленного производства, является наличие и рост платежеспособного спроса на экспортно-ориентированную продукцию.
Политика экспортно-ориентированного развития способствует не только свободному движению капиталов, рабочей силы, но и транснациональному бизнесу, а также открытию системы коммуникаций. В то же время, ориентация промышленной политики на экспортно-ориентированный сектор рынка, требует от страны развития более высокой перспективной отраслевой специализации.
На сегодняшний день практически для любой страны расширение национального экспорта является одной из важнейших задач. Государственное регулирование экспортной деятельности призвано оптимизировать параметры участия страны в системе мирохозяйственных связей, что приобретает особую значимость по мере активизации процессов интернационализации и экономического сотрудничества в условиях глобализации.
Притом, что государственное регулирование экспортной деятельности преследует целый ряд целей, тесно увязанных с мероприятиями промышленной политики страны, важнейшей из них является всесторонняя поддержка и стимулирование экспорта посредством использования как административных (нефинансовых), так и финансовых инструментов. То есть, при экспортной ориентации государство оказывает поддержку отраслям и предприятиям, которые уже ориентированы на внешний рынок или у которых есть хорошие шансы увеличить экспорт.
Таким образом, приоритетным направлением считается производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и выход с ней на международный рынок. [1]
Однако в настоящее время Россия находится перед опасностью снижения технологического уровня отечественной промышленности, а также снижения доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Поэтому возникла необходимость выбора перспективных товарных рынков, ориентированных на экспорт, обеспечивающих в современных условиях рост промышленного производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, определяющих рост платежеспособного спроса и степень удовлетворенности потребителей на внешнем рынке.
Для определения выбора перспективных товарных рынков, ориентированных на экспорт, необходимо учитывать развитие экономики не только, исходя из формирования новых товарных рынков, но и развития существующих рынков.[2]
Под новым товарным рынком будем понимать рынки, которые могут появиться в будущем в результате внедрения инноваций, IT-технологий, цифровых технологий, на основе создания высокотехнологичной продукции.
Существующий товарный рынок, ориентированный на экспорт, – это рынок, на котором у региона или субъекта хозяйствования существуют прочные позиции при удовлетворении внешнего спроса и обеспечении зарубежных потребителей востребованной продукцией. [3]
Поскольку важнейшим условием, обеспечивающим начало роста промышленного производства, является наличие и рост платежеспособного спроса на экспортно-ориентированную продукцию, особое значение в промышленной политике отводится выбору перспективных товарных рынков (ПТР) и критериев для их выявления, таких как: [4]
1) платежеспособный спрос;
2) конкурентоспособность;
3) степень новизны продукции.
Определяя номенклатуру приоритетных видов продукции для экспорта, исходим из необходимости достижения двух приоритетов развития в экономике региона в краткосрочном и среднесрочном периодах, а именно: [5]
- увеличение зависимости зарубежной экономики от экспорта отечественных производителей, обеспечивающей экономическую власть региона при производстве промышленной продукции и удовлетворении внешнего спроса. В этом случае критерием выбора является масштаб экспорта товарных групп и видов продукции, оцениваемый в соответствии с уровнями внешнего платежеспособного спроса, как со стороны промышленных предприятий, так и со стороны домохозяйств;
- внедрение современных технологий производства продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих стабильные объемы прибыли и технологическое лидерство региона на мировых рынках. В данном случае критерием выбора является стадия развития внешнего спроса на экспортную продукцию, диагностируемая в соответствии с уровнем динамики спроса как индикатора технологической новизны продукта.
При этом под платежеспособным спросом на экспортную продукцию в определенный период времени понимается общий объем поставок (объем экспорта) данного вида продукции (по совокупности всех марок) с территории Красноярского края (произведенную промышленными предприятиями) за пределы РФ в этот же временной период.
Для освоения новых рынков готовой продукции есть два основных способа: использовать модель «Россия как производственная площадка для мира», размещая мощности иностранных компаний на территории страны, либо обеспечить вывод на зарубежные рынки конкурентоспособной продукции отечественных предприятий.
Перспективными представляются оба направления, но наиболее интересным с точки зрения эффекта для экономики в целом, безусловно, является вывод российской высокотехнологичной продукции на иностранные рынки. [6-9]
Однако развитие собственных брендов готовой продукции является крайне сложной задачей, требующей значительных инвестиций, компетенций и сил для конкурентной борьбы. В частности, необходимо обеспечить формирование спроса на российские товары и услуги за рубежом через работу с текущими и потенциальными потребителями российской экспортной продукции, а также продвижение позитивного делового имиджа России.
Сегодня основным драйвером роста экспорта представляются средние компании. Это предприятия, которые уже состоялись в России, но пока в недостаточной степени развернули деятельность за рубежом. Именно на них, прежде всего, должна работать национальная система поддержки экспорта
Помимо этого, для реализации сценария ускоренного роста экспорта в долгосрочной перспективе необходимо приложение ряда усилий, сконцентрированных на следующих направлениях:
-формирование благоприятных условий для расширения экспортно-ориентированной производственной базы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе путем принятия специальных программ поддержки соответствующих производств, создания экономических площадок и зон для производства экспортной продукции, улучшение и модернизация энергетической, технологической, производственной и транспортной инфраструктуры;
-открытие рынков и активная политическая поддержка российских поставок. Необходимо преодоление барьеров по доступу на рынки, в том числе путем двусторонних консультаций, соглашений о свободной торговле и о признании документов в области подтверждения соответствия, гармонизации технических и иных требований к продукции;
-упрощение регулирования экспорта (установление внутреннего режима благоприятствования экспорту), что даст возможность массовому выходу на внешние рынки малых и средних предприятий;
-развитие инструментов государственной поддержки, обеспечивающих конкурентоспособные условия ведения бизнеса для российских экспортеров по сравнению с поставщиками из других стран. Необходимо развивать долгосрочное финансовое планирование, обеспечивать достаточный уровень финансирования мер поддержки экспорта, создавать новые инструменты поддержки, в том числе ориентированные на экспорт услуг, развивать эффективную сеть региональных и международных точек присутствия, укреплять институты поддержки экспорта. [10]
Необходимо также усиление систем поддержки экспорта на уровне субъектов Российской Федерации. Экспортную проблематику следует погрузить на уровень регионов и как задачу, и как ответственность. У каждого субъекта должен появиться отдельный фокус на развитие экспорта. Для сокращения отставания российской экономики от мировых тенденций выстраивания глобальных цепочек стоимости необходимо создание «идеальной» экспортной регуляторики и «комфортной» инфраструктуры осуществления экспорта для российских экспортеров. При этом не стоит забывать о повышении их финансовой грамотности и формировании культуры экспорта в России.
Масштабирование экспортных возможностей, нацеленных на глобальные рынки, должно стать одной из ключевых составляющих экономической политики России в долгосрочной перспективе. [11-13]
1.2 Выделение закономерностей и тенденций развития экспортно-ориентированного сектора в экономике региона
Важность внешнеторговых отношений для экономики региона трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения. Другими словами, экспорт:
-стимулирует производство товаров, работ и услуг;
-ускоряет темпы развития экономики и рост ВВП;
-обеспечивает приток иностранного капитала в страну;
-является источником поступления средств в бюджет;
-укрепляет позиции национальной валюты. [14]
На динамику и структуру внешней торговли отдельных стран оказывают влияние следующие факторы: уровень развития национального производства; обеспеченность природными ресурсами; цели и приоритеты государственной внешнеторговой политики; конкурентоспособность продукции внутреннего производства; конвертируемость национальной валюты; структура и объем внутреннего спроса; уровень жизни населения и другие факторы. [15]
В данном исследовании масштаб платежеспособного спроса определяется совокупным объемом продажи экспортной продукции, количеством и объемами поставок товарных групп, экспортируемых из экономики Красноярского края, а также числом и объемами поставок стран-экспортеров.
В 2019 году было экспортировано из Красноярского края товаров на 6787,0 млн. долл. США, что на 0,01% (на 1,2 млн. долл. США) больше 2018 года. Завоз товаров осуществлялся в страны дальнего зарубежья.
Таблица 1.1 – Анализ показателей импорта и экспорта Красноярского края с международными странами-партнерами, млн.долл. США [16-18]
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019
Внешнеторговый оборот 8043,0 6061,7 7043,6 8885,8 9268,7
Экспорт - всего 6555,6 4824,8 5745,6 6785,8 6787,0
в том числе:
со странами дальнего зарубежья
6305,9
4695,7
5617,1
6583,4
6598,2
со странами СНГ 249,8 129,1 128,5 202,5 188,9
Импорт - всего 1487,4 1236,9 1298,0 2100,0 2481,7
в том числе:
со странами дальнего зарубежья 983,0 1037,6 1060,7 1772,7 2135,5
со странами СНГ 504,4 199,3 237,3 327,2 346,1
Объем импорта товаров в Красноярский край в 2019 году увеличился по сравнению с 2018 годом на 15,4 % и составил 2481,7 млн. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья – 2135,5 млн. долларов, в государства-участники СНГ –346,1млн. долларов.
Внешнеторговый оборот края в 2019 году составил 9268,7 млн. долларов США, что на 4,13 % выше уровня 2018 года. Динамика структуры внешнеторгового оборота Красноярского края за 2015-2019 гг. позволила выявить устойчивые тенденции: к сокращению доли экспорта и росту доли импорта. (рисунки 1.1, 1.2) [16,19]
Рисунок 1.1 – Динамика структуры внешнеторгового оборота Красноярского края, в % [16-18]
Рисунок 1.2 – Динамика экспорта и импорта Красноярского края в млн. долларов США [16-18]
Таким образом, доля экспорта во внешнеторговом обороте Красноярского края за 2018-2019 гг. снизилась с 73,2% до 76,4 %. В 2019 г. 97,2 % экспорта приходилось на страны дальнего зарубежья, 2,8% - на страны СНГ.
За долгие годы своего развития международная торговля прошла сложный путь эволюции от единичных внешнеторговых сделок, заключаемых странами, до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. [20]
Международные глобальные тенденции в развитии торговли:
Анализ последних тенденций в международной торговле показывает сначала минимальный рост в период между 2012 и 2014 годами, затем спад в 2015 и 2016 годах и, наконец, мощный подъем в 2017 и 2018 годах. После продолжительного периода нестабильности объем мировой торговли возрос примерно на 10 процентов в 2017 и 2018 годах, достигнув 25 трлн долл. США. [23,24]
Как отмечалось в первоначальном прогнозе Всемирной торговой организации (ВТО), ожидается, что в период между 2019 и 2021 годами объем глобальной торговли будет увеличиваться примерно на 3,7 процента в год, опережая рост мирового производства на 0,7 процентов. Однако, как показывают последние прогнозы Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в результате нынешней неопределенности в сфере мировой торговли в этот период рост торговли может лишь оставаться равным росту объемов производства в мире.
Недавний уверенный рост международной торговли был обусловлен в первую очередь тенденцией к повышению цен на сырьевые товары (восстановлением цен на нефть) и незначительным снижением курса доллара США в течение 2017 года. Однако такие тенденции лишь частично объясняют рост, происходивший в течение последних двух лет. Кроме того, отмечался устойчивый рост объема международной торговли, главным фактором которого служил динамичный рост мирового производства – наблюдавшийся в большинстве стран — который помог стимулировать значительные инвестиции в экономический рост. Тем не менее, в свете нынешних неопределенностей в сфере глобальной торговли прогнозы, по всей видимости, будут вновь пересмотрены в сторону понижения. [25]
Эта динамика проиллюстрирована на рисунке 1.3, где показаны темпы роста мирового производства и торговли, а также соотношение стоимости мировой торговли и объема мирового производства — этот показатель, как правило, используется для оценки тенденций глобализации. В период между 2011 и 2014 годами данный показатель остановился на уровне около 30 процентов, а затем сократился в 2015 и 2016 годах — эти два года часто называют периодом деглобализации. В дальнейшем этот показатель начал расти, достигнув пиковых уровней в 2018 году.
Пандемия COVID-19 и карантинные меры, направленные на ее сдерживание, оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику, усилив уже существующие проблемы. Ограничительные меры, принятые правительствами государств, привели к частичной и даже полной остановке производств, резкому спаду в сфере услуг, сжатию мировой торговли и разрушению цепочек добавленной стоимости.[25-27]
Рисунок 1.3 – Экономический рост и международная торговля, 2000-2020 годы [28]
Согласно данным Всемирной торговой организации, экспорт в I квартале 2020 г. сократился на 6,4%, импорт — на 5,2%. Наибольший удар пришелся на II квартал 2020 г., когда падение экспорта составило 21,3% в годовом выражении, а импорта — 20,8%. [17]
Замедление мировой экономики, распространение новой коронавирусной инфекции, а также вынужденные карантинные ограничения являются дополнительным факторами, которые оказывает негативное влияние на рост валового выпуска России.
Согласно данным Росстата, в I квартале текущего года экспорт страны сократился на 3,4% в годовом выражении, в то время как ВВП — на 1,6%. Экспорт был единственным компонентом ВВП, который сократился во I квартале 2020 г.: его доля в ВВП снизилась на 1,4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. [16]
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России в январе–июле 2020 г. снизился на 17,7% в годовом выражении и составил 308,8 млрд долл. США. Экспорт Российской Федерации в указанном периоде сократился на 23,4% в годовом выражении (до 184,2 млрд долл. США). По итогам 7 месяцев текущего года импорт снизился на 7,4%. Сальдо торгового баланса осталось положительным и составило 59,6 млрд долл. США. [29]
Рисунок 1.4 - Мировая квартальная динамика экспорта и импорта товаров (млрд долл. США), индексы объемов экспорта и импорта товаров, I кв. 2005=100, %, 2013–2020 годы [29]
1.3 Изменение товарной структуры экспорта с учетом влияния геополитических факторов
Спрос на продукцию, сложившийся за 2017-2019 гг. (рисунок 1.5), является резко дифференцированным, в структуре которого преобладают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химического, производства, каучук. Доля этих товарных групп составляет 3,47% совокупного спроса на экспортную продукцию. Большую часть экспортируется - металлы, драгоценные камни (66,27%), далее древесина и целлюлозно-бумажные изделия (12.24%) и минеральные продукты (10,76%).
Рисунок 1.5 – Товарная структура экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг., в % [16-18]
Таблица 1.2 - Товарная структура экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг
Годы
Группа
продукции 2015 2016 2017 2018 2019
млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу
Экспорт – всего 6555,6 100 4824,8 100 5745,6 100 6785,8 100 6787 100
в том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 12,9 0,2 36,5 0,8 18,7 0,3 42,2 0,6 32,3 0,5
минеральные продукты 250,2 3,8 382,5 7,9 571,3 9,9 757,5 11,2 750,0 11,1
из них топливно-энергетические товары 64,6 1,0 68,8 1,4 102,1 1,8 97,0 1,4 46,3 0,7
продукция химической промышленности, каучук 458,8 7,0 310,5 6,4 465,5 8,1 482,6 7,1 578,8 8,5
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 540,0 8,2 587,2 12,2 665,3 11,6 765,5 11,3 933,6 13,8
металлы, драгоценные камни и изделия из них 5232,5 79,9 3398,8 70,5 3843,7 66,9 4583,2 67,5 4376,1 64,5
машины, оборудование и транспортные средства 50,6 0,8 99,8 2,1 172,4 3,0 143,4 2,1 108,7 1,6
другие товары 10,5 0,2 9,3 0,2 8,2 0,1 10,2 0,2 7,1 0,1
Анализ товарной структуры экспорта по основным видам продукции за 2017 - 2019 гг. (млн. долл США) на основе групповых различий с учетом среднеквадратического отклонения позволил обосновать наличие четырех уровней масштабов платежеспособного спроса на экспортную продукцию в экономике Красноярского края. Схема определения границ для уровней спроса базируется на подходе Г.Л. Азоева: [35]
Проводится расчет среднего арифметического значения удельного веса каждого вида продукции в совокупных объемах экспорта (Дср).
Дср = 1/8 * 100% = 12, 5 %. (1)
Вся номенклатура видов продукции разделяется на две группы, для которых значения удельных весов больше (группа 1>12,5%) или меньше (группа 2<12,5%) среднего значения.
Таблица 1.3 – Распределение видов продукции по группам
Номенклатура видов продукции Доля в структуре экспорта Наименование группы
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 79,9% 1
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8,2% 2
Продукция химической промышленности, каучук 7,0 % 2
Минеральные продукты 3,8% 2
Машины, оборудование и транспортные средства 0,8% 2
Топливно-энергетические товары 1,0% 2
Продовольственные товары и с/х сырье 0,2% 2
Другие товары 0,2% 2
Товарная группа «Металлы, драгоценные камни и изделия из них» занимает почти 80% в структуре всего экспорта и попадает в группу 1, все остальные товарные группы попадают в группу 2.
В каждой группе проводится расчет среднеквадратических отклонений (?1; ?2), которые совместно с минимальным и максимальным значениями (Дmin; Дmax) определяют границы уровней масштабов платежеспособного спроса на импортную продукцию в экономике региона в соответствии с формулами табл. 1.4
Таблица 1.4 – Формулы и результаты расчета границ для определения уровней спроса на экспортную продукцию в экономике Красноярского края в 2015-2019 гг.
Уровень спроса Формулы для расчета границ Результаты расчета (в %)
Максимальный
[22,61; 79,9]
Выше среднего
[12,5; 22,61)
Ниже среднего
[2,39; 12,5)
Минимальный
[0,2; 2,39)
Соотнесение удельного веса продукции в совокупных объемах импорта с границами уровней масштабов спроса, позволило провести дифференциацию и выделить следующие товарные группы (таблица 1.5).
Группа экспортной продукции с максимальным уровнем спроса:
- Металлы, драгоценные камни и изделия из них (79,9%).
Таблица 1.5 - Дифференциация товарных групп экспортной продукции по уровням масштабов платежеспособного спроса экономики (фрагмент)
Уровни масштабов спроса Товарная подгруппа Удельный вес в экспорте (Ди), %
Максимальный Металлы, драгоценные камни и изделия из них 79,9
Итого по группе 79,9
Ниже среднего Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8,2
Продукция химической промышленности, каучук 7,0
Минеральные продукты 3,8
Итого по группе 19,0
Минимальный Топливно-энергетические товары 1,0
Машины, оборудование и транспортные средства 0,8
Продовольственные товары и с/х сырье 0,2
Другие товары 0,2
Итого по группе 2,2
Итого 100,00
Группа продукции, спрос на которую ниже среднего. В нее вошли шесть подгрупп импортной продукции, среди которых:
- Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (8,2 %);
- Продукция химической промышленности, каучук (7,0%);
- Минеральные продукты (3,8 %) и др.
Удельный вес всей группы в совокупных объемах спроса на экспорт составляет свыше 19,0 %, при этом на долю каждой подгруппы продукции в среднем приходится чуть более 6,3 % платежеспособного спроса.
Группа продукции, спрос на которую минимальный. В эту группу входят 63 подгруппы импортной продукции, среди которых:
- топливно-энергетические товары (1,0 %);
- машины, оборудование и транспортные средства (0,8 %);
- продовольственные товары и с/х сырье (0,2 %);
-другие товары (0,2 %).
Вклад данной группы в совокупные объемы спроса на экспорт составляет 2,2 %, при этом на долю каждой подгруппы продукции в среднем приходится не более 0,55 % платежеспособного спроса.
Следующей задачей является необходимость обоснования неслучайного характера зависимости экономики от видов экспортной продукции.
Исследование устойчивости платежеспособного спроса
на основе метода XYZ-анализ. [37]
Динамические изменения ежегодных темпов спроса на экспортную продукцию в отраслях промышленного комплекса Красноярского края являются разнонаправленными, и характеризуются значительным разбросом значений по отдельным группам продукции.
Таблица 1.6 – Темп роста экспорта Красноярского края за 2015-2019 гг
Группа продукции 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 282,9 51,2 225,7 76,5
Минеральные продукты 152,9 149,4 132,6 99,0
из них топливно-энергетические товары 106,5 148,4 95,0 47,7
Продукция химической промышленности, каучук 67,7 149,9 103,7 119,9
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 108,7 113,3 115,1 122,0
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 65,0 113,1 119,2 95,5
Машины, оборудование и транспортные средства 197,2 172,7 83,2 75,8
другие товары 88,6 88,2 124,4 69,6
Для оценки устойчивости спроса рассчитан коэффициент вариации, как частное от значений среднеквадратического отклонения и среднего темпа роста спроса по группам экспортной продукции в наблюдаемом периоде (таблица 1.7).
Таблица 1.7 – Дифференциация товарных групп экспортной продукции по уровням устойчивости спроса за 2015-2019 г.
Группа продукции в экспорте Красноярского края Средний темп роста за 2015-2019 гг. Среднеквадратическое отклонение Коэффициент вариации Категория Уровень устойчивости спроса
Продовольственные товары
и сельскохозяйственное
сырье 159,1 112,9 70,95 Z Неустойчивый
Минеральные продукты 135,5 24,6 18,44 Y Устойчивый
из них топливно-энергетические товары 99,4 41,4 41,64 Z Неустойчивый
Продукция химической промышленности, каучук 110,3 34,3 31,07 Z Неустойчивый
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 114,8 5,5 4,78 X Абсолютно устойчивый
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 98,2 24,3 24,79 Y Устойчивый
Машины, оборудование
и транспортные средства 132,2 61,8 46,73 Z Неустойчивый
Другие товары 92,7 22,9 24,72 Y Устойчивый
На основании значений коэффициента вариации проведен XYZ-анализ устойчивости спроса на анализируемые группы продукции. При этом рассматриваются следующие категории продукции:
-категория Х включает группы экспортной продукции с абсолютно устойчивым спросом (стабильные темпы роста, незначительные отклонения от тренда, коэффициент вариации – менее 10%);
-категория Y включает группы импортной продукции с устойчивым спросом (основная тенденция – рост, допускаются отклонения от тренда при условии, что коэффициент вариации изменяется от 10% до 25%);
-категория Z включает группы продукции с неустойчивым спросом (характерны чередования спадов и подъемов спроса на импортную продукцию, для которых коэффициент вариации выше 25 %). [38,39]
Наиболее нестабильными темпами роста отличается спрос (неустойчивый спрос) на такие группы продукции, как: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, топливно-энергетические товары, продукция химической промышленности, каучук, машины, оборудование и транспортные средства.