Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

rock_legenda 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2022
Объект исследования: опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Предмет – организационные аспекты социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Волгоградской области. Целью исследовательской работы является выявление особенностей организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Волгоградском регионе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: ? рассмотреть категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы; ? проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в РФ; ? определить формы и методы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Волгоградском регионе (на примере ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»); ? выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы: структурно-функциональный метод, метод абстракции; частные специальные научные методы: анализ нормативно-правовых актов, литературных источников. Среди эмпирических методов использованы такие как: опрос (интервьюирование) специалистов центра ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (количество опрашиваемых специалистов – 3 человека), количественный и качественный анализ данных полученной информации. Теоретико-методологической основой исследования стали научные труды отечественных исследователей, занимающихся вопросами организации социальной работы с детьми-сиротами. Выделим таких как,М.Ю. Виноградова, О.В. Пелипейченко, А.И. Юдина, Т.Х. Хаджимурадова. В качестве основных методов исследования были использованы: сравнительный анализ и обобщение. Эмпирической базой исследования являются данные качественного анализа документов (нормативно-правовые акты, внутренние отчеты учреждения), а также результаты экспертного опроса специалистов учреждения ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», данные Российской службы государственной статистики. Научная новизна работы состоит в более тщательном анализе социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на региональном уровне, выявлении качественных характеристик и проблемных аспектов. Теоретическая значимость состоит в уточнении факторов, влияющих на социальный феномен сиротства, полученные выводы могут быть полезны при написании научно-исследовательских работ и при подготовке студентов к семинарским занятиям. Практическая значимость обусловлена выявленными качественными характеристиками проводимой работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые позволят повысить эффективность деятельности иных социальных учреждений по работе с детьми-сиротами. Структура научно-исследовательской работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная экономическая ситуация в стране оказывает деструктивное влияние на институт семьи: увеличение количества разводов, снижение рождаемости, высокая детская смертность, массовая малодетность. На фоне негативных явлений, когда должны быть мобилизованы все общественные силы для решения проблем детства, растет число детей, становящихся жертвами семейного насилия, воспитывающихся в семьях группы риска, детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание следует уделить детям-сиротам, число которых немыслимо велико (по некоторым данным достигает 5 млн.), что позволяет отнести данное явление к числу глобальных. Однако точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране назвать вряд ли возможно, что обусловлено несовершенством системы социального учёта и высокой динамикой роста числа детей, утративших попечение родителей. Несмотря на усовершенствование различных мер применяемых в отношении детей-сирот,в том числе законодательной базы, все равно можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной политики, которые направлены, главным образом, не на профилактику и устранение причин негативных явлений, а только на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в профилактике и выявлении семейного неблагополучия, оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста и социального сиротства детей. Все вышесказанное придаёт актуальность вопросам социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которая является неотъемлемым компонентом в улучшении общего состояния ребёнка, оставшегося без родителя. Степень разработанности проблемы. Проблема сиротства особое значение в России приобрела после окончания Великой Отечественной Войны, а вместе с тем и широкое исследование этого феномена в различных отраслях науки. Так, например, изучением сиротства как социального явления занимались следующие исследователи: Ажыгулова А.Б., Шахманова А.Ш., Юдина А.И., Кудрина Е.Л. и др. Законодательные основы защиты прав детей рассматривались М.Ю. Виноградовой, Кузьминой Л.О., Набиевой М.А., Пелипейченко О.В. Вопросы социальной защиты категории детей-сирот изучались Т.А. Новоселовой, А.А. Корольковой, Н.А. Теледековой, Д.С. Рублевым. Шаловой С.Ю., Севе Р.М., Хаджимурадовой Т.Х. исследуются проблемы биологических детей-сирот.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………………………………..7 1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы………………………………………………………………..7 1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Российской Федерации……………………………………………………………………….11 Глава 2. Опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Волгоградском регионе………………………….16 2.1 Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Волгоградском регионе (на примере ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»)……………………………………………………...….16 2.2 Эмпирическое исследование качества социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГКУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»…………………………………………………………………..…..21 Заключение……………………………………………………………….….…...30 Список литературы………………………………………………………………32 Приложение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы Сиротство является социальным явлением, которое существовало всегда, на протяжении всей истории человечества. В связи с чем, данная проблема всегда являлась актуальной, а попытки ее решения предпринимались в разные исторические эпохи. Однако и сегодня нет однозначных ответов на многие вопросы, связанные с решением проблемы сиротства. На современном этапе феномен сиротства претерпел качественные изменения, следствием которых послужило кризисное состояние семьи. Это обусловлено тем, что, проводимые в стране реформы ухудшили состояние многих российских семей: возросло количество семей, относящихся к категории неблагополучных, которые не в состоянии обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание. Официальной статистики по количеству детей-сирот в России нет, это обусловлено тем, что в России отсутствует в полной мере система поддержки и сопровождения семей. Вместе с тем, исследования университета прокуратуры РФ позволили выявить положительную динамику, касающуюся численности детей-сирот в России. Так, за последние шесть лет число детей-сирот в России сократилось с 87,5 тыс. в 2014 году до 44, 4 тыс. в 2019 году или на 49,3% . Согласно российскому законодательству, дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения обоих или единственного родителя в связи с их смертью . Согласно закону, дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбывания родителями наказания в учреждениях лишения свободы, отказом родителей от детей и прочее . Современное сиротство отличается своей спецификой: большая часть детей-сирот имеют живых родителей, т.е. являются социальными сиротами. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование сиротства как социального явления можно назвать следующие: ? кризис в стране социально-экономического характера; ? увеличение показателя бедности среди населения; ? высокий уровень безработицы, в особенности, среди молодых людей; ? утрата моральных ценностей; кризис семьи и ослабление семейных устоев; ? культ «вредных привычек», повышение уровня наркомании, алкоголизм среди населения; ? распространение среди детей и взрослых психических заболеваний . В целом, сиротство как социальное явление можно классифицировать по следующим группам сирот: ? прямые – несовершеннолетние дети, чьи родители умерли; ? «лишенцы» – дети, родители которых лишены родительских прав; ? «отказники» – дети, родители которых по собственной инициативе, на добровольной основе отказались от детей; ? «интернатские» сироты – дети, пребывающие в интернатах по причине отсутствия родительского воспитания; ? домашние условные сироты – дети, проживающие в семьях, но находятся в негативном психологическом и бытовом состоянии . Одной из главных задач любого общества и государства является осуществление права ребёнка воспитываться в семье. В главе 11 Семейного кодекса РФ в качестве самостоятельных и приоритетных выделяются следующие права ребёнка: ? право жить и воспитываться в семье; ? право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, на имя, отчество и фамилию . Если сохранение ребёнка в семье оказывается невозможным, то отдаётся предпочтение поискам для него новой семьи. В каждой стране создаётся, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребёнка. Так, 29 мая 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан указ, который провозгласил Десятилетие детства на 2018-2027 годы. Цель проведения указанного десятилетия состоит в том, что необходимо провести усовершенствование политики нашего государства в сфере защиты детства. Конституция Российской Федерации в своих статьях 7,38,39 указывает на то, что важнейшим принципом социальной политики государства является именно правовая охрана детства. Основываясь на ст. 39 Конституции можно сказать о том, что воспитание детей является полноценным правовым основанием для предоставления социального обеспечения от государства, которое выражается в виде пособий, пенсий, компенсаций, социального обслуживания. Говоря о социальной работе с детьми-сиротами в РФ, можно отметить тот факт, что основной работой является передача таких детей в семью. Так, согласно семейно-правовому принципу о приоритете семейного воспитания детей, ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежит передаче на воспитание в семью. В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ основными формами устройства таких детей в семью являются усыновление (удочерение), опека или попечительство, приемная семья либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья . Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Этот принцип находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. 54, 55, 63, 121-123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых отнесены: 1.Усыновление (удочерение) (ст. 124 СК РФ). 2.Опека или попечительство (ст. 145-148 СК РФ). 3. Патронат (ст. 123 СК РФ.) 4. Приемная семья (ст. 152 СК РФ). При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения (ст. 123 СК РФ): дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешанные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными. Таким образом, политика государства в настоящее время ориентирована на поддержку материнства и детства, это один из первоочередных курсов демографической политики. Вместе с тем, несмотря на то, что решение ряда проблем сиротства (защита материнства и детства, государственное попечение сирот) берет на себя государство, к этой проблеме должна быть привлечена общественность, которая поможет создать детям-сиротам комфортные условия для жизни в обществе. 1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Российской Федерации Для исследования нормативно-правовых основ социальной работы с детьми-сиротами необходимо обратиться к изучению основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту данной категории детей: Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ (1 часть) и Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 31 декабря 2014 года № 17-ФЗ. Особого внимания заслуживает Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором отражены дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся от попечения родителей (в возрасте до 23 лет), общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нормы их предоставления. Опираясь на нормативно-правовую базу в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить следующие дополнительные гарантии, предоставляемые государством данной категории: ? право на образование; ? право на медицинское обслуживание; ? право на имущество и жилое помещение; ? право на труд. Следует сказать, что дополнительные гарантии по поддержке детей-сирот представляют собой льготы в указанных областях (образование, имущество и т.п.) и распространяются на указанную категорию во время получения ими очного профессионального образовани . Рассмотрим каждую из гарантий подробнее. Так, в ст. 6 ФЗ №159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего, высшего профессионального образования. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: полное государственное обеспечение до окончания ими государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования всех типов; бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования. Выпускники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот обеспечиваются предметами первой необходимости (одеждой и обувью), а также единовременным денежным пособием со стороны данного учреждения. Дети-сироты, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях имеют повышенную стипендию (в сравнении с установленной стипендией для обучающихся) не менее чем на 50%. Также, детям-сиротам полагается пособие (1 раз в год) на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, размер которого равен трем стипендиям. Статья 7 Федерального закона № 159-ФЗ устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении; на бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, на оплату проезда к месту лечения и обратно. Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях. Дети, не имеющие закрепленной за ними жилплощади, по возвращении из всех указанных выше учреждений должны быть обеспечены вне очереди равноценной ранее занимаемой ими жилплощадью не ниже установленных норм. Если ребенок-сирота (а также лицо в возрасте до 23 лет, ставшее сиротой или оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет) впервые ищет работу и регистрируется в государственной службе занятости в качестве безработного, пособие по безработице ему выплачивается в течение 6 месяцев в размере среднего уровня заработной платы, установленного в данной области, крае. При ликвидации организаций, сокращении штатов работодатели обязаны высвобождаемым работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации. Министерством труда Российской Федерации принято постановление от 6 февраля 1995 года № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», которое предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетних (до 18 лет) трудоустраивает учебное заведение (детский дом, школа-интернат) или специалист по охране детства. 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», определяющее, что к видам деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: ? организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке; ? оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка. Нельзя не отметить также федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» , который представляет собой нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи населению. Закон вступил в силу 1 января 2015 года. В соответствии с п. 6 ст. 15 данного закона дети-сироты в возрасте до 23 лет признаются нуждающимися в социальном обслуживании и могут получать те или иные виды социальных услуг, перечисленные в ст. 20 указанного закона, в зависимости от потребности в конкретном виде услуг.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 28 страниц
1250 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 25 страниц
1250 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 30 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg