Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР

rock_legenda 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2022
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР. Выбор темы обусловлен проблемой исследования формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР, малой её разработанностью в существующих теориях и моделях и не удовлетворённостью запросам реальной практики. Целью работы является теоретически изучить и практически доказать возможность формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития. Бакалаврская работа основана на гипотезе, согласно которой развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР будет происходить более успешно, если: - своевременно осуществлять диагностику мышления детей данной категории; - осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми ЗПР с учётом результатов диагностического обследования, а также возрастных и индивидуальных особенностей развития. В ходе работы решаются задачи: определить понятие мышления в психолого-педагогической литературе, выявить особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нормой и задержкой психического развития, проанализировать словесно-логическое мышление у старших дошкольников с ЗПР и в норме, сформировать план проект по развитию словесно-логического мышления. Бакалаврская работа имеет новизну, теоретическую и практическую значимость; состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований). Текст проиллюстрирован 3 рисунками. Объем работы – 60 страницы.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития мышления. Предстоящее им школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует от них зрелости определённых высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Немаловажная роль, если не решающая, отводится здесь словесно-логическому мышлению, которое формируется на базе других более простых видов мышления. Психологической наукой установлено, что умение устанавливать логические связи формируется у ребёнка в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большим трудом и часто остаётся незавершённым. Поэтому формирование и совершенствование логических структур мышления должно осуществляться своевременно, в старших группах детского сада и начальной школе. Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с задержкой психического развития детей. Группа детей, объединённых характеристикой «задержка психического развития», очень разнообразна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности. Она занимает промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и лёгкой степенью умственной отсталости. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР наиболее результативна в самом сенситивном периоде - дошкольном. Известно, что дети с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся сверстников в развитии словесно-логического мышления и нельзя усомниться в важности проведения с детьми данной категории коррекционной работы, содержание которой позволяло бы эффективно решать задачи повышения уровня сформированности словесно-логических мыслительных операций. Перечисленные аспекты свидетельствуют об актуальности рассматриваемой темы. Степень научной разработанности проблемы. Большое внимание особенностям психологического развития детей уделяется в научных трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконина и других. Такие авторы, как А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.А. Урунтаева, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков И.С. Якиманская внесли большой вклад в изучение словесно-логического мышления. То на сколько развито словесно-логическое мышление имеет значение для всей взрослой жизни человека. Гипотеза исследования: предполагается, что развитие словесно-логического мышления у детей 5-6 лет с ЗПР будет эффективно при следующих условиях: - своевременном проведении диагностического обследования детей с ЗПР; - осуществлении специально организованной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в задержкой психического развития с учётом результатов проведённого диагностического обследования, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Объект исследования: словесно-логического мышления. Предмет исследования: особенности формирования словесно-логического мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать возможность формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития. В рамках поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования: - определить понятие мышления в психолого-педагогической литературе. - выявить и проанализировать особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушением развития (ЗПР) и нормой развития. - сформировать психолого-педагогический план проект с целью развития словесно-логического мышления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение 6 Глава 1 Анализ психологической и педагогической литературы по проблематике исследования 9 1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе 9 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 15 1.3.Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и развивающихся в норме 21 Глава 2 Исследование словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28 2.1. Проведение констатирующего эксперимента по исследованию словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР и развивающихся в норме 28 2.2. Психолого-педагогический план проект по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 36 Заключение 49 Список литературы 51 Приложения 54
Список литературы

1. Абдурасулова, Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4–5 лет) // Психолог в детском саду. – 2014. – №3-4. – С.62-64. 2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Учеб. пособие [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск, 2015. – 294 с. 3. Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. -2014. - Т. 14. - № 4. 4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с. 5. Блонский П.П., Память и мышление [Текст]/ Блонский П.П – СПб.: Питер, 2013. – 288 с 6. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С.91. 7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собрание сочинений. – М., 2002.– с. 445. 8. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Сост. Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 2016.– 588 с. 9. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 2016.– 168 с. 10. Егорова, Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей [Текст] / Т.В. Егорова// Дефектология. - 2015. - № 4. – С. 15-31 11. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. – СПб.: Речь, 2015 – 208 с. 12. Ефанова, З.А. Развитие мышления. Разработки занятий. Подготовительная группа [Текст] / З.А. Ефанова. – В. Корифей, 2016. – 112 с. 13. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 146 c. 14. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 – 160 с. 15. Люблинская А. А., Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. [Текст]/ А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2015. – 415 с. 16. Минская, Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореф. канд. пед. наук Науч.-исслед. ин-т психологии. —М., 2004.-22 с. 17. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Р.С. Немов / В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 604 с. 18. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М.: Коррекционная педагогика, 2013. – 208 с. 19. Поддъяков Н. Н., Мышление дошкольника. [Текст]/ Н.Н. Поддъяков -М.: Педагогика, 2016. С. 147-161 20. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2014. – 164 с. 21. Соколова, В.М. Коррекционное обучение как основа развития личности аномального дошкольника. [Текст] / В.М. Соколова – М., 2016. – 252 с. 22. Специальная дошкольная педагогика: учеб.пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – М.: Академия, 2016. – 312 с. 23. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: ВАЛДОС, 2014. – 180 с. 24. Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2016. - 176 c. 25. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] / У. В. Ульенкова. – М., Педагогика, 2015. – 211 с. 26. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. Учебное пособие [Текст] / Г.И. Щукина. – М., 2014. – 154 с. 27. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2011. – 281 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Анализ психологической и педагогической литературы по проблематике исследования 1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познания человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путём преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.). Известный отечественный педагог Л.С. Выготский писал, что мышление ребёнка представляет собой не спонтанный процесс, а целенаправленный процесс овладение ребёнка определёнными навыками в общении с взрослыми и в постоянном использовании своих умственных способностей [7]. Мышление, как одна из высших психических функций, является предметом исследования многих философов и педагогов. Важно рассмотреть психологические теории мышления, которые являются фундаментальными в формировании у детей мыслительных навыков. Мышление начинает развиваться с самого раннего возраста и важными являются условия, в которых находится ребёнок, ведь несмотря на то, что он пока не может размышлять, говорить, но у него уже формируются умения наблюдать и запоминать окружающих людей, обстановку, явления, которые с ними происходят. Одновременно с развитием действий формируется мышление. Например, когда маленький ребёнок берет игрушку он уже изучает её состав, начинает думать, какими способами можно её применить. Изучение видов мышления всегда интересовало отечественных и зарубежных учёных. Многими авторами доказано, что дошкольный возраст является сенситивным для умственного развития, по сравнению с более поздними периодами [18]. Особый интерес привлекал такой вид мышления как наглядно-действенное. Среди признаков наглядно-действенного мышления, М.К. Акимова выделяет наличие тесной связи с практическими действиями, которая выражается в невозможности решать поставленную задачу без участия практических действий [2]. Как отмечал Л.С. Выготский, роль слов в мышлении ребёнка возрастает в связи с развитием у него активной речи. Слова активной речи постепенно включаются в его наглядно-действенное мышление: сначала они завершают этот процесс, а дальше, обобщая опыт действий ребёнка, включаются в постановку их целей и становятся средствами мышления [7]. Т. Н. Овчинникова считает, что основной единицей мышления является мысль, которая представляет собой действие, направленное на анализ и сопоставление фактов по различным признакам. Мышление как процесс связан с мотивацией и способностями личности, а также её действиями [18, с 70]. В беспрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), которые мышление порождает, но не сводится к ним полностью. Мотивы выступают не только как средства развёртывания, но и влияют на производительность мышления. Орудием мыслительной деятельности являются языковые средства, которые используются для выполнения дискретных операций. И.П. Павлов говорил о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что составляет высшее человеческое мышление». Из этого следует, что обобщение люди выражают с помощью речи. Материальной формой общения является язык. Ведь, при помощи него мысли людей не теряются, а передаются из поколения в поколения. Мышление – это самая высокая ступень познания человеком окружающего мира [4, с. 102]. С чувственной стороны, мышление – это система ощущения, восприятия и представления человека. Через органы чувств поступает информация в мозг, а там уже преобразуется в мысль, тем самым помогая человеку найти решения проблемы или задачи. Переход от ощущения к мысли является сложным процессом, который состоит в выделении и обособлении предмета или его признака в отвлечении от конкретного и установлении общего для всех. По мнению Р.С. Немова «мышление также связано с практической деятельностью людей. Она является не только основным условием, но критерием истинности мышления» [17, с. 211]. У мышления так же стоит выделить функцию и задачи. Функция мышления - увеличение границ познания путём выхода за пределы чувственного познания. Задача мышления - выявление отношений между предметами, выделение связей и их отделение от общих закономерностей. Мыслительная деятельность осуществляется с помощью дискретных операций, таких как анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение и систематизация. Эти процессы обоснованы не только индивидуально психологическими особенностями, но и условиями обучения и воспитания. П.П. Блонский выделяет три основных вида мышления; ? Наглядно-действенное ? Наглядно-образное ? Словесно-логическое (абстрактное) Наглядно-действенное мышление – умственная деятельность, которая проходит без участия речи, которая совершается с помощью манипуляций предметами, своим телом и т.д., оно образует первую ступень мышления у ребенка [5, с. 64]. Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря ему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета. Развитие этого вида мышления связано с процессом «децентрации», который описал Ж. Пиаже. Децентрация – это преодоление детского эгоцентризма и способность занимать позицию другого человека, сопоставляя со своей собственной позицией [17, с. 52]. Первая особенность наглядно-образного мышления - это обратимость воображаемых операций и возможность мысленно воспроизводить операции, которые на самом деле не возможны. Вторая особенность заключается в том, что этот вид мышления практически не отличим от воображения и выступает в роли креативности. Данный вид мышления очень хорошо развит у людей творческих профессий. Развитие логического мышления ребёнка – обязательный процесс в формировании личности. Он может протекать независимо и интуитивно (без стимулирования со стороны взрослых) и целенаправленно (с помощью игр и упражнений). В первом случае база навыков, скорее всего, будет беднее, при первых самостоятельных решениях ребёнок будет испытывать стресс. Во втором случае ребёнок сможет сам решать бытовые задачи, устанавливать контакты с окружающим миром без дискомфорта. Методы формирования логического мышления зависят от возраста ребёнка. У старших дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление дополняется словесно-логическим. Оно прогрессирует в соответствии с возрастом, только если предыдущие два этапа были успешно освоены ребёнком. Словесно-логическое мышление предполагает, что ребёнок уже может оперировать понятиями и выстраивать логические цепочки рассуждений. Словесно-логический вид мышления – является понятийным по своей структуре, предлагает использование понятий и логических конструкций. Функционирует данный вид на базе языковых средств, из этого следует, что рассматриваемый вид представляет самый поздний этап развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлечённостью и абстрагированием, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию его существенными характеристиками. Понятие охватывает не только единичные объекты и явления, но и их группы и классы. С переходом на новый этап развития мышления ребёнка происходит определённая перестройка, которая проявляется в овладении ребёнком дошкольного возраста элементарными приёмами рассуждения [6]. Развитие логического мышления не происходит изолированно, а образуется и развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. По данным исследований А.В. Запорожца на первых порах процессы мышления носят характер вспомогательных операций, которые включены в практическую деятельность, они ещё не выделились в самостоятельные интеллектуальные внутренние действия, направленные на решение особых познавательных задач [8]. Немного впоследствии ребёнок начинает оперировать не только единичными чувственными образами предметов, но и более обобщёнными представлениями, в которых объединяются его единичные впечатления и суждения об этих предметах. Как отмечают учёные, дальнейшее развитие суждений у детей – логических структур – связано с постепенным накоплением знаний об окружающих предметах и явлениях, с накоплением слов, постепенно появляются суждения-определения, которые дети высказывают в отношении предметов, и в возрасте пяти лет дети обучаются выделять в вещах признаки, которые свидетельствуют о перестройке и развитии умений обобщения [5]. Мышление является процессом отражения действительности в её связях и отношениях. Следовательно, выделяются следующие компоненты данного процесса: мыслительные операции, виды мышления, формы мышления. Значение мышления в жизни человека состоит в том, что оно даёт возможность познать мир с научной точки зрения, предвидение и прогнозирование развития событий, практическое овладение закономерностями действительности, постановки их на службу своим потребностям и интересам. По мнению К.А. Альбухановой – Славской существуют такие виды мышления как репродуктивное и продуктивное; теоретическое и практическое; аналитическое и интуитивное; аутистическое [3]. Рассмотрим их подробнее. Репродуктивное мышления - это вид мышления, помогающий разобраться в задаче, используя прошлый опыт. В данном виде мышления чётко проявляются интеллектуальные способности индивида, его творческие способности, которые выражаются в быстроте усвоения знаний, успешном переносе этих знаний в новые условия. Теоретическое мышление – это вид мышления, отражающий важное в явлениях, связях между объектами. Важное в этом виде то, что в нем идёт речь об обобщении абстрактных понятий. Говоря о практическом мышлении, оно обобщает данные признаков, выделенных путём сравнения. Аналитическое мышление – это вид мышления, имеющий чёткие этапы, осознаваемые человеком, а интуитивное, в свою очередь, скрыто в сознании. Аутистическое сознание – связано с реализацией собственных желаний, намерений. И, реалистическое мышление – направлено на внешний мир и регулируется логическими закономерностями. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерным признаком является не способность поставить себя на место другого. Самым эффективным средством развития абстрактно-логического мышления (второе название словесно-логического мышления) дошкольников все ещё остаются игры,но по мере взросления игровая методика должна совершенствоваться, дополняться новыми задачами. Исходя из всего вышесказанного, мышление является процессом отражения окружающего мира, связанный с решением возникающих задач, познанием действительности [11]. В общем, мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности учёные выделяют несколько видов и способов мышления. Главными видами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Мыслительные операции лежат в основе умственных действий. Существуют следующие мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. Формами мышления являются суждения, рассуждения, умозаключения и понятия. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Дети с ЗПР отстают от детей с нормой развития в психическом и физическом развитии. Для установления точного вида нарушений проводится комплексная коррекционно-педагогическая работа при которой учитываются социальные факторы, отношения в семье, способность ребёнка контактировать со сверстниками. Задержка психического развития характеризуется нарушением обычного (нормального) темпа психического развития, когда психические функции отстают в развитии. Термин ЗПР был предложен психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Он широко использовался в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда было признано, что этот термин слишком обобщён и устарел, поэтому в 1997 году задержка психического развития перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет актуальности, используясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребёнка. Чаще всего диагноз ЗПР ставится детям старшего дошкольного возраста, либо в младшем школьном возрасте. Среди факторов возникновения ЗПР на первом месте – нарушения внутриутробного развития плода. Однако, существуют и другие причины, которые можно разделить на две группы: биологические и социальные. Биологические во время беременности: недоношенность плода, многоплодие, гипоксия плода, резус-конфликт матери и ребёнка. Биологические в первый год жизни ребёнка: соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.), врождённые нарушения речи, дефекты речи, черепно-мозговые травмы, органические поражения ЦНС, астенический синдром, патологии сердечно-сосудистой системы. Кроме этого, задержка психического развития является наследственным заболеванием. Часто способствует прогрессированию подобных нарушений невозможность социальной адаптации ребёнка, а также отсутствие занятий в семье. Сегодня это очень распространённое явления, когда родители в силу занятости либо по каким-то другим причинам не стимулируют развитие речи у малыша. Обычно проблемы с речью выявляются у детей до 3 лет. Следует отметить, что при комплексном подходе и своевременном начале мероприятий по коррекции речевых нарушений очень быстро удаётся добиться положительных результатов. Группа детей с задержкой психического развития весьма неоднородна. На сегодняшний день в психологии есть несколько вариантов классификации ЗПР, но в большинстве случаев используется классификация по К.С. Лебединской – это детский психиатр и дефектолог. Принята она была в 1982 году [9]. Выделяют несколько видов: 1. Конституционная. Обусловлена замедлением процесса созревания центральной нервной системы. В данном случае игровая деятельность преобладает над познавательной. Проще говоря, ребёнок ведёт себя не в соответствии со своей возрастной группой (как меньший по возрасту). Дети невнимательны, у них недостаточный объем памяти. 2. Соматогенная. Возникает на фоне перенесённых в первые годы жизни заболеваний, которые приводят к недостаточному развитию ЦНС. Как правило, такие дети длительное время пребывают в больницах, что дополнительно приводит к проблемам коммуникации с другими детьми. Среди признаков – пугливость, низкая работоспособность, астения, недостаточной объем памяти, заторможенность или гиперактивность. 3. Психогенная. Развивается на фоне негативных условий в семье, в которых ребёнок пребывает с самого детства (частые и необоснованные наказания, гипер- и гипоопека) [1]. 4. Церебрально-органическая. ЗПР данного вида встречается чаще всего. Для неё характерно первичное органическое поражение мозга. У таких детей наблюдается отсутствие живых эмоций, скудность воображения, расторможённость и другие нарушения. Нарушения в интеллектуальной сфере у детей с ЗПР проявляется в достаточно лёгкой форме, но при этом затрагивает: Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия. Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет. Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые. Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации. Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребёнку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией. Эмоциональная сфера. Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъёма быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников. Нарушения, входящие в симптоматику ЗПР, могут проявляться в разной степени. Зачастую они сочетаются в расстройством речи или нарушениями моторных функций. Дети с данными отклонениями долго и тяжело адаптируются в детский коллективах, что влечёт за собой обучение в специальных классах или учреждениях. Необходимо также отдельно остановиться на классификации ЗПР, предложенной В.В. Ковалевым. Автор описывает 4 варианта задержки психического развития в основе которых биологические факторы: - дизонтогенетический (психический инфантилизм); - энцефалопатический (негрубые органические поражения ЦНС); - задержка возникшая при сенсорных дефектах (первичный дефект-нарушения зрения и слуха); - задержка, возникшая в ходе социальной депривации (например, при существовании феномена госпитализма). А.А. Люблинская предлагает свою классификацию ЗПР. По ее мнению дети с ЗПР имеют : - сформированные психические процессы, но сниженную познавательную активность (инфантилизм, соматогенная и психогенная форма ЗПР); - неравномерные проявления познавательной активности и продуктивности деятельности (легкая форма ЗПР, соматогенная форма ЗПР); - нарушения интеллектуальной продуктивности, но сформированную познавательную активность (ЗПР церебрально-органического генеза); - сочетания интеллектуальной непродуктивности и слабовыраженной познавательной активности (тяжелая форма ЗПР церебрально-органического генеза) [15, с. 17-18]. Кроме этого, дети с ЗПР имеют следующие особенности поведения: - плохо взаимодействуют со взрослыми и сверстниками; - часто проявляют повышенную неуместную активность, агрессию. Особенности детей с задержкой психического развития обосновывают с использованием в образовательном процессе определённых методов и средств. Обучение таких детей осуществляется по специальной программе, либо в специальном образовательном учреждении.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg