Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

nysha 900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2022
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения младшего школьника. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения младшего школьника. Гипотеза исследования: деятельность учителя начальных классов, направленная на профилактику девиантного поведения младших школьников, будет успешной при реализации следующих психолого-педагогических условий: - определении содержания деятельности учителя начальных классов по предупреждению и преодолению девиантного поведения младших школьников; - создании ситуации успеха в учебно-познавательной, трудовой, игровой и иной позитивной деятельности младших школьников, способствующей созданию воспитывающей среды; - осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам; - обеспечении тесного взаимодействия в системе: «учитель - родитель - ученик», повышении психолого-педагогической культуры родителей. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «девиантное поведение младших школьников». 2. Изучить факторы, влияющие на появление девиантного поведения младших школьников и выявление типичных трудности учителей начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса по профилактике девиантного поведения младших школьников. 3. Разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения младших школьников. 4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной программы и выявленных психолого-педагогических условий. Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования; экспериментальные: наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент, изучение педагогического опыта, обобщение; статистические: аналитическая обработка и интерпретация экспериментальных данных. Методики исследования: диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей): шкала агрессивности, шкала враждебности, шкала цинизма; опросник Т. Ахенбаха: шкала «тревожность», шкала нарушение социализации, шкала делинкветное поведение; опросник П. Фрика; методика «как поступать» И.Б. Дермановой. Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах психического развития Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; деятельностный и субъектный подходы к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); теоретические представления о психических состояниях и их роли в развитии новообразований личности, раскрытые в трудах В.К. Вилюнаса, А.О. Прохорова и др.; основные положения теории психологической коррекции (В.И. Гарбузов, Ю.Ф. Гребченко, А.И. Захаров, H.H. Лебедева, Г.Л. Лэндрет, М. Клейн, A.C. Спиваковская, Л. Франк и др.). Теоретической основой исследования явились: идеи и положения о воспитании в контексте социализации личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер, Б.Д. Эльконин и др.); психологическая теория деятельности (Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи гуманизации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Маслоу, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский и др.); теория личностно-ориентированного образования (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская); теории воспитания и перевоспитания, профилактической работы с учащимися (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, H.H. Верцинская, А.Д. Гонеев, A.A. Дмитриев, Е.В. Змановская, В.П. Кащенко, А.И. Кочетов, A.C. Макаренко, И.В. Павлов, Л.Ю. Сироткин и др.); теория социально-педагогической деятельности по поддержке детей социального риска в условиях конкретного микросоциума (Л.А. Беляева, В.Г. Бочарова, H.A. Никитин, Л.Я. Олифиренко и др.). Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования изучены причины и формы проявления девиантного поведения в младшем школьном возрасте, закономерности взаимосвязи его проявления с личностными особенностями в младшем школьном возрасте; экспериментально обоснована эффективность программы в работе по профилактике девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отобран и систематизирован материал по исследуемой проблеме, полученные эмпирическим путем данные вносят определенный вклад в теорию развития младшего школьного возраста, расширяют представления и обогащают знания в сфере функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, уточнено компонентное и смысловое содержание понятия «девиантное поведение», а также выявлены причины и формы проявления девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для успешной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников; разработанная и апробированная программа, направленная на профилактику девиантного поведения, может быть использована в образовательной практике учителей начальных классов. Положения, выносимые на защиту: 1. Девиантное поведение – это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичные причины девиантного поведения младших школьников: недостаточный уровень социальной зрелости ребенка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельностью, как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, не престижное положение среди одноклассников. 2. Деятельность учителя начальных классов, направленная на профилактику девиантного поведения младших школьников, будет успешной при реализации следующих психолого-педагогических условий: - определении содержания деятельности учителя начальных классов по предупреждению и преодолению девиантного поведения младших школьников; - создании ситуации успеха в учебно-познавательной, трудовой, игровой и иной позитивной деятельности младших школьников, способствующей созданию воспитывающей среды; - осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам; - обеспечении тесного взаимодействия в системе: «учитель - родитель - ученик», повышении психолого-педагогической культуры родителей. Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Общий объем работы 90 страниц. Список литературы содержит 54 наименования.
Введение

Актуальность исследования. За последние годы в нашей стране заметен рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних возлагают на родителей, образовательные учреждения, правоохранительные органы обязанности по предупреждению и преодолению отклонений в поведении учащихся, воспитанию у них нравственной устойчивости. Количество школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих фактов, способствующих формированию отклоняющего поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. По мнению ряда исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие авторы настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм). Девиантное поведение младшего школьника – одна из основных причин обращения за педагогической поддержкой и психологической помощью к специалистам. Разностороннее изучение проблемы девиантного поведения детей младшего школьного возраста и исследование механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются, прежде всего, уровень нравственности, развитие общественных систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к ценностям и нормам морали.
Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики девиантного поведения младшего школьника ………………….. 1.1. Девиантное поведение: понятие, причины и формы проявления девиантного поведения ………………………………………………. 1.2. Проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста …………………………………………………… 1.3. Основные направления и формы организации работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………… 10 10 23 28 Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младшего школьника ………………….. 2.1. Выявление склонности младших школьников к девиантному поведению ……………………………………………………………… 2.2. Разработка и апробация программы, направленной на профилактику девиантного поведения младшего школьника 2.3. Оценка эффективности программы профилактики девиантного поведения младших школьников (контрольный этап эксперимента) 37 37 53 59 Заключение 72 Список использованных источников Приложение 74 80
Список литературы

1. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних /Б. Н. Алмазов. – М, 2016. – 218 с. 2. Андреев, А. М. Девиантное поведение детей младшего школьного возраста: причины, особенности и меры предупреждения / А.М. Андреев // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2017. – № 4. – С. 35-39. 3. Анохин, А. М. Девиация в структуре социальной адаптации / А. М. Анохин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 4. – С. 34-41. 4. Апинян, Г. В. О понятиях «девиантность», «девиантное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. – № 118. – С. 121-128. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/118/apinyan_118_119_123.pdf. Дата обращения: 29.11.2020. 5. Арымбаева, К. М. Социологические теории девиации / К. М. Арымбаева // Актуальные проблемы современной науки. – 2020. – № 1. – С. 26–34. 6. Бойко, А.А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся [Текст] / А.А. Божович. // Адаптация и выживание. – 2014. – № 10. 7. Бугаенко, Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации / Ю. Ю. Бугаенко // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – № 2. – С. 18-23. 8. Бурханова, С. В. Кром И. Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Russian Journal of Education and Psychology. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-problema-sotsialnoy-adaptatsii-2 (дата обращения: 23.11.2020). 9. Бурцева, И. И. Бурханова С. В., Кром И. Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Russian Journal of Education and Psychology. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-problema-sotsialnoy-adaptatsii-2 (дата обращения: 26.11.2020). 10. Варшава, Б.Е. Психологический словарь [Текст] / Б.Е. Варшава. – М.: Издательское товарищество «Академия». – 2013. 11. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов вуза / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера. – 2015. – 237с. 12. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций /М. А. Галагузова. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 416 с. 13. Гилинский, Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы / Я. И. Гилинский // Социс. – 2012. – № 8. – С. 70 – 74. 14. Девиантное поведение как причина школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – ИД «Первое сентября». Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/658091/. 15. Девиантное поведение. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 29 октября 2020. 16. Девиантология: Хрестоматия [Текст] / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2014. – 412 с. 17. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками /Н. Ф. Дивицина. – Ростов-на-Дону: Академия, 2015. – 406 с. 18. Зеленкова, И. В. Возможности креативной педагогики в реализации творческого потенциала младших школьников в условиях изобразительной деятельности / И. В. Зеленкова // Развитие творческого потенциала личности и общества: материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – № 5. – С. 92–99. 19. Зеленкова, И. В. Методы креативной педагогики в практике подготовки учителей начальных классов / И. В. Зеленкова // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т. 4. – Санкт-Петербург: Издательство ООО ВВМ, 2019. – С. 320–325. 20. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е. В. Змановская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 261 с. 21. Ильинская, И. П. Эстетическое воспитание школьников: взаимодействие семьи и школы / И. П. Ильинская // Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 116-119. 22. Ипатова, В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения / В. Е. Ипатова // Воспитание школьников. – 2014. – № 1. – С. 12 – 16. 23. Исаев, Д. Девиантное поведение детей и школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html, 3 ноября 2020. 24. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы /О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 510 с. 25. Каган, В.Е. Девиантное поведение детей и школьников: к анализу понятия [Текст] / В.Е. Каган // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и школьников: материалы Российской научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 2016 г.). – М., 2016. – с. 3-18. 26. Коновалов, А. И. Воспитание в школьной медиации / А. И.Коновалов // Воспитательная работа в школе. – 2011. – № 5 . – С. 39 – 46. 27. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи /З. В. Коробкина. – Москва : Академия, 2012. - 324 с. 28. Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска /И. П. Корчуганова. – Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2015. – 172 с. 29. Кузовкова, Ю. А. Коммуникативные инструменты в работе ведущего программы примирения / Ю. А.Кузовкова // Воспитательная работа в школе. – 2016. – № 7. – С. 75 – 81. 30. Кузовкова, Ю. А. Инструментарий в деятельности школьного медиатора / Ю. А.Кузовкова // Педагогическая диагностика. – 2012. – № 5. – С. 80 – 92. Режим доступа: http://akunb.altlib.ru/files/pdf/oop/002.pdf. Дата обращения: 25.10.2020 г. 31. Кузовкова, Ю. А. Мирись, мирись и больше не дерись / Ю. А.Кузовкова // Социальная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 49 – 59. 32. Куликова, Е. В. Служба примирения как эффективное решение конфликтов /Е. В. Куликова // Здоровьесберегающее образование. – 2014. – № 6. – С. 53 – 55. Режим доступа: http://lib3.sfu-kras.ru/ft/LIB2/ELIB/b74/free/i-280174145.pdf?viewid=631C4C08B4B8020477DC0C28A8AB038837DD047FB8390EB836DD0C3C6DB9BDB0331F58FC3AA89F94765DC11FAF23B11D14DCC1DED43B9810229681C6095ABCB4325FF81A2E339F89631CEC08A8EA00AC420A081A22618CA0. Дата обращения: 25.10.2020 г. 33. Лапихова, С.Ю. Профилактика девиантного поведения младших школьников [Текст] / С.Ю. Лапихова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 6 ноября 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 252-255. 34. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования /М. М. Манасеина. – Санкт-Петербург, 2016. – Выпуск 4. – 514 с. 35. Можгинский, Ю. Б. Агрессия ребенка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. – Санкт-Петербург, 2009. – 175 с. 36. Моруга, А. В. Девиации в системе социального управления / А. В. Моруга // Преподаватель ХХI век. – 2012. – № 1 – 2. – С.13 – 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviatsii-v-sisteme-sotsialnogo-upravleniya (дата обращения: 26.11.2020). 37. Окленде, В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии / пер. с англ / В. Оклендер. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2005. – 336 с. 38. Панкратов, Р. И. Дети, лишенные свободы /Р. И. Панкратов. – Москва: Норма, 2003. – 234 с. 39. Пахальян, В. Э. Психологическая служба в образовании: настоящее и перспективное / В. Э. Пахальян // Психология и школа. – 2019. – № 1. – С. 109 – 122. 40. Пелипенко, А. А. Восприятие запредельного как психосферная медиация / А. А. Пелипенко // Мир психологии. – 2019. – № 1 (73). – С. 58 –68. 41. Петрынин, А. Г. Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением / А. Г. Петрынин //Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 96 – 106. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58603.shtml. Дата обращения: 28.11.2020 г. 42. Посошенко, Е. В. Проблема личностной девиации: социально-философский аспект / Е. В. Посошенко // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 7 – 12. 43. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс. – 2011. – 440 С. 44. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. Заведений /М. И. Рожков. – Москва: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 384 с. 45. Сидоров, Н. Р. Девиации поведения у школьников – определение и предупреждение / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. – 2020. – № 4. – С. 32 – 35. 46. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников /В. Г. Степанов. – Москва, 1996. – 320 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pts/PTS-001-.HTM#$p1. Дата обращения: 17.102020 г. 47. Терещенко, И. Г. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения / И. Г.Терещенко // Психология обучения. – 2019. – № 3. – С. 125 – 133. 48. Целуйко, В. М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2017. –№ 2. – С. 30 – 53. 49. Черникова, Т. В. Работа школьных психологических служб в образовательных учреждениях с различными организационными моделями управления / Т. В. Черникова // Психология обучения. – 2015. – № 5. – С. 115 – 129. Режим доступа: https://fobr.ru/wp-content/uploads/2015/10/Slobodchikov_CHernikova_5_2015_Psih_obuch.pdf. Дата обращения: 26.10.2020 г. 50. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /М. В. Шакурова. – Москва : Издательский центр « Академия», 2012. – 272 с. 51. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2015. – 336 с. 52. Юсупова, Х. Г. Исторический контекст: школьники с девиантным поведением / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. – 2013. –№ 9. – С. 23 – 25. 53. Ямбург, Е. Управление службой сопровождения /Е. Ямбург // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 5. – С. 21 – 33. 54. Яручик, Ю.В. Девиантное поведение молодежи / Ю.В. Яручик // В мире научных открытий. – 2012. – № 6. – С. 19 – 24.
Отрывок из работы

1.1. Девиантное поведение: понятие, причины и формы проявления Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться [18]. Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в понимании понятия «норма». Норма – это: оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; исходное начало для сравнения (оценки) данных; отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его [19]. Выделяют следующие нормы: 1) правовые; 2) нравственные; 3)эстетические. Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступает «не по закону», во втором – «не по-людски» [17]. Поведенческая патология подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность [14, с. 51].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 20 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 52 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg