1. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблема исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. - С. 27-40.;
2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С .110- 134
3. Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,200. - 544с.; 10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство “Питер”, 2000. - 304 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1978. ? 4; 1979. ?2,4.
5. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67.
6. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте. - Омск. 2005. - 23 с.;
7. Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. - Киев, 1979.
8. Дементий Л.И. 2001. Ответственность: типология и личностные основания. Омск: Омск.гос.ун-т.
9. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. 2002. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте//Актуальные проблемы современной психологии: Сб. науч. тр. /Под общ. Ред. Л.И. Дементий.Омск: Омск.гос.ун-т, С.16-27
10. Дементий А.И. Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов// Под общей редакцией Дементий А.И. - Омск: Омский государственный университет, 2002. - 145с.;
11. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. - 190с.;
12. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / А.С. Жидкина. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
14. Косолапова Р.И., Марков В.С. Свобода и ответственность. - М.: Политиздат, 1969. - 69 с.;
15. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968. С. 328-353.
16. Лайзане С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 1980.
17. Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2006, № 3, с. 49-55; 29. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. – С. 19-20;
18. Муздыбаев К. Психология ответственности. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 348 с.
19. Матюхина М.В,. Саблина Т.А. - Волгоград, 1994. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации
20. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. - 1994
21. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. - Томск, 1978.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: русский язык, 1984. - 797 с.;
23. Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.;
24. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии -- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998
25. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск.: Современное слово, 2001. - 928 с.;
26. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание/Александр Георгиевич Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303с;
27. Солсо Р.Л., МакЛин М.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2003. - С
28. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2004. - 368 с.;
29. Скорбилина Н. И. Психологические условия формирования ответственности школьников / Н. И. Скорбилина – М.: Наука, 1987.– С.48-49;
30. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 1956. ? 4. С.96-105.
31. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2005. - 395 с.
32. Тихомиров О.К. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О.К. Тихомиров. М., 1977. – С. 5-20.;
33. Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. – СПб. : Питер, 2004 . – 464 с.
34. Тойч Дж.М., Тойч Ч.К. Рождение внутреннего «Я». Эволюция сознания и духовный рост личности. - М.: Миц«СанРей», 1996-217с;
35. Тульчинский, Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г.Л. Тульчинский. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1990. – 216 с;
36. Фартухова Г.В. Социальная ответственность личности и атеизм. - М., 1980.
37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.:Педагогика, 1986.
38. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/08/doklad-osobennosti-vospitaniya-sotsialno-normativnogo-povedeniya
39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника - М.: Просвещение,1985.
https://kpni.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/149/811/original/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%A1.%D0%AF._%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf
.