Актуальность темы в том, что перспективы развития современной психологической науки определяются историко-психологическими исследованиями теоретических основ её фундаментальных направлений.
Преобразования российского общества в начале XXI в. характеризуются серьёзными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно повлияло на развитие отечественной психологии и её отраслей. Перестроечные процессы в постсоветской психологии и в её психологических отраслях, в том числе в психологии научного творчества, обусловлены изменениями методолого-концептуальных основ, пересмотром методологических позиций и принципов советской психологии (В.А. Мазилов, 2003). Для осмысления современного состояния отечественной психологии научного творчества и определения путей развития необходимо изучение её истории. С этой точки зрения наиболее актуальным становится исследование истории становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв.
Конец XIX - начало XX вв. - это время политических противоречий, бесперспективность индустриально-капиталистического общества и порождаемой им научной парадигмы, социально-научные противоречия, в результате которых рушились старые основы и открывались просторы для создания нового общества, создания активных научных школ во многих отраслях знаний. Эти изменения во многом схожи с изменениями в современной России (происходят масштабные духовно-интеллектуальные изменения, развиваются индустриальные, техногенные цивилизации). По этой причине выявление новых взглядов, идей при реконструкции становления и развития психологии научного творчества могут быть использованы и сегодня в современной работе по истории психологии и психологии творчества.
В 60-е годы XX века в связи с новым этапом развития психологии научного творчества появляется ряд сборников научных трудов «Научное творчество» (1969), «Проблемы научного творчества в современной психологии» (1971), «Научное открытие и его восприятие» (1971) под редакцией С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. Исследуются общепсихологические закономерности творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев и др.), проблемы научного открытия (Б.М. Кедров), вопросы моделирования решений творческих задач с помощью эвристических программ (JI.H. Ланда, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.М. Розет), творческого мышления и проблемного обучения (В.Г. Иоффе, И.А. Лернер, A.M. Матюшкин и др.) и многое другое, но отсутствуют специальные систематические историко-психологические работы как по анализу научного наследия отечественных ученых конца XIX - начала XX века, так и по истории психологии научного творчества в целом.
В работах отечественных историков психологии разрабатываются различные аспекты истории психологии: социально-культурные условия развития психологического знания (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник и др.), научное творчество ученых (В.В. Большакова), научные школы (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, и др.), проблемы методологии истории психологии (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, В.А. Мазилов, О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник и др.). Однако до сих пор вопросы становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX века не исследованы. Слабо разработан вопрос о влиянии научного наследия отечественных ученых конца XIX — начала XX века на современную психологию научного творчества.
Таким образом, изучение научного наследия русских ученых конца XIX — начала XX вв. необходимо и актуально для реконструкции процесса становления и развития психологии научного творчества в России. Это позволяет увидеть преемственность в развитии отечественных психологических идей, проблематики, методов научных исследований по психологии научного творчества.
Историко-психологический анализ становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв. позволит установить важные для современности теоретические положения психологии научного творчества, так как изначальное формирование теории психологии научного творчества носило более глубокий познавательный характер и было независимо от практических задач, навязанных психологической науке в XX в.