Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной помощи военнослужащими членам их семей
1.1 Понятие социальной помощи военнослужащими членам их семей
Право социального обеспечения просветляет собой важнейшую под отрасль, регулирующую вопросы военного права, и служит основой правового регулирования. Нормы содержащие в себе положения о социальной защите военнослужащих и членов их семей относят к разряду одних из самых важных вопросов военного права.
Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [5, с. 241].
Обращаясь к термину «социальная помощь» из того какие вопросы при употреблении термина затрагиваются, можно определить, как, комплекс мер направленный на обеспечение социально не защищенных или нуждающихся групп населения, достойным уровнем жизни, в основе которого лежат социальные гарантии предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. В данном случае социальная помощь военнослужащих и членов их семей имеет ряд нормативно-правовых актов предусматривающий их особый правовой статус и предполагает предупреждение от нарушений основных прав и свобод, льгот, достоинства военнослужащих и их чести за причиненный им ущерб. То есть социальная помощь представлена как гарантированность реализации их особого правового-статуса. Иначе говоря, сущность социально-правовой помощи кроется в том, что это механизм позволяющий решить противоречия между положением военнослужащих в обществе (социальный статус) и их правовым статусом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации.
Социальная помощь — это основная категория в социальной работе, активно развивающейся в последние десятилетия отрасли отечественной науки, учебной дисциплины и практики. Применительно к благотворительной деятельности, в советский период доктрина исходила из решенной социальных проблем в стране.
Во-первых, социальная помощь — это один из видов социального взаимодействия, одна из форм социального содействия. Социальное взаимодействие – это взаимный обмен опытом, знаниями, понятиям, оно осуществляется в процессе взаимообмена. Обмен деятельностями лежит в основе разделения труда и именно деятельностное взаимодействие связывает отдельные личности в общество, а значит, оно оказывается специфически социальным. Содействие как тип социального взаимодействия универсально [9, с.488].
В начале ХХ века П.А. Кропоткин в книге «Взаимная помощь, как фактор эволюции», изучив многочисленные факты содействия, сотрудничества, помощи в живой природе и обществе, пришел к обоснованному выводу о том, что «война всех против каждого вовсе не является преобладающим законом природы, взаимная помощь -настолько же закон природы, как и взаимная борьба» [6 с.140].
Социальная помощь выступает самостоятельной формой социального содействия и представляет собой такой вид отношений между субъектами, при котором один действует в интересах другого (неспособного в силу тех или иных причин действовать самостоятельно) для достижения полезного для другого результата. Во-вторых, социальная помощь - это разновидность деятельности как специфической формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры, активности субъекта, направленной на объекты или других субъектов, приложения человеческих сил, вызывающего изменения в предмете [12 с.6].
Под социальным обеспечением следует понимать форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) лиц пожилого возраста, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных законодательством [7 с.45].
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от
необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям - избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством [14 с.189].
Говоря о понятии государственной социальной помощи то ее можно из трактовать как в широком, так и в узком смысле.
Так в узком смысле данное определение содержится в федеральном законе «О государственной социальной помощи», в широком же смысле государственная социальная помощь, это помощь определенной категории граждан, которые нуждаются в материальной поддержке, и соответственно помощь оказывается непосредственно денежными выплатами.
К денежным выплатам так же относятся все социальные пособия, и другие выплаты. Подразумеваются пособия, субсидии и компенсации.
Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении) [23 c.189].
Социальная помощь военнослужащим и членам их семей в отличии от других социальных групп которые тоже имеют право на социальную помощь, заключается в том что военнослужащие и члены их семей как правило трудоспособные, здоровые, но они ограничены в выборе вести какую-либо деятельность для удовлетворения своих потребностей через труд.
Иными словами, военнослужащие — это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод [19 c.19].
Из этого следует что военнослужащие и члены их семей имеют социальную помощь выражается в льготах, определенных правах и гарантиях.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях, к числу которых относятся [19 c.20]:
а) экономическая функция - заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; в частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;
б) политическая функция - способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения;
в) демографическая функция - призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны;
г) социально-реабилитационная функция - направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Российской Федерации является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы Российской Федерации имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в "сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью" [28 c.30].
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предписывает ряд прав и обязанностей для этой категории граждан, которые так же предусматриваются федеральными конституционными законами, Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Граждане, поступающие на службу в Вооруженные силы Российской Федерации, в силу специфики этой сферы деятельности не редко подвергаются ограничениям своих прав, таких как, свобода перемещения, запрет заниматься коммерческой деятельность или же в свободе выбора места жительства. И такое количество нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос призваны урегулировать их статус в обществе и сохранить престиж занятия такой деятельностью. Чем и занимается социальная помощь и защищенность военнослужащих и членов их семей, чтобы люди хотели поступать на службу и были уверенны в том что их права защищены и посвящали себя своей службе а не решению бытовых или жилищных проблем
В сфере социальной защиты военнослужащих этот механизм включает в себя соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих, реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореализующий процесс [22 c.4].
1.2 Правовые основы социальной помощи военнослужащими членам их семей
Обращаясь к правовому регулированию социальной помощи военнослужащих и членов их семей, следует отметить что нет единого кодифицированного нормативно правового акта, все они находятся в различные федеральных законах, указах и распоряжениях. Из этого можно отметить наличие сложности в правовом регулировании, не исключая пробелов в праве и правовых коллизий.
Правовыми основами статуса военнослужащих являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения является сохранение прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пособия или пенсии могут отличаться. К примеру, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения различных условий (в частности, продолжительности страхового или трудового стажа, времени постоянного проживания в стране выплаты с учетом или без учета гражданства) [30 c.196].
Разрешение обозначенной проблемы осуществляется посредством механизма, установленного Конвенцией Международной организации труда № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Её действие распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов. Однако данная конвенция не охватывает специальные системы для служащих, жертв войны, социальной и медицинской помощи.
В ст. 2 Конвенции дается толкование общих терминов, в том числе и термина «периоды страхования», который означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, в соответствии с которым они приобретены, а также любые другие периоды, приравненные по этому законодательству к периодам страхования. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается (ч. 2 ст. 7 Конвенции) [21 c.154].
Таким образом, можно сформулировать понятие международно-правового регулирования социального обеспечения как целенаправленного властного воздействия на международные отношения в сфере социального обеспечения, осуществляемого для реализации на внутригосударственном уровне международных обязательств, устранения коллизий между нормами международного и внутригосударственного права в сфере социального обеспечения, а также для сохранения приобретенных социальных прав. Российская Федерация участвует в международно-правовом регулировании отношений по социальному обеспечению путем утверждения (ратификации) актов международных организаций, членом которых она является, а также путем подписания двусторонних договоров и соглашений о социальном обеспечении [26 c.287].
Военная служба это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.[27c.223].
Помимо всего прочего для помощи в реализации прав военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы, так же работают различные общественные объединения.
Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством [29 c.63].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [4 c.164].
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации и на оставление на работе на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации[12 c.10].
Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания [15 c.592]. Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в Российской Федерации обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно.
Первое что необходимо выделить из юридической основы социальной помощи это федеральный закон «О государственной социальной помощи», который определяет цели, задачи и круг лиц подлежащих социальной помощи.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [3 ст.1].
Так же обратим внимание на то, что в данном законе предмет это не отношения, складывающиеся в процессе социальной помощи, а конкретные меры, льготы социальной поддержки регламентируются специальными законодательными и нормативными актами. Данный федеральный закон закрепляет основные положения.
Социальная помощь военнослужащим и членам их семей закреплено уже непосредственно в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О статусе военнослужащих".
Так статья 3 № 76-ФЗ устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [4 ст.3]:
«1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.