ГЛАВА 1. ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие приёмной семьи. Основания и порядок создания.
По мнению Сердюк Е.О. , «приемная семья достаточно сильно отлича-ется от других форм устройства детей- от усыновления - договорным и вре-менным характером отношений, от опеки и попечительства - возрастными границами подопечных и способом оформления отношений, от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание и содержание - также оформлением, невозможностью требований по взаимному содержанию» .
В соответствии с «Семейным кодексом Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, ко-торые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заяв-ление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахож-дения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указан-ных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, заключаемого между органами опеки и попечитель-ства и приемными родителями, желающими взять их на воспитание. Тако-выми могут быть как супруги, так и отдельные граждане. Дети передаются в приемную семью на срок, предусмотренный договором, но не более чем до достижения ими 18 лет .
На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без по-печения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других ана-логичных учреждениях. Предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими его принять, по со-гласованию с органами опеки и попечительства .
Учитывая, что приемная семья создается только на основе договора, за-конодатель исходит из того, что отношения по воспитанию детей в приемной семье строятся исключительно на добровольных началах.
Инициатором заключения договора выступают граждане, которые хо-тят принять ребенка на воспитание.
Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям ин-формацию о ребенке (детях), который может быть передан в приемную се-мью, и дает рекомендацию о посещении ребенка по месту жительства.
Королев Ю.А. приводит следующие данные : «При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учре-ждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогич-ных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоро-вья» .
Если заявитель выражает в своем заявлении желание взять на себя вос-питание больного ребенка, ребенка со слабым здоровьем, с физическими и умственными недостатками или ребенка с ограниченными возможностями, то в заключении органа опеки и попечительства должно быть указано, есть ли у будущих приемных родителей условия для воспитания такого ребенка. Если заключение органа опеки и попечительства оформлено в виде отказа, то такой отказ может быть обжалован в суд.
Следует учитывать, что дети, находящиеся в родстве между собой, должны воспитываться в одной приемной семье, если нет медицинских про-тивопоказаний или других причин, препятствующих этим детям воспиты-ваться в одной приемной семье.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется только на осно-вании заключения органа опеки и попечительства и с согласия воспитатель-ного, лечебно-профилактического учреждения социальной запиты населе-ния, если ребенок находится в одном из этих учреждений. Если переданному в семью ребенку больше 10 лет, то обязательно нужно не только учесть его мнение, но и четко выразить его согласие.
Договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка и прочие. В случае досрочного расторжения договора приемным родителям не возмещаются связанные с этим убытки. Все имущественные, финансовые и другие вопросы, возникающие в результате досрочного расторжения договора, решаются по соглашению сторон, а в случае возникновения спора - в судебном порядке.
Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Если ребенок передан в приемную семью образовательным или лечеб-но-профилактическим учреждением, то эти учреждения обязаны без препят-ствий и задержек ознакомить будущих приемных родителей с личным делом передаваемого ребенка и имеющейся на него медицинской документацией о его здоровье.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, с одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а с другой - в контексте соответствующих статей СК РФ - она имеет свои, лишь ей присущие, особенности, отличающие ее от усыновления и опеки:
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, которые желают воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и орган опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. В их роли могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети - как взрослые, так и несовершеннолетние;
- вознаграждение приемным родителям в приемной семье зависит от количества детей, взятых на воспитание в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Тем, кто взялся воспитывать маленьких детей, детей с ограниченными возможностями и больного ребенка, повышается вознаграждение;
1.2 . Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» можно обозначить, что дети сироты это - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В отличие от детей-сирот к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения роди-телей по одной из следующих причин:
1. в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;
2. в связи с ограничением родителей в родительских правах;
3. в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособ-ными или ограничено дееспособными, находящимися в лечебных учрежде-ниях, объявлением их умершими;
4. в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняю-щих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит, помимо детей-сирот, также детей, имею-щих родителей.
Настоящим законом - установлены дополнительные (помимо тех, кото-рые распространяются на всех детей) гарантии на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд и социальную за-щиту от безработицы.
Кроме того, в данном законе регламентировано, каким образом осу-ществляется судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей (ст. 10).
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), ор-ганы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установлен-ном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Феде-ральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Феде-рации».
Дополнительные гарантии, предусмотренные законом, играют важную роль для полноценной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прав несовершеннолетних.
Отметим, что дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранны-ми гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специали-зированные учреждения.
Несмотря на достаточно детальное законодательное регулирование правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-телей, их жизненное формирование, социализация, подготовка к самостоя-тельной жизни и успешная интеграция в общество на современном этапе яв-ляются достаточно сложными.
Нечаева А.Н. приводит следующие данные : «Сиротство, вызванное смертью одного из родителей или обоих родителей, лишение матери или от-ца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий, чтобы устроить ребенка, который остался один. Как правило, эти усилия успешно завершаются благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. При этом тя-желое экономическое положения невольно сокращает количество тех, кто готов это сделать. В особое тяжелое положение попадают дети, осиротевшие в подростковом возрасте, так как чаще всего они уже приобрели за годы жизни в семье асоциальные навыки, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение» .
Основным признаком ребенка как носителя особого правового статуса являются возрастные границы, которые определяют психофизические ха-рактеристики несовершеннолетних и определяют особенности их правоспо-собности и дееспособности, а также деликтоспособности.
Специфика статуса ребенка определяется его физической и социальной беспомощностью, из-за которой многие права не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию несут другие субъекты: роди-тели, лица, их заменяющие, и государство в лице специальных органов и учреждений.
Общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попече-ния родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Фе-дерации.
Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определя-ется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка - система прав и свобод, содержание которых определяется консти-туционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен, прежде всего, нормами семейного права. Несовершенно-летние дети имеют индивидуально-правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями.
С другой стороны, правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей су-щественное влияние оказывают другие субъекты соответствующих правоот-ношений, прямо или косвенно затрагивающие права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъек-том, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанно-стей.
1.3 .Правовой статус приемных родителей
Участниками правоотношений института приемной семьи являются приемные родители, орган опеки и попечительства и ребенок. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка . Ре-бенок или дети, помещенные в приемную семью, называются приемными детьми, а такая семья - приемной семьей.
Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе:
- подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан вос-питательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в приемные родители в определении их готовности усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка в приемную семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им придется столкнуться в процессе воспитания ре-бенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодатель-ства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в се-мью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими фор-мами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей .
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и выполняют обязанности опекуна или попе-чителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполне-ние возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
В юридической науке под правовым статусом, обычно понимается си-стема прав и обязанностей, которые предоставляются лицу по закону. Со-гласно этому определению под правовым статусом приемного родителя сле-дует понимать определенную совокупность прав и обязанностей, преду-смотренных законодательством Российской Федерации, которые необходи-мы и достаточны для осуществления воспитания, образования, материаль-ного обеспечения приемного ребенка, а также защиты его прав и охраняе-мых законом интересов в качестве законного представителя во всех сферах и перед всеми третьими лицами (физическими и юридическими), которые он приобретает в связи с заключением договора о передаче ребенка в прием-ную семью. Моментом приобретения прав и обязанностей приемного явля-ется момент заключения указанного договора.
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние ли-ца обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособны-ми;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в ро-дительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее вы-полнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка .
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью:
- Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспан-серного наблюдения.
- Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Для лиц с ВИЧ-инфекцией - нахождение на дис-пансерном наблюдении у врача-инфекциониста менее одного года, опреде-ляемая вирусная нагрузка, уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл.
- Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
- Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения дис-пансерного наблюдения.
- Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
-Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.
Гражданин или граждане, изъявившие желание стать приемными роди-телями, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
- заявление с просьбой о назначении его приемным родителем;
- справка с места работы с указанием должности и размера средней зара-ботной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в тру-довых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсио-неров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального ор-гана Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осу-ществляющего пенсионное обеспечение);
- выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной до-кумент, подтверждающие право пользования жилым помещением либо пра-во собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
- справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у граждани-на, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное пре-ступление против жизни и здоровья граждан;
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетель-ствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения де-тей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с граждани-ном, выразившим желание стать приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью;
- справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим пра-вилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной ос-нове);
- документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать приемным родителем, в порядке, установленном Правилами Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекуна-ми или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных уста-новленных семейным законодательством Российской Федерации формах (при наличии);
- автобиография.
Гражданин или граждане, выразившие желание стать приемными роди-телями, при подаче заявления должны предъявить паспорт или иной доку-мент, удостоверяющий личность .
В целях назначения приемными родителями ребенка гражданине, выра-зившие желание стать приемными родителями, или постановки их на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления доку-ментов производит обследование условий их жизни, в ходе которого опре-деляется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Фе-дерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, пре-пятствующих назначению их приемными родителями.
При обследовании условий жизни орган опеки и попечительства оцени-вает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителей, спо-собность их к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителей.
Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности граждан быть приемными родителями указываются в акте обследования условий жизни гражданин, выразившего желание стать приемными родите-лями.
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения об-следования, подписывается проводившим проверку уполномоченным специ-алистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем ор-гана опеки и попечительства. Он оформляется в 2 экземплярах, один из ко-торых направляется гражданам, выразившим желание стать приемными ро-дителями, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в ор-гане опеки и попечительства. Данный акт может быть оспорен гражданами, выразившим желание стать приемными родителями, в судебном порядке .
Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок со дня подачи указан-ных документов и акта обследования принимает решение о назначении при-емных родителей или об отказе в приеме с указанием причин отказа.
На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, ис-полняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осу-ществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения дого-вора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершен-нолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Решение органа опеки и попечительства о назначении приемных роди-телей или об отказе в назначении оформляется в форме акта, предусмотрен-ного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть приемным родите-лями - в форме заключения.
Акт о назначении приемных родителей или об отказе в назначении при-емных родителей либо заключение о возможности или о невозможности граждан быть приемными родителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителям в течение 3 дней со дня его подписания. Вместе с данными документами ему возвращаются все представленные до-кументы, и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных доку-ментов хранятся в органе опеки и попечительства.