Актуальность темы в том, что проблема взаимодействия людей друг с другом является одной из центральных в социальной психологии. Накоплен значительный объем материала по вопросам как межличностного, так и межгруппового общения, его структуры, влияния различных факторов на взаимодействие (особенности социальной ситуации, личностные характеристики участников, ролевые позиции, установки и др.). Исследователями подчеркивается необходимость и важность учета социально-психологических факторов, влияющих на взаимодействие, при его анализе, что позволяет понять поведение субъектов общения, а также прогнозировать варианты его развития.
Одним из социально-психологических факторов взаимодействия является уровень взаимной симпатии участников - явление, названное аттракцией.
Знание механизмов аттракции открывает возможности качественного анализа взаимодействия, способствует повышению его эффективности. Учет индивидуальных особенностей участников в контексте конкретного социального взаимодействия, системы их межличностных отношений имеет большое значение для прогнозирования и организации их общения друг с другом. Владение информацией о том, как и почему люди сходятся или, напротив, не могут найти общего языка, представляет большие возможности практического приложения социально-психологического знания как в контексте межличностного взаимодействия, так и применительно к социальным группам, что представляется особо актуальным при широком развитии межличностной и массовой коммуникации в современном обществе.
Социометрия — часть стройной системы экспериментальных методик философа и социолога Я. Л. Морено — переживает сегодня, то есть в начале XXI в., на наш взгляд, некий сложный период своего развития. Напомним, в систему методов Морено входит групповая психотерапия, психодрама, социодрама, социатрия и, конечно, социометрия.
Распространение воззрений Морено в научных кругах шло достаточно активно, если не сказать стремительно, на первых порах после своего появления.
Сейчас, на наш взгляд, социометрия отступила на второй план, уступив место другим методикам анализа межличностных коммуникаций. А можно сказать и еще жестче — социометрия почти забыта как полевой экспериментальный метод. Чаще всего ее используют в упрощенном виде для анализа социально-психологического климата школьного класса и не рискуют употреблять для исследования «взрослых» проблемных отношений в трудовом коллективе.