1. Основные понятия и содержание государственного земельного надзора
Практически во всех субъектах Российской Федерации существует устойчивая тенденция ухудшения состояния земель: растет площадь деградированных земель, плодородие почвы снижается, земли выводятся из интенсивного оборота. Наблюдается ежегодный рост количества самовольной застройки и захвата земель. Проблемы, возникшие в национальном землепользовании, вызваны как несовершенством государственной политики рационального использования земельных ресурсов страны и их охраны, так и несовершенством земельного законодательства.
В связи с этим в последнее время в трудах отечественных ученых все больше внимания уделяется решению проблем управления земельными ресурсами на разных административно-территориальных уровнях.
Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Основной задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения гражданами, юридическими лицами и должностными лицами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
К действиям, нарушающим нормы земельного законодательства и предусматривающим ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц в виде административного штрафа, относятся:
? самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ);
? уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков (часть 1 статьи 7.2 КоАП РФ);
? самовольная уступка права пользования землёй, а равно самовольная мена земельного участка (статья 7.10 КоАП РФ);
? использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (в течение трёх лет), невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 КоАП РФ).
Наиболее массовым видом нарушений, выявляемых при проведении проверок соблюдения земельного законодательства гражданами, является использование земли, прилегающей к их домовладениям.
Самовольно занятую территорию приспосабливают под гаражи, складирование строительных материалов, делают подъездные пути, устраивают огороды и клумбы, устанавливают заборы. Между тем, указанные земли, как правило, относятся к землям общего пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности и, соответственно такое действие попадает под ст. 7.1 КоАП РФ[10].
Необходимо отметить, что выявление подобных нарушений нередко вызывает недовольство и возмущение граждан, т.к. по данной статье предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа и обязательного устранения административного правонарушения, тем самым понуждая нарушителя земельного законодательства, допустившего самовольное занятие земельного участка, либо к его освобождению, либо к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
Государственный земельный надзор осуществляется в форм