Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Workhard 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.12.2021
ВВЕДЕНИЕ Глобальные проблемы человечества несут угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывают необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи зарождающегося экологически ориентированного общества. Экологическое образование - это процесс формирования высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанной с познанием, развитием, преобразованием природы. Младший школьный возраст, важный для формирования личности, является наиболее благоприятным периодом для решения проблем экологического образования. В теории и практике педагогического образования существует ряд фундаментальных исследований, посвященных отдельным аспектам проблемы экологического образования и воспитания, которые раскрывают сущность основных понятий теории экологического образования, экологической культуры и указывают пути формирования экологических представлений младших школьников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание вопросам экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Ввиду того, что внеурочная деятельность представляется составной частью общей воспитательной работы в школе, она должна быть ориентирована на достижение основной цели воспитания – получение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей, принимаемой обществом. Теоретические аспекты особенностей формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др. Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеурочной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. Экологический подход в ознакомлении детей с природой раскрывается в работах И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой и др., связанных с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы, и в исследованиях И.С. Фрейдкина - направленных на изучение ведущих закономерностей неживой природы. Однако перечисленные выше исследования не указывают на необходимость обеспечения воспитательного процесса в рамках внеурочной деятельности младших школьников учебно-дидактическими средствами, позволяющими сделать данный процесс наиболее эффективным. Следовательно, возникает противоречие между потребностью общества и государства в формировании экологической культуры у младшего школьника и недостаточной обеспеченностью воспитательного процесса, осуществляемого во внеурочной деятельности, дидактическими материалами, позволяющими эффективно реализовать данный процесс. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дидактические материалы как средство формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности». Цель исследования: изучить роль и возможности использования дидактических материалов для формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у младших школьников. Предмет исследования: дидактические материалы, используемые во внеурочной деятельности. Объект, предмет и цель исследования определили задачи, которые необходимо решить в рамках исследовательской работы: 1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме экологической культуры младших школьников. 2. Раскрыть понятие и виды дидактического материала. 3. Определить значение дидактического материала для успешного формирования экологической культуры младших школьников. 4. Изучить основные требования к использованию дидактического материала во внеурочной деятельности. 5. Подобрать дидактический материал к использованию во внеурочном курсе «Юный эколог». Для решения задач, поставленных в курсовой работе, использовались теоретические методы – анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Глобальные проблемы человечества несут угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывают необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи зарождающегося экологически ориентированного общества. Экологическое образование - это процесс формирования высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанной с познанием, развитием, преобразованием природы. Младший школьный возраст, важный для формирования личности, является наиболее благоприятным периодом для решения проблем экологического образования. В теории и практике педагогического образования существует ряд фундаментальных исследований, посвященных отдельным аспектам проблемы экологического образования и воспитания, которые раскрывают сущность основных понятий теории экологического образования, экологической культуры и указывают пути формирования экологических представлений младших школьников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание вопросам экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Ввиду того, что внеурочная деятельность представляется составной частью общей воспитательной работы в школе, она должна быть ориентирована на достижение основной цели воспитания – получение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей, принимаемой обществом. Теоретические аспекты особенностей формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др. Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеурочной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. Экологический подход в ознакомлении детей с природой раскрывается в работах И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой и др., связанных с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы, и в исследованиях И.С. Фрейдкина - направленных на изучение ведущих закономерностей неживой природы. Однако перечисленные выше исследования не указывают на необходимость обеспечения воспитательного процесса в рамках внеурочной деятельности младших школьников учебно-дидактическими средствами, позволяющими сделать данный процесс наиболее эффективным. Следовательно, возникает противоречие между потребностью общества и государства в формировании экологической культуры у младшего школьника и недостаточной обеспеченностью воспитательного процесса, осуществляемого во внеурочной деятельности, дидактическими материалами, позволяющими эффективно реализовать данный процесс. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дидактические материалы как средство формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности». Цель исследования: изучить роль и возможности использования дидактических материалов для формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у младших школьников. Предмет исследования: дидактические материалы, используемые во внеурочной деятельности. Объект, предмет и цель исследования определили задачи, которые необходимо решить в рамках исследовательской работы: 1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме экологической культуры младших школьников. 2. Раскрыть понятие и виды дидактического материала. 3. Определить значение дидактического материала для успешного формирования экологической культуры младших школьников. 4. Изучить основные требования к использованию дидактического материала во внеурочной деятельности. 5. Подобрать дидактический материал к использованию во внеурочном курсе «Юный эколог». Для решения задач, поставленных в курсовой работе, использовались теоретические методы – анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры у младшего школьника с использованием дидактических материалоВ 6 1.1 Экологическая культура младшего школьника 6 1.2 Дидактический материал и его виды 11 1.3 Значение дидактических материалов для формирования экологической культуры у младшего школьника 17 Выводы по первой главе 20 Глава II. Использование дидактических материалов для формирования экологической культуры у младшего школьника во внеурочной деятельности 21 2.1 Анализ содержания программы «Юный эколог» (Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С.В. Машковой) 21 2.2. Подбор дидактических материалов 27 для формирования экологической культуры у младшего школьника 27 во внеурочном курсе «Юный эколог» 27 Выводы по второй главе 33 Заключение 35 Библиографический список 38 Приложение 40
Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Н.Ф. Виноградова// Начальная школа. – 2009. – № 4. – С.36-39. 2. Воронцова Ю.В. Вопросы теории и практики организации педагогической деятельности: монография / Ю. В. Воронцова, Е. Е. Панфилова, А. В. Савин. – М.: Изд. дом ГУУ, 2018 - 163 с. 3. Голицынский Ю.А. Дидактический материал как помощник в преподавании / Ю.А. Голицынский. – СПб.: Сфера, 2017. – 89 с. 4. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И. Т. Суравегина.– М.: Просвещение, 1984. - 154 с. 5. Кузмина А.В. Игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников/ А.В. Кузмина// Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов в рамках «Дней науки МГПУ-2019». – 2019. – С. 232-234. 6. Лескова С. В. Формирование экологической культуры/ С.В. Лескова// Начальная школа. – 2016. – №7. – С. 32-36. 7. Лисина А.С., Юсупова Е.М. Формирование экологической культуры младших школьников во внеклассной деятельности/ А.С. Лисина, Е.М. Юсупова// Вопросы педагогики. – 2019. - №4-2. – С. 138-141. 8. Миронов А. В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие/ А. В. Миронов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. 9. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 360 с. 10. Моисеева Л.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Монография УрГПУ, 2015. – 168с. 11. Морозова Ж.В. Управление образовательным процессом в условиях системно-деятельностного подхода / Ж.В. Морозова. – Дидактика. – 2017. - № 6. – С. 175-179. 12. Наша окружающая среда: пособие для учителей / под. ред. С.М. Юшкова. – Екатеринбург: Корус, 2018. – 171 с. 13. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками/ Л.П. Симонова// Начальная школа. – 2019. – №5. – С. 16-23. 14. Стечкина С.С. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/02/24/formirovanieekologicheskoy-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo 15. Тихонова А. Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы / А. Е. Тихонова / Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 20-24. 16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/ 17. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов/ И.В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 164с. 18. Шахмаев Н.М. Дидактика общего образования// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. - №1. – С. 84-102. 19. Янковская А.В., Гайнулова Ф.С. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Янковская, Ф.С. Гайнулова// Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. - №1. – С. 144-146.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1.1 Экологическая культура младшего школьника В настоящее время термин «экология» используется в самых разных сочетаниях: экологическая культура, экологические проблемы и др. Особое место в этом терминологическом ряду занимает понятие экологической культуры, которое используется практически во всех науках. Экологическая культура является частью общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человека как неотъемлемой части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к изучению основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в начальной школе детям говорят не только, что «в лесу выбрасывать мусор и разводить костры - нехорошо», экологическое просвещение подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование у них гуманного отношения к природе и людям, которые являются частью их экологической культуры. Экологическая культура как одно из проявлений культуры в целом охватывает сферу отношений человека, общества к природе [6]. В самом общем виде экологическую культуру можно представить, как совокупность социальных действий, экологических навыков человека, необходимых для позитивного контакта с окружающей природной средой. Культура в этом случае выступает связующим элементом и оказывает существенное влияние на динамику развития природных и социальных реалий в их взаимосвязи и взаимодействии. Экологическая культура не выступает как особая отдельная форма сознания, но служит неизбежным аспектом всех основных форм сознания, пронизывает их, тем самым, выполняя роль интегратора не только индивидуального, но и общественного сознания. В целом понятие экологической культуры включает в себя уровень восприятия людьми природы и окружающего мира, их отношение к этим двум понятиям и их понимание своего места в мире. Существуют разные трактовки понятия «экологическая культура». «Экологическая культура - это способ координации природного и социального развития, который обеспечивает сохранение природной среды» [15]. «Экологическая культура - это способ соединения людей с природой на основе более глубокого знания и понимания ее» [19]. «Экологическая культура - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и индивидов к природе» [9]. С.В. Лескова [11] утверждает, что экологическая культура - это та сфера существования человека, основанная на смысловых или общечеловеческих ценностях. Качество взаимодействия человека с окружающей средой постоянно отражает уровень культуры, носителем которой он является. Экологическая культура предполагает высокий уровень навыков человека для осуществления грамотной природоохранной деятельности. В качестве определения понятия экологической культуры А.Н. Захлебный [8] предложил следующую трактовку: «Экологическая культура - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений человека и природы». Эта трактовка сущности экологической культуры не претендует на универсальность, но является рабочим определением, которое служит руководством при изучении темы экологической культуры. Исходя из анализа данных определений и темы исследования, мы считаем, что экологическая культура проявляется в потребности и готовности человека к применению экологических знаний, умений и навыков в практической деятельности по сохранению природной среды. Анализ научных работ современных исследователей позволил выделить сущностные характеристики экологической культуры применительно к младшему школьному возрасту. По мнению С.В. Алексеева, дети должны иметь полное представление об экологии, гармонии растений и животных со своей средой обитания, их приспособленности к среде обитания, о человеке, являющимся частью всего этого, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и обо всём, что связано с природой [1]. С.С. Стечкина [19] утверждает, что экологическая культура ребенка - это не только экологические знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир, в основе которого лежит их отношение к природе.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 66 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg