ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1.1 Экологическая культура младшего школьника
В настоящее время термин «экология» используется в самых разных сочетаниях: экологическая культура, экологические проблемы и др. Особое место в этом терминологическом ряду занимает понятие экологической культуры, которое используется практически во всех науках. Экологическая культура является частью общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человека как неотъемлемой части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к изучению основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в начальной школе детям говорят не только, что «в лесу выбрасывать мусор и разводить костры - нехорошо», экологическое просвещение подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование у них гуманного отношения к природе и людям, которые являются частью их экологической культуры.
Экологическая культура как одно из проявлений культуры в целом охватывает сферу отношений человека, общества к природе [6]. В самом общем виде экологическую культуру можно представить, как совокупность социальных действий, экологических навыков человека, необходимых для позитивного контакта с окружающей природной средой. Культура в этом случае выступает связующим элементом и оказывает существенное влияние на динамику развития природных и социальных реалий в их взаимосвязи и взаимодействии. Экологическая культура не выступает как особая отдельная форма сознания, но служит неизбежным аспектом всех основных форм сознания, пронизывает их, тем самым, выполняя роль интегратора не только индивидуального, но и общественного сознания.
В целом понятие экологической культуры включает в себя уровень восприятия людьми природы и окружающего мира, их отношение к этим двум понятиям и их понимание своего места в мире. Существуют разные трактовки понятия «экологическая культура».
«Экологическая культура - это способ координации природного и социального развития, который обеспечивает сохранение природной среды» [15].
«Экологическая культура - это способ соединения людей с природой на основе более глубокого знания и понимания ее» [19].
«Экологическая культура - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и индивидов к природе» [9].
С.В. Лескова [11] утверждает, что экологическая культура - это та сфера существования человека, основанная на смысловых или общечеловеческих ценностях. Качество взаимодействия человека с окружающей средой постоянно отражает уровень культуры, носителем которой он является. Экологическая культура предполагает высокий уровень навыков человека для осуществления грамотной природоохранной деятельности.
В качестве определения понятия экологической культуры А.Н. Захлебный [8] предложил следующую трактовку: «Экологическая культура - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений человека и природы». Эта трактовка сущности экологической культуры не претендует на универсальность, но является рабочим определением, которое служит руководством при изучении темы экологической культуры.
Исходя из анализа данных определений и темы исследования, мы считаем, что экологическая культура проявляется в потребности и готовности человека к применению экологических знаний, умений и навыков в практической деятельности по сохранению природной среды.
Анализ научных работ современных исследователей позволил выделить сущностные характеристики экологической культуры применительно к младшему школьному возрасту.
По мнению С.В. Алексеева, дети должны иметь полное представление об экологии, гармонии растений и животных со своей средой обитания, их приспособленности к среде обитания, о человеке, являющимся частью всего этого, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и обо всём, что связано с природой [1].
С.С. Стечкина [19] утверждает, что экологическая культура ребенка - это не только экологические знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир, в основе которого лежит их отношение к природе.