Глава 1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики
1.1 История развития антимонопольной политики
Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.
Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем параграфе.
В 1995 году был создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона "О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ были упразднены существовавшие на тот момент антимонопольные органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).
При этом необходимо отметить, что первые попытки создания антимонопольного регулирования были и ранее. Например, в 1908 году на территории Российской Империи, на основе действовавшего в то время на территории США закона Шермана была предпринята попытка законодательно закрепить нормативные акты, за счет которых бы регулировалась антимонопольная политика в стране. Но, к сожалению, со стороны предпринимателей идея была оценена крайне отрицательно, в связи, с чем данный законопроект так и не был принят.
История создания антимонопольного регулирования в современной России начинает свой отсчет с принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 22 марта 1991 года. При его создании учитывались в первую очередь, особенности переходного состояния экономики страны, но и также принималось во внимание методы регулирования в зарубежных нормативных актах.
К большому сожалению, на тот момент применение закона оказалось малоэффективным, одна из основных причин была отдаленность созданных нормативных актов от реальных рыночных процессов на период 90-х годов. В связи с этим закон дорабатывался и видоизменялся восемь раз, с момента его первой публикации.
В редакциях 1995 года, а также и последней самой крупной редакции в 2002 году, видоизменились практически все статьи закона.
Первые внесенные изменения в закон затрону сферы его применения. Также были введены конкретные определения, такие как ««доминирующее положение», то есть положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Было закрепленно, что хозяйствующий субъект с доминирующим положением мог быть признан, имеющий свыше 65% доли рынка на котором осуществляется их деятельность.
С наступлением XXI века, монополизация различных секторов рынка, в частности сектора ценных ископаемых, а также газа и нефти значительно увеличилась. Именно поэтому, качественные методы демонополизации и работа ФАС является важнейшими пунктами для создания качественной конкуренции и поддержания свободных рыночных отношений на микроэкономическом уровне.
1.2 Современная антимонопольная политика в России: понятие, содержание, виды.
В первую очередь необходимо определить понятие современной антимонопольной политике. Антимонопольная политика – является определенным сводом мер направленных на сдерживание монополизации свободного рынка, демонополизации секторов подверженных естественной монополизации в период существования СССР, а также поддержание здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами.
В настоящее время современная Россия находится на