Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Организация социально-педагогической работы с неблагополучными семьями

olegnowa 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.12.2021
В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей школьного возраста. Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей.
Введение

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время продолжают происходить серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Семья как социальный институт - очень тонкий, специфический объект социального воздействия. Влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья - закрытая социальная структура. Все изменения, в ней происходящие, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Следовательно, прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно досконально изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития. Надо сказать, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, внутренне, родовой своей памятью разделяя идеи традиционализма, внешне стремится к достижению благополучия для каждого ее члена в ущерб семейной целостности. Социальный контроль над институтом семьи фактически утрачен. Супружеская жизнь уже не является предметом интереса, эмоциональной поддержкой соседей, родных, сослуживцев, знакомых и друзей, а процесс воспитания детей, имеющий сугубо социальный характер, сосредоточился преимущественно в институте семьи, выйдя из-под влияния общественных институтов религии, образования, воспитания, нравственной морали. Проблема социальной адаптированности семей и личности приобрели особую остроту в последние десятилетия, что связано с социально-экономическими преобразованиями, увеличением разнообразных форм собственности, реформированием законодательства, труда, рост безработицы, имущественное расслоение общества, что не могло не затронуть институт семьи. Организация семейного воспитания сопровождается целым рядом трудностей, с которыми сталкиваются родители - зачастую их педагогическая несостоятельность, ошибки при построении взаимодействия с членами семьи, другими людьми внешнего социума, которые они допускают и др. Это касается как благополучных семей, так и неблагополучных, в которых эти ошибки приумножаются и негативным образом сказываться на формировании личности детей. Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия в семейном воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом, этот процесс усугубляется в неблагополучных семьях. Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью - это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми ее членами. При этом с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи. Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями. Изучением данной проблемы занимались следующие отечественные учёные: А.С. Макаренко, М.И. Буянов, Алексеева Л.С., А.В. Мудрик и многие другие. Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф. Басов, М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей. В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Во все времена существовали семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: периодическое изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов. Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей - постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей. В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками. Актуальность темы выпускной квалификационной работы: в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Сформулируем цель: проанализировать содержание социально – педагогической работы с неблагополучной семьёй. Объект исследования: неблагополучная семья как социальный институт воспитания. Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с неблагополучными семьями (на примере МБОУ «Гимназия (центр программыобразования) г. Суворова»). Гипотеза исследования: решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: - раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи; -определение причин неблагополучия семьи; - осуществление информационной помощи семье; - организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска». Предмет исследования и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: 1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме исследования. 2.Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях. 3.Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении. Методы исследования:теоретические (анализ, сравнение, классификация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности, анкетирование, тестирование, опросы). Практическая значимость исследованиясостоит в том, что его результаты могут быть использованы социальными педагогами в общеобразовательных школах, досуговых учреждениях при работе с ребенком из неблагополучной семьи. Результаты исследования могут быть использованы: -в воспитательно-образовательном процессе учреждений школьного образования; - в консультационной работе с родителями; - в практике повышения квалификации преподавателей. База исследования: Тульская область, МБОУ «Гимназия (центр программыобразования) г. Суворова») В исследовании приняли участие 23 ученика в возрасте от 7 до 10 лет - условно назовем группа «1» и их семьи - группа «2», в которую вошли 23 респондента (18 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 - 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе «Теоретические аспекты работы с неблагополучной семьей» рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы закономерности структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации. Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа опытно-экспериментальная работа с учащимися из неблагополучных семей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ …………………………...9 1.1Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка…………...9 1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие…………………………………………………………………..22 1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка……………………………………………………………………………28 Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ……………………...................................................................................42 2.1. Методика и организация исследования…………………………................42 2.2 Анализ результатов исследования …………..……………………………..71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………………...............76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...............80 ПРИЛОЖЕНИЯ…………...……………………………………………………..84
Список литературы

1.Алексеева И.А., Новосельский И.Г., Жесткое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь. М., 2016. - с. 272. 2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2017. - 78с. 3.Беличева которой С.А. Социально-педагогическая помощь поддержка службами детей программы и семей «группы знаний риска» / С.А. Беличева. - М., 2016. - 56с. 4.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2017. - 298с. 5. Божович Л.И. Личность страха и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: «Просвещение», 2018. - 123с. 6.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник защите по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Москва, 2017. - 231с. 7. Бурмистрова Е.В. Психологическая правового помощь социально в кризисных ситуациях (Методические рекомендации системы перемена образования / Е.В. Бурмистрова. - М.: поддубная МГППУ, 2016. - 334с. 8.Бурмистрова Е.В. Психолого-педагогическое чтение сопровождение первому семей, группы имеющих помощи детей может с особыми нуждами // Сб. Коррекционная педагогика и психология, ЮОУ МКО - М.: 2016. - 289 с. 9.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. - М., 2018. 10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 2018. 11. Буянова М.Л. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2017. - 124с. 12. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, - 2016.-342с. 13. Валиева Ф.А. Место и роль семейно-бытовых отношений в социализации личности // Учитель года. - 2020. - № 6. - С.81-87. 14.Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. - 2019. - № 5, 6.- С.8. 15.Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания. - М.: Просвещение, 2016. – 87с. 16. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред.В. В. Давыдова. - М., 2015. - 156с. 17. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 2020. - №8. - С.31-33. 18. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. - М.: Знание, 2017. 19.Галагузова М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2018. 20.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- 2020.- №5. - С.47. 21. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 2017. 22.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2019 .- № 3. - С.45. 23. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. - Воронеж, 2017. 24. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. стили родительского поведения // Завуч. – 2020. - № 2. – С.12. 25.Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2017. 26.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. - M., 2016. 27. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2020. - № 3. - С.55. 28. Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2019. - № 2. - С.46-55. 29. Климантова Г.И. Государственная семейная политика - M., 2017. 30.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2018. 31.Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск. 2017. – 23с. 32. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2006. - 67-73с. 33. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2006.- 45с. 34. Медведев Г.П. Этика социальной работы. - М.: Инфра, 2019. 35.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2016. 36.Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Мн., 2017 45с. 37. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2016. 38. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2017. -34с. 39.Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. -34с. 40.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 2020. 41. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2020. -145с. 42.Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2017. - 420с. 43.Фетискин, Н.П. Психодиагностика детской одарённости [Текст] / Н.П. Фетискин. М. - Кострома, 2019. - 44 с. 44.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2016. 45.Целуйко В.М., Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М., 2017. – 112с. 46. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2019. 47.Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции «сихологические проблемы современной российской семьи»/ Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М.: СК «СМАРТ-М», 2017. 48. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей.- М.: Дрофа, 2018. 49.Шелест З.М. Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу "Семьеведение". М., 2017. - с.127 50.Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогики. - М.,2017. – 87с. 51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И - М, 2017. -154с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ 1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости.1 Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.2 Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и способы воспитания, что в итоге приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, плохо влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg