Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время продолжают происходить серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения.
Семья как социальный институт - очень тонкий, специфический объект социального воздействия. Влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья - закрытая социальная структура. Все изменения, в ней происходящие, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Следовательно, прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно досконально изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития.
Надо сказать, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, внутренне, родовой своей памятью разделяя идеи традиционализма, внешне стремится к достижению благополучия для каждого ее члена в ущерб семейной целостности.
Социальный контроль над институтом семьи фактически утрачен. Супружеская жизнь уже не является предметом интереса, эмоциональной поддержкой соседей, родных, сослуживцев, знакомых и друзей, а процесс воспитания детей, имеющий сугубо социальный характер, сосредоточился преимущественно в институте семьи, выйдя из-под влияния общественных институтов религии, образования, воспитания, нравственной морали. Проблема социальной адаптированности семей и личности приобрели особую остроту в последние десятилетия, что связано с социально-экономическими преобразованиями, увеличением разнообразных форм собственности, реформированием законодательства, труда, рост безработицы, имущественное расслоение общества, что не могло не затронуть институт семьи.
Организация семейного воспитания сопровождается целым рядом трудностей, с которыми сталкиваются родители - зачастую их педагогическая несостоятельность, ошибки при построении взаимодействия с членами семьи, другими людьми внешнего социума, которые они допускают и др. Это касается как благополучных семей, так и неблагополучных, в которых эти ошибки приумножаются и негативным образом сказываться на формировании личности детей. Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия в семейном воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом, этот процесс усугубляется в неблагополучных семьях. Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.
Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью - это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми ее членами.
При этом с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями. Изучением данной проблемы занимались следующие отечественные учёные: А.С. Макаренко, М.И. Буянов, Алексеева Л.С., А.В. Мудрик и многие другие. Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф. Басов, М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей. В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Во все времена существовали семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: периодическое изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д.
На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция.
Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.
Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей - постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей.
В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей.
Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация.
Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы: в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами.
Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.
Сформулируем цель: проанализировать содержание социально – педагогической работы с неблагополучной семьёй.
Объект исследования: неблагополучная семья как социальный институт воспитания.
Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с неблагополучными семьями (на примере МБОУ «Гимназия (центр программыобразования) г. Суворова»).
Гипотеза исследования: решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
-определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Предмет исследования и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях.
3.Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении.
Методы исследования:теоретические (анализ, сравнение, классификация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности, анкетирование, тестирование, опросы).
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что его результаты могут быть использованы социальными педагогами в общеобразовательных школах, досуговых учреждениях при работе с ребенком из неблагополучной семьи.
Результаты исследования могут быть использованы:
-в воспитательно-образовательном процессе учреждений школьного образования;
- в консультационной работе с родителями;
- в практике повышения квалификации преподавателей.
База исследования: Тульская область, МБОУ «Гимназия (центр программыобразования) г. Суворова»)
В исследовании приняли участие 23 ученика в возрасте от 7 до 10 лет - условно назовем группа «1» и их семьи - группа «2», в которую вошли 23 респондента (18 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 - 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты работы с неблагополучной семьей» рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы закономерности структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа опытно-экспериментальная работа с учащимися из неблагополучных семей.