Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему в воспитании всесторонне развитой личности важнейшее значение имеют собственные усилия человека, направ¬ленные на совершенствование своих качеств и способностей.
Выдающиеся педагоги всегда уделяли боль¬шое внимание вопросам самовоспита¬ния. В работах Ю. А. Самарина, Е. И. Селиванова, А. И. Высоцкого, С. Б. Елканова, И. И. Купцова, Л. С. Сапожниковой и других рассматриваются особен¬ности использования средств самовоздействия в подро¬стковом возрасте. В трудах П. М. Якобсона анализиру¬ется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегулирования в сфере эмоций. Т. И. Агафонов исследовал возможности самоприказа в процессе самовоспитания воли. Особенности самовоспи¬тания в юношеском возрасте характеризуются в исследованиях М. М. Ковалевой, В. А. Полетаевой и А. Е. Соловьевой.
Некоторые вопросы самовоспитания анализируются в ряде работ зарубежных авторов: осознание своей лично¬сти (Р. Габас, Л. Кронбах, Б. Матурин, Ф. Шлейермехер, Ф. Ферстер); стремление к самосовершенствованию (Д. Карлсон, С. Смайлс, Ф. Ферстер); способность к во¬левому поведению (А. Дюбуа, Ж. Маритен, Э. Кей, К. Радо, М. Фасбендер).
Однако следует отметить, что до настоящего времени оста¬ются слабо исследованными такие проблемы самовоспи¬тания, как процесс развития самовоспитания, система средств самовоспитания и основа педагогической поддержки этого процесса у школьников. Наряду с достаточной теоретической разработкой вопроса самовоспитания в практике учителей общеобразовательных учреждений, как правило, отсутствует целенаправленная и систематическая работа по осуществлению педагогической поддержки самовоспитания школьников. Данное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогическая поддержка самовоспитания школьников».
Объектом исследования является процесс самовоспитания детей.
Предметом исследования является содержание и способы педагогической поддержки самовоспитания школьников.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы и практически аспекты педагогической поддержки самовоспитания школьников.
Задачи:
1) раскрыть понятие педагогической поддержки;
2) рассмотреть сущность процесса самовоспитания школьников;
3) описать этапы, средства, формы, факторы и методы педагогической поддержки самовоспитания школьников;
4) охарактеризовать технологии педагогической поддержки самовоспитания школьников.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, синтез, обобщение, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.