Таможенные документы требуются для оформления перехода товаров через таможенную границу. К ним относятся таможенная декларация, экспортные, импортные и валютные лицензии, свидетельство о происхождении товара, консульская фактура, транзитные документы, ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства и многие другие.
Как известно, внешнеторговый оборот достаточно часто сопровождается недобросовестными действиями ряда участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это приводит к необходимости использования экспертиз как способа фиксации нарушений в сфере таможенного дела. Указанная процедура необходима также для урегулирования спорных ситуаций в рамках таможенного декларирования и контроля. В соответствии со ст. 338 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) таможенные органы вправе применять как одну из мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, назначение проведения таможенной экспертизы, отбор проб и (или) образцов товаров.
Сегодня большинство таможенных экспертиз являются достаточно сложными и комплексными процедурами, требующими высокой квалификации исполнителей. Взаимодействие между таможенными органами и участниками ВЭД, с учетом членства России в Всемирной торговой организации (ВТО) и образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с каждым годом тоже усложняется, поэтому усиливается роль прикладных наук в деятельности таможенных лабораторий. Возникает потребность в их аккредитации на техническую компетентность проведения исследований товаров и документов в таможенных целях, аттестации работников данных структур на право самостоятельного проведения ТЭ по определенной экспертной специализации и разновидности экспертизы. Все более актуальной становится гармонизация регламентов и методик ТЭ с международными нормами. В то же время в противоправной деятельности в сфере ВЭД наблюдается использование новейших научно-технических достижений и применение усовершенствованных схем недобросовестного декларирования. В связи с этим очевидна необходимость постоянного развития отечественного института таможенной экспертизы, обобщение и анализ его успехов и нерешенных проблем.
Целью назначения таможенной экспертизы в ЕАЭС является решение задач, возложенных на таможенные органы, или разъяснение вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля.
Согласно ст. 388 ТК ЕАЭС «таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы».
Согласно ст. 389 ТК ЕАЭС
1. Таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания
2. Таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом.
В случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом, а если это предусмотрено законодательством государств-членов, - в иных случаях, таможенная экспертиза может быть назначена для проведения экспертной организацией (экспертом) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена.
3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов
4. Уполномоченным таможенным органом проводятся товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая, химическая и иные виды экспертиз, в проведении которых возникает необходимость
5. Решениетаможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании
К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы
6. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано по следующим основаниям:
? ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы, акта отбора проб и (или) образцов товаров, акта об изъятии документов, средств идентификации, представленных для проведения таможенной экспертизы;
? несоответствие проб и (или) образцов товаров, их количества сведениям, указанным в акте отбора проб и (или) образцов товаров;
? нарушение упаковки, несоответствие упаковки описанию, указанному в акте отбора проб и (или) образцов товаров;
? отсутствие в уполномоченном таможенном органе необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы или таможенного эксперта требуемой квалификации;
? отсутствие информации, документов, позволяющих провести таможенную экспертизу по поставленным вопросам;
? недостаточность проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы;
? наличие запрета таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на частичное или полное уничтожение, разрушение в ходе проведения таможенной экспертизы проб и (или) образцов товаров, документов, средств идентификации, а проведение исследования и (или) испытания возможно только с использованием разрушающих методов
7. Уполномоченный таможенный орган не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным впункте 6настоящей статьи.
В решении об отказе в проведении таможенной экспертизы указываются причины такого отказа.
Решение об отказе в проведении таможенной экспертизы с приложением представленных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
8. Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) ему копии решения о назначении таможенной экспертизы.
9. Расходы на проведение таможенной экспертизывозмещаютсяза счет бюджета государства-члена, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза, за исключениемабзаца второгонастоящего пункта.
В случае назначения таможенной экспертизы в соответствии сабзацем вторым пункта 2 настоящей статьи расходы, возникшие в связи с проведением такой таможенной экспертизы, возмещаются за счет средств лица, в отношении товаров и (или) документов которого проводится таможенная экспертиза, если по результатам проведения таможенной экспертизы выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
10. Если это предусмотрено законодательством государств-членов, уполномоченным таможенным органом могут проводиться иные экспертизы (исследования) в порядке, установленном в соответствии с таким законодательством.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является таможенное дело.
Предметом исследования является таможенная экспертиза.
Целью настоящей работы является анализ таможенных документов при оформлении таможенной экспертизы, и их роль в обеспечении эффективности таможенного контроля.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
? изучены таможенные документы, оформленные при назначении и проведении таможенной экспертизы;
? рассмотрены теоретические основы экспертизы в организации таможенного дела
? исследована деятельность таможенных органов по организации и проведению таможенной экспертизы;
? исследован порядок назначения и проведения таможенных экспертиз и исследований;
? выполнен анализ таможенных документов, оформляемых при назначении и проведении таможенной экспертизы;
? определена роль таможенных документов в обеспечении эффективности таможенного контроля;
? изучены права и обязанности эксперта и декларанта;
? исследованы взятие проб и образцов;
? рассмотрена сущность судебной экспертизы в расследовании таможенных преступлений;
? рассмотрена работа таможни во время пандемии COVID-19.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды российских и зарубежных ученых по вопросам таможенного дела, законодательные акты Российской Федерации и нормативные документы. Используются данные, позволяющие выявить основные подходы к данной проблеме, периодические издания, материалы конференций и семинаров по вопросам таможенных документов, оформляемых при назначении и проведении таможенной экспертизы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников