Русская художественная литература – огромный пласт в развитии культуры. Так, Николай Михайлович Карамзин стал одним из ключевых фигур в становлении русской художественной литературы. Писатель стал одним из основоположников сентиментализма в литературе, именно поэтому наше исследование будет касаться изучения понятий герой, автор и рассказчик в творчестве Н.М. Карамзина.
В своих произведениях Николай Михайлович уделяет внимание изучению не только внутреннего мира человека, но и показывает все его многообразие, включая в свои произведения исторические аспекты того времени.
Изучая поставленный вопрос, мы обратились к научным трудам некоторых ученых. Так, М. М. Бахтин в своём научном труде «Автор и герой в эстетической действительности» даёт следующее определение термину «автор»: «Автор — носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному моменту его». Также этот вопрос понятия «автор» освещает в научной статье «Понятие автор и его значение в тексте» Т. А. Сухомлина, обращая наше внимание на то, что такие понятия, как «автор» и «рассказчик» не редко становятся синонимичными в современной лингвистике. Наряду с научными исследованиями очень часто встречаются и просто высказывания о творчестве Н.М. Карамзина, так, например, Д.С. Лихачев отзывался о творчестве великого писателя: «Предстоит еще многое узнать о той роли, которую играл Карамзин в истории русской культуры. Но уже сейчас видно, что она была исключительно велика и благородна. Благородство – именно та черта, которая свойственна деятельности Карамзина во всех сферах и его убеждениям. Редкий человек прожил свою жизнь с таким достоинством, как это сделал Карамзин».
В ходе работы над выпускной работой мы решили уделить особое внимание вопросу разграничения таких понятий, как «герой», «автор» и «рассказчик» в жанре повесть на основе работ Н. М. Карамзина. Таким образом, данный вопрос актуален и для современного литературоведения. Изучением теории повествования занимался достаточно широкий круг ученых: В. Я.?Пропп, В.?В.?Виноградов, В.?В.?Кожинов, М.?М. Бахтин, Ю.?М.?Лотман, Б.?О.?Корман, А.?П. Чудаков, В. Б.?Катаев, Л.?М.?Цилевич и др. Однако четкого определения понятию «автор» ученые не нашли до сих пор. Одни исследователи не дают четкого определения термину «автор» и используют понятия «повествователь» и «рассказчик» как взаимозаменяемые. В работах вторых понятие «повествователь» употребляется применительно как к автору, так и к рассказчику. В исследованиях третьих концепты «повествователь» и «автор» используются как синонимы. Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости уточнения и разграничения указанных нами категорий.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой одну из попыток комплексного анализа повестей Н.М. Каразмина «Бедная Лиза», «Юлия», «Наталья, боярская дочь» и других, менее известных произведений автора.
Предметом исследования данной работы является изображение образов героя, автора и рассказчика в повестях Н.М. Карамзина.
Объектом исследования являются художественные произведения Н.М.Карамзина.
Цель работы заключается в изучении особенности изображения образов автора, героя и рассказчика в творчестве Н.М.Карамзина.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить творчество и личность Н. М. Карамзина, в том числе, в рамках вклада писателя в русскую культуру.
2. Рассмотреть систему повестей Н. М. Карамзина, выявить предпосылки возникновения жанра повести в русской сентиментальной литературе, отметив художественной своеобразие «карамзинской» прозы.
3. Исследовать разницу в понятиях «автор», «герой», «рассказчик» и способы изображения их образов в художественных произведениях.
4. Провести анализ повестей Н.М. Карамзина с целью изучения вопроса изображения образов героя, автора и рассказчика в его повестях.
Методы исследования определялись в соответствии с целями и задачами работы. В ходе данной исследовательской работы были использованы следующие методы: анализ теоретико-методологической литературы, описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, анализ словарных дефиниций, а также метод контекстуального анализа.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих ученых по эстетике, методологии литературоведения, теории и истории литературы: М.М.Бахтина, В.А.Бочкарева, Г.А.Гуковского, В.А.Западова, Н.Д. Кочетковой, Л.И.Кулаковой, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Т.Рымаря, В.П.Скобелева, Б.А.Успенского, В.И.Федорова, И.П.Щеблыкина.
В качестве материала исследования используются художественные произведения «Бедная Лиза», «Юлия», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» Н. М. Карамзина.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она раскрывает специфику изображения автора, героя и рассказчика в художественной литературе, а её результаты могут быть использованы при изучении следующих проблем:
1. Исследование творчества Н.М. Карамзина
2. Художественная значимость жанра повести в русской литературе
3. Проблема изображения образа автора героя и рассказчика.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем жанра исторической повести и ее поэтики, исследовании вопроса изображения образов автора, героя и рассказчика в художественных произведениях. Материалы и результаты исследования могут найти применение при чтении основных лекционных курсов русской литературы XYIII - XIX века и практических знаний как в вузе, так и в школе.
Структура выпускной квалификационной работы определяется её целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется теоретическая и практическая значимость работы, устанавливаются объект и предмет исследования, а также материал, основная цель и задачи исследования,
В первой главе обозначаются определения понятия терминов «автор», «герой» и «рассказчик», а также особенности творчества Н.М. Карамзина.
Вторая глава является началом практической части выпускной квалификационной работы, состоящая из выявления роли автора в произведениях Н.М. Карамзина.
Третья глава строится на основе анализа произведения «Бедная Лиза», как ключевого произведения автора.
В заключение формулируются основные результаты и выводы проведенного исследования и выявляются дальнейшие перспективы исследования рассматриваемого вопроса.?