Ни для кого не секрет, что сегодня задача образовательной школы заключается в формировании и развитии у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся действительно включился в работу, нужно ставить задачи, которые приобрели бы значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Учитель, заинтересованный в совершенствовании своей работы, стремится активизировать и поддерживать мотивацию к обучению на высоком уровне. Одним из методов, поддерживающих интерес к обучению, является игра.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе [7].
Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данной программы является как раз таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий [8].
Игра – весьма неоднозначное явление. С одной стороны, она делает процесс усвоения материала более интересным, задачи предстают в форме игровых условий, и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное применение игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм урока. Процесс превращения любого предметного материала в игровой уже получил название «геймификации» [1].
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Целью исследования является выявление эффективности применения игровых технологий в процессе обучения.
Задача исследования: изучить теоретические основы применения игровых технологий на уроках информатики. Выявить влияние использования игровых технологий по информатике на динамику уровня восприятия темы в ходе образовательного процесса. Разработать игровые технологии в практике обучения информатике обучающихся основной школы.
Объект исследования – игровые технологии в процессе обучения информатики.
Предмет исследования – применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий обучения.
Гипотеза исследования – образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями.