До настоящего времени в морской литературе нет строгого определения термина «крупнотоннажное судно», а он носит до некоторой степени условный характер. В данном случае этим термином обозначается судно, которое в силу большой инерционности требует особых приемов и мер предосторожности при выполнении швартовных операций. Такие суда при движении даже с незначительной скоростью обладают большой кинетической энергией, поэтому возникает реальная угроза повреждения как судна, так и причала в случае навала судна на причал при швартовке. В связи с этим для швартовки крупнотоннажных судов устраивают специальные причалы, которые оборудуют отбойными устройствами, обладающими должной упругостью.
Швартовные операции крупнотоннажных судов являются одним самых ответственных и сложных элементов судовождения в целом. Наибольшую сложность среди них занимают операции швартовки крупнотоннажных наливных судов в случае в открытом море и на рейдах. Нефтеналивные суда с точки зрения безопасности мореплавания должны проводить данный процесс с высочайшей точностью, так как в случае неправильных действий во время данной процедуры может возникнуть аварийная ситуация, в частности повреждение корпуса крупнотоннажного наливного судна, и последующая угроза загрязнения окружающей среды района проведения швартовных операций. Необходимость повышения безопасности выполнения морских операций швартовных операций определяется все большим увеличением сложности современных танкерных судов. Эта проблема наиболее актуальна на современном этапе, решаемая внедрением таких технических систем и средств, которые на основе выработанных рекомендаций предоставляют поддержку в принятии решения судоводителям в ситуациях выполнения швартовных операций. Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.
Крупнотоннажные суда не в состоянии самостоятельно маневрировать на портовых акваториях, поэтому буксиры используют как для постановки судна к причалу, так и для ввода его на внутренние акватории с внешнего рейда.
В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала.
С судна подаются следующие швартовные концы : продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят. Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море.
На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.
Проблема безопасности мореплавания и морских операций определяется как минимум двумя основными факторами: действиями членов экипажа судна (человеческий фактор) и надежностью функционирования технических средств (технический фактор). В идеальном варианте правильные действия экипажа и хорошее техническое состояние судна минимизируют возможность ситуаций, требующих особого внимания. Швартовные работы по числу случаев травматизма стоят на первом месте, являясь источником четвертой части всех травм, происходящих при выполнении палубных работ. Почти все травмы происходят при проведении швартовных операций. Поэтому в данной дипломной работе особое внимание уделено безопасности швартовных операций.