Актуальность исследования. Глубокий социально-экономический кризис в России, рост безработицы, межнациональные конфликты, нестабильность политической обстановки в стране привели к обострению многих жизненно важных проблем, среди которых превалирует резкое снижение жизненного уровня населения, усиливающееся социальное расслоение популяции. В результате миллионы людей находятся в настоящее время на грани нищеты, голода, в состоянии психологического стресса. Создалась катастрофическая ситуация для здоровья широких слоев населения, в первую очередь беременных женщин, кормящих матерей, детей, особенно раннего возраста, подростков, инвалидов. Резко ухудшилось положение семей, молодых.
Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижение качество жизни, ухудшение состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи.
Проблема исследования. Детский подростковый контингент в условиях кризисного развития современного общества становится одной из наиболее социально-уязвимых групп населения. Особенно обостряется эта проблема в связи с ростом числа отрицательно влияющих на подрастающее поколение факторов, формирующих социальный риск, а также отклонений в психическом здоровье, нарушение репродуктивной сферы и др. Национальным бедствием становится распространение среди детско-подросткового контингента так называемых само разрушающих форм поведения (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании), инфекций передаваемых половым путем, СПИДа, безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, что представляет серьезную угрозу безопасности страны.
Проводимая государством социальная политика, направляемая на увеличение размера заработной платы, дотаций, стипендий, пенсий, расширение перечня пособий, введение единой системы пособий на детей, создание различных социальных фондов, безусловно, дает определенный социально-экономический эффект. Но он, как правило, кратковременный, т.к. увеличение доходов населения не успевает за галопирующим ростом цен на продукты питания, жилье, жизненно необходимые товары – одежду, обувь, а также бытовые услуги, транспорт и т.д. В результате резко возрастает количество семей социального риска.
В целом осуществляемая в настоящее время государством социальная политика явно ограничена, носит тотальный характер, не является адресной, направленной прежде всего на истинно нуждающиеся в социальной защите контингенты населения, а поэтому и мало способна в данный момент противостоять росту социальной напряженности в обществе.
Очевидна необходимость принятия адекватных мер по коренному перелому сложившейся ситуации, включая проведение более эффективной государственной политики в области социальной защиты подрастающего поколения. Поскольку на сегодняшний день острейшими проблемами современного общества являются социально-бытовая неустроенность, материальная необеспеченность и нуждаемость; отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни; рост заболеваемости и инвалидизации; злоупотребление алкоголем, наркотиками курением; неразборчивость в половых связях, ранняя внебрачная беременность и аборты; эмоциональная неустойчивость, жестокость, суицидальные состояния, следовательно, чрезвычайно необходимо отработка и реализация программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия – медицинские, социальные, экономические, правовые, психологические, педагогические, - направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепления здоровья.
В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики, разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных услуг. При этом данная помощь в первую очередь должна быть оказана самым нуждающимся слоям населения. Одним из важных звеньев такого механизма может стать создание специальной системы медико-социальной помощи населению.
Оказание медико-социальной помощи сегодня базируется на медицинских учреждениях, наиболее приближенных и доступных населению. В связи с этим на лечебные профилактические учреждения различного типа, в частности на детские амбулаторно-поликлинические учреждения возлагается задача пересмотра организационных технологий, направленных на укрепления физического, психического, репродуктивного здоровья, социального благополучия детей, подростков, семьи, удовлетворения их медико-социальной потребности. Одной из основных фигур в оказании медико-социальной помощи становится специалист по социальной работе.
Предлагаемая дипломная работа посвящена роли специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения.
Цель дипломной работы – изучить медико-социальные проблемы детей и роль специалиста по социальной работе в их решении на базе детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
Объектом исследования являются пациенты детской поликлиники и их родители.
Предмет исследования – является организация медико-социальной работы детской поликлинике.
Для реализации цели были поставлены следующие конкретные задачи:
1. Охарактеризовать здоровье детского населения и факторы его обуславливающие.
2. Изучить специфику медико-социальных проблем семей, имеющих детей, обслуживаемых детской поликлиникой.
3. Исследовать сущность медико-социальных проблем семей с детьми на примере Эжвинского района.
4. Проанализировать правовые аспекты организации медико-социальной работы в детской поликлинике.
5. Определить основные задачи, функции и содержания деятельности специалиста по социальной работе детской поликлинике.
6. Рассмотреть особенности взаимодействия специалиста по социальной работе детской поликлинике социальными субъектами по решению медико-социальных проблем детского населения.
7. Сформулировать пути оптимизации деятельности специалиста по социальной работе по решению медико-социальных проблем детского населения.
Гипотеза конечному исследования: системы мы предполагаем, что медико-социальные проблемы детей имеют недостаточную степень выраженности в специфике деятельности специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения.
Методической основой данной курсовой работы стали исследования ряда специалистов: Мауковский М.С. рассматривал российскую семью в изменяющемся мире; Чичерин Л.П. рассматривал в своей работе организацию медико-психологической помощи детям и подросткам в амбулаторно-поликлинических условиях; Гребешева И.И. исследовала основы планирования семьи и здорового образа жизни; Гончаренко В.Л. рассматривал совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи; Веселова Н.Г. исследовала медико-социальные и организационные проблемы материнства и детства; Мартыненко А.В. описывал теоретические и организационные методические основы медико-социальной работы; Матрос Л.Г. – социальные аспекты проблемы здоровья; Сметанин В.Н. рассматривал медико-социальные подходы к организации полового воспитания подростков; Зубкова Н.З. изучала охрану репродуктивного здоровья на амбулаторно-поликлиническом этапе; Михайлова Е.Л. – социальные и методологические проблемы медицины; Шульга Т.И. описывала новые подходы и методы организации помощи детям «группы риска»; Кургузов В. Г. изучал социально-медицинские аспекты работы с населением группы риска; Каткова И. П. И Зубкова Н. З. описывали медико-социальные основания особенности деятельности социальных работников; Архангельский В. Н. анализировал социальную поддержку семей в Российской Федерации; Гончаренко В. Л. рассматривал совершенствование управление социальной работы и повышение эффективности медико-социальной помощи; Деменьтев И. Ф. анализировал проблемы становления молодой семьи; Котысова Н. А. описывала роль социальных работников в решении медико-социальных проблем; Решетников А. В. исследовал социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике; Штуклер А. В., Немиринский О. В. описывал проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты и выводы дипломного исследования о роли специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют изучить характер медико-социальных проблемы детей и роль специалиста по социальной работе в их решении ,что позволит лучше ориентироваться в объективных мерах психолого-педагогического воздействия при формировании физических и психологических способностей у подростков.
База исследования: Детская поликлиника, Городская, ГБУ в г.Дербенте.
Работа имеет традиционную структуру: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения приложения.