1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПЕРСПЕКТИВУ
1.1 Бизнес-план - основа формирования хозяйственной стратегии Бизнес-план – это описание проектируемого бизнеса в краткой форме,
затрагивающий основные элементы реализации проекта, и описывающий возможные риски.
Бизнес-план является неотъемлемым стратегическим элементом, позволяющим анализировать внешнее и внутреннее окружение фирмы, структурировать бизнес-процессы, и управлять бизнесом.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование деятельности разрабатываемого проекта в краткосрочном и долгосрочном периодах, в соответствии с потребностями рынка1.
Функции бизнес-планирования представлены ниже.
1. Планирование. Предоставляет возможность использовать бизнес-план для корректировки стратегии компании.
2. Аналитика. Оценивает возможности, угрозы внешней среды, и контролировать внутренние процессы компании.
3. Инвестиционная. Бизнес-план может служить в качестве инструмента для привлечения дополнительного финансирования.
4. Ресурсная. Бизнес-план помимо привлечения инвестиционных средств, может служить в качестве инструмента для привлечения необходимых, для реализации проекта, ресурсов, таких как: технологии, профессиональных специалистов, активов и т.д.
5. Мотивационная. Может служить в качестве мотивации для сотрудников, которые разделяют видение компании, и следят за её стратегическим развитием, что также поможет определить краткосрочные и долгосрочные цели2.
1 Ильинская, Е.М. Инвестиционная деятельность. /Е.М Ильинская. - С-Пб.: Финансы и статистика. - 2018. – С. 108.
2 Бриль, А.Р. Финансовая диагностика и бюджетирование кризисного предприятия/ А.Р. Бриль, О.Б.Максимов. - СПб Изд-во Политехн.Ун-та. 2018. – С. 94.
Сбор информации и разработка бизнес-плана является важной задачей, которую, как правило, выполняют менеджеры, руководители или специальные консалтинговые компании.
При формировании долгосрочной стратегии крупной компании, составляется развёрнутый бизнес-план, во время разработки которого можно определить потенциальных партнёров и инвесторов.
Как правило, бизнес-план составляется компанией на будущий год. В нём рассматривают направления деятельности фирмы в будущем периоде, и строиться среднесрочная стратегия. Некоторые компании разрабатывают стратегические бизнес-планы с долгосрочным аспектом, на срок от 3-5 лет.
Существует множество версий бизнес-планов, которые различаются по содержанию и направленности. Наибольшие различия характерны для бизнес- планов с разным назначением по оптимизации бизнес-процессов или по предприятию в целом.
Бизнес-план используется в качестве обоснования по совершенствованию, изменению и развитию организационной структуры предприятия, для обоснования централизации управления и ответственности сотрудников фирмы.
Бизнес-план также помогает координировать работу партнёрских фирм, организовывать совместную сбытовую политику. В таком случае фирмы- партнёры осуществляют совместное финансирование 3.
Также существуют особенности при разработке плана для предприятий имеющих некоторое количество торговых площадей, и обособленных, самостоятельных фирм 4.
При разработке бизнес-планов для предприятий имеющих некоторое количество торговых точек, сначала рассчитываются бизнес-планы для каждой торговой площади, а затем они сводятся в один общий бизнес-план. Если проект разрабатывается с нуля, то используются расчётные показатели,
С. 139.
3 Буренина, Т.А. Маркетинг на базе Интернет-технологий/ Т.А. Буренина. - М.: Благовест-В, 2017. –
4 Башарина, А.В. Планирование платежеспособности предприятия /А.В. Башарина//Управление
инвестициями и инновациями. Научно-практический журнал. – 2017. – С. 21.
если бизнес-план разрабатывается для существующего предприятия, то- используется информация за прошедшие периоды.
Разработка бизнес-плана требует анализа многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но, несмотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так и для малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована 5.
Бизнес-планом называют документ, который рассматривает все основные аспекты деятельности предприятия, анализирует предполагаемые будущие проблемы, а также излагает способы их решения. Наличие бизнес- плана играет значительную роль на начальной стадии организации бизнеса. Для малого бизнеса составление такого документа тоже играет центральную роль. Только для малого проекта составление бизнес-плана будет делом менее затратным и сам документ будет более доступным и менее формальным. Но при этом существует один недостаток - бизнес-планы для малого бизнеса, как правило, не глубоко отражают этапные действия по развитию бизнеса.
Однако же, при открытии любого проекта должен составляться даже не глубокий бизнес-план. Это даст четкую картину поэтапных действий и поможет избежать необоснованных финансовых вложений. Правильно составленный бизнес-план является ответом на вопрос: есть ли смысл вообще вкладывать деньги в этот проект, принесет ли он доходы, которые возместят затраты средств и сил и принесут прибыль?
Отдельно взятая компания составляет свой индивидуальный, характерный только для ее бизнеса инвестиционный проект, при этом используя собственное видение и структуру, отличающиеся в зависимости от целей бизнес-плана, характера бизнеса и требований инвесторов. Например, бизнес-план производственной компании должен будет включать свои разделы, иные от бизнес- плана, составленного для предприятия сферы услуг. В то же время инвестиционный проект, предусмотренный для внутренних
5 Федоров, А.В. Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами. 3-е изд./ А.В.Федоров - СПб.: Питер. - 2018. – С. 131.
целей, будет отличен от бизнес-плана, направленного на привлечение инвестиций.