ГЛАВА 1 Теоретические основы организации научно- исследовательской деятельности студентов колледжа
1.1 Практико-ориентированные задания: понятие, особенности
В настоящее время широко применяется термин «задания», как в жизни, так и в науке. Этим термином обозначаются многие и весьма различные понятия, но на сегодняшний день нет общего определения понятия «задание». В учебно-педагогической литературе встречаются самые разнообразные подходы к понятию задания. Титова Е. И считает, что наиболее простое определение задания, было дано известным педагогом-математиком [23] С. О. Шатуновским. Оно гласит: «Задания есть изложение требования «найти» по
«данным» вещам другие «искомые» вещи, находящиеся друг к другу и к данным вещам в указанных соотношениях». При этом предполагается, что понятия «вещь», «найти», «данные», «искомые» в каждом отдельном случае особо определяются.
В широком смысле задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В словаре Ожегова определение задачи звучит следующим образом:«Задания - то, что требует исполнения, разрешения. Это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления» [14].
Практико-ориентированные задания - это задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности или текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами курса. [5].
Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение
«жизненной» задачи. Один из ключевых вопросов при составлении –
способность заинтересовать учащихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы школьник захотел найти ответ.
Виды практико-ориентированных заданий:
• Аналитические – это определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели;
• Организационно – подготовительные – это планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов; анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними.
• Оценочно-коррекционные – это формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности
Исторически сложились две стороны образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. Формировать способность разрешения проблем помогают специальным образом подобранные задачи – практико-ориентированные. [7]
Виды практико-ориентированных заданий по их направленности:
- связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости и расстояния, составление документа, условия содержания животного и пр.)»;
- задания «житейского содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая и т.д.)»;
- задания проф-ориентационной направленности (для мастера-ремонтника – подсчёт площади пола и количества паркетной доски, для штурмана - направление движения судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и т.п.)». [16]
Структура практико-ориентированного задания
1. Название задания.
2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула.
3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
4. Задания на работу с информацией.
Особенность этих заданий заключается в том, что они вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Данные задачи развивают логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся. [22]
Особенности практико-ориентированных заданий:
- значимость (познавательная, профессиональная,