ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1. Теоретические подходы к пониманию воображения. Понятие творческого воображения
Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях.
Творческое воображение является сложнейшей проблемой и недостаточно разработанной. Рассматривая данную проблему, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека.
Понятие «воображения» является продуктом выполнения одного вида деятельности разными людьми.
Проблема воображения детей дошкольного возраста всегда привлекала к себе внимание педагогов и психологов. Современные тенденции в развитии психологической науки и педагогической практики поднимают новые вопросы по ее изучению. Одним из вопросов является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений ребенком индивидуальной творческой деятельности.
В психологической литературе имеются различные точки зрения на возникновение и развития воображения.
Ю.К. Бабанский исследуя работы Ж. Пиже, З. Фрейда, К Коффка приводит в своих трудах их обоснование развития воображения.
Ж. Пиже, З. Фрейд считают, что генезис творчества связан с созреванием определенных структур и связан по отношению к этому процессу внешними факторами: интеллектом и развитием личности. К. Коффка, полагает, что генезис воображения завит от биологического созревания. К механизмам воображения он относит внешние и внутренние факторы. Т. Рибо, А. Бэн объясняют механизм происхождения воображения
накоплением индивидуального опыта (накопление полезных привычек и ассоциаций).
Данные учёные отмечают несколько стадий развития воображения.
Для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения к творческому.
Вторая стадия характеризуется одушевлённостью окружающих ребенка предметов (игрушки для ребенка одушевляются, он с ними разговаривает).
Третья стадия развития воображения, когда ребенок в процессе игры переходит от подражания к перевоплощению.
Четвертую стадию автор характеризует как стадию художественного творчества.
Наши отечественные психологи, такие как: Л.А.Вегнер, Д.Б. Эльконин связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности, а также овладением такими видами деятельности как: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-творческой [5, с. 31].
Проблема творческого воображения широко стала изучаться психологами в 40-60 годы прошлого столетия. В этой области можно выделить работы отечественных ученых как: Б.М. Теплов [27], С.Л. Рубинштейна [23], Л.С. Выготского[7].
В статье «Способности и одарённости» Б.М. Теплов делает акцент на индивидуально - психологические способности к воображению, которые и отличают этого человека от другого. Б.М. Теплов утверждает, что
«…способности к воображению не могут быть врождёнными, но в свою очередь он указывает, что задатки творческого воображения залегают в наследственных генах и они могут развиваться, только попадая в хорошие условия» [27, с.76].
Огромное внимание развитию творческого воображения уделял С.Л. Рубинштейн. В своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн под творческим воображением подразумевает
«воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих
реальную действительность и создание на этой основе новых представлений» [23, с. 67]. Он говорил, что воображение всегда выступает в неразрывной связи с другими психическими процессами: мышлением и памятью. Говоря о воображении можно лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности.
Л.С. Выготский говорит, что воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются фантазии. Чем богаче опыт ребенка, тем больше материала, которым располагает воображение [7]. Существует несколько приёмов синтезирования образов:
1. Агглютинация (склеивание) несовместимых между собой образов.
2. Гиперболизация (увеличение предмета или их количества).
3. Заострение (подчёркивание какого-либо признака, значимого для ребенка).
4. Типизация (выделение признака, повторяющегося в одних и тех же фактах).
Р.С. Немов подчёркивает, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает человеку тогда, когда практические действия невозможно выполнить или они нецелесообразны» [21, с. 65].
По его мнению, классификация воображения представляется в виде:
1. воображение - это представление образов действительности, что помогает решать задачи. Функция воображения связана с мышлением;
2. воображение регулирует эмоциональное состояние человека;
3. воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов;
4. участвует в формировании в уме плана действий, то есть человек способен в уме манипулировать образами;
5. воображение участвует в планировании и программировании плана действий.
С.Р. Немов указывает, что воображение н