Выводы
Все философские вопросы не имеют однозначного решения и предполагают множество равнозначных решений.
Теория возможных миров и принцип дополнительности (complementarity principle) доказывают постмодернистский тезис о многозначности возможных решений и необходимости подходов к философских проблемам с разных сторон.
Методологическая парадигма постмодернизма возникла на основе принципа дополнительности и теории возможных миров.
Принципу дополнительности соответствует полипарадигмальность постмодернизма.
Обсуждаемые постмодернизмом проблемы являются открытыми, то есть они не могут иметь завершения и, предполагают всё новые и новые толкования. Интерпретативные высказывания могут быть самыми разными, противоречивыми и не стандартными, единственно верной, окончательной интерпретации не бывает.
Всегда есть множество вариантов прочтения и толкований. Однозначной интерпретации не может быть. Если мы имеем точность в одном измерении, то она будет потеряна в другом.
Любая теоретическая система не идеальна и целостную, всеобъемлющую картину нельзя построить ни в одной концепции. Противоположные подходы и альтернативные точки зрения не исключают друг друга, они дополнительны. Принципы плюрализма в постмодернизме вытекают из принципа дополнительности в квантовой механике. Постмодернизм можно назвать «теорией дополнительности».
Принцип дополнительности обосновывает распад единости. Нельзя соединить в одном целом противоречащие характеристики.
Постмодернистская ризома противопоставляется гегелевской логической упорядоченности.
Ни одна из идеологий не является исчерпывающей, ни одна теория не истинно верная и не окончательная, всегда возможны другие, альтернативные точки зрения и описания, всегда допустимы другие интерпретации и различные, отличающиеся толкования.
Концепция, что нет однозначных и точных параметров для описания гуманитарных процессов, а критерии оценки являются дополнительными, взаимоисключающими и взаимодополняющими, возникает в постмодернизме из принципа дополнительности. Следствием такого подхода является выход за пределы бинарных оппозиций.
Неполнота любого дискурса в постмодернизме дополняется альтернативными интерпретациями, возможными мирами. Постмодернизм смотрит на мир как на многополярный.
В постмодернизме прослеживаются открытость к новым вариантам, новым интерпретациям и новым версиям, тенденция к дополнительности точек зрения и многовариантности событий, их не детерминированности.
Постмодернистское видение мира поливариантное, многовекторное, многогранное и многомерное, игровое. Постмодернистская игра диалогична и карнавальна.
Постмодернизм доказывает неадекватность редукционистских и элементаристских подходов, недопустимость сужения критериев и четкой детализации, однозначной конкретизации исследуемых ситуаций.
Действительный мир не занимает привилегированного положения, он один из возможных, поэтому в поэтике постмодернизма играет важную роль семантика возможных миров.
Примат релятивизма над системностью, антицентризм и антицентрализм.
Введение
Эмпирической базой работы стал японский художественный кинофильм Расемон. Это экранное произведение содержит опережающие свое время новаторские для философии идеи, которые можно назвать началом постмодернизма.
Научная новизна исследования обусловлена отсутствием среди современных русскоязычных исследований работ, посвящённых культурологическому осмыслению феномена предвозвестников постмодернизма в кино 50-х годов и интерпретаций моделей дополнительности в медиакультуре и философской литературе. Проблематика дополнительности нашла отражение в многочисленных трудах по логике и философии, космологии и теоретической физике, а также лингвистике, но её культурный аспект остаётся слабо изученной областью. При этом идея дополнительности является одной из наиболее плодовитых в медиакультурном пространстве, часто перерабатывается и адаптируется к массовому сознанию посредством кинематографа, художественной литературы, индустрии компьютерных игр и т.п. Воплощение параллельных темпоральных и пространственных миров и показывание дополнительных точек зрения на события – фактически визитная карточка медиакультурных массовых видов искусств.
Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации значительного по объёму историко-культурного и научно-теоретического материала в его концептуальном объяснении, на основе которого выявлены характерные черты феномена постмодернизма и его истоков и особенности его отражения в современной культуре. Концепция многомирия рассматривается как продукт взаимодействия философских и научных идей, социально-культурных интересов современного потребителя, а также как комплекс специфических стратегий визуализации многомерной реальности. Выделены типы визуализации дополнительности, которые систематизированы в рамках общей классификации, закономерности изображения типов дополнительных возможных интерпретаций.
Методология исследования обусловлена его проблематикой, целями и задачами. Методологическую основу работы составляет историко-типологический подход, предполагающий принципиальную возможность обнаружения общего и особенного в продуктах медиакультуры. Также применяются методы объяснения и пониманиия, презентизм и антикваризм.
Для анализа медиакультуры, её специфики и созданных внутри неё художественных произведений были применены эволюционный, системный и структурно-функциональный методы. В контексте изучения идей дополнительности в философии и науке использовались исторический, компаративный и типологический методы. Для анализа медиакультурного материала, использующего идею дополнительности и постмодернизма, были применены семиотические методы, метод интерпретации, методы содержательного, формального и компаративного анализа произведений экранных искусств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идеи постмодернизма, существующая в медиакультуре, представляют собой мифологизированные (дополненные, переработанные или упрощённые) концепции множественности миров в философии и науке и теорию принципа дополнительности.
2. Одним из основных способов репрезентации современной концепции постмодернизма в медиакультуре служат экранные искусства.
3. Существует ряд фиксированных стратегий визуализации многомирия, что позволяет разделить изображаемые возможные варианты развития событий и интерпретаций на объективные и субъективные на основе онтологического статуса отдельных миров внутри них.
4. Визуализация концепций дополнительности и постмодернизма в медиакультуре имеет ряд специфических особенностей, отличающих произведения подобной направленности от прочих; среди них наличие нескольких героев, у каждого из которых своя точка зрения, наличие нескольких разных идеологий и философий, присущих разным героям.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
– сделан вывод о том, что в современности предшествующую парадигму единственной реальности сменяет парадигма множества реальностей, соответствующая принципу дополнительности и являющаяся началом постмодернизма.
– классифицированы современные научные теории, предполагающие наличие мультипарадигмальности;
– сделан вывод о том, что идея множественности интерпретаций и постмодернизм в современной медиакультуре представляет собой адаптированные для массового сознания интерпретации научных теорий;
– исследованы условия и характеристики взаимовлияния научных, философских и культурных идей принципа дополнительности и постмодернизма;
– исследованы и классифицированы концепции дополнительности и принципы постмодернизма, визуализируемые в современных экранных искусствах, выявлены их характерные особенности;
– выделены характеристики, отличающие конструируемое в художественном произведении многоминие от многомирия в научно-философском дискурсе.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Прилагается список литературы.