ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО–ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие культурно–познавательного туризма
Одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха считается культурно – познавательный туризм (далее КПТ).
Данный вид туризма часто называют экскурсионным, но тем не менее на данный момент времени нет общепринятого определения КПТ. Обратимся к Международной хартии туризма, где сказано, что культурно–познавательный туризм – это форма туризма, целью которого является знакомство с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.
Таким образом, КПТ кроме изучения историко – культурных, природных объектов может также включать контакты с местными жителями, посещение культурных мероприятий (музеев, театров, выставок), посещение познавательных мероприятий (семинары, лекции) и участие в демонстрациях национальной кухни, выставках народного творчества.
Развитие экскурсионного туризма содействует: формированию положительного имиджа, повышению культурного и образовательного показателя общества и признание своей национальной культуры и культур других народов и стран. Благодаря туризму во всем мире населению предоставляются новые рабочие места, уровень образования повышается, поддерживается высокий уровень населения, медицинское обслуживание совершенствуется, что приводит к хорошим отношениям между странами.
Культурно–познавательный туризм подразделяется в зависимости от цели путешествия на: религиозный (поездка по святым местам), экологический, этнографический (цель путешествия – знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов) и экскурсионный туризм.
Рассмотрим экскурсионный туризм более подробно.
Экскурсионное обслуживание является как частью комплекса туристских услуг (например, в туристических фирмах), так и самостоятельной деятельностью. С классификацией экскурсий можно ознакомиться в табл.1.
Таблица 1 – Классификация экскурсий.
1. по форме проведения:
а) экскурсия–массовка. Участники экскурсии передвигаются одновременно на 10–20 автобусах, где обязательно присутствуют экскурсоводы. включают в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
б) экскурсия–прогулка, как с целью познания, так и отдыха проводится в парке, лесу, в центре города, по реке и др.
в) экскурсия–лекция над показом преобладает рассказ;
г)экскурсия–концерт посвящена музыкальной теме, в автобусе прослушиваются музыкальные произведения;
д) экскурсия–спектакль проведение литературно–художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
2. по продолжительности;
3. по способу передвижения (пешие или на транспорте);
4. по месту проведения (городские, производственные, музейные, комплексные);
5. составу и количеству участников (индивидуальные, туристы, школьники и тд.);
6. по содержанию (тематические и обзорные).
Тематические экскурсии подразделяются на архитектурно–градостроительные, природоведческие, производственные, литературные, исторические и искусствоведческие. В тематических экскурсиях раскрывается одна конкретная тема. Как правило, они изредка встречаются сами по себе и зависят от особых условий проведения экскурсий и от ресурсов познавательного плана населенного пункта. Например, в экскурсиях на архитектурную тему присутствует исторический материал.
Современный и исторический материал используется в обзорных экскурсиях, изучаются достопримечательности, места известных событий.
Обзорные экскурсии схожи между собой, так как имеют одну и туже структуру: история города; характеристика промышленности, культуры, и др. Но также каждый город (страна, регион, округ) по–своему уникальны в связи с тем, что на этой местности развивались свои конкретные исторические действия или связаны с жизнью писателей и поэтов.
География экскурсионных туров очень разнообразна, начиная от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Чаще всего, массовость экскурсий преобладает в Европе, но за крайние 10 лет география быстротечно увеличивается.
Хочется отметить, что и в нашей стране стремительно набирает популярность и культурно–познавательный туризм. В России отличные туристические ресурсы, состояние инфраструктуры, необъятное количество достопримечательностей и необычная история – именно это вызывает некий интерес для развития въездного туризма в нашу страну. Но также и внутренний туризм хорошо развит, туристы преследуют такие цели как: расширить свой кругозор, увидеть новые города, познакомиться с историей, командировки, а также охота и рыбалка, горнолыжный отдых и другие.
Рассмотрев понятие культурно–познавательного туризма, далее проанализируем виды КПТ.
1.2 Виды культурно–познавательного туризма
Знакомство с новой культурой открывает новые горизонты восприятия мира в целом. Среди основных видов культурно–познавательного туризма выделяют следующие, с ними можно ознакомиться в табл. 2.
Таблица 2 – Виды культурно–познавательного туризма.
Виды Краткое описание
Туризм
наследия Обзорные экскурсии считаются самой востребованной формой данного вида. Главная цель – воплощение интереса к памятникам истории.
Арт
туризм Направлен на современное искусство (галереи, спектакли, места съемок фильмов).
Туризм
впечатлений Нацелен на тех, кто хочет полностью прочувствовать то или иное событие. Например, презентация «Советского бункера» в Вильнюсе. Посетители могли отправиться назад в СССР.
Креативный
туризм Его задача в том, чтобы изучить местную культуру через обучение ремеслам или освоение навыков, типичных для интересующего Вас региона, вместо просто осматривания достопримечательностей.
Эко–культурный
туризм позволяет не только увидеть новую страну глазами туриста, но и пожить вместе с местной семьей. Таким образом реализуется интерес к формированию культурного опыта в виде деятельного участия в реализации традиционного уклада жизни региона.