В гражданском законодательстве Федеративной Республики Бразилия не выработано понятие брака.
Рассматривая вопрос выработки концепции и определения брака, бразильские теоретики права указывают на то, что брак как институт затрагивает не только отношения собственности, но и предполагает affectio maritalis (лат. «расположение к браку»). Они указывают на то, что, если рассматривать брак лишь как двустороннее соглашение, останутся неучтенными вопросы общественного порядка, относящиеся к семье. Так, исследователь Вашингтон де Барруш Мунтейру определяет брак «по своей природе общественного порядка, поскольку законодательство, касающееся брака, находится выше воли и особых договоренностей».
Такой угол рассмотрения понятия брака включает в себя идею рассмотрения брачного союза с чисто юридической точки зрения, как договора, при этом учитывая, что возникающие права и обязанности в первую очередь возникают по волеизъявлению сторон. Ученые отмечают, что в данном случае возникает двусторонняя юридическая сделка, при этом этот договор является особенным, не коммерческим, поскольку речь идет об особом договоре в рамках семейного права.
При этом ученые отдельно отмечают, что нельзя приравнивать этот особый договор к купле-продаже, лизингу, аренде или фидуциарным сделкам.
Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются кодифицированным нормативным правовым актом – Семейным Кодексом Российской Федерации (СК РФ).
Согласно ст.2 СК РФ, семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К названным в ст. 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
В отличие от России, в Бразилии нет Семейного Кодекса, поэтому брачные отношения, как и смежные вопросы собственности, опеки и прочие, рассматриваются на основании Гражданского Кодекса и Федеральной Конституции.
С учетом вышеуказанного, системы регулирования брачных отношения рассматриваемых двух стран могут быть представлены в виде следующей таблицы:
Российская Федерация Федеративная Республика Бразилия