ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
1.1 Понятие местной администрации, ее правовой статус и функции
В основе современного конституционного строя Российской Федерации, установленного Конституцией 1993 года, лежит демократический политический режим. Демократия - одна из эффективных форм организации как общества, так и государства. Поэтому народное волеизъявление рассматривается как фундаментальная конституционная ценность, которая также связана с легитимизацией государственной власти (Комкова, 2017:7).
Составными элементами системы демократии, в свою очередь, являются государственная власть и местное самоуправление (часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации). Соответствующие конституционные положения подтверждены и раскрыты в правовых позициях Конституционного Суда России. Например, в постановлении № 15-П3 от 30 ноября 2000 г. указано, что в соответствии с ч.2 ст.3 и согласно ст. 12 Конституции, местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа и является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
С теоретической точки зрения местное самоуправление представляет собой квинтэссенцию элементов гражданской инициативы, социальной самоорганизации и регулирования, присущих субъектам гражданского общества (общественным организациям, движениям), обладающим публичной властью, что является характерной чертой общественных (в первую очередь государственных) органов. Соответствующий синтез определяется самой природой самоуправления, в котором в рамках классического понимания субъект и объекты управления совпадают. В то же время широко распространенная в академической литературе идея состоит в том, что из-за тесного переплетения на местном уровне элементов самоуправления и профессионального управления классический механизм самоуправления лишь частично применим к муниципальным учреждениям.
Дуалистическая модель местного самоуправления как форма взаимоотношений между государственными и муниципальными органами власти в механизме публичной власти
Важным фактором, определяющим роль и место местного самоуправления, является вопрос о его взаимоотношениях с центральными институтами. В каждом государстве государственные институты имеют набор функций и задач, отражающих их предназначение — то есть, прежде всего, обеспечение безопасных и комфортных условий для устойчивого развития групп населения (общества в целом), населяющих территорию государства. Соответствующие задачи имеют как национальный масштаб решения — например, оборона, безопасность, стратегическая инфраструктура, так и региональные и местные — жизнеобеспечение населения на территориях его проживания, предоставление социальных услуг, развитие местной инфраструктуры. Для обеспечения выполнения соответствующих задач органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены публичными полномочиями, и это концептуально отделяет их от институтов гражданского общества — как на государственном, так и на местном уровне. Этот фактор также объединяет два подинститута публичной власти — государственную власть и местное самоуправление — в единую систему.
Вопрос автономии или независимости местного самоуправления от центрального правительства (государственной власти) всегда был актуальной, но никогда полностью не решенной проблемой. С одной стороны, нельзя утверждать, что местное самоуправление полностью отделено от государства и с точки зрения своей степени автономии является “государством в государстве”. Но, с другой стороны, специфика местного самоуправления в полном смысле его значения заключается в том, что оно, как сложное явление, не может и не должно полностью принадлежать государственному механизму. В конце концов, местное самоуправление - это одна из форм демократии, но технически не обычн