ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения словообразования прилагательных
Человек имеет некую способность к овладению языком. Существует разное мнение по поводу того, какой характер имеет языковая способность: врождённый, приобретённый или генетический и социальный факторы оба важны в становлении этой способности [55].
Н. В. Микляева определяет языковую способность как особую интеллектуальную и речевую активность, проявляющаяся в созидательном применении усвоенных ранее средств языка с целью овладения языком как знаковой символической системой [34].
Взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях называют грамматическим строем речи. Ведущими механизмами формирования грамматического строя речи являются овладение закономерностями языка и языковых обобщений, которые позволяют преобразовать смысл в речевые действия [29]. Грамматические операции процесса построения речи и словообразования являются очень сложными и предполагают высокий уровень развития аналитической деятельности.
Формирование науки о словообразовании берет свое начало в конце 18 начале 19 веков. На сегодняшний день интерес к данной проблеме не угасает, так как словообразование оказывает значимое влияние на речевое развитие.
Одними из первых учёных, которые описывали особенности словообразования, были Н.В. Крушевский, И.А. Бодyэн де Куртенэ, К.И. Чуковский, Ф.Ф. Фортунатов, и др.
Существенный вклад в теорию словообразования внес Ф. Ф. Фортунатов. Он четко разграничил подходы к словообразованию, а так же создал учение о форме словa, его способности делиться на основу и суффиксы.
Свои взгляды на развитие словообразования как науки внесли выдающиеся представити Казанской лингвистической школы Н.В. Крушевского и В.А. Богородицкого в 70-80 гг. 20 века.
В исследование Н. В. Крушевского сильной стороной являлось то, что он стремился представить строй языка как сложную систему внутренних отношений между единицами разных уровней - фонетического, морфологического и лексического. Крушевский писал, что антропофоническое деление слова не всегда совпадает с делением фонетическим.
В начале 70 годов появляются новые исследования, в которых излагаются основы теории словообразования. Особую роль играют исследования В. В. Виноградова, который впервые установил самостоятельность словообразования и близкую его связь с лексикологией и грамматикой. На основе работ В.В. Виноградова словообразование формируется как самостоятельная дисциплина. В своих статьях oн сформулировал связь словообразования с лексикой и грамматикой, а так же дал классификацию способов словообразования в русском языке [25].
В течение долгого времени словообразование считалось частью грамматической системы языка, а не обособленно. Поэтому словообразование, а также словоизменение, признавались однопорядковыми явлениями и считались важнейшими аспектами усвоения грамматики родного языка [44].
В лингвистике и психолингвистике понятие словообразование рассматривается в разных аспектах, сформировался устойчивый интерес к процессам словообразования. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную с производством новых словесных единиц и являющуюся неотъемлемым компонентом языковой способности в целом [16].
В лингвистике термин словообразование применяют в двух значениях: как название процесса создания новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего систему словообразования языка. Словообразование как раздел науки о языке, включает в себя две составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, учение о строении, структуре слова. В языках существуют пары слов, из которых одно осознаётся как производящее, а другое – как производное. Одно и то же слово может являться производным и производящим. Ряд производных основ может включать в себя слова, образованные от разных основ, при помощи одного аффикса и общего значения. Эти ряды могут объединяться в словообразовательные типы. Значение формального показателя типового ряда называется словообразовательным значением. Действие, которое осуществляет язык, для производства нового слова, называется способом словообразования [24].
Развитие теоретических взглядов на природу словообразования терпело несколько значительных изменений в связи с преобладанием того или иного научного подхода к данной проблеме.
В языкознании раздел «словообразование» долгое время присоединяли либо к лексикологии, либо к грамматике, выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование [46].
В. В. Ахмедзянова пишет, что многие учёные подчёркивают, что способность словообразования появляется в процессе развития. А именно, данная способность появляется в процессе общения, а также в процессе развития предметной и познавательной деятельности. Из чего следует, что познавательные процессы стимулируют развитие словообразовани