Таблица 2. Изменение продаж продуктов питания и непродовольственных товаров в организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства в апреле – июле 2020 г. в сопоставимых ценах, % к предыдущему месяцу
Товар Апрель Май Июнь Июль Июль к Марту
Продукты питания
Сахар 62,2 98,8 125,0 149,9 115,1
Мясо и мясные продукты 94,6 105,5 96,3 104,1 100,1
Хлеб и хлебобулочные изделия 93,8 97,6 98,3 105,6 95,0
Молочные продукты 96,8 99,2 93,8 103,5 93,2
Яйца 110,1 91,4 91,1 99,0 90,8
Свежий картофель 99,3 100,8 88,6 97,9 86,8
Свежие овощи 99,7 106,0 92,8 85,1 83,5
Кондитерские изделия 81,0 103,6 95,4 102,3 81,9
Рыба, ракообразные и моллюски 87,7 95,1 95,2 101,7 80,7
Животные масла и жиры 99,0 91,5 87,2 99,9 78,9
Растительные масла 72,9 95,6 98,4 110,4 75,7
Свежие фрукты 86,0 94,0 93,9 96,2 73,0
Чай 79,6 98,1 93,4 99,1 72,3
Соль 60,7 92,9 99,7 119,4 67,1
Макаронные изделия 55,3 100,2 96,0 108,4 57,7
Мука 81,4 71,8 82,9 100,0 48,5
Крупа 52,2 90,4 95,2 103,8 46,9
Непродовольственные товары первой необходимости
Обувь 31,3 152,4 250,0 116,2 138,6
Мужская, женская и детская одежда 18,5 191,8 260,0 142,0 131,0
Изделия, применимые в медицинских целях, ортопедические изделия 66,7 110,8 108,8 112,6 90,5
Лекарственные средства 72,6 92,8 101,3 104,9 71,6
Другие непродовольственные товары
Строительные материалы 78,6 147,1 114,9 102,1 135,6
Холодильники и морозильники 52,8 120,2 150,3 139,5 133,1
Мебель 43,9 152,5 119,9 150,5 120,8
Бензины автомобильные 80,8 104,4 118,7 116,5 116,7
Мобильные телефоны 62,3 113,7 138,0 112,7 110,2
Газовое моторное топливо 80,4 106,1 100,0 122,4 104,4
Компьютеры 67,3 102,0 128,2 113,9 100,2
Стиральные машины 55,2 120,6 128,7 110,6 94,8
Автомобили легковые 26,9 159,7 182,4 117,2 91,8
Телевизоры 45,1 121,3 131,2 104,5 75,0
В апреле продажи сократились по всем товарным позициям, за исключением продаж яиц. В мае началось постепенное восстановление большинства товарных рынков, преимущественно рынков непродовольственных товаров. Однако в июле, спустя три месяца после наиболее жесткого по карантинным ограничениям апреля мартовский объем продаж был превышен по 11 из 31 товарной позиции, включенных в таблицу, т.е. менее, чем по 1/3 их общего числа. Тем не менее по сравнению с июнем, когда число таких товарных позиций составило всего три, прогресс в восстановлении потребительского рынка страны очевиден.
Обращает на себя внимание высокий рост в июне и отчасти в июле продаж одежды и обуви, которые были не столь востребованы во время самоизоляции, а также легковых автомобилей, продажи которых в апреле сократились практически в 4 раза. В июле быстро увеличивались продажи сахара и соли, что, по-видимому, объясняется началом периода домашних заготовок, масштабы которых растут в условиях многочисленных рисков, связанных с пандемией COVID-19.
Рынок платных услуг.
Значительно сильнее карантинные меры, обусловленные пандемией, сказались на рынке платных услуг населению Курганской области. В I квартале 2020 г. их объем практически не изменился по отношению к тому же периоду 2019 г., составив 98,7%. А во II квартале объем рынка сократился до 62,8% соответственно. Его восстановление началось только в июне, то есть позже рынков продовольственных и непродовольственных товаров. Объем данного рынка в июне 2020 г. составил 65,5% от уровня того же периода 2019 г. (соответствующие показатели в апреле и мае равнялись 61,8% и 65,5%). Сокращение рынка платных услуг заметно различалось по отдельным их видам. Это объясняется новыми моделями повседневной жизни населения, изменяющими структуру спроса на платные услуги, а также особенностями карантинных мер, таблица 3.
Таблица 3. Изменение структуры платных услуг населению
Платная услуга Объем услуг в январе-июле, млн.руб. 2020г. к 2019г., % Доля в общем объеме платных услуг в январе-июле, % Изменение доли, п.п.
2020г. 2019г. 2020г. 2019г.
Всего,
в том числе: 666,5 843,7 79,0 100 100 -
- коммунальные 140,6 144,1 97,6 21,1 17,1 4,0
-телекоммуникационные 115,0 116,0 99,1 17,3 13,7 3,5
- жилищные 61,5 60,7 101,3 9,2 7,2 2,0
- медицинские 57,1 59,2 96,5 8,6 7,0 1,6
- системы образования 32,0 42,9 74,6 4,8 5,1 -0,3
- бытовые 80,3 88,1 91,1 12,0 10,4 1,6
- почтовой связи, курьерские 4,6 4,0 115,0 0,7 0,5 0,2
- услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам 2,3 2,3 100,0 0,3 0,3 0,1
- ветеринарные 1,7 1,7 100,0 0,3 0,2 0,1
- физической культуры и спорта 3,1 6,1 50,8 0,5 0,7 -0,3
- культуры 4,4 13,8 31,9 0,7 1,6 -1,0
- специализированных коллективных средств размещения 10,1 20,8 48,6 1,5 2,5 -0,9