Глава 1 Психолого-педагогические основы развития познавательной активности обучающихся в исследовательской деятельности
1.1 Познавательная деятельность как средство интеллектуального развития обучающегося
Познавательная активность – сложное личностное образование, складывающее под влиянием различных субъективных и объективных факторов. Активизация познавательной деятельности – это определенная стимуляция и повышение процесса познания. Познание можно сопоставить, как последовательную цепочку восприятия, запоминания, осмысления, воспроизведения и интерпретацию приобретенных познаний. Активизация реализуется одновременно на всех последовательных этапах, но также может возникнуть и на одном из этапов.
Познавательная деятельность обуславливается в обществознании, как интенсивное исследование обучающимся окружающей среды. В данном процессе обучающийся приобретает новые знания, узнает о законах мира и обучается не только взаимодействовать с ним, но и воздействовать на него. Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс постижения субъектом определенного объекта, на который направлено познание, можно показать на примере двух шагов:
• Чувственный. Состоит из ощущений (вкус, цвет, запах и прочее), которые в целом помогают получить законченный образ изучаемого предмета и сохранить его в памяти на основе восприятия.
• Абстрактное мышление — это понятие, являющее собой признаки объекта и их взаимосвязь. Мысли и суждения являются фундаментом для умозаключения.
Любой вид проявления деятельности человека невозможен без осуществления индивидом изучения окружающего мира и собственных поступков, нацеленных на его изменение. Следует отметить, что процесс познания может протекать самостоятельно, минуя предметно-практическую деятельность.
Одно из центральных значений приобретает познавательная деятельность в процессе обучения.
Познавательная деятельность может обозначаться и иными терминами. Ее часто можно идентифицировать как гностическую или когнитивную деятельность. Таким образом в американской психологии выделяют отдельное течение, именуемое когнитивной психологией. Данное направление изучает познавательную деятельность человека в связи с аналогичным явлением, занимающим место в работе саморегулирующихся систем. В России познавательный процесс стал изучаться с целью модернизации учебной деятельности обучающихся. Неоценимый вклад в разработку путей решения данной проблемы внесли работы авторов А.В. Брушлиского, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, И. С. Якиманской, Г.И. Щукиной и многих других ученых.
Действия, направленные на получение информации располагают собственными стремлениями. Фундаментальной целью, склоняющей индивида познавать окружающий мир, является потребность в изучении внешней среды, формирующая систему познавательных мотивов.
Внешний источник познавательной активности – это проблемы, возникающие в жизни каждого человека. Поиск путей выхода из проблемной ситуации служит толчком для познания нового. Следовательно, целью познавательной деятельности является накопление информации о неизведанном для установления связи с известным и установления новых методов решения возникающих проблем.
Брунер изучал три основных вида стратегий в процессе познания. Стратегия приема информации - нацелена на обнаружение признаков, характерных. Тактика идентификации полученных знаний нацелена на классификацию разнообразных потоков данных. При правильном использовании приема обработки вышеуказанных случаев успех гарантирован. Стратегия сканирования - направлена на обработку альтернативных источников информации. Правильная обработка обоих случаев, как правило, приводит к успеху. Стратегия фокусирования – это выбор наиболее правильной, идеальной гипотезы, описывающей самое подходящее познаваемое явление.
Содержание познавательной деятельности характеризуется знаниями, приобретенными человеком в процессе познания. Результаты познавательной деятельности индивида фиксируются посредством речи в законах, теоремах, аксиомах, правилах, любых символьных обозначениях, используемых индивидом в прикладном и теоретическом процессе.
Информацию, получаемую индивидом в период обучения, существуют в виде образов, представлений, мыслей, гипотез, концепций. Все вышеперечисленные формы являются следствием сенсорных интеллектуальных и перцептивных процессов, на основе которых реализуется познавательная деятельность. Образы — это сенсорные копии воспринимаемых человеком объектов. Мысли – это упорядоченные и обобщенные знания о явлениях и предметах, их отношениях и связях. Гипотеза – это предположение о возможном явлении или событии, о его появлении и развитии.
Российские школы стремятся достичь высокого образовательного уровня и занять ведущие места наравне со странами, принимающими активное участие в различных межгосударственных научных и познавательных изысканиях. Следует отметить, что интерактивные средства и методики получения новых знаний уже давно с успехом применяются в различных образовательных учреждениях. Для увеличения эффективности учебного процесса в образовательных заведениях следует применять современные методики. Наиболее подходящим для применения считается – системно-деятельностный метод обучения. Данный подход лежит в фундаменте Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный метод имеет основное направление – улучшать когнитивные способности индивида, а также его тягу к получению новых знаний и учебному процессу в целом.
Обозревая познавательную деятельность со стороны инструмента открывающего возможности к развитию процесса обучения необходимо обратить внимание на познавательную активность учеников как на главную движущую силу всего процесса принятия информации.
Улучшение активности познавательной деятельности учеников является животрепещущей темой в педагогическом процессе, ее можно назвать одной из ее главных проблем.
Известный доктор педагогических наук Ф.И. Харламов обозначал познавательную активность, как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира, и овладения системой научных знаний».
Активная познавательная деятельность – обоюдная деятельность по изучению материала. Создание необходимой атмосферы для продуктивного познавательного процесса лежит на плечах преподавателя. В свою очередь обучающиеся могут всецело продемонстрировать свою заинтересованность в представленном материале и отразить уровень своей готовности к восприятию и последующему изучению информации передаваемой учителем. Таким образом можно вывести линию процесса познания, которая представляет собой прямую из последовательных звеньев: восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – применение полученных знаний.
Важно понимать, что для учеников также важен индивидуальный подход преподавателя. Таким образом, наиболее активное состояние реакции ученика на обстоятельства и условия может проявляться и лишь на одном из этапов. Многие обучающиеся проявляют активность в усвоении и познании материала на различных этапах его изложения преподавателем, что ведет к разно уровневому восприятию одинаково материала различными учениками. Причиной этому могут послужить дифферентные условия при активизации познавательной деятельности, данный феномен описан различными авторами: учитель Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, именно данная категоризация подготавливает фундамент для плодотворного учебного процесса различных групп обучающихся.
Разделение уровней познавательной активности удовлетворяет одной из позиций перечня методов обучения:
– В первом говорится о репродуктивно-подражательной активности, а именно о недостатке индивидуальной целеустремленности конкретного ученика;
– Во втором — о поисково-исполнительской, то есть ученик обязан самостоятельно вырабатывать различные пути решения при возникновении проблем в процессе обучения;
– В третьем — о творческой активности обучающихся, когда пути решения проблемы, как и сама трудность представленными самим учеником;
Учебно-познавательная деятельность – представляет собой всеобъемлющий деятельный процесс получения новой информации и знаний из вне, тесно соприкасающийся с необъятным богатством культуры и опыта, накопленными человечеством. Предметными результатами можно считать всевозможные умения, навыки, познавательные изыскания, различные виды поведения и деятельности, находящиеся в распоряжении ученика.
Основная значимость учебно-познавательной деятельности является опыт, собранный поколениями до нас.
Обучение как познавательная (гностическая) деятельность находится в двух основных формациях:
1. Внутренняя познавательная деятельность не наблюдаема, хотя и требует значительных умственных действий, как анализ и синтез, идентификация и различие, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация, кодирование и перекодирование (Л.Б. Ительсон).
2. Внешняя практическая деятельность – манипулирование предметами, например, взаимное перемещение.
Психолого-педагогические требования организации учебно-познавательной деятельности обучающихся находятся в зависимости воззрением, которую обучающийся занимает в педагогической ситуации:
• позиция обычного восприятия и освоения пришедшей информации извне (метод преподавания, как сообщение, разъяснение, показ, преподнесение, задавание);
• активный самостоятельный поиск, обнаружения и использования информации (методов стимулирования: пробуждение интереса, любопытства);
• позиция организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации (метод педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и прочее).
В исследованиях Н.В. Кузьминой и ее работников было выявлено, то что видение преподавателем возможностей своего предмета, устанавливает предел эффективности педагогических действий в организации учения. В результате это устанавливает способности и возможности педагога сформировать у обучающихся академические взгляды на жизнь и их формирование логичного мышления, креативного воображения и способности в знаниях, умениях и навыках. Существенное требование успешности учебно-познавательной деятельности обучающихся считается осознание цели предмета. Понимание целей изучаемого курса упрощается, в случае если преподаватель обучает не только содержанию, но и методам получения фактора и их систематизации, описанию и ориентации в наглядных пособиях.
1.2 Современное состояние литературных источников по развитию познавательной активности
С незапамятных времен люди постоянно ищут ответы на решение проблем, возникающих в их жизни. Даже древние ученые собирали информацию путём ее получения от других людей. Так и в наше время, перед изучением какого-либо вопроса, мы в первую очередь начинаем искать, изучать и анализировать рукописи, авторов с их исследованиями.
Многие ученые ставили себе задачи реализации познавательной деятельности обучающихся. Возьмём к примеру Сократа, он раскрывал этапы исследовательского учения, и упоминал об этом в своей рукописи. Именно в ней происходит поиск истины, что и является исследованием. Чуть позже труды Сократа по этой тематике использовались в обучении. В конце XIX-началоXX века, И.Ф. Свадковский и К.Н. Вентцель, в своих трудах представили концепцию, которая позволяет создать условия для учебного познания, посредством исследовательской деятельности.
По мнению Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, исследовательская деятельность проходит несколько этапов: пытливость, интерес, направленная учебно-познавательная деятельность. Обучающийся с интересом рассматривает новые объекты, которые его окружают, он вызван изяществом и новизной предмета, результат этого является познание. Тем самым, обучающийся проявляя любознательность, мотивирован познать что-то новое, получает положительные эмоции при самом процессе, который приносит результат новых открытий. Любое исследование приводит к получению новых знаний.
А.И. Савенков в своих работах утверждает, что исследовательская деятельность является неделимым образовательным процессом обучающегося. В.И. Панов, считает, что использование исследовательской деятельности – это важный метод учебно-познавательной активности, когда индивид из «субъекта спонтанной активности» преобразуется в «субъект деятельности», который целеустремленно осуществляет свою исследовательскую деятельность в форме исследовательских действий [13, с.19].
Н. Лысенко раскрывает исследовательскую деятельность, как деятельность, заранее выбранную и спланированную педагогом, в которой, обучающиеся проявляют познавательный интерес и решают задачу, поставленную педагогом. В данной деятельности, обучающиеся проявляют себя как самостоятельный субъект данного процесса, при этом приобретают новые знания и умения.
Создание проекта включает в себя необходимость разработки модели, которая демонстрирует визуально и конструктивно робототехнический процесс с художественно-графическим оформлением.
С течением времени понятие «абсолютной» формы, получаемой в результате работы автора с главными стилевыми эталонами, сильно устарело, так как появились новые тенденции производственных и проектных технологий. Современная тенденция «свободы творчества», затрудняет процесс дизайнерского формообразования, который связан с разными группами и средствами композиции, относящимися к объектам в виде технических устройств, затрудняет проекцию художественно-проектных методов. А.А. Дубова, в своей диссертации исследует принцип систематизации различных объектов, находящихся в сфере деятельности дизайн-проектирования, ищет пути объединения и внедрения значений искусства и техники, модерирует новые смысловые связи между их формой и содержанием.
Выявляя эти пути А.А. Дубова обнаруживает органическую связь дизайна и техники, зародившуюся еще в период первой промышленной революции. На основании этого проявляются основные точки пересечения художественных приёмов при создании машин, а как следствие, понимание принципов работы с составными частями технических устройств, что в свою очередь на настоящий момент является базой исследований промышленного дизайнера.
«Дизайн формы», термин, был введён профессором В.Ф. Сидоренко [5, 92] в практику теории дизайна, диалектически убрал историческое противостояние «технической формы» и «художественной формы», и вывел новое понятие - объективно-целостный критерий. Аналогичный диалектический подход в методике инновационных «умных» объектов не сформировался и разнообразие характерных признаков только стремится к переходу в художественно-образный ряд.
Сложность исполнения художественного образа, сюжета, деталировки в частых случаях превосходит разочарование от неуместности. В грядущем будущем цивилизации было связано с осмыслением, а не с отказом от техники и машинной технологии. Иными словами, Зигфрида Гидеона, - «…техника окажется пророком будущей эстетической выразительности [13, с 24].
А.А. Дубова широко представил эволюционное развитие художественных оформлений проектов.
В работе Росляковой С.В. рассматривается педагогическое развитие активизация обучения школьников автором Т.И. Шамовой, которая обращает внимание на мобилизацию учебного процесса для побуждения к учебе. Другие авторы в этом исследовании П.В. Борисова и Л.Г. Проданова утверждают: «что большинство ученых ссылались на познавательную активность в целях раскрытия других закономерностей учебного процесса», «большинство исследователей рассматривают познавательную активность в рамках активизации учебно-познавательной деятельности» [27; с. 33]
Ученые, работая над проблемой развития познавательной активности выделили определенные проблемы, влияющие на учебный процесс:
• Педагогический опыт липецких преподавателей, дал новую идею комментированного чтения, а также получение баллов на каждом уроке для активизации познавательной деятельности обучающихся;
• Казанские преподаватели разработали основы проблемного обучения, в котором педагог сам создаёт проблемные ситуации и организует деятельность обучающихся для решения учебных проблем и обеспечения оптимальной работы с самостоятельной поисковой деятельностью, а также с усвоением готовых выводов науки (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, А.М. Матюшкин и др);
• Опыт педагогов-новаторов, дал возможность активизировать познавательную деятельность обучающихся методом перспективно-опережающего обучения на основе комментированного чтения С.Н. Лысенкова, так же на основе развития творческих способностей обучающихся И.П. Волков, и на основе работы с опорными конспектами В.Ф. Шаталов;
Т.И. Шамова вывела три уровня познавательной активности:
Первый уровень, воспроизводящая активность – стремление обучающегося усвоит знания с неустойчивыми волевыми усилиями и отсутствием интереса к углублению знаний; педагог использует объяснительно-иллюстративный метод объяснения.
Второй уровень, интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемой темы, познания связи сущности явлений, умению применять полученные знания в любых условиях; ориентирование педагогом обучающегося на частично-поисковой характер деятельности, пользуясь информационно-поисковым методом преподавания.
Третий уровень, творческая активность – обучающиеся стремятся применить знания в новой ситуации, проявить волевые качества; педагог направляет обучающегося на исследовательскую деятельность [17, с53-54].
Вторая половина XX века значима тем, что в это время были выведены следующие научно-педагогические предпосылки для дальнейшего развития проблемы:
1) выведено понятие «познавательная активность»;
2) выведены критерии познавательной активности;
3) соотношение с понятиями «познавательный интерес» и «самостоятельность»;
4) реализованы подходы к активизации познавательной деятельности обучающихся;
5) основные способы активизации познавательной деятельности;
6) выведена и доказана необходимость учета особенности возраста обучающихся в познавательной деятельности.
Автор Светлана Васильевна Рослякова раскрывает систему развития познавательной активности обучающихся подросткового возраста, в основании которой лежит идея «учить учиться всю жизнь».
1.3 Основные методы и средства активизации познавательной деятельности
Методы активизации познавательной деятельности весьма многочисленны и обладают множественной характеристикой, и их можно классифицировать по нескольким основаниям:
Рис. 1 Модель активизации познавательной деятельности
1. Методы по источникам передачи, а также по характеру восприятия информации:
Словесные методы обучения – это самая распространенная группа методов, используемая в педагогической практике на всех ступенях образования. Именно слово стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся, развивает устную и письменную речь, умение рассуждать, проводить анализ, и делать соответствующие выводы. К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа над книгой. При данном методе осуществляется обмен информации между педагогом и обучающимися.