Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Использование лексического материала народного танца в постановки хореографической композиции «девичья плясовая »

superrrya 1125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
Проблемой дипломного исследования является выявление потребности использования традиций русской пляски при создании хореографического произведения. В связи с этим, актуальность данной дипломной работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является ценнейшим национальным достоянием, фундаментальным пластом русской танцевальной культуры. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца. «Хранить наследие, значит, развивать его»— говорил В. И. Ленин. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учиться, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене его средствами правдивые высокохудожественные образы русского человека. Степень научной значимости темы исследования. Огромную работу по сбору и пропаганде русского танцевального фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и колледжах культуры и искусств русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета. Наши хореографы и исследователи: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности. Русскую школу изучения народного танца, русской пляски на современном этапе нельзя представить без имён: Г.Ф. Богданова, Веретенникова, К. Голейзовского, Н.И. Заикина, В. Захарова, А. Климова, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской, и так далее. В настоящее время на Белгородчине вопросами народной хореографии занимается ряд исследователей, фольклористов: И.И. Веретенников, М.С. Жиров, Белых. В.И. Фактом особого внимания к проблемам возрождения, сохранения и освоения фольклорных традиций нашего края является ряд постановлений главы администрации области Е.С. Савченко: • «О развитии и поддержке самостоятельного (народного) художественного творчества в области» (1999); • «О развитии обрядовой культуры Белгородчины» (1999). Социальный заказ и недостаточная разработанность данной проблемы диктует нам цель исследования: сохранение и развитие значения русской пляски при создании хореографического произведения. Объектом исследования - является создание хореографического произведения. Предмет исследования – русская пляска как основа при создании хореографического произведения. В качестве гипотезы данного исследования выступает предложение о том что - использование разнообразных форм и методов сценизации русской пляски приведёт к более яркому, профессиональному созданию хореографического произведения. Следовательно, новизна нашей работы заключается, в сохранение и развитие роли русской пляски в создании хореографического произведения. В работе обосновывается природа самобытности русского народного танцевального искусства, выявляются истоки и характер новаций отечественных балетмейстеров и педагогов в области характерного и народно сценического танцевания. Использование разных методов в разработке проблемы отечественного хореографического образования позволило комплексно организовать фактический материал. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ необходимой литературы, 2. Изучения видов и форм русской пляски. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при разработке лекционного курса, семинарских занятиях, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования и культуры. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при постановке танцевального номера, а так же для проведения практических занятий и семинаров.
Введение

Пляска является одним из основных жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного творчества. Русская пляска - вид народного танца, которая включает в себя хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям». «И песни, и пляски, - писал М. И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера - исполнители и по сей день, совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразив их композиционно. В пляске отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Изучение русской пляски сегодня, является настоятельной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям театральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, показывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это, требует углубленных познаний в области русского танцевального фольклора, умения передавать его живые черты и приметы. Для всех становится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в хореографической педагогике. Сегодня перед хореографической педагогикой стоят нелегкие задачи вернуть искусству личность. У занимающихся необходимо развивать импровизацию и воображение. Русский пляска — не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все её формы — одиночная пляска, кадриль, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются, разными любительскими коллективами, профессиональными коллективами, в связи с требованиями современной жизни. Пляска обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В ней появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но в этом творческом процессе, иногда, происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. Это происходит в погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца и, к сожалению, это получается не всегда удачно. Причиной тому — конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глубокие корни.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Русская пляска как вид народного художественного творчества.......................................................................................................... 8 1.1. История возникновения и развития русской пляски 8 1.2. Виды и формы русской пляски 17 Глава 2 ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА “ДЕВИЧЬЯ ПЛЯСОВАЯ”.....................................................................................................25 2.1. ТЕМА, ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ. 25 2.2. ПОСТАНОВОЧНО РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. 26 2.3 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ “ДЕВИЧЬЯ ПЛЯСОВАЯ” 27 Заключение 36 Список литературы 39 Приложения 43
Список литературы

2. Авдеев А. Д. Происхождение театра. — М.-Л., 1959. 3. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. — М.-Л., 1951. 4. Берков П.Н. Русская народная драма XVII—XX вв. — М.: Искусство, 1953. 5. Белкин А.А. Русские скоморохи. — М.: Наука, 1975. 6. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. 7. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Издание 2-ое. – М.: Изд. МГУК, 2003. 8. Богданов ГФ. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995. 9. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. — СПб., 1861. 10. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963. 11. Васильева Е.Д. Танец. — М.: Искусство, 1968.34. 12. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964. 13. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка. Методическое пособие. — М.: ВНМЦНТ и КПР, 1991. 14. Зацепина К.С, Климов А. А., Рихтер К. Б., Толстая Н. М, Фарманянц Е. К. Народно-сценический танец. 4Т. — М.: Искусство, 1976. ? 15. Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, форма, свойства. — М.: Музыка, 1990. 16. Климов А.А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981. 17. Климов А. А. Основы русского народного танца. — М.: Изд-во ... МГИК, 1994. 18. Красовская В.М. Русский балетный театр. Т. 1. — Л.-М.: Искусство, 1958. 19. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Издательство «Искусство», 1968. 20. Морохин В.И. Хрестоматия по истории русской фольклористики. — М.: Высшая школа, 1973. 21. Настюков Г. А. Русский танец в самодеятельном хореографическом коллективе. — М.: МОНМДНТ и КПР, 1988. 22. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. 23. Русский народный танец. История и современность / Составитель Т.В. Пуртова. – М.: ГРДНТ, 2003. 24. Ткаченко Т.С. Народный танец. — М., 1954. 2-е изд. — М.: Искусство, 1967. 25. Ткаченко Т.С. Методика преподавания народно-сценического танца в коллективе художественной самодеятельности // Танцевальный коллектив в клубе. — М.: Советская Россия, 1962. 26. Уральская В. И. Природа танца. — М.: Советская Россия, 1981. 155.Уральская В. И., Соколовский И. Е. Народная хореография. — М: Искусство, 1972. 27. Устинова Т.А. Русские танцы. — М.: Молодая гвардия, 1955. 28. Устинова Т. А. Народный танец и его сценическая обработка // Балетмейстер и коллектив. — М., 1963. 29. Устинова Т.А. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1976. 30. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. — М.: Искусство, 1995. 31. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1889. Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева. — М.: Знание, 1959. 32. Чурко Ю.М. Народно-сценическая хореография и фольклор // Советский балет. № 1, 1985. 33. Шамина Л.А. Особенности интерпретации традиций народного творчества в произведениях И. А. Моисеева. — Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1990. 34. Бухвостова Л.В. Мастерство хореографа: Учебное пособие./Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. – Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2004. – 144с. 35. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2007. – 192с. 36. Голейзовский К.Л. Образцы русской народной хореографии./ К.Л. Голейзовский. – М.: Искусство, 1964. – 189с. 37. Громов Юрий: От Школы на России к Школе на Фучика: (История. Теория сценического танца. Хореографическая педагогика)/Сост. В.А. Звездочкин. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 148 с. 38. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия. – Спб.: СПбГУП, 2000. 39. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.П. Гусев. – М. – Владос, 2003. – 208с. 40. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Владос, 2005. – 208с. 41. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Этюд: учебное пособие для студентов хореографического факультета вузов культуры и искусств/ Г.П. Гусев. – М. – ВЛАДОС, 2004. – 232с. 42. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: изд. «Искусство», 1976. – 350с. 43. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: «Искусство», 1983. – 237с. 44. Захаров Р.В. Беседы о танце./Р.В. Захаров. – М.: Профиздат, 1963. – 238с. 45. Звездочкин В. В. Творчество Леонида Якобсона. — СПб.: СПбГУП, 2007. — 219 с. 46. Звездочкин В.А. Класический танец. – Ростов-на-Дону, 2003. – 416с Сапогов А.А. Гармония духа материи.- СПб.: Гиперион, 2003. – 351с. 47. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учеб. для студентов вузов искусств и культуры./ А.А. Климов. – 1-е изд. – М.: Искуство, 1981. – 270с. 48. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М.: 1972. – 216с. 49. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972. 50. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца: Учебное пособие./ В.Ф. Матвеев; Под общей редакцией Ю.И. Громова. – Спб.: Изд-во СПбГУП, 1999, - 272с. 51. Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений. - М., 1967. 52. Мазель. Л. А. Строение музыкальных произведений. - М., 1986 53. Народно-сценический танец: Учеб.-метод. пособие для средних спец. и высших учебных заведений искусств и культуры./ К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц. М.: Искусство, 1976. – 206с. – Ч. 1-я. 54. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика : учебное пособие/ науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. - СПб.: СПбГУП, 2006.-632 с. 55. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца. – Спб, 1996. – 132с. 56. Ткаченко, Т. Народные танцы. – М., 1975. – 352с. 57. Уральская В.И. Рождение танца. – М., 1982. – 141с. 58. Фокин М. М. Против течения. Воспоминание балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов: Статьи. Интервью, письма. 2-е изд. - Л., 1981.
Отрывок из работы

Глава 1 Русская пляска как вид народного художественного творчества 1.1 История возникновения и развития русской пляски. Русский народный танец является одним — из более распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец, всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т. п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) и со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, литые серебряные фигурки изображавшие пляшущих людей найденные в одном из кладов на Киевщине, ученые относят к VI веку нашей эры. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как "играть песню", "ходить песню", "водить песню". Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы, а также охотничьи пляски, которые были направлены на овладение образом зверя, цель охотничьей пляски — обеспечить удачную охоту, а её центром, была имитация промыслового зверя. Поскольку имитация воспринималась как реальность (как реальный зверь), то и действия участвующих в пляске, совершаемые вокруг имитируемого зверя (например, загон, ловля и т. п.), мыслились как происходящие в действительности. Подражая зверю, человек стремился и к практической цели, например, для охотничьей маскировки. В пляске изображался зверь, его движения, повадки. «Зверь убегал от преследователей. Те искали его следы, преодолевали различные препятствия, настигали и убивали. Участвующие в такой пляске получали, можно сказать, необходимую закалку, отрабатывали и закрепляли полезные навыки». В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов, в ней человек закреплял приобретенные знания и навыки. «Древнерусские обряды, обрядовые пляски исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Они собирали и организовывали людей в дни радости и печали для обще коллективного выражения своих переживаний и, естественно, способствовали совершенствованию входящих в них элементов плясового искусства. История формирования эстетической стороны народных обрядов — это постоянный отбор народом лучших произведений своего искусства. Причем, эти произведения, войдя в обряд, не оставались неизменными, они шлифовались от поколения к поколению в направлении наиболее полного соответствия их тем чувствам, внешней формой выражения которых они были». Переход общинной земли в собственность отдельных лиц, развитие торговли, возникновение новых городов, повлекло за собой расслоение общества на классы. В VIII—IX вв. из многочисленных восточнославянских племен начинает складываться первое феодальное древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь. Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера: «свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нравна». Многие из этих национальных черт особенно заметно проявлялись в хороводах, плясках и играх. Возникшее древнерусское государство сыграло большую роль в образовании русской народности, в развитии ее культуры и искусства. Введение на Руси в конце X века христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. «…Суровая реформа наложила на духовный мир русского человека тяжелую печать аскетизма и создала между церковными догмами и человеческой совестью атмосферу непримиримости».Введение христианства в качестве официальной государственной религии, способствовало укреплению связей с Византией, являвшейся в то время, одним из крупнейших культурных центров, позволило ближе узнать ее культуру. Это повлекло за собой также изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. К. Голейзовский пишет, что «развитие русской хореографии в IX— X веках отмечено, византийским влиянием, выразившемся, прежде всего в форме одежды, а, следовательно, и в плясовой жестикуляции, всегда находившейся в большой зависимости от покроя и формы платья и обуви». Для этого периода характерно распространения на Руси скоморошества. «В условиях феодального государства Киевской Руси деятельность скоморохов, уходившая корнями в народную культуру родового строя, выражала настроения низов феодального общества, то есть широких народных масс». Для своих представлений скоморохи многое брали из того, что создавалось в народе, их репертуар был богат и разнообразен, как и само творчество народа. Скоморохи были плясунами, музыкантами, песенниками, игрецами, гудошниками, актерами. Переходя с одного места на другое, они всегда были непосредственными участниками различных праздников. Принимая участие в игрищах, давая представления для народа или на княжеских пирах, скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы, пляски, прививали любовь к русскому народному танцу. Они несли в себе, неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли. Но «жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов, «весёлых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность человека и призванной воспитывать народ «в страхе божьем», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями» и церковь начинает преследование скоморохов. Но ни какие указы и запреты не смогли отказаться скоморохов от своего ремесла, они уходили на Север и в леса Брянщины – продолжая нести своё искусство, сохраняя традиции народа. Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, Совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение «Всяк спляшет, да не как скоморох», — говорили в народе. Невозможно переоценить роль скоморохов в развитии и популяризации народного танца в России. Монголо-татарское иго, продолжавшееся свыше двухсот лет, прервало полнокровную жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. Почти вся русская земля оказалась захваченной полчищами монголо-татар. Многие национальные ценности были уничтожены, но русский народ не был покорен. В эти тяжелейшие времена русский народ сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, традиции, свое народное творчество, многочисленные яркие и красочные хороводы, пляски, песни, игры, настолько глубоко это было заложено в душе и характере каждого русского человека. В конце XV веке, русская земля, окончательно, освободилась от монголо-татарского ига. Это важное событие в истории русского народа, вызвало мощный подъем культуры и национальной гордости русского человека. К началу XVI века русские земли-княжества объединились в единое централизованное государство во главе с новым политическим и экономическим центром — Москвой, ставшей также и центром притяжения лучших культурных сил государства. Укрепление русского национального государства, благотворно сказывалось на развитии культуры и искусства русского народа. Но в бытовании русской пляски, отношение со стороны власти осталось таким же, как и в X-XI веках. Церковь, ослабившая в годы монголо-татарского ига свою борьбу и преследование скоморохов, вновь берется за искоренение живущих в народе остатков язычества. Начинается новое гонение на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и гадалками. В 1551 году церковный собор утверждает постановления, изложенные в виде ответов на вопросы царя Ивана Грозного,— «Стоглав» (названный так по количеству глав, имеющихся в кодексе). В «Стоглаве» наряду с главами, касающимися различных церковных и светских правил, ряд глав резко осуждает и запрещает игры, обряды, пляски, хороводы, песни и вообще веселые развлечения, связывая все это с пережитками языческих верований и обычаев. Другим документом того же периода, одобренным церковью и дополнившим «Стоглав», явился «Домострой» — свод правил, устанавливавший не только строгие нормы поведения в семейной жизни, но и резко осуждавший скоморохов, народные увеселения, хороводы, пляски и т. д. «Домострой» ставил в один ряд блуд и плясание, срамословие и песни. Но никакие проклятия, угрозы и преследования церковников не могли убить в народе вечной тяги и веселью, хороводам, пляскам, играм, песням, к общению друг с другом, не могли заставить отказаться от древних обычаев и обрядов, прочно вошедших в быт русского человека. Скоморохи, несмотря на все запреты и преследования, продолжали являться участниками народных гуляний и игрищ. С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, чьи многочисленные внутренние реформы и блестящие военные победы завершили процесс формирования русского государства. Петр, приняв титул императора всероссийского, начал создавать новое государство — Российскую империю, пришедшую на смену старой боярской Руси. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося резкие изменения в культурную и общественную жизнь России. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. В обязательную программу петровских ассамблей, входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский типа полонеза, английский англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и другие. Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству, в частности к русской пляске, привело к тому, что в XVIII веке этот танец постепенно стал вытесняться из больших городов. «Придворная знать и зажиточные городские круги начали стыдиться русской национальной пляски, считая ее «мужицкой», «деревенской», заслуживающей внимания лишь тогда, когда устраивались маскарады и праздники». Однако русский танец на этих торжествах был вовсе не похож на те красочные изумительные пляски и хороводы, которые жили и развивались в народе, вызывая восхищение и радость каждого русского человека, любящего и уважающего свой народ, свое самобытное национальное искусство. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности. Так, в результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, ленце, полька и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев. «Простой» народ, по-прежнему, относился к русской народной пляске, как и ко всему творчеству русского народа, с пристальным вниманием и с большим уважением. Они выступали против стилизации русского народного танца, сусального изображения крестьян, против официальной «народности», против насильственного внедрения чужеземных обычаев. Так, Белинский, подчеркивая могучую, самобытную и глубоко национальную жизнь русского народа, гордящегося своими обычаями, которые стали рушить и заменять иноземными, пишет: «Они (обычаи), составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта, небывалая и несбыточная. Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием, и посягательство на внезапную и решительную реформу без своего согласия почитает посягательством на свое бытие». Передовые ученые и исследователи русской жизни XVIII и XIX веках, не желавшие отрицать русскую национальную самостоятельность, такие, как И. Забелин, Н. Карамзин, В. Михневич, Соловьев, И. Сахаров, И. Снегирев, А. Терещенко, А. Фаминцын, Я. Штелин, П. Шейн и многие другие, стремились не только более глубокому познанию народного творчества, но и к его оценке. Член Российской Академии наук Якоб Штелин в XVIII веке, подчеркивая самобытность русского деревенского танца, писал, что остальными европейскими народными или деревенскими танцами он ничего общего не имеет». Русское государство в XIX веке проходит сложный процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, частые войны — все это, не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Тысяча девятьсот семнадцатый год, стал историческим рубежом в многовековой истории России. Началась новая эпоха в жизни русского государства и русского народа. В первые годы после Октябрьской революции, среди деятелей культуры и искусства находились и такие, которые призывали к отказу от богатого культурного наследия русского народа, от сложившихся веками традиций народном творчестве, как враждебных новой, пролетарской эре. Политика большевистской партии в области культуры и искусства первых же дней революции, была направлена на сохранение и освоение культуры прошлого для строительства новой, социалистической культуры. Среди первых декретов Советской власти, описанных В. И Лениным, наряду с острыми, жизненно важными вопросами для молодой Страны Советов — вопросами земли, мира, хлеба — были декреты о сохранении всех «культурных сокровищ народа». В них ясно подчеркивалось, что нельзя искусственно прервать созданные веками народные традиции, для искусства это гибельно. В. И. Ленин ставил перед современными художниками задачу не только сохранения наследия, но и дальнейшего развития его. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»,- говорил В. И. Ленин в речи на III съезде РКСМ. Надо было очень бережно подойти к художественным произведениям прошлого, взять все лучшее и развить это на новом этапе, в новых условиях, учитывая новые потребности советского человека. Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. Новой формой проявления народного творчества, стала художественная самодеятельность масс, рожденная Октябрем. Художественная самодеятельность в нашей стране приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой коллективного художественного творчества народа, одной из характерных черт его жизни. Советская власть дала возможность народным массам приобщиться к культуре, открыла им широкий доступ к духовным ценностям. После Октябрьской революции, новой формой проявления танцевального творчества народа, стали профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а также самодеятельные коллективы. Эти массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех областях России, сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на большую сцену. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Массовое развитие танцевальной художественной самодеятельности выявило много талантливых исполнителей. Если раньше, русские танцы и пляски исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей. Всем знакомы эти имена: П.П. Вирский, К.Я. Голейзовский, М.С. Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, М.С. Чернышёв. В настоящее время в хореографической самодеятельности, как взрослой, так и детской, участвуют миллионы людей. Многочисленные хореографические кружки, ансамбли, танцевальные группы при хорах русской песни бережно хранят и изучают русский танцевальный фольклор. На его основе создают новые танцы, развивают народные исполнительские традиции. Художественная самодеятельность впервые вывела русский танец на большую сцену, поскольку, возникла потребность показывать великолепные произведения народного творчества широкой аудитории. Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков, решивших посвятить свое творчество профессиональной сцене. Создается большое количество профессиональных коллективов, среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы: Государственный академический ансамбль народного танца России (основатель и руководитель — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР И.А. Моисеев), Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» (основатель и руководитель в течение многих лет — Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР Н. С. Надеждина), Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого (основатель танцевальной группы и ее руководитель — народная артистка СССР Т. А. Устинова), дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, Государственный академический Северный русский народный хор. Государственный Уральский русский народный хор. Государственный Воронежский русский народный хор, Государственный Омский русский народный хор и множество других коллективов. Русскому танцу сотни лет, но в современную эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения, но то, что было накоплено столетиями, было и остаётся в пляске неизменно. 1.2 Виды и формы русской пляски. В каждую историческую эпоху, различные русские народные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце свое мироощущение, свою культуру. Пляска, имевшая в древности религиозно-магический смысл и исполнявшаяся с определенной целью по религиозным праздникам, со временем, отделившись от обрядов, утратила ритуальный смысл, и превратился в бытовой танец, выражающий радостное настроение. Поэтому народный танец всегда современен и в наше время мы исполняем его с учетом современного уровня развития человека, невольно привнося в него современный жест. На протяжении многих сотен лет русская пляска, развиваясь, приобретала устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и так далее, — признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска, — так и из видов, сложившихся в русском тайце и вошедших в быт русского человека в более позднее время — кадриль, полька, лансье и другие. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский пляска продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяя сообразно с требованием современной жизни содержание, стали появляться новые темы, отражающие социалистическую действительность. Под воздействием бурно развивающихся ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца, форма его подачи, но те формы и виды, сформировавшиеся столетиями, продолжают оставаться первоосновой для ново создающихся. «Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка, костюм — органично и творчески были слиты воедино. Но, опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, советские хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы, прославляющие наших современников».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg