Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Социально-ролевой статус участников коммуникации в русском презентационном дискурсе

superrrya 7170 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 239 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
Актуальность настоящего исследования обусловлена: - усилением внимания исследователей к динамическому изучению использования языковых и речевых средств, реализующих индивидуально-личностный, интенциональный и ситуативный аспекты общения в разных сферах коммуникации, в том числе и профессиональной интернет-коммуникации; - развитием антропоцентрического подхода к изучению языка и речи с точки зрения выстраивания коммуникации для реализации той или иной потребности (в нашем случае это речевое поведение в условиях множественного выбора и разнообразия «коммуникационных фонов»); - развитием интернет-дискурса, сочетающего вербальные и невербальные компоненты коммуникации; - сближением языковых характеристик разных видов дискурса (в частности, «маркетизация» академического дискурса); - необходимостью теоретического осмысления механизмов, базовых категорий и языковых особенностей складывающего в этих условиях презентационного дискурса на русском языке. Одной из прагматических характеристик коммуникативной ситуации выступает статус и роли её участников, которые могут быть выражены при помощи языковых или невербальных средств. Презентационный дискурс в данном случае не является исключением, в нём статус и роли участников занимают ключевые позиции. Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые системно исследуются средства современного русского языка, используемые для выражения социально-ролевого статуса в коммуникации в сфере обучения в рамках презентационного дискурса. Объектом исследования в диссертации является речевое и коммуникативное поведение в сфере письменного делового и официального интернет-общения. В качестве предмета исследования выступают языковые и невербальные способы выражения социально-ролевого статуса в тексте презентации образовательных услуг. Основная гипотеза исследования заключается в том, в ходе письменного официального и делового общения в сфере обучения социально-ролевой статус участников выражается с помощью определённой системы языковых и семиотических средств. Цель исследования – выявить, систематизировать и описать состав и функционирование языковых и невербальных средств, используемых для выражения социально-ролевого статуса в русскоязычной письменной деловой и официальной коммуникации в текстах жанра презентации в сфере образовательных услуг. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи исследования: проанализировать работы, в которых исследовались языковые средства выражения социального и ролевого статуса участников речевого общения в письменной коммуникации на русском языке; составить классификацию языковых и невербальных способов выражения социального и ролевого статуса в рамках презентационного дискурса в сфере образовательных услуг; описать особенности функционирования языковых и невербальных способов выражения социального и ролевого статуса в рамках презентационного дискурса в сфере образовательных услуг. В качестве материала исследования использован самостоятельно собранный автором корпус текстов презентации образовательных услуг на русском языке (объём – порядка 700 документов). В качестве источников материала привлекаются сайты организаций, предлагающих образовательные услуги, рассылки на электронную почту, приглашений на вебинары, аккаунты репетиторов в популярных социальных сетях. Методы, применяемые в ходе диссертационного исследования, определены его целью и задачами, и включают в себя контекстный, дискурсивный, сопоставительный, конверсационный, а также контент-анализ. На защиту выносятся следующие научные положения: 1.Презентационный дискурс на сегодняшний момент активно используется в качестве сферы продвижения образовательных услуг в сети Интернет; 2. Наряду с классическими формами функционирования презентационного дискурса, активно развиваются и используются новые формы - тексты приглашений на вебинары, аккаунты репетиторов в социальных сетях; 3.Для продвижения образовательных услуг в каждой из вышеуказанных областей используются как языковые, так и внеязыковые средства; 4.Социально-ролевой статус участников коммуникации распределяется определённым образом, в зависимости от конкретной формы презентационного дискурса, в которой протекает коммуникация; 5.Коммуникативные стратегии, применяемые авторами аккаунтов социальных сетей, можно проанализировать с точки зрения их успешности. Теоретическая значимость работы заключается в представлении и детальном описании категории социально-ролевого статуса в современной коммуникации на русском языке в рамках продвижения образовательных услуг. Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в курсах коммуникативнои? лингвистики, культуры речи, риторики, а также в ходе разработки контента соответствующих источников в сети Интернет. Научная апробация работы проходила в виде научных докладов на научных конференциях в Московском государственном Университете им. М. В. Ломоносова, Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, в Московском городском педагогическом университете, Российском Университете дружбы народов (2020-2021 гг). Содержание работы отражено в научных публикациях (три статьи и одна публикации тезисов научных докладов). Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованнои? литературы, списка источников исследованного материала и приложений.
Введение

Авторы лингвистических исследований современной устной и письменной речи уделяют особое вниманием вопросам, связанным с личностью адресанта, коммуникативными отношениями партнёров, с условиями, в которых протекает коммуникация. Профессиональная коммуникация на протяжении последнего десятилетия является объектом исследования нескольких гуманитарных дисциплин, среди которых помимо лингвистики можно назвать психологию, педагогику, социологию, культурологию, когнитивистику, антропологию. Одним из видов профессиональной коммуникации, вызывающих к себе неизменный интерес современных исследователей, является презентационный дискурс. Эта функция дискурса включает в себя особые механизмы структурирования речи и коммуникативные стратегии, специальные невербальные и вербальные средства выражения, в частности, социально-ролевого статуса участников коммуникации. Презентационная функция дискурса используется в том числе в речевых произведениях для демонстрации и рекламы тех или иных товаров и услуг. Презентационный дискурс может быть представлен такими разнообразными жанрами, как каталог, буклет, проспект, брошюра, посадочная страница, обучающий интернет-контент и т.д. Также вызывает неизменный интерес со стороны лингвистов вопрос о механизмах воздействия различных социальных факторов на язык, речевое поведение людей - в частности, социального статуса коммуникантов и последующее выражение данных социальных ролей в речи. В ходе данного диссертационного исследования будут рассматриваться языковые и невербальные способы воплощения в сети Интернет информации о социально-ролевом статусе участников общения в рамках презентационного дискурса. Образ социально-ролевого статуса коммуникантов ясно просматривается в объявлениях типа: Хотите научиться шить эксклюзивную одежду, которая будет идеально сидеть на вашей фигуре? Тогда Вы попали по адресу! [Школа шитья «Хочу шить»].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ДИСКУРС В НАУЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ 1.1. Содержание понятия «дискурс», исследования дискурса 1.2. Понятие «презентационный дискурс» в современных лингвистических исследованиях, особенности и основные признаки 1.3. Продвигающий текст как один из жанров презентационного дискурса 1.4. Категории образа и имиджа в презентационном дискурсе ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 1 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОММУ-НИКАЦИИ 2.1. Социальная природа высказывания как ситуация реализации социально-ролевого статуса 2.2. Социально-ролевой статус и речевое поведение участников коммуника-ции 2.3. Концепции описания социально-ролевого статуса ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2 ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО ДИСКУРСА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 3.1. Традиционные формы функционирования: объявления образовательных организаций 3.2. Новые формы функционирования: тексты приглашений на вебинары 3.3. О выражении категории авторитетности в объявлениях образовательных организаций и текстах приглашений на вебинары 3.4. Новые формы функционирования: социальные сети 3.4.1 Об успешности коммуникативных стратегий, применяемых при про-движении образовательных услуг ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Список источников исследованного материала: Приложение 1 Объявления образовательных организаций Приложение 2 Статистика по частотности языковых средств в объявлениях образовательных организаций Приложение 3 Тексты приглашений на вебинары Приложение 4 Статистика по частотности языковых средств в текстах приглашений на вебинары Приложение 5 Аккаунты репетиторов в социальной сети Instagram Приложение 6 Полилоги в социальных сетях как ответ на применяемые коммуникативные стратегии
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ДИСКУРС В НАУЧНОМ ОСВЕЩЕ-НИИ 1.1. Содержание понятия «дискурс», основные исследования дискурса Вопрос трактовки понятия «дискурс» является объектом изучения раз-личных наук на протяжении уже не одного десятилетия. Изучение его ведёт-ся в лингвистике, литературоведении, антропологии, этнографии, социоло-гии, социолингвистике, философии психолингвистике, когнитивной психоло-гии и др. В научнои? литературе дискурс рассматривается с точки зрения различных аспектов - как совокупность текстов с учетом их экстралингви-стических параметров (в лингвистике); как общение, описываемое с точки зрения реализации определенных дискурсивных практик (в социологии, со-циальнои? семиотике и политологии); как вид речевои? коммуникации, реали-зующий рациональное рассмотрение ценностеи?, норм и правил социальнои? жизни (в логике, философии и социологии) [Красных 2003, Миронова 1997]. В лингвистике дискурс рассматривается как «важнеи?шая форма повседнев-нои? жизненнои? практики человека и определяется как сложное коммуника-тивное явление, включающее, кроме текста, экстралингвистические факторы (знание о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для пони-мания текста» [Хурматуллин 2009: 31]. Остановимся подробнее на истории изучения понятия «дискурс» и изысканий его дефиниций. Несмотря на то, что современная теория дискурса начала формироваться в самостоятельную область науки лишь в середине 60-х годов XX века, существовали более ранние попытки дать определение этому термину. Во французском языке, из которого произошёл термин, discours, он означает диалогическую речь. Отмечается полисемичность тер-мина уже в XIX веке: в Словаре немецкого языка Якоба Вильгельма Грима «Deutsches Woerterbuch» 1860 года указаны следующие семантические па-раметры термина «дискурс»: 1) диалог, беседа; 2) речь, лекция. Данный под-ход и понимание термина были заимствованы в период становления теории дискурса в рамках т.н. лингвистики текста. В этот период лингвистика пере-шла от исследований предложения к анализу синтагматическои? цепи выска-зывании?, образующих текст. Активное развитие лингвистики текста как науки о человеческои? коммуникации наметило поворот от лингвистики языка к лингвистике речи, вызвало усиление внимания к акту коммуникации [Там же]. Стоит отметить, что даже вначале проводимых исследований в рамках лингвистики текста уже имели место споры об объекте исследования. В связи с тем, что первоначально возникшии? термин многим ученым представлялся не совсем удачным, в некоторых лингвистических работах текст связнои? ре-чи называют дискурсом. О полисемичности термина «дискурс» можно су-дить исходя из статьи в «Кратком словаре терминов лингвистики текста» Т.М. Николаевои?: «Дискурс – многозначныи? термин лингвистики текста, употребляемыи? рядом авторов в значениях, почти омонимичных. Важ-неи?шие из них: 1) связныи? текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диа-лог; 4) группа высказывании?, связанных между собои? по смыслу; 5) речевое произведение как данность – письменная или устная» [Николаева 1978: 467]. С возникновением теории дискурса перед исследователями появилась довольно сложная комплексная задача – дать лингвистическое описание дис-курса. При этом стали разграничиваться понятия «текст» и «дискурс», в свя-зи с чем появились новые определения понятия «дискурс». Например, по со-гласно В.Г. Борботько, дискурс представляет собой текст, но такои?, которыи? состоит из коммуникативных единиц языка – предложении? и их объединении? в более крупные единства, находящиеся в непрерывнои? смысловои? связи, что позволяет воспринимать его как цельное образование [Борботько 1981: 8]. Текст в данном случае не всегда является связной речью - дискурсом - и представляет собой более общее понятие. Соответственно, дискурс – частныи? случаи? текста. В современнои? лингвистике дискурс трактуется неоднозначно. Он ис-пользуется как синоним терминов речь, поток речи, сверхфразовое единство, текст; как определенныи? тип ментальности; как сложное коммуникативное явление, включающее наряду с текстом внеязыковые факторы. Этот термин может использоваться в узком и широком понимании. В широком понимании дискурс сопоставим с «вербализованнои? ре-чемыслительнои? деятельностью» [Красных 1998: 190] и рас- сматривается как «общение людеи? с позиции их принадлежности к тои? или инои? социаль-нои? группе или применительно к тои? или инои? типичнои? речеповеденческои? ситуации» [Карасик 2004: 223]. Для понимания дискурса в узком смысле стоит обратиться к работам Ю. С. Степанова, которыи? объясняет возможность замены понятии? «дис-курс» и «функциональныи? стиль» одно другим, подчеркивая, что разница заключается не в «предмете», а в наименовании [Степанов 1998: 640]. При этом «функциональныи? стиль – это особыи? тип текстов», с соответствующеи? каждому типу «лексическои? системои? и грамматикои?» [Там же: 641]. Иссле-дования лингвистов определяют дискурс в узком смысле как «обозначение того или иного жанра» [Дейк ван 1998]. В зависимости от характера могут выделятся такие виды, как: «новостнои? дискурс», «научныи? дискурс» [Там же], «политическии? дискурс» [Серио 2002: 40], «религиозныи?» [Карасик, 2004; Олянич, 2007], а также другие виды дискурса, соответствующие опре-деленным критериям. В целом, можно выделить несколько подходов к определению дискурса [Хурматуллин 2009: 33]: 1. Коммуникативныи? (функциональныи?) подход: дискурс изучается как об-щение (функционирование языка), как беседа либо как речь с позиции гово-рящего. В рамках данного подхода термин трактуется как «некая знаковая структура, которую делают дискурсом ее? субъект, объект, место, время, об-стоятельства создания (производства)» [Карасик 1999: 5]. 2. Структурно-синтаксическии? подход: дискурс определяется как фрагмент текста, образование выше уровня предложения (сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое, абзац). Дискурс понимается как два или не-сколько предложении?, находящихся в смысловои? связи друг с другом, при этом связность рассматривается как один из основных признаков дискурса. 3. Структурно-стилистическии? подход: дискурс представляет собой нетек-стовую организация разговорнои? речи, которой характерны господством ас-социативных связеи?, спонтанность, ситуативность, стилистическая специфика. 4. Социально-прагматическии? подход: дискурс определяется как «текст, взя-тыи? в событии?ном аспекте», как «речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 1990: 136-137], либо как социальныи? тип высказывании?. Из данной классификации становится понятно, что дискурс характери-зуется тройственной природой: одна его сторона обращена к прагматике, к типовым ситуациям общения, другая – к процессам, происходящим в созна-нии участников общения, третья – к собственно тексту. Осмысление дискурса неразрывно связано с двумя понятиями -«речь»-«текст» - разграничение ко-торых не раз являлось предметом спора лингвистов. Дискурс является про-межуточным звеном между речью как коммуникацией, с одной стороны, и конкретной информацией (текстом), зафиксированным в ходе общения, с другой. Обратимся теперь к лингвистической традиции наименования понятия «дискурс». В указанной выше работе [Хурматуллин 2009: 33] указывается, что необходимость введения понятия дискурс возникла тогда, когда появи-лась потребность учитывать характеристики не просто текста, а текста как послания, кому-либо адресованного и, соответственно, выражающего по-требности адресанта и адресата. Французскии? уче?ныи? Э. Бенвенист говорит о дискурсе как о «речи, присваиваемои? говорящим»: «дискурс не является простои? суммои? фраз, при его рождении происходит разрыв с грамматиче-ским строем языка. Дискурс – это такои? эмпирическии? объект, с которым сталкивается лингвист, когда он открывает следы субъекта акта высказыва-ния, формальные элементы, указывающие на присвоение языка говорящим» [Гии?ому, Мальдидье 1999: 124]. В рамках его подхода, существеннои? чертои? дискурса является его соотнесение с конкретными участниками акта комму-никации, то есть говорящим и слушающим, а также с коммуникативным намерением говорящего каким-либо образом воздеи?ствовать на слушателя. В рамках данного воздействия в структуру разговорного дискурса входят конкретные коммуникативные деи?ствия индивида (вступление в речевои? кон-такт, выдвижение инициальнои? темы разговора, смена ролеи? в ходе комму-никативного акта, смена темы разговора, выход из коммуникативного акта), каждыи? из которых обусловлен комплексом внешних и внутренних факто-ров. Вслед за Э. Бенвенистом, коммуникативный аспект дискурса присут-ствует в определении Г.А. Орлова, в рамках подхода которого дискурс рас-сматривается как категория речи, материализуемая в виде устного или пись-менного речевого произведения, относительно заверше?нного в смысловом и структурном отношении, длина которого может варьироваться от синтагма-тическои? цепи свыше отдельного высказывания (предложения) до содержа-тельно цельного произведения (рассказа, беседы, описания, инструкции, лек-ции и т. п.) [Орлов 1991: 14]. Понятие «дискурс» в данном случае характе-ризуется параметрами завершенности, цельности, связности и рассматрива-ется одновременно и как процесс (с учетом воздеи?ствия различных факто-ров), и как результат в виде фиксированного текста. Итак, с течением времени, содержание понятия «дискурс» постепенно расширялось и стало содержать в себе не только перечисление основных па-раметров текста, но и указание условий, в которых этот текст существует. Эту же идею подтверждает дефиниция, предложенная В.В. Петровым и Ю.Н. Карауловым вкупе с научным мнением по данному вопросу нидерландского учёного Т.А. Ван Деи?ка. Основываясь на данной дефиниции дискурс пред-ставляет собой «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме тек-ста, еще? и экстралингвистические факторы (знания о мире, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста» [Петров, Караулов 1989: 3]. Данное определение стало своего рода каноническим, т.к. именно на базе не-го стали проводиться дальнейшие лингвистические исследования в данном направлении. Новое понимание дискурса, базирующееся на вышеизложенных рабо-тах и приведённое в исследовании образа социального статуса коммуниканта [Саушева 2005], принадлежит уже упоминаемой нами В.В. Красных: по её мнению, дискурс – это процесс внереализованной? речемыслительной? дея-тельности, понимаемой? как совокупность процесса и результата и обладаю-щей? как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическим планами [Красных 2003: 113]. В рамках социально-прагматического подходе в центре внимания ис-следователей? находится речевое действие и его участники, оказавшиеся в конкретных обстоятельствам и условиях данной коммуникации. Родона-чальниками исследований социальной природы дискурса являются привер-женцы французского структурализма и постструктурализма – М. Фуко, А. Греи?мас, Ж. Деррида, Ю. Кристева [Хурматуллин 2009: 35]. Дискурс в дан-ном случае становится синонимом понятия «стиль», «индивидуальный язык», он служит механизмом описания способа говорения кого-либо. Также в рамках данного подхода может исследоваться не дискурс как таковой, а различные параметры, задающие его: стилистические особенности, тематика, способы рассуждения и убеждения и т.д. Таким образом, для французскои? школы дискурс – прежде всего определе?нныи? тип высказывания, присущии? определе?ннои? социально-политическои? группе или эпохе [Там же]. Суще-ствует такое определение, принадлежащее уже упомянутому Т.А. Ван Дейку, характеризующее дискурс как социальное явление: «Дискурс – это речевои? поток, язык в его постоянном движении, вбирающии? в себя все? многообразие историческои? эпохи, индивидуальных и социальных особенностеи? как ком-муниканта, так и коммуникативнои? ситуации, в которои? происходит обще-ние. В дискурсе отражается менталитет и культура, как национальная, все-общая, так и индивидуальная, частная» [Дейк ван 1998: 47]. Термину «дискурс» также давались различные трактовки с «философ-ским уклоном», которые выходят за рамки чисто лингвистических. В данном ключе стоит также упомянуть о работах известного немецкого философа Ю. Хабермаса. В его работах дискурс представляет собой вид речевои? комму-никации, обусловленныи? критическим рассмотрением ценностеи? и норм со-циальнои? жизни [Habermas 1989: 571–606]. Представляет интерес также определение, данное Ю.С. Степановым, который связывает дискурс с поня-тиями альтернативного мира, факта и причинности. [Хурматуллин 2009: 36]. Он дает трактовку дискурса как «языка в языке», представленного в виде особои? социальнои? данности. При этом дискурс, в его понимании, - это не просто стиль, грамматика или лексикон. Он «существует, прежде всего, и главным образом в текстах, но таких, за которыми встает особая граммати-ка, особыи? лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, осо-бая семантика, в конечном счете – особыи? мир» [Степанов 1995: 45]. Такое видение дискурса выходит далеко за рамки текста. Итак, анализируя все вышеупомянутые подходы и определения, дан-ные понятию «дискурс», можно заключить, что данныи? термин в рамках со-временной лингвистики употребляется в значении, близком к понятию «текст», однако обязательно подчёркивается динамическии? характер языко-вого общения, тогда как текст сам по себе является статическим результатом языковой деятельности. Наиболее предпочтительным является понимание дискурса как компонента, имеющего два плана: собственно-лингвистическии? и когнитивныи?. Первыи? связан с языком, выражается в конкретных исполь-зуемых языковых средствах и проявляется в совокупности порожденных текстов (дискурс как результат). Второи? связан с языковым сознанием, обу-словливает выбор языковых средств, влияет на порождение (и восприятие) текстов (дискурс как процесс). С точки зрения лингвистики, дискурс является единым организмом, в котором реализуются самые разнообразные аспекты не только языка, но и языкового мышления. 1.2. Понятие «презентационный дискурс» в современных лингвистиче-ских исследованиях, особенности функционирования и основные при-знаки После рассмотрения вопроса об исследовании определении понятия «дискурс» перейдём к такому его виду, как презентационный. Данное поня-тие было введено в обиход отечественный исследователем А.В. Оляничем, согласно которому презентационный дискурс (далее - ПД) понимается как «“надстроечныи?” тип дискурса, в рамках которого говорящии? транслирует важную для него информацию, им классифицированную и когнитивно осво-енную, в коммуникативную разноуровневую среду – как персональную (личностную), так и институционализированную (коллективную, организа-ционную)» [Олянич 2015: 148]. Более подробное изучение ПД стало возможным благодаря широкому распространению в современном мире вообще и в профессиональной коммуникации в частности информационно-рекламных материалов [Букеева 2014: 30] Некоторые исследователи указывают на определённую «универсаль-ность» ПД - он представляет собой «атрибутивныи? элемент любого дискурса публичнои? коммуникации, поскольку в каждои? коммуникации содержится презентационная стратегия» [Русакова, Русаков 2008: 204]. Данные страте-гии выступают компонентами различного рода институциональных дискур-сов – военного, политического, религиозного и др. В связи с такой «универ-сальностью» возникает и детализированная система жанров ПД: «система жанров ПД складывается из последовательного использования маркетинго-вого, рекламного, научного, технического жанров и собственно жанра пре-зентации на различных этапах развёртывания этой разновидности дискурса» [Букеева 2014: 31]. Для понимания природы возникновения ПД остановимся более по-дробно на вопросе о типологии дискурса. В данном аспекте нам поможет до-вольно обширная и, на первый взгляд, полная классификация дискурса, предложенная А.В. Олянчем (представление о «полноте» будет нами впо-следствии опровергнуто в ходе исследования социальных сетей в Главе 3). Согласно данной классификации, каждый тип дискурса соотносится с той или иной потребностью человека [Олянич 2007: 51-53]. Таким образом, по-требность в продолжении рода соотносится с бытовым альковно-интимным дискурсом (ухаживаниями, любовными посланиями, предложе-ниями создать семью), потребность в пище - с глюттоническим дискурсом (инструкцией по добыче, обработке и приготовлению пищи). Потребности в материальных благах реализуются в деловом дискурсе (коммуникации в трудовой деятельности и деятельности по получению легальных доходов) или в воровском дискурсе (коммуникации в деятельности по получению не-трудовых доходов); потребность во власти - в политическом дискурсе (коммуникации, направленной на руководство социумом) и т.п. В целом, в ходе данной классификации все представленные потребно-сти можно условно разделить на два вида - назовём их простые и сложные. К простым относятся все перечисленные выше потребности, а также некоторые другие пары: потребность в вере - религиозный (теологический) дискурс, потребность в передаче навыков и умений - профессиональныи? (манипуля-торно- инструктивныи?) дискурс, потребность в аргументации - аргумента-ционныи? (риторическии?) дискурс. Есть и более сложные потребности, которым соответствуют несколько типов дискурса. Например, упомянутая выше триада с потребностью в мате-риальных благах, а также многие другие: потребность в равенстве социаль-ных прав и в обеспечении собственной безопасности - юридический (право-вой) дискурс / военный дискурс, потребность в передаче знаний и информа-ции - педагогический / научный дискурс, потребность в охране здоровья - медицинский / медико-профилактический дискурс, потребности в снятии индивидуального и социального психологического напряжения - инвектив-ный / юмористический дискурс, потребность в передаче историко-духовных и культурных ценностей - историко-культурный / педагогиче-ский дискурс. Наиболее сложными в этом плане являются эстетические по-требности, которым соответствуют сразу четыре вида дискурса: художе-ственный дискурс, дискурс этикета, глюттонический дискурс (инструкция поведения за столом), фикциональный / сказочный / фантастический дис-курс. Этой же точки зрения придерживается и автор классификации: «с усложнением качества потребностеи? увеличивается количество дискурсов, поддерживающих ту или иную сложную потребность. Особенно справедливо это в отношении потребностеи? идеального или ценностно-ориентированного свои?ства» [Там же: 53]. Данная схема дает возможность наглядно представить себе, насколько плотно увязаны между собои? потребности и задействованные для их реали-зации инструменты (в данном случае, вербальные). Воспользуемся приводи-мой в качестве примера потребности к власти, которая реализуется насчёт следующей взаимосвязи: «проявить (показать) власть», «показать, кто в доме хозяин», «принять меры», «привести в порядок», «справедливыи? государ-ственныи? строй», «общественные устои», «народные ценности», «верность традициям отцов», и тому подобные словосочетания оказываются теми вер-бальными знаками, которые наделены воздеи?ствующеи? функциеи? власти и означивают направления этого воздеи?ствия. Воздеи?ствие, в котором исполь-зуется дискурс разных типов и подтипов, столь же системно и многоуровне-во, сколь системны потребности, формирующие доминантную – властную – потребность [Там же]. Интересующий нас презентационный дискурс появляется, наряду с педагогическим, при упоминании потребности человека в самопрезентации. Данный феномен характеризуется широкой историей изучения и, как след-ствие, большим количеством попыток толкования. Остановимся на данном вопросе подробнее. Вслед за И.А. Журавлёвой, будем выделять следующие этапы и концепции изучения феномена самопрезентации [Журавлёва 2012: 248-253]: • Изучение самопрезентации человека в античности. Исследование проблемы самопрезентации и предъявления сторон индивиду-альнои? личностнои? характеристики находит своё отражение ещё в трудах античных философов - Платона и Аристотеля. В идеях Платона чётко про-слеживается интерес к проблемам самовыражения субъекта в образе, в осно-ве которого лежит стремление к самопознанию, самосовершенствованию, причем такое «самопознание достигается субъектом благодаря восприятию его образа другим субъектом, через «отражение» его в этом субъекте, к чему и сводится содержание субъект-субъектного взаимодеи?ствия между субъек-том-прообразом и субъектом, воспринимающим образ» [Яндарова 2006: 17]. В контексте даннои? идеи создание образа субъекта рассматривается с позиции активнои?, творческои?, целенаправленнои? деятельности, в результате которои? создается образ, адекватныи? своему создателю-прообразу, способ-ствующии? его самопроявлению, самопознанию, самосовершенствованию. В идеях Аристотеля отражается интерес к проблематике, связаннои? с воз-деи?ствием образа субъекта на воспринимающих его субъектов, закономерно-стями такого восприятия и вытекающими из них возможностями социально-го влияния. В связи с этим, объектом исследовании? являются образы субъек-тов, создаваемые не столько с целью адекватного самовыражения, самопо-знания, самосовершенствования, сколько с целью произвести то или иное определенное впечатление на воспринимающего субъекта и, тем самым, ока-зать воздеи?ствие на его поведение [Там же: 18]. Такои? образ не обязательно должен быть полностью адекватным отображаемому субъекту. • Самопрезентация как способ выражения образа субъекта. Первым исследователем, в трудах которого получает должное развитие идея самопрезентации, был У. Джемс. В его концепции личностное Я рассматри-вается как двои?ственное образование, соединяющее в себе Я-сознающее и Я-как-объект, две стороны однои? целостности, всегда существующие одновре-менно, причем первая из них представляет собои? чистыи? опыт (Я-сознающее), вторая – содержание этого опыта (Я-как-объект) [Гоффман 2000: 25]. В связи с этим предъявление себя основывается на том, как чело-век осознает себя и чувствует, не отводя никакои? роли социальному окруже-нию. • Самопрезентация и концепция «социальной самости». Опираясь на идеи, сформулированные У. Джемсом, Ч. Кули, умело исполь-зует понятие самоощущения, «социальнои? самости», для определения фено-мена самопрезентации и образа Я. Оперируя понятием «самости», Ч. Кули характеризует его как врожденное и инстинктивное, имеющее эгоистическую природу, находящее реализацию лишь в социуме. Сталкиваясь с другими людьми, самость не может не быть социальнои? [Кули 2000: 17]. Ч. Кули определяет ее как «воинственное социальное стремление, старающееся удер-жать и расширить свое место в общем потоке стремлении?», всегда по необ-ходимости связанное «с мыслью о других людях» [Там же: 20]. Самопрезен-тацию человека Ч. Кули связывает с введенным им понятием «зеркальное Я», которое он определял как представление человека о себе самом, которое складывается под влиянием восприятия этого человека другими людьми: «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или униже-ние» [Там же: 29]. Ч. Кули полагает, что основои? самопрезентации и поведе-ния личности, полагаемои? в обществе, является желаемыи? социумом образ и паттерн поведения. • Самость - формирующая способность человека. В отличие от Ч. Кули, Дж. Мид рассматривает самость не как врожденное ощущение, а как самосознание человека, то есть формирующуюся способ-ность. Формирование самости происходит благодаря принятию человеком ролеи? других людеи?. Это происходит, в частности, в игре или в кооператив-ных процессах общества. Взаимное приспособление людеи?, входящих в со-циальную группу, достигается во многом «благодаря способности людеи? формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах. Каждыи? человек способен сформировать Я-образ – иными словами, он мо-жет представить, как он выглядит в глазах других людеи?, включенных в данную ситуацию, и проверить, с точки зрения других участников, всё, что он собирается делать [Мид 2009: 75]. • Самопрезентация как общение. Работая над проблемои? общения, Б.Ф. Ломов отмечал, что человек, опреде-ленным образом презентуя в общении свои индивидуальные характеристики, одновременно «цементирует» свои качества и в тоже время развивает самого себя [Ломов 1963: 77]. Отводя общению не менее значимую роль, В.Н. Пан-феров акцентирует внимание в большеи? степени на функциональнои? стороне и определяет его как «процесс социальнои? регуляции совместнои? жизнедея-тельности людеи? средствами информационно-коммуникативного и психоло-гического взаимодеи?ствия друг с другом» [Панферов 2002: 20]. Функции процесса самопрезентации раскрываются в пяти стадиях общения при пер-вом контакте незнакомых между собои? людеи?, в котором самовыражение, особенности отношения к партнеру демонстрируются через знаковые атри-буты (одежда, косметика и т.д.), через невербальную коммуникацию, демон-страцию привлекательных черт характера и способностеи?, обозначение свое-го статуса [Там же: 99, 121].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Языкознание и филология, 74 страницы
1500 руб.
Диссертация, Языкознание и филология, 85 страниц
2400 руб.
Диссертация, Языкознание и филология, 64 страницы
1200 руб.
Диссертация, Языкознание и филология, 80 страниц
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg