1.1 Транспортно-экономическая характеристика района.
В административном отношении район строительства располагается на территории Свердловской области.
Город Качканар –город областного подчинения Свердловской области. Административный центр Качканарского городского округа. Получил статус города в 1968 году. Город расположен на восточном склоне Среднего Урала возле горы Качканар в междуречье рек Ис и Выя — притоках Туры (бассейн Оби) в 253 км по автодороге к северо-западу от Екатеринбурга. Железнодорожная станция находится на ветке от станции Азиатская на линии Кушва — Пермь.
Город Кушва - город областного подчинения Свердловской области к северо-западу от Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Город областного подчинения расположен вокруг горы Благодать на реке Кушва, в 198 км к северо-западу от областного центра Екатеринбурга и в 50 км северо-западнее Нижнего Тагила, в точке разделения двух железнодорожных магистралей Екатеринбург— Приобье и Екатеринбург — Пермь (Горнозаводская железная дорога). Железнодорожный узел состоит из трёх станций: пассажирских Гороблагодатской, где находится крупный вокзал, небольшой станции Благодати и грузо-пассажирской станции Кушва.
Район тяготения строящейся автомобильной дороги вокруг обладает транспортной сетью, которая включает в себя железнодорожный, автомобильный.
Трасса строящейся дороги не пересекает селитебные зоны населенных пунктов и не проходит в непосредственной близости от них.
1.2 Физико-географическое положение района.
По характеру рельефа территория Кушвы делится на две меридиональные зоны:
Западная зона — переходная от высокогорной части Среднего Урала к более пониженной. Форма возвышенностей сглаженная, склоны задернованы. Только на вершинах и редко на склонах отмечаются скалистые денудационные останцы. Пониженные участки обычно заболочены.
Восточная зона. Имеет увалистый характер (абсолютные отметки не превышают 250—260 м, относительные — 50-60 м). Пониженные пространства, как правило заболочены. В целом по району отмечается слабый уклон поверхности на восток. Район не сейсмичен. Имеются полезные ископаемые — железные руды (магнетиты), огнеупорные глины, строительное сырьё.
Собственно территория города Качканара расположена юго-западнее горы Качканар (абсолютная отметка 878,3 м над уровнем моря), в акватории правобережья искусственного водоёма — Нижне-Выйского водохранилища с зеркалом воды 9,4 км? (отметка уреза воды 281,5 м) на склонах горы Долгая (абсолютная отметка 402,0 м). Рельеф местности холмисто-увалистый, прорезан долинами небольших правых притоков русла реки Выя — речками Деревянная, Чащевитая, Рогалёвка и др.
1.3 Природно-климатические условия.
Свердловская область находится в зоне умеренно-континентального климата. Для него характерна резкая изменчивость погодных условий с хорошо выраженными сезонами года. Уральские горы, несмотря на их незначительную высоту, преграждают путь массам воздуха, поступающим с запада, из европейской части России. В результате Средний Урал является открытым для вторжения холодного арктического воздуха и сильно выхоложенного континентального воздуха Западно-Сибирской равнины; в то же время с юга сюда могут беспрепятственно проникать тёплые воздушные массы Прикаспия и пустынь Средней Азии. Поэтому для Екатеринбурга и характерны резкие колебания температур и формирование погодных аномалий: зимой — от суровых морозов до оттепелей и дождей, летом — от жары выше +35 °C до заморозков. Район относится ко II дорожно-климатической зоне
Участок дороги расположен в пределах умеренного пояса, где характерно избыточное увлажнение. Данный отрезок лежит в зоне тайги.
Климатические данные:
• Средняя дата образования устойчивого снежного покрова 6.11.
• Средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова 20.04.
• Число дней в году с устойчивым снежным покровом 166.
• Средняя из наиболее декадных высот снежного покрова за зиму 70 см.
Остальные климатические характеристики указаны в таблице 1.1
Таблица 1.1
Климатические характеристики района
Средняя годовая температура воздуха 1.2 0С
Средняя месячная температура воздуха января - 15.50С
Средняя месячная температура воздуха июля + 17.20С
Абсолютный минимум температуры воздуха - 47.00С
Абсолютный максимум температуры воздуха + 38.00С
Средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца + 17.20С
Продолжительность периода со среднесуточной температурой наружного воздуха tв ?00С 168 сут.
Средняя месячная относительная влажность воздуха:
наиболее жаркого месяца
наиболее холодного месяца
68?
80?
Суточный максимум осадков 84 мм
Средне годовое количество осадков:
за теплый период
за холодный период
416 мм
166 мм
Направление преобладающего ветра 3
Средняя скорость ветра по преобладающему направлению 3,8 м/с
Наибольшая скорость ветра 24,0 м/с
Таблица 1.2
Годовая повторяемость направлений ветра
Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ штиль
Повторяемость ветра, % 15 12 6 11 10 11 18 17 10
Средняя скорость по направлению, м/с 4 3,4 2,7 3 2,5 2,7 4 4 -
1.4 Рельеф местности
Рельеф определяется чередованием низкогорья и холмистых равнин. Макро и мезорельеф характеризуется холмисто-увалистой равниной с отметками высот 200—380 м. Уральские горы в этом месте образуют как бы седловину, они сглажены, невысоки. Перевалы расположены на высоте не более 410 м над уровнем моря.
Абсолютные отметки земной поверхности изменяются от 320 ? 350 м на возвышенностях и до 270 – 280 м в долинах рек и логов.
Рельеф водосборов преимущественно средне-холмистый с относительными колебаниями высот до 50 метров. Понижения между холмами зачастую заболочены.
Болота на рассматриваемой территории занимают до 15% площади. По своему типу это в основном низинные болота ключевого происхождения, котловинные
Большая часть рассматриваемой территории покрыта лесом. Леса средне- и южнотаежные сосновые, лиственично-сосновые и травяные сосновые (местами в сочетании со сфагновыми болотами.)
Естественный растительный покров заметно нарушен хозяйственной деятельностью человека (распашка, застройка).
1.5 Геологическое строение
Геологическое строение района довольно сложное. В стратиграфическом разрезе участвуют комплексы метаморфических, вулканогенных, вулканогенно-осадочных и осадочных образований от нижнего протерозоя до рыхлых отложений мезозоя и кайнозоя.
1.6 Инженерно-геологические условия проектируемой автодороги.
По данным проведенным инженерно-геологических испытаний по трассе проектируемой автомобильной дороги обнаружены следующие разновидности грунтов:
1. почвенно-растительный слой;
2. торф;
3. суглинки болотные текучей консистенции;
4. суглинки озёрно-болотные мягкопластичной консистенции;
5. супеси элювиальные;
6. суглинки тяжелые;
7. пески дресвянистые ;
8. дресвяные грунты;
9. щебенистые грунты;
10.скальные породы малопрочные (рухляки);
11. интрузивные (граниты, диориты, габбро);
12. эффузивные (порфириты).
В основном грунты суглинки тяжелые и дресвяно-щебенистые с суглинистым заполнителем. Встречаются участки с мощностью торфа до 4 м.
1.7 Гидрогеологические условия
Район проектируемого участка расположен в пределах Большеуральского сложного бассейна корово-блоковых (пластово-блоковых и пластовых) вод с повсеместным распространением безнапорных или обладающих местным напором подземных вод.
Подземные воды здесь приурочены к верхней зоне трещиноватости рифейско-палеозойских вулканогенных, метаморфических и интрузивных пород. Средняя мощность обводненной зоны трещиноватости составляет 40-50 м, достигая 80 м в тектонически ослабленных зонах. Фильтрационные свойства пород здесь крайне неоднородны, удельные дебиты скважин составляют в среднем 0,1-0,3 дм3/с. На этом фоне встречаются геолого-структурные элементы с повышенной проницаемостью, приуроченные к литологическим контактам, тектоническим нарушениям, внедрениям жильных тел, где дебиты скважин достигают значений 2,0-5,0 дм3/с и более.
Питание подземных вод осуществляется, в основном, за счет инфильтрации атмосферных осадков, разгрузка преимущественно в виде родников в долинах рек. Зеркало подземных вод в сглаженном виде повторяет очертания рельефа. На расчлененных при водораздельных склонах оно залегает на глубине 15 – 25 м и более, в долинах рек, озерных котловинах и в пониженных участках рельефа – на глубине 1-2 м. Амплитуда сезонного колебания уровня подземных вод в долинах рек и озерных котловин составляет 0,8 -1,4 м, на склонах водоразделов – 1,5-3,0м.
По химическому составу подземные воды в естественных условиях гидрокарбонатные магниево-кальциевые и кальциево-магниевые с сухим остатком до 0,2 – 0,5 г/дм3.
Подземные воды района широко используются для организации хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения. В тоже время следует отметить, что в целом они недостаточно защищены от загрязнения с поверхности.
1.8 Гидрологическая характеристика
Территория города Качканара размещена юго-западнее горы Качканар (абсолютная отметка 878,3 м над уровнем моря), в акватории правобережья искусственного водоема - Нижне-Выйского водохранилища с зеркалом воды 9,4 км?, (отметка уреза воды 281,5 м) на склонах горы Долгая (абсолютная отметка 402,0 м). Рельеф местности холмисто-увалистый, прорезан долинами небольших правых притоков русла реки Выя (левого притока реки Тура) - речками Деревянная, Чащевитая, Рогалевка и др. Река Выя - основная водная артерия территории, берет свое начало на Западном склоне Среднего Урала и впадает в р. Тура с правого берега на 919 км от устья. Площадь водосбора 411 км?, средняя высота его - 101 км. Длина реки – 58 км. По составу растительности водосбор относится к зоне лесов (залесенность водосбора - 51%). Лесные массивы разобщены травяными, реже сфагновыми болотами, а также открытыми луговыми участками, по бассейну болота разделяются отдельными крупными пятнами. Заболоченность бассейна увеличивается с запада на восток, составляя 20%. В верховье реки Выя организованы Верхне-Выйское и Нижне-Выйское водохранилища, выступающие источниками хозяйственно-питьевого (ВерхнеВыйское) и промышленного (Нижне-Выйское) водоснабжения Качканарского городского округа и его предприятий. Главным природным водным ресурсом является река Выя, берущая свои истоки на Западном склоне Среднего Урала и впадающая в реку Тура с правого берега. Источником хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения организованы собственные водохранилища - Верхне-Выйское и НижнеВыйское.
По условиям водного режима реки рассматриваемого района относятся к типу рек с хорошо выраженным весенним половодьем, летне-осенними дождевыми паводками и длительной устойчивой зимней меженью.
В питании рек преимущественное значение имеют снеговые воды. Доля талых вод в суммарном стоке рек составляет около 50%, на дождевые воды приходится примерно 25 - 30% и остальной сток формируется за счет подземной составляющей.
Основной фазой водного режима является половодье, в период которого проходит 45 ? 50%, а в отдельные годы – почти до 70 - 90% годового стока.
Весеннее снеготаяние и начало подъема уровней воды в реках приходятся на середину первой декады апреля, еще при ледоставе.
Продолжительность подъема составляет обычно 10–15 дней.
Заканчивается половодье в середине мая. Средняя продолжительность его составляет около 40 дней.
Летне-осенняя межень, начинающаяся вслед за окончанием половодья и продолжающаяся до появления устойчивых ледяных образований осенью, отличается неустойчивым характером, зачастую прерывается дождевыми паводками.
Дождевые паводки в летне-осенний период наблюдаются ежегодно. В среднем за летне-осенний период наблюдается 1 – 3 паводка.
Продолжается паводок в среднем 10 - 15 дней, наибольшая его продолжительность может достигать 20 дней.
В зависимости от прохождения дождевых паводков низшие уровни летне-осенней межени наблюдаются в период с июня по октябрь, но чаще они формируются в период с середины июля до середины августа.
Зимняя межень – наиболее длительная фаза водного режима (5 – 6 месяцев), устойчивая. В этот период наблюдаются наименьшие в году расходы воды в реках. Появление первых ледяных образований в виде заберегов наблюдается в середине третьей декады октября. Забереги носят устойчивый характер и появляются ежегодно. В отдельные годы почти одновременно с появлением заберегов на реках отмечается шуга, а также осенний ледоход. Продолжительность этих явлений невелика и составляет обычно от 2 до 5 дней.
Ледостав на реках устойчивый. Средняя дата его установления приходится на первую декаду ноября. Средняя продолжительность ледостава около 180 дней. Наибольшей толщины лед достигает к концу февраля – началу марта.
Вскрытие рек происходит в середине апреля. Ледоход наблюдается не ежегодно: в 30 – 40% случаев лед тает на месте. Полное очищение рек от льда в среднем происходит в период с 10 по 20 апреля.
1.9 Размещение производственных предприятий
Базовое предприятие ООО “ Новая магистраль” располагается в г. Нижняя Тура. Предметом основной деятельности предприятия является строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.
ООО “ Новая магистраль ” —предприятие дорожной отрасли Туринского района Свердловской области. Его история неразрывно связана с развитием транспортной сети республики. И сегодня коллектив профессионалов участвует в решении актуальных задач, стоящих перед экономикойрегиона.
Компания выполняет широкий спектр работ от строительства, ремонта дорог до благоустройства (озеленение территории, укладка тротуарной плитки), что включает в себя:
• Подготовительные работы, включающие в себя, в том числе, расчистку территории от крупного мусора и возможных препятствий, демонтажстарого покрытия, выравниваниеповерхности,
• Подготовка дренажной системы (водоотводные лотки с решетками и колодцами, ремонт и поднятие горловин существующихколодцев)
• Подготовка основания дорожного покрытия (уплотнение грунта, устройство основания)
• Укладка асфальтного (из крупнозернистого, песчаного и мелкозернистого асфальта) и асфальтобетонногопокрытия.
• Установка вспомогательных элементов (знаков, ограждений, освещения, малых архитектурных форм и т.д.)
• Выполнение всех видов работ по обслуживанию дорог (восстановление асфальтного покрытия, мелкий и средний ямочный ремонт ит.д.)
• Благодаря чему значительно сокращаются сроки выполнения работ и их стоимость.
• Сырье и материалы приобретаются у лучших производителей по прямым контрактам.
• Осуществляем контроль качества на каждом этапе работ, с предоставлением гарантии при сдаче объекта вэксплуатацию
ООО “ Новая магистраль ” в своем составе имеет следующие виды дорожно- строительной техники, состав машин приведен в табличной форме см. табл.1.3 Обеспеченность строительной организации механизмами и автотранспортом:
Таблица 1.3
Экскаваторы ЭО-3323 1
JSB 4-CX 1
УДС -114 1
Бульдозеры ДЗ -170 2
Б170М.01ЕР 1
Катки ДУ-84 1
Bomag BW202 2
Hamm-HD75 1
Bomag BW151 1
Dynapac CC422 2
Продолжение таблицы 1.2
VIBROMAX - W850 1
Dynapac CS142 1
BELLE BWR-650 1
Dynapac CА250 2
Автомобильный кран КС-3579 1
Электротрамбовки ИЭ-4502 2
Оборудование для ямочного ремонта БЦМ 24,3 1
Crafco Magnum 1
Автосамосвалы КамАЗ 5321 2
КамАЗ 55111 6
КамАЗ 6520 8
HOWO ZZ3327-3647С 3
АМУР 63310 1
Тракторы МТЗ-82 3
Т-40 1
ЛТЗ-60 1
Комбинированные дорожные машины МКДУ-2 3
МКДУ-3 2
СДК-65115 3
МДК-484610 1
КМ600С 1
ЭД-405 11
Автогрейдеры ДЗ-180 2
ДЗ-122 3
ДЗ-143 2
ДЗ-98В 2
Асфальтоукладчики Dynapac F16-W6 1
ДС-191 1
Погрузчики ТО-28 4
ПК-330100 1
ТО-18 1
ЗТМ – 216А 1
CDM-836 2
Bobcat 2
L-34 2
Бурильная машина на базе трактора МТЗ-80 1
Автогудронатор ДС-39Б 1
Фрезы дорожные АМКОДОР 8047 А 1
Dynapac PL350 1
Распределитель каменной мелочи ДС-49 (Д708А) 1
Электростанция ПЭС-12М 1
Электровибраторы ИВ-101 1
ИВ-47 Б 1
ИВ-113 1
Битумный котел БК-1 1
2.Строительная часть
Обучающийся: Шашлов В.А.
Руководитель: Кручинин И.Н.
Консультант: Шаламова Е.Н.
2.1. Общие сведения о методах организации дорожно-строительных работ Обоснование принятого метода организацииработ
Основной метод – поточные работы выполняются механизированными под- разделениями специализированными по видам работ. Подразделения двигаются друг за другом в технологической последовательности, выполняя только свой строго определенный перечень работ. После прохода последнего отряда остается наращиваемый в одном направлении участок готовой автомобильной дороги.
Рассредоточенный–работыразворачиваютсянавсемпротяжениидорогиили значительной его части.
Смешанный – линейные работы выполняются поточным методом, а осталь- ные работы рассредоточенным.
Линейные работы сравнительно равномерно распределены по трассе слои до- рожной одежды, земляного полотна в невысоких насыпях и неглубоких выемках, малые искусственные сооружения ит.д.