1 Теоретические основы применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима
1.1 Современная налоговая политика
Налоговая система РФ начала после распада, а именно в декабре года. Тогда был принят закон «Об основах системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была 1-я часть Налогового РФ, в 2000-м - 2-я часть. Этот кодекс стал законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы налоговой системы.[1]
Отдельно стоит выделить государственных органов по надзору за налогообложением в Российской. В 1990 году создана Государственная инспекция, которая была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо нам Федеральная налоговая, которая осуществляет деятельность до сих пор.[2]
РФ - это основа для выполнения своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской налогов подразумевает взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (с 2017 года также взносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога соответствующий уровень, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая РФ имеет 3- уровневую, законодательная база о налогах и сборах также на 3 уровня:[5]
- Федеральное — это высший уровень базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.[3]
- Региональное законодательство в себя законы РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которыепредставительными органами самоуправления ( советами депутатов, законодательными собраниями).
Кроме того, на основании НК РФ МинфинРФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут на основании их обращений.[5]
Как уже отмечалось ранее, налоговая РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых. Все составляющие элементы налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы включены:
- все налоги, страховые взносы и сборы, принятые на территории нашей согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения налогоплательщики ( юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых можно привести и организации, которые и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего, а также подают налоговую отчетность(2- НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода( года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.[6]
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий и налоговой отчетности.
ФНС РФ - это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной данных ( ЦОД), а также межрайонные инспекции.[7]
Федеральные налоги на всей нашего государства одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД - (с 01.01.2021 отменен), раздел продукции, ЕСХН и ПСН ( патент).
Региональные налоги утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов возможность изменять налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионымогут устанавливать ставку, но не более, прописанного в НК РФ. Все изменения законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления могут вводить в действие специальные налоговые и вносить в них собственные, но согласно положениям НК РФ.[10]
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый.
В зависимости от порядка налоги можно на две основные категории: прямые и косвенные. Прямыеначисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налогов всего два: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.[16,c,169]
1.2 Сущность специальных налоговых режимов для малых предприятий
Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.
режимы образуют особые виды систем налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.[18,c.99]
Возможность установления специальных режимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
- Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
- Каждому специальному режиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
- В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором специальный режим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по специальному налогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми специальный режим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.[19,c.32]
В перечне специальных налоговых режимов в 2021 году произошли изменения: утратила силу глава 26.3 НК РФ, которая регламентировала порядок применения ЕНВД. Это значит, что с 2021 года специальный режим в виде единого налога на вмененный доход применять нельзя.
Итак, специальные режимы в РФ это:
- для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
- упрощенная (УСН);
- соглашений о разделе продукции (СРП);
- патентная (ПСН).
Несмотря на то, что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.[21,c.512]
Каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице1.2.1.
Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка специального налога. База может быть:
- Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), - для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы»с основной ставкой 15% и«доходы»с основной ставкой 6%.
- Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки - для ПСН.[22,c.268]
Таблица 1.2.1 – Характеристика применения специальных налоговых режимов
Показатель ЕСХН УСН ПСН СРП
Глава НК РФ, 26.1 26.2 26.5 26.4
Кто применяет Организации и ИП ИП Организации
Для какой деятельности возможно применение Сельское хозяйство и рыболовство Все, за исключением приведенной в п. 3 ст. 346.12 НК РФ Только для указанной в п. 2 ст. 346.43 НК РФ Поиск, разведка и добыча минерального сырья
Необходимость специального разрешения — Патент Соглашение о разделе продукции
Размер выручки, млн руб. — До 150 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года До 60 (а для расчета стоимости патента – до 1 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года) —
Численность работников, чел. До 300 - для рыболовецких хозяйств До 100 До 15 —
Остаточная стоимость ОС, млн руб. — До 100 —
Участие других юрлиц в УК организаций, % — До 25 —
Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из специальных налоговых режимов, приведен в таблице 1.2.1.
Таким образом, характеристики и условия применения специальных режимов разные. Поэтому при выборе следует учесть ряд условий: для каких видов деятельности предназначен режим, от каких налогов освобождает по сравнению с общей системой налогообложения, какие ограничения установлены для перехода и применения, сколько раз в год нужно сдавать отчетность и т.п..[24,c.100]
Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:
- К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
- Кругу налогоплательщиков. ЕСХН и УСН доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН - только ИП.
- Объекту применения. ЕСХН, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН - при большинстве (за некоторыми исключениями).
- Набору налогов, вместо которых начисляется специальный налог. При ЕСХН, УСН и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП специального налога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.[27,c.323]
- Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ПСН.
Таблица 1.2.2 - Особенности налогообложения при специальных налоговых режимах
Показатель ЕСХН УСН «доходы минус расходы» УСН «доходы» ПСН СРП
Налоги, не уплачиваемые в связи со спецрежимом Прибыль (для ИП — НДФЛ), НДС, налог на имущество Транспорт, налог на имущество, местные налоги, таможенные пошлины
Обязанность по уплате налога на имущество от кадастровой стоимости — + —
Налоговая база по спецналогу Доходы минус расходы Доходы Потенциально возможный доход По НДПИ, прибыли, НДС база определяется с учетом положений главы 26.4 НК РФ
Основная ставка спецналога, % 6 15 6 6 Особые ставки для НДПИ (ст. 346.37 НК РФ)
Налоговый период Год Год или срок действия патента Свой по каждому налогу
Авансовые платежи Полугодовой Ежеквартальные —
Квартальные по прибыли
Обязательность платежа при убытке — Платится 1% от полученной выручки — +
—
Возможность дополнительного уменьшения начисленного налога — До 50% (а с учетом торгового сбора и на большую величину) у организаций и до 100% у ИП —
Таким образом, в РФ действует 4 специальных налоговых режима. Все они имеют своей целью снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и уменьшение количества отчетности.
?
1.3Нормативное регулирование и условия применения упрощенной системы налогообложения
налогообложения представляет один из специальных режимов, действующих в России. Порядоки условия применения этой уплаты налогов главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основной целью введения упрощенной системы налогообложения ( далее - УСН) в систему налогов и сборовРоссийской Федерации создание наиболее благоприятных экономических условий для деятельности субъектов малого бизнеса.[28,c.100]
Дл перехода на УСН организации и индивидуальные предприниматели должны не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они хотят перейти на УСН, подать уведомление в инспекцию по месту регистрации.
организация и вновьиндивидуальный предприниматель подать уведомление в течении тридцати календарных дней после постановки на учет в инспекции ФНС.
Для применения УСН предусмотрены следующие ограничения:
1) Ограничения по размеру дохода. Чтобы уже существующая организация перейти на УСН, ее доходы по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать млн. рублей. Для перехода предпринимателя на УСН такое не предусмотрено. Но в дальнейшем для организаций и индивидуальных предпринимателей действует одинаковое ограничении о уровню доходов – 150 мл. рублей. [30,c.512]
Указанные суммы могут корректироваться.
2) Ограничения по численности работников. Для применения УСН предусмотрено ограничение по численности работников. Средняя численность не должна превышать 100 человек.
3) Ограничения по стоимости имущества. Ограничение по стоимости имущества действует только для организаций – остаточная стоимость основных не должна превышать 150 млн. рублей.
4) Ограничение по наличиюи представительств. Организация УСН не должна иметь филиалов и представительств.
5) Ограничения по участию других организаций. Не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%
6) Ограничения по видам деятельности.
Не вправе применять УСН:
- банки;
- страховщик;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации, занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся частной, адвокаты, учредившие кабинеты;
- казенные и бюджетные учреждения;
- иностранные организации;
- микрофинансовые организации.
УСН – это льготный режим налогообложения, предназначенный для малого бизнеса. В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности по уплате:
- налога на добавленную стоимость, за исключением: при ввозе товаров из-за Таможенного союза, налогоплательщик исполняет обязанности агента по НДС, налогоплательщик выписал счет-фактуру в течении периода;[31,c.156]
- налога на прибыль организаций, за исключением исполнения обязанностей налогового агента по указанному налогу, в частности при выплате или получает доходы по государственным и муниципальным ценным. Однако в этих у организации – получателя дохода не возникает каких-либо обязательств по исчислению и уплате налога и по предоставлению в ФНС. Обязанность исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль переносится на источник платы – на налогового агента по налогу на прибыль;
- налога на имущество организаций
Индивидуальный предприниматель освобождается от следующих налогов:
- налога на добавленную стоимость, за исключением: при ввозе товаров из-за границы союза, налогоплательщик обязанности налогового агента по НДС, налогоплательщик выписал в течении налогового периода;
- налога на доходы физических лиц, в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
- налога на имущества физических лиц, при условии, что имущество, используется для предпринимательской деятельности.
Элементами налогообложения являются:
- объект налогообложения;
- налоговый период;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты.
В качестве объектов налогообложения УСН налогоплательщик может выбратьиз следующих объектов, характеризующих результаты хозяйственной деятельности:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов
Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком. Исключениемналогоплательщики – участники совместной деятельности или договора доверительного управления – они принудительно применяют в качестве объекта налогообложения« Доходы, уменьшенные на величину».[33,c.59]
В случае, когда выбран объекта налогообложения« Доходы» налоговой базой признается денежное выражение доходов организации и индивидуального. Если объектом налогообложения является « Доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговой базой признается выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
При определенииналоговой базы и расходы определяются итогом с начала периода.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в качестве объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», могут уменьшить налоговую базу по итогам года на сумму (целиком или частично на будущие периоды в течении 10 лет), полученного по итогам налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял систему налогообложения« Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Убыток, полученный при упрощенной системы, не применяется при переходе на иные режима налогообложения.
При определении объекта налогообложения два вида доходов:
- доходы от реализации статья 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации товаров ( работ, услуг) как собственного, так и ранее приобретенных, а также выручкаот реализации имущественных прав, связанныенепосредственно с деятельность налогоплательщика;
- внереализационные доходы, прямо не связанные с реализацией, такие как: положительные курсовые при продаже или покупке; штрафы, пени и иные санкции, полученные от должника на основании решении; доходы от сдачи в аренду ( если в аренду не относится к основной деятельности налогоплательщика); проценты по выданным займам и иным долговым обязательствам; материалы, полученные при демонтаже средств; безвозмездное полученное имущество, включая; при этом средства, полученные в рамках государственной малого бизнеса и самозанятости населения, регистрируются в особом порядке.[34,c.236]