ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья людей, поставив под сомнение существование жизни на Земле.
Людей необходимо учить жить и работать в гармонии с окружающей средой. Это может быть достигнуто за счет качественной трансформации имеющейся практики экологического образования и экологического воспитания в стране.
Данная проблема экологического воспитания детей не новая. Исследованиями в данной области занимались такие исследователи как А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
А. Дистерверг заложил основу развивающего обучения, которое строится на основе дидактических правил, определяющих основные направления воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Я. Коменский выделял необходимость экологического воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление их с природой, определения важного значения природы для каждого ребенка.
Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци выделял восприятие окружающего мира при помощи органов чувств.
Говоря об использовании природы в процессе воспитания и обучения детей, Ж.-Ж. Руссо первый в истории педагогики выдвинул краеведческий принцип организации воспитательной работы.
В рамках современности необходимо отметить множество формирования знаний о определенной педагогической науке, что определяется таким направлениями работы как повышение уровня интенсивности исследования конкретных направлений в рамках развития и совершенствования процесса воспитания подрастающего поколения [2, с. 11].
Каропа Г. Н. определил экологическое воспитание как « Непрерывный процесс образования, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде». [34, c. 73].
Л.Д. Бобылева писала: «экологическое воспитание – это формирование бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом» [6, c. 123].
Т.М. Веселова определяет, что экологическое воспитание является органической и важной частью всего образования в целом, придавая ей новое качество, формируя иное отношение не только к природе, но и к обществу и людям (экогуманизм) [7, с.54].
Исходя из полученных данных в рамках формирования представления о экологическом воспитании детей необходимо соблюдать два основных условия:
– приобретение определенных теоретических понятий, идей, фактов и т.д.
– формирование представления учащихся о экологическом воспитании на основе изучения реальной экологической ситуации и развития, а также формирование представления о реальном улучшении представления о данных особенностях.
По мнению А.Н. Захлебного, « Целью и планируемым результатом экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, умения понимать и ценить красоту и богатство природы, умения осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе». [28, c. 34].
Н.Ф. Виноградова считала что, « Целью экологического воспитания является формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах социально–трудовой деятельности». [8, c. 78].
Исходя из этих положений, мы можем прийти к выводу о том, что основной целью экологического воспитания является формирование и развитие экологической культуры личности и общества в целом. Необходимо определить основные направления рассмотрения как сложного направления определенных направлений в рамках изучения определенных характеристик и способностей учащихся [9, с.35].
Многие исследователи определили особенности формирования и развития определенной экологической культуры в рамках формирования представления о социальных потребностях, а также определения основных аспектов развития окружающей среды.
О.Б. Волжина пишет: «характеризует человека, овладевшего такой культурой, как человека, подчиняющего все силы своей деятельности требованиям рационального использования природных ресурсов, заботящегося об улучшении состояния окружающей среды, предотвращении ее разрушения и загрязнения. Поэтому необходимо овладеть научными знаниями, овладеть нравственными ценностями по отношению к природе, а также развить практические навыки и умения по поддержанию благоприятных условий окружающей среды» [10, c. 147].
В рамках данного направления характерными являются такие особенности как снижение утилитарного и потребительского отношения в рамках определения особенностей формирования определенного ответственного отношения и постоянной связи между идеологическими, нравственными, культурными, историческими и правовыми сферами общественного сознания [15, c. 15]
И.Р. Голубев: «общая задача экологического воспитания состоит из определенных общеобразовательных задач» [11, с.88]:
Основные общеобразовательные задачи:
– система знаний о определенном единстве человека и природы, что формирует представление о определенных природных ресурсах;
– формирование определенных идеологических особенностей в рамках построения этических и экологических ценностей;
– формирование определенного умения использовать моральные и правовые принципы в процессе реального поведения и отношения к ценностям природы;
– формирование определенного способа использования определенных знаний и методах охраны природы и формирования бережного отношения к природе.
Основные воспитательные задачи:
– формирование чувства необходимости в рамках общения с природой и формирование определенной заинтересованности;
– формирование определенного отношения в рамках повышения общего уровня мотивации к определенной деятельности, направленной на понимание определенной ценности работы;
– формирование представления и убежденности в процессе сохранения природы, в рамках развития различных экологических идей [3, c. 15].
А.Н. Захлебный определяет следующие особенности развития экологического образования и воспитания:
– научно-познавательный компонент, который направлен на формирование и выявление определенных навыков взаимосвязи между определенными направлениями и связями;
– ценностный компонент заключается в определении особенностей изучения развития многообразия в рамках изучения особенностей взаимодействия объектов жизни и природы;
– включение нормативного компонента, который формирует представления об определенных правилах, и нормах поведения человека в рамках построения особенностей определенной среды проживания человека;
– практический компонент, который направлен на изучение особенностей взаимоотношений для развития определенных особенностей сознательности и чувствительности [19, с.34].
С.В. Губарева считает: «содержание экологического воспитания – это совокупность межсубъектных экологических идей, научных экологических и морально–экологических знаний (концепций, идей, фактов), интеллектуальных и практических навыков и способностей, социально развитого опыта творческой деятельности, которые должны усваиваться учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе» [10, с.33].
Особенности содержания экологического воспитания указывают на определенное взаимодействие развития социально-экономических и психолого-педагогических факторов, основными особенностями которых являются:
– формирование высокого уровня заинтересованности общества в сохранении определенных особенностей существования человека в окружающей среде;
– высокий уровень заинтересованности общества в процессе развития экологической грамотности граждан;
– высокий уровень достижения науки в процессе развития практической деятельности;
– развитие основных психологических моделей психической активности школьников;
– способствовать развитию когнитивных и психологических характеристик учащихся;
– формирование высокого уровня общего состояния и отношения в рамках образовательной школы и общества в целом [4, c. 16].
Основные тенденции в рамках развития представления о теоретических и практических положениях экологического развития населения:
– высокий уровень развития экологического образования и формирования представления о решении определенных экологических проблем и формирования определенной личности в рамках третьего тысячелетия;
– высокий уровень развития навыков экологического образования и формирование определенных навыков решения экологических проблем;
– повышение уровня международного сотрудничества на основе формирования высокого уровня экологического образования молодежи;
– формирование определенных навыков изучения системного подхода и определенного историзма в рамках развития определенного экологического воспитания [5, с.49].
Н.С. Дежникова считает, что при разработке системы психолого–педагогических путей, средств и условий улучшения экологического воспитания учащихся дошкольных учреждений необходимо учитывать прогрессивный и долгосрочный характер указанных вышеупомянутых тенденций, которые, несомненно, являются проявлением определенных закономерностей [22, c. 66].
С.Д. Дерябко считает: «в период перехода на новые учебные программы и программы особенно актуальными становятся вопросы гармонизации отношений между обществом и окружающей средой, формирования и формирования ответственного отношения к ней. Основа экологической ответственности заложена в дошкольных учреждениях, поэтому успех экологического воспитания во многом зависит от первого этапа воспитания детей дошкольного возраста» [23, с.223].
Исходя из полученных данных, мы можем прийти к выводу о том, что экологической воспитание и просвещение молодежи представляет собой формирование сознательного отношения к природе и формирование разумного отношения к использованию природных ресурсов. Для современных особенностей характерными являются такие аспекты как формирование определенных современных условий в рамках определенной гармонизации взаимодействия общества и природы.
Данный процесс определяет основные направления развития экологического воспитания в русле комплексного подхода и включает:
–– формирование определенной научной системы знаний, которая определяет основы формирования и развития экологического представления о взаимодействии с природными объектами;
– формирование и развитие определенного гуманистического взгляда на личностной развитие человека;
– определение волевых особенностей развития личности и их развитие в рамках практической деятельности [10, с.59].
Именно, в рамках данного направления, в основном, характерными являются такие особенности как определение активной жизни в процессе использования и воспроизводства природных ресурсов. При рассмотрении данного процесса в целом, необходимо отметить, что формирование высокого уровня просвещенности формируется на основе развития двух каналов: рациональном и эмоциональном.
Данный процесс является довольно специфическим в процессе формирования личности ребенка. Для экологического представления характерными являются такие особенности как формирование определенной рациональности мышления и формирования мировоззрения, принципов и позиций в рамках определения экологического воспитания. Формирование и развитие представлений о экологическом воспитании, происходит на основе формирования гуманистического мировоззрения в рамках определения различных форм развития уроков.
При развитии представлений о единстве развития представления о различных гранях сознания личности и формирования определенных экологических представлений, что определяет конкретную направленность развития взаимодействия между обществом и природой [11, с.17].
Структура экологического воспитания довольно неоднородна, что определяется таким моментами как включение мировоззрения, политики, нравственности эстетического мировосприятия и объединения различных моментов, в рамках таких наук как философия, биология, география, социология и т.д.
При формировании различных направлений в рамках гармонизации взаимодействия человека и общества необходимо определить важность сохранения природы для жизни, здоровья и духовного развития личности человека.
При формировании гармоничного развития личности необходимо отметить такие особенности как формирование определенного типа экологического сознания, а также логического видения мира. При формировании образа человека, направленного на взаимодействие с основными направлениями личностного развития, необходимо отметить высокий уровень требований к экологическому воспитанию человека [12, с.25].
В рамках развития и становления экологического воспитания личности ребенка, необходимо иметь в виду такие особенности как формирование определенных общественных и индивидуальных ценностей и приоритетов, что формирует высокий уровень развития экологической культуры.
Формирование процесса воспитания экологической культуры производит отсутствие оптимального уровня интереса в рамках развития представления о высоком уровне одностороннего подхода к процессу воспитания, что формирует определенные особенности существования человека. Эстетическое воспитание и экологическое являются взаимосвязанными понятиями, направленными на формирование взаимодействия с окружающей средой.
Л.Н. Толстой писал: «одним из первых и всех признанных условий счастья является жизнь, в которой отношения между человеком и природой не нарушаются, то есть жизнь под открытым небом, на солнце, на свежем воздухе» [13, с.32].
Эстетическое восприятие окружающего мира направлено на формирование эмоционального развития человека, что определяется такими факторами как развитие определенного типа взаимоотношений между рациональным м эмоциональным восприятием окружающей среды, а также формирование определенной динамичности и разнообразия в рамках построения эстетического развития человека.
Для детского периода характерными являются такие особенности как формирование высокого уровня удельного веса в процессе возрастного развития. Для художественного развития характерными являются такие особенности как определение основных направлений развития человеческой жизни и формирование духовного развития личности [14, с.24].
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников представляет собой длительный и динамичный процесс формирования экологических представлений и законов, формирование бережного отношения к объектам природы и стремление помочь и сберечь природные богатства. Экологическое образование и просвещение людей должны обязательно включать в себя экологию человека. Необходимо рассмотреть и продемонстрировать на конкретных примерах, что основной причиной ухудшения качества окружающей среды и, как следствие, ухудшения условий жизни человека является сам человек, т.е. его неразумная деятельность.
?
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Экологическое воспитание дошкольников представляет собой длительный и динамичный процесс формирования экологических представлений и законов, формирование бережного отношения к объектам природы и стремление помочь и сберечь природные богатства [16, с.31].
Понятия «природа и человек» представляют собой объединенные понятия, которые включают особенности формирования представлений о целостности восприятия мира и определения его целостности. Однако, отношения между человеком и природой стали качественно изменяться. Формирование глобальных проблем в наше время затрагивает интересы каждого человека. Решение возникающих глобальных проблем является важной задачей в рамках определения особенностей развития представления о развитии мышления и экологического сознания в процесс формирования высокого уровня экологического воспитания и образования. Для выполнения особенностей развития определенных особенностей определять и формировать определенные знания о природе и взаимосвязи отношений между человеком и природой, что формирует определенную направленность отнесения у определенным живым существам [17, с.14].
В начале дошкольного возраста у детей формируется представление о сказочном мире природы. Данные особенности формируют представление о умении взаимодействовать с природой и гармонично развиваться с ней. Для данного направления в рамках развития природы характерными являются такие особенности как определение любопытства и развития определенных нравственных качеств, которые формируют представления о окружающем мире. Основными нравственными качествами, которые формируются в процессе жизни, являются такие как формирование определенного милосердия, а также желания помогать нуждающимся [18, с.144].
При формировании представления о определенном развитии представлений о гуманной и творческой личности, необходимо иметь в виду, формирование чувства любви и формирование у детей определенной экологической культуры.
Основными задачами работы с данной группой детей являются такие как:
– воспитание высокого уровня любви к природным объектам на основе умения воспринимать определенную красоту и многообразие деятельности;
– повышение уровня знаний детей о природных объектах;
– формирование симпатии и сочувствия ко всему живому [20, с.55].
При формировании представления особенностей экологического воспитания, необходимо определить особенности видеть красоту и развивать особенности развития личности ребенка. Дети дошкольного возраста указывают на определенную наблюдательность и формирование отрицательного и положительного поведения взрослых. Для формирования представления о экологическом воспитании, необходимо определить особенности формирования познавательных навыков и познавательной деятельности.
Исходя из полученных данных, мы можем определить такие особенности как реализация определенного комплексного подхода в процессе формирования и развития определенной социальной среды, что помогает на личном примере определить особенности формирования и развития представлений о экологическом развитии и деятельности детей [21, с.33].
В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы:
? визуальные, например, наблюдение, демонстрация;
? практические, это игра;
? вербальные, это беседы, чтение художественных произведений (что способствует расширению знаний о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению эмпатии);
? экспериментальные, это опыт (то есть наблюдение со специально созданными условиями) [24, с.39].
Для формирования целостного представления, необходимо определить такие особенности как формирование представления о определении непосредственного контакта, или формирование косвенных моментов в процессе знакомства с различными художественными произведениями.
В рамках наблюдения, как основного метода знакомства детей дошкольного возраста с природой и окружающим миром, необходимо отметить особенности развития реального объекта природы, что определяется как развитии определенных реальных объектов природы.
Для формирования и развития экологических знаний, необходимо отметить такие особенности как взаимодействие речи, мышления и восприятия. В процессе наблюдения дети учатся выделять основные направления формирования определенных объектов и явлений, которые направляют свою активность на выявление причинно-следственных связей в процессе развития личности ребенка [25, с.33].
Для формирования представлений о развитии форм знакомства детей с экологическими моментами, необходимо отметить наличие таких особенностей как занятия, экскурсии, прогулки, работа в быту. Для формирования представления о системе интереса детей к процессу необходимо определить такие особенности как определение возможного развития процесса общения с детьми.
В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются различные методы:
? вербальные (беседы, чтение художественной литературы);
? визуальные (работа);
? экспериментальные (опыт) [26, с.35].
Дети познают окружающий мир с помощью экскурсий, прогулок, занятий. Имеются занятия первичного типа, занятия углубленного познавательного типа, занятия обобщающего типа, занятия сложного типа. В группах имеются уголки природы, где дети могут наблюдать за ростом и развитием растения, изменениями, которые происходят в разное время года. В работе с детьми используется метод наблюдения [21, с.56].
Для формирования представления о процессе наблюдения как средстве развития представлений о развитии представлений о развитии особенностей формирования развития взаимосвязи между растениями и условиями жизни. При определении особенностей развития представлений о красоте природы в рамках формирования эстетического восприятия личности. При определении особенностей развития экологического мышления, необходимо проанализировать развитие мышления детей данной группы [50, с.22].
Для детей шестого года жизни, в первую очередь формируется определенная физическая и умственная развитость, что определяет особенности развития детей на различных направлениях формирования детского мышления. Изменяются особенности моторной и познавательной активности детей, формируется система определенной направленности в рамках изучения взаимоотношений между различными детьми. Для детей данной категории, в основном, характерными являются такие особеннсоти как стабильность восприятия и целенаправленность, а также формирование высокого уровня восприятия, что включает в себя определенное символическое восприятие и формирование высокого уровня рассуждения [27, с.34].
Принципы экологического воспитания в рамках подготовительной группы:
1. Регионализация экологического образования.
2. Гуманизм. Идея человеческой разумности и гуманности, сообщества людей, реализуется в технологии. Причина, как неотъемлемое качество людей, могут быть представлены людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, действовать осознанно, предвидеть последствия своих действий, сознательно относиться к себе и другим существам, к природе в целом.
3. Целостность. Использование данного принципа позволяет детям дошкольного возраста сформировать целостное понимание настоящих экологических проблем и является одним из важнейших условий интеграции экологических знаний.
4. Наука. Дети формируют элементарную систему знаний о единстве человека и природы, о единстве живого и неживого в природе.
5. Системный. Необходимо показать детям дошкольного возраста системную структуру природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующей структурой и функциями.
6. Поддержка активности детей в различных видах деятельности (игра, работа, общение с животными, различные виды искусства).
7. Тематический проект работы. Тема выбрана как своего рода «ядро», вокруг которого строится содержание: рассматриваются все аспекты различных явлений природы.
Дошкольники 6-7 лет интересуется явлениями дикой природы и неживой природы, проявляет инициативу, которая находит в наблюдении, желание учиться, подходить, исследовать. Основываясь на опыте, он уже выработал собственные предпочтения. Он хорошо знает природные явления: погоду, животных, растения и т.д. [29, с.102]
Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется главным образом в желании подойти к наблюдаемому объекту, войти с ним в непосредственный контакт. В возрасте семи лет у детей развивается понимание необходимости бережного обращения с живыми существами, водой, огнем и т.д. Однако это не уменьшает любопытства детей к природным явлениям. Взрослые должны полностью поддерживать интерес детей к природе и направлять его безопасным и значимым образом. Компетенция детей дошкольного возраста по отношению к природе развивается в различных видах деятельности: наблюдение, эксперименты, проектирование, работа по уходу за растениями и животными.
Характерной чертой этого возраста является познавательный интерес, выраженный в внимательном рассмотрении, самостоятельном поиске интересующей информации и желании учиться у взрослого человека, где, что и как он растет; каково строение цветка, тело насекомого, птицы. Что они едят, если спят, если прячутся, где летают. Старший из детского сада «калибрует» свои знания о природе, свое отношение к ней со стороны взрослого, что для него является истинной мерой всех вещей [30, с.58].
Дошкольник может установить существующие в природе взаимосвязи и скрытые взаимозависимости, понять важные механизмы адаптации дикой природы к окружающей среде (земле, воздуху, воде); увидеть зависимость внешних природных изменений от характеристик сезонов.
Дети в возрасте 6-7 лет уже могут устраивать и группировать живые и неживые природные объекты, как с точки зрения внешнего вида, так и среды обитания. Дошкольники постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения живой и неживой природы во многом зависят от того, как с ними обращаются люди [49, с.21].