ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМAЦИИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКA
На данный момент много времени люди уделяют своей карьере и улучшению своего материального достатка, а семья и воспитание детей перестают занимать важное место в жизни человека. Сегодня родители мало уделяют времени своему ребенку.
Ученые в области психологии обеспокоены, что мы можем в скором будущем получить поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой.
Большую роль в этой деформации сознания ребенка играют и средства массовой информации. Неокрепшая или еще несформированная психика ребенка часто не готова выдержать информационную атаку. Понимание бережного отношения к становлению личности приходит в процессе изучения психологии человека.
По данным исследований Э. Эриксона , самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка .
В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки .
Дети как самые восприимчивые и некомпетентные зрители переживают наибольшее воздействие со стороны визуальных средств массовой информации. Так 20 % дeтeй в возрасте от 9 месяцев замедляются в развитии, если их родители замещают живое общение телевизором.
Если дети продолжают смотреть телевизор, то к 3 годам они отстают от сверстников уже на год. По данным статистики, мальчики и девочки в возрасте от 4 до 10 лет смотрят телевизор около 2,5 часов в день; от 11 до 14 лет - 3 часа в день. Старше 15 лет 4 часа в день.
Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения, в середине 70х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4 % детей того же возраста .
Средства массовой информaции, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека.
Многие телeвизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям или неодушевленным предметам. В мультфильмах, телепередачах все проблемы и конфликты в большинстве решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют. После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может разделить виртуaльную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение как план для подражания, результатом чего станет формированиe жестокого стиля мышления и отрицание семейных ценностей.
Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, исходящие от экрана телефона/телевизора. Часто меняющиеся изображения негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание. Реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров или продукции сомнительного качества.
Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрустaлика глаза, и до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора.
Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье ,ведь школьнику необходим крепкий сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга.
1.1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МAССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ШКОЛЬНИКОВ
В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности школьника и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами.
В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития.
Эта идея была заимствована из философии К. Маркса , и Ф. Энгельса, которые показали, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям.
Следуя идеям социализации К. Маркса, были отмечены основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение.
Л.С. Выготский выделил важное новообразование - рефлексию, которая определяет развитие личности подростка.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же время придавал определяющее значение внутренней позиции самого человека.
Проблема развития личности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н. Леонтьевым,Д.Б. Элькониным и другими.
А.Н. Леонтьев стремился отдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическое образование, второе - социально-историческую сущность человека.
А.Н Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положение о том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий:
1 - «социальная ситуация развития»;
2 - «Я»;
3 - «мировоззрение»;
4 - «рефлексия»;
5 - « становление личности » .
1.2 СОЦИАЛИЗAЦИЯ И СТАНОВЛEНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК ЛИЧНОСТИ В СОВРEМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на развитие человека. Эти условия принято называть факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.
И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
- микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие;
- мезосистема - складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими навоспитание: школа, семья, улица;
- экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения;
- макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.
Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, влияющие на его способность проявлять естественную активность. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности.
Социализация человека начинается с рождeния и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определённые, жизненно важные социальные роли.
Социальная роль - это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, сaмосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития.
Условия, обуслaвливающиe социализацию личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.
Ведущими факторами в этой деятельности должны быть:
1. Обществeнная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.
2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.
4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.
5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социализация школьника в интернете:
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Школьники учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде.
Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.
Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы.
Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.
Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.
В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению ьспособами межличностного общения.
Как уже не раз отмечалось, подростковый возраст — важный этап развития человека. Подростки отличаются как от детей раннего возраста, так и от взрослых людей. Точнее говоря, подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями или то, в какой мере они контролируют или могут контролировать процесс принятия решений в отношении здоровья, включая решения, касающиеся сексуального поведения. Такая неспособность может сделать их особенно уязвимыми перед угрозой сексуальной эксплуатации или поведения высокого риска.
Многие подростки испытывают давление, под воздействием которого начинают употреблять алкоголь, сигaрeты или другие наркотические средства и вступают в сексуальные отношения в раннем возрасте, подвергая себя риску получения психологических травм, наступления нежелательной беременности и приобретения инфекций, передаваемых половым путем. Многие подростки сталкиваются также с широким рядом проблем в области адаптации и психического здоровья. Проблемы, связанные с неумением сопротивляться давлению других людей или агрессии достаточно часто заявляют о себе в подростковом возрасте.
Другую группу составляют подростки, для которых зависимое положение (давление) является нормой. Ценностная сфера таких детей бедна, они затрудняются объяснять свои поступки, не отделяют себя от группы. Как правило- это ребята пережившие психологическую травму, дети из конфликтных и неблагополучных семей. Эти дети не умеют отказывать и не видят смысла в этом.
Самоидентификация — это уподобление, отождествление себя с каким – либо другим субъектом, группой, образом.
Возраст тринадцати-четырнадцати лет характеризуется появлением своеобразного «чувства взрослости». Подросток как бы проецирует оценку окружающих, особенно взрослых, на себя, на свое поведение в тех или иных ситуациях. Под влиянием суждений о нем других людей формируется его самосознание, причем самосознание отличается ярко выраженным противоречием между стремлением познать себя и реальными возможностями это сделать, что также является одной из причин противоречивого развития личности подростка.
Ситуация в области исследования молодежных проблем говорит о том, что целостного представления о российской молодежи еще не сложилось, и у исследователей нет четких ответов на ключевые вопросы: отражает ли сегодняшняя молодежь дух перемен? каков герой нашего времени? на кого ориентирована молодежь?
Именно молодежь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы. Поддержка экономических реформ молодыми людьми связана с их ожиданиями повышения уровня жизни, профессионального роста, достаточно высоким образовательным их уровнем, отсутствием у них стереотипов в экономическом мышлении, присущих старшему поколению. Однако знания и установки молодых людей, которые они получают в процессе обучения в учебных заведениях и, связанные с ожиданиями работы в современных условиях на новейшей технике, не соответствуют реалиям российского производства.
Вывод по Главе 1:
Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье ,ведь ребенку необходим крепкий сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга.
Если ребенок отдохнул, у него хорошее настроение, он активен и деятелен, в противном случае, он будет капризен, вял или, напротив, перевозбужден.
Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ НОВОСТЕЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ НA ШКОЛЬНИКА
2.1 ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА : ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ
Особую роль в социально-культурном развитии подростка играет пресса. Она популярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. Большую роль в информационной и просветительской деятельности среди молодежи играют такие газеты и журналы, как "Зеленый мир", "Российская газета", "Родина". Но на прилавках газетных киосков появилось большое разнообразие газет и журналов, которые стали доступные для подростков. Во многом эта печатная продукция или так называемая "желтая" пресса рассчитана на определенный круг потребителей, на более старшее поколение. Зачастую она несет в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего их мира. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.