Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
1.1. Сущность универсальные действия» понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях [14, с. 19 – 20].
Приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). [7]
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3].
В программе личностного развития и формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального образования образовательной системы «Школа 2100» универсальные учебные действия, рассматриваются, как обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться [6].
В программе формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального образования образовательной системы
«Перспектива» универсальные учебные действия, рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [2].
Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных от?ношениях. Применительно к учебной деятельности выделяется три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая ориентация [2]. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? А также уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2) Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [2].
3) Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решениями его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [2].
4) Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию русского языка: готовность осуществлять направленный поиск, работу с информацией, возможность решать проблемы различных направлений. [2].
Для дальнейшей работы необходимо определить понятие «познавательные универсальные учебные действия». Обратимся к смысловому значению каждой составляющей части данного понятия. В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова [12] даны следующие определения:
-познавательный - способствующий познанию, расширению знаний;
-универсальный - разносторонний, охватывающий многое;
-учебный - относящийся к учению, обучению;
-действия - про?явление деятельности.
У Дмитрия Николаевича Ушакова под данными терминами понимается:
-познавательный - служащий для познания, дающий знания;
-универсальный - охватывающий многое;
-учебный - соотносящийся с существительным учеба;
-действия - обнаружение деятельности [15].
Обратившись к толковому словарю русского языка под редакцией Татьяны Федоровны Ефремовой мы выделили, что:
-слово познавательный означает - служащий для познания;
-универсальный - охватывающий все или многое;
-учебный - соотносящийся с существительным учеба;
-действия - обнаружение деятельности [7 ].
Исходя из рассмотренных определений, пришли к выводу, что познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как разносторонняя деятельность, способствующая познанию чего-то большого из значимого посредством обучения. Такое определение не раскрывает всей сути познавательных универсальных учебных действий, поэтому в своем исследовании мы будем пользоваться понятием, данным А.Г. Асмоловым: «познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания, основанная на процессе самостоятельного поиска, исследования, работы с информации и применения ее при решении проблем творческого характера» [2].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Познавательные учебные действия связаны с формированием действий, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса.
В рамках нашего исследования мы остановимся на логических универсальных учебных действиях.
Логические универсальные действия включают следующие действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование [15].
В рамках нашего исследования мы остановимся на логических действиях анализа, синтеза и сравнения.
Анализ - это детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого- либо факта, явления, события, выделение существенных признаков [4]. Проанализировать объект, явление, событие – значит разложить его на единицы, части, элементы, выделить его отдельные признаки, выявить принцип построения целого.
Синтез - это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) [5].
Сравнение – это сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства и различия между ними (или то и другое вместе) [4]. Оно осуществляется определенным способом, этот способ мы можем использовать не только в учебной ситуации, но и в жизни.
Формирование познавательных универсальных учебных действий «синтез», «анализ» и «сравнение» у младших школьников актуально в современном аспекте образования. Вступивший в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2010г включает в себя требования к освоению метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать в п. 11.10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Операционный состав действий анализа и синтеза: выделить предмет (учебный материал, объекты, действия и т.д.), подлежащий анализу; определить цели анализа; расчленить предмет (целое) на составные части, элементы в соответствии с целью анализа (в зависимости от того, какова цель анализа, в предмете могут быть выделены различные элементы); исследовать отдельно каждый элемент; установить взаимосвязь свойств, качеств, частей, элементов предмета; установить их место и роль в системе целого; если нужно, включить изучаемый предмет в связи и отношения с другими предметами; сделать вывод об основных, существенных частях, элементах, свойствах изучаемого предмета, о принципе его построения; зафиксировать полученное знание о предмете в знаковой форме (модель, схема).
А.И. Раев выделяет в составе сравнения такие операции: определение возможных линий сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками; установление общих признаков по каждой из намеченных линий сравнения; определение степени существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения; соотнесение полученных данных по всем линиям; формулировка вывода о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.
Доктор педагогически?х наук и профессор Н. Б. Истомина отмечает, что способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции [16].
1.2. Специфика логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, длящийся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Данный возраст наиболее сензитивен для формирования способности к эмпирическому обобщению.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных действий, потому что основу познавательных действий составляют психические процессы, активно формирующиеся в этот возрастной период: восприятие, мышление, память, воображение, внимание, самосознание [20]. По окончанию начальной школы дети должны владеть всеми необходимыми логическими действиями.
Как считает Подласный, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития: у них совершенствуется нервная система, быстро развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции его коры. Вес мозга ребёнка почт?и достигает вес?а мозга взрос?лого человека, быстро развивается его психика [21].
Если рассматривать не?посредственно приемы умственной деятельности в младшем школьном возрасте, такие как анализ и синтез. Так два этих процесса функционируют в тесной взаимосвязи и являются двумя сторонами единого акта познания, то целесообразно рассматривать их в комплексе.