Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников

superrrya 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
Объект исследования: логические универсальные учебные действия, как педагогическое явление. Предмет исследования: особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и способы их изучения. Цель исследования: выявить особенности формирования логических универсальных учебных действий у обучающихся младших классов. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Выявить сущность понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия»; 3. Дать характеристику логическим универсальным учебным действиям у учащихся младшего школьного возраста; 4. Определить критерии и компоненты сформированности логических универсальных учебных действий; 5. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровней сформированности логических универсальных действий для младших школьников. Методы исследования: анализ, систематизация.
Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и метапредметным результатам. Отсюда возникает противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам и организацией специальных условий для достижения данных результатов. Образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий [9]. Одной из задач современной системы образования является способность быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально- экономическим условиям. Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. Управление образовательным учреждением в существующих условиях заключается в том, чтобы не просто учитывать изменения, но и опережать их, позволяя педагогам и обучающимся идти в ногу со временем, быть успешными и актуальными. Образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий [16]. Логические универсальные учебные действия входят в состав познавательных универсальных учебных действий и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Их формирование теснейшим образом связано с формированием логических приемов мышления, составляющих основу того или другого логического действия. Сформированность этих действий является необходимым условием сознательного и прочного усвоения материала всех учебных дисциплин. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям прописаны в качестве метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ФГОС НОО второго поколения [16]. Поэтому формирование логических УУД становится специальной педагогической задачей учителей начальной школы. Для обучающихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетенций во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. [18, с. 21]. Исходя из теоретического анализа методического пособия А.Г. Асмолова, можно сделать вывод о том, что познавательные универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [2, с. 22]. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способам и познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения любых проблем. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем детям системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. С учетом важности понимания процесса формирования логических универсальных учебных действий в деятельности учителя и не достаточной разработанности данного вопроса в педагогической теории была определена тема курсового исследования: «Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников».
Содержание

Введение……………………………………………………………………..…. 3 Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младшего школьного возраста на уроках окружающего мира…………………………………………………………………………...…. 7 §1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные действия» …………………………………………….…….…. 7 §2. Специфика логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте………………………………………………………...……14 §3. Описание критериев и параметров измерения логических универсальных учебных действий и подбор диагностической методики…………………………………………………………………………18 Заключение………………………………………………………………………24 Список литературы…………………………………………………………...…26
Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. 56 с. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. / А. Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2015. 152 с. 3. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с. 4. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов педвузов / Н.М. Борытко И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Волгоград: ВГИПК РО, 2006. 98 с. 5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Академия, 2010. 151с. 6. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html (дата обращения 3.04.2018 12:34:56). 7. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / авт.-сост. Т.М. Лаврентьева. Волгоград: Учитель, 2013. 71 с 8. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. –1216с. 9. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 – 11. 10. Образовательный сервис [Электронный ресурс] URL: https://uchi.ru 11. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И Ожегов, Н.Ю Шведова. – Москва: Аз, 2014. 736с. 12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. 528 с. 13. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования УМК «Школа 2100». 14. Пинский А.А. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.: Вентана-Граф, 2010. 126 с. 15. Психологическая диагностика детей и подростков // Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2015. 17. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. 18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Москва, 2009. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Москва, 2011. 20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. 21. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2016. 22. Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №14,2018. 23. Ят А.Е., Развитие познавательных способностей детей [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младшего школьного возраста на уроках окружающего мира 1.1. Сущность универсальные действия» понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия» Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях [14, с. 19 – 20]. Приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). [7] Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3]. В программе личностного развития и формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального образования образовательной системы «Школа 2100» универсальные учебные действия, рассматриваются, как обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться [6]. В программе формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального образования образовательной системы «Перспектива» универсальные учебные действия, рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [2]. Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных от?ношениях. Применительно к учебной деятельности выделяется три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая ориентация [2]. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? А также уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. 2) Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [2]. 3) Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решениями его реализация; - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [2]. 4) Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию русского языка: готовность осуществлять направленный поиск, работу с информацией, возможность решать проблемы различных направлений. [2]. Для дальнейшей работы необходимо определить понятие «познавательные универсальные учебные действия». Обратимся к смысловому значению каждой составляющей части данного понятия. В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова [12] даны следующие определения: -познавательный - способствующий познанию, расширению знаний; -универсальный - разносторонний, охватывающий многое; -учебный - относящийся к учению, обучению; -действия - про?явление деятельности. У Дмитрия Николаевича Ушакова под данными терминами понимается: -познавательный - служащий для познания, дающий знания; -универсальный - охватывающий многое; -учебный - соотносящийся с существительным учеба; -действия - обнаружение деятельности [15]. Обратившись к толковому словарю русского языка под редакцией Татьяны Федоровны Ефремовой мы выделили, что: -слово познавательный означает - служащий для познания; -универсальный - охватывающий все или многое; -учебный - соотносящийся с существительным учеба; -действия - обнаружение деятельности [7 ]. Исходя из рассмотренных определений, пришли к выводу, что познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как разносторонняя деятельность, способствующая познанию чего-то большого из значимого посредством обучения. Такое определение не раскрывает всей сути познавательных универсальных учебных действий, поэтому в своем исследовании мы будем пользоваться понятием, данным А.Г. Асмоловым: «познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания, основанная на процессе самостоятельного поиска, исследования, работы с информации и применения ее при решении проблем творческого характера» [2]. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Познавательные учебные действия связаны с формированием действий, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса. В рамках нашего исследования мы остановимся на логических универсальных учебных действиях. Логические универсальные действия включают следующие действия: - Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствия; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждении; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование [15]. В рамках нашего исследования мы остановимся на логических действиях анализа, синтеза и сравнения. Анализ - это детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого- либо факта, явления, события, выделение существенных признаков [4]. Проанализировать объект, явление, событие – значит разложить его на единицы, части, элементы, выделить его отдельные признаки, выявить принцип построения целого. Синтез - это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) [5]. Сравнение – это сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства и различия между ними (или то и другое вместе) [4]. Оно осуществляется определенным способом, этот способ мы можем использовать не только в учебной ситуации, но и в жизни. Формирование познавательных универсальных учебных действий «синтез», «анализ» и «сравнение» у младших школьников актуально в современном аспекте образования. Вступивший в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2010г включает в себя требования к освоению метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать в п. 11.10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Операционный состав действий анализа и синтеза: выделить предмет (учебный материал, объекты, действия и т.д.), подлежащий анализу; определить цели анализа; расчленить предмет (целое) на составные части, элементы в соответствии с целью анализа (в зависимости от того, какова цель анализа, в предмете могут быть выделены различные элементы); исследовать отдельно каждый элемент; установить взаимосвязь свойств, качеств, частей, элементов предмета; установить их место и роль в системе целого; если нужно, включить изучаемый предмет в связи и отношения с другими предметами; сделать вывод об основных, существенных частях, элементах, свойствах изучаемого предмета, о принципе его построения; зафиксировать полученное знание о предмете в знаковой форме (модель, схема). А.И. Раев выделяет в составе сравнения такие операции: определение возможных линий сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками; установление общих признаков по каждой из намеченных линий сравнения; определение степени существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения; соотнесение полученных данных по всем линиям; формулировка вывода о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью. Доктор педагогически?х наук и профессор Н. Б. Истомина отмечает, что способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции [16]. 1.2. Специфика логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, длящийся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Данный возраст наиболее сензитивен для формирования способности к эмпирическому обобщению. В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных действий, потому что основу познавательных действий составляют психические процессы, активно формирующиеся в этот возрастной период: восприятие, мышление, память, воображение, внимание, самосознание [20]. По окончанию начальной школы дети должны владеть всеми необходимыми логическими действиями. Как считает Подласный, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития: у них совершенствуется нервная система, быстро развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции его коры. Вес мозга ребёнка почт?и достигает вес?а мозга взрос?лого человека, быстро развивается его психика [21]. Если рассматривать не?посредственно приемы умственной деятельности в младшем школьном возрасте, такие как анализ и синтез. Так два этих процесса функционируют в тесной взаимосвязи и являются двумя сторонами единого акта познания, то целесообразно рассматривать их в комплексе.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 66 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg