1 ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА СЕВЕРОДВИНСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
1.1. Наименование и местоположение лесничества
Северодвинское лесничество расположено в северно-западной части Архангельской области на территории Приморского административного района и муниципального образования «Город Северодвинск».
Северодвинское участковое подразделение Архангельского обособленного подразделения территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами (164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10, (8184) 58-11-82).
Государственное казенное учреждение Архангельской области «Северодвинское лесничество» (164520, г. Северодвинск, ул. Первомайская, д. 6. Телефон/факс: (8184) 56-72-25. Е- mail: lesxoz@atnet.ru.[3]
1.2. Общая площадь лесничества и участковых лесничеств
Общая площадь лесничества по состоянию на 01 января 2018 года в государственном лесном реестре составляет 777164 га.[3]
Северодвинское лесничество делится на пять участковых лесничеств:
Верхнеозерское участковое лесничество – 213534 га;
Унское участковое лесничество – 161 337 га;
Белозерское участковое лесничество – 219 422 га;
Северодвинское участковое лесничество – 143 707 га;
Лайское участковое лесничество – 39 164 га.
1.3. Распределение территории лесничества по муниципальным образованиям
Территория лесничества расположена в границах муниципального образования «Приморский муниципальный район» и муниципального образования «Город Северодвинск».
Данные о структуре лесничества и его площади в разрезе участковых лесничеств приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Структура лесничества
Наименование участкового
лесничества и участков Административный район
(муниципальное образование) Общая площадь, га
Северодвинское муниципальное образование «Приморский муниципальный район» 114057
муниципальное образование «Город Северодвинск» 29650
итого 143707
Муниципальное образование « Город Северодвинск»: 97632
1.4. Природные условия района
Климат Архангельской области умеренно континентальный, на северо-востоке – субарктический. Погода крайне неустойчивая. Для региона характерна умеренно холодная снежная и продолжительная зима. Средние температуры января от -13 до - 19?С, июля от +16?С на юге и до +10?С на севере.
Годовая сумма осадков в лесной зоне колеблется от 400 до 540 мм. Осадки выпадают в виде небольших продолжительных снегопадов зимой и длительных моросящих дождей осенью.
Значительная относительная влажность воздуха зимой и осенью (85-95%) обусловлена массами теплого воздуха, а летом и весной (70-90%) зависит от испарения с тающего снега, водоемов, лесов и болот в условиях продолжительной пасмурной погоды и невысоких температур. Зимой на территории области образуется мощный снеговой покров толщиной до 60-70 см. Снег выпадает 25 октября-10 ноября и лежит до 25 апреля- 10 мая (на берегах Белого моря может задерживаться до 20 чисел мая). Лето является коротким и прохладным.[17]
1.5. Характеристика лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества
Общая площадь земель лесного фонда Северодвинского лесничества составляет 777164 га. В общую площадь земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые, но предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, пустыри, площади занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли).
Распределение территории по категориям земель приведено в соответствии с государственным лесным реестром по состоянию на 1 января 2020 года.
В таблице 1.2 показано распределение лесного фонда Северодвинского лесничества, согласно лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества, на лесные и нелесные земли. Лесистость территории лесничества составляет 58,5 %. Среди нелесных земель преобладают болота (36,1 %).[3]
Таблица 1.2 - Характеристика лесных и нелесных земель лесного фонда на территории лесничества
Показатели характеристики земель
Всего по лесничеству
Площадь, га %
Общая площадь земель 777164 100
Лесные земли – всего 468655 60,3
Земли покрытые лесной растительностью – всего 454351 58,46
в т. Ч. Лесные культуры 24251 3,12
Не покрытые лесной растительностью земли – всего 14304 1,84
в т. Ч. Несомкнувшиеся лесные культуры 1534 0,2
редины естественные 46 0,01
фонд лесовосстановления, всего 12724 1,63
гари 409 0,05
погибшие насаждения 24 0,003
вырубки 12283 1,58
прогалины, пустыри 8 0,001
Нелесные земли – всего 308509 39,7
пашни 56 0,01
Сенокосы 717 0,09
воды 24853 3,2
дороги, просеки 708 0,09
усадьбы и пр. 20 0,003
болота 280282 36,1
пески 1098 0,1
прочие земли 775 0,1
1.6 Виды разрешенного использования лесов на территории Северодвинского лесничества
Разрешаются к передаче лесные участки для использования в следующих целях:
? Заготовки древесины.
? Заготовки живицы.
? Заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
? Заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
? Ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
? Ведения сельского хозяйства.
? Осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
? Осуществление рекреационной деятельности.
? Создания лесных плантаций и их эксплуатация.
? Выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
? Выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
? Строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
? Строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
? Переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Заготовка древесины в Северодвинском лесничестве осуществляется в порядке рубки спелых и перестойных лесных насаждений, вырубки погибших и поврежденных средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных лесных насаждений (санитарные рубки), при уходе за лесами, за исключением уходов в молодняках (осветления и прочистки), а также проведения прочих рубок при рубке лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, в том числе разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, строительства, ремонта, эксплуатации лесохозяйственных и противопожарных дорог, устройство противопожарных разрывов и т.п.
Заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества по видам целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные леса), категориям рубок, хозяйствам и преобладающим породам. Запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку, а также с нарушением возрастов рубок. Заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
Лесохозяйственный регламент Архангельского лесничества в первоначальном виде утвержден распоряжением администрации Архангельской области № 255-ра/45 от 02.12.2008 г. на период до 31.12.2018 года, но в настоящий момент действует новый утвержденный регламент - постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от от 20 ноября 2018 года № 45п.[3]
Расчет лесосек для заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях по сплошным и выборочным рубкам выполнен в соответствии с алгоритмами, приведенными в Приказе Федерального агентства лесного хозяйства № 191 от 27.05.2011 г. «Порядок исчисления расчетной лесосеки».[2]
Утвержденный Порядок исчисления расчетной лесосеки, предусматривает алгоритм расчета допустимого ежегодного объема изъятия древесины при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений путем деления площади, занятой лесными насаждениями, и запаса древесины на продолжительность сроков изъятия древесины. Однако данные о площади поврежденных насаждений неполны. Лесопатологическое обследование проводится только в зоне рубок. Период проведения санитарных рубок ограничен тремя годами.
Неполный характер сведений о площади поврежденных насаждений и несовпадение расчетных периодов проектирования обуславливают выбор расчетной лесосеки, учитывающий хозяйственную необходимость ускоренной рубки перестойных насаждений. В хозяйственных секциях с выраженным преобладанием спелых и перестойных насаждений оптимальной лесосекой признается вторая возрастная лесосека с расчетным периодом вырубки спелых и перестойных насаждений за 60 лет.
Принятые расчетные лесосеки в еловых и осиновой хозяйственных секциях почти в 2 раза превышают размер общего среднего прироста древесины в насаждениях соответствующих преобладающих пород. В хозсекции из сосняков 4-5б классов бонитета также отмечается небольшой переруб среднего прироста. При малой или незначительной доле средневозрастных и приспевающих насаждений ни средний, ни текущий прирост не являются объективным критерием «нормальности» расчетной лесосеки.
С поспеванием молодняков в осиновой хозяйственной секции через 10-15 лет, сосновой 4-5б классов бонитета через 25-40 лет величина среднего прироста превысит размер расчетной лесосеки. В елово-хозяйственных секциях существенное повышение среднего прироста можно ожидать не ранее, чем через 60-70 лет.[4]
С течением времени, при увеличении площади средневозрастных и приспевающих насаждений, будет увеличиваться прирост, а принятые лесосеки только будут способствовать улучшению возрастного распределения насаждений.
Данные по использованию лесного фонда представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Ежегодный размер пользования по выборочным и сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений в Северодвинском лесничестве.
2 НОРМАТИВЫ, ПАРАМЕТРЫ И СРОКИ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ПРИ ЗАГОТОВКЕ ДРЕВЕСИНЫ
2.1 Нормативы
Законный режим собственности на землю в лесном фонде и лесном фонде определяется Конституцией Российской Федерации, государственным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ гласит, что Земля и другие природные ресурсы могут принадлежать частным, государственным, городским и иным формам собственности (часть 2 статьи 9). Владение, использование и утилизация земли и других природных ресурсов ОГУ-свободно приветствуется владельцами, если это не вредит окружающей среде и не ущемляет права и законные интересы других людей (часть 2 статьи 36). Условия землепользования осуществляются в соответствии с Федеральным законом (часть 3 статьи 36). Конституция говорит о совместной юрисдикции РФ и субъектов РФ в отношении владения, использования и утилизации земли, подземных, водных и других природных ресурсов.
ГК РФ (ст. 130) классифицирует леса, многолетние насаждения и прочно связанные с землей, как недвижимое имущество (Ст. 129), то есть возможность отчуждения земель и других природных ресурсов в пределах, установленных специальным законом. Реформа земельных отношений, установленная законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "О земельном обороте", направлена на ликвидацию монополистической государственной собственности и участие земель в гражданском обороте.
Лесной кодекс РФ (1997) учредил лесной фонд на федеральных оборонных объектах. В то же время закон о лесах предусматривает продажу лесных фондов, залог и другие сделки, связанные с отчуждением участков лесного фонда.
Государственное регулирование в области использования, сохранения воды, охраны и охраны лесов осуществляется федеральным правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими органами государственной власти.
Органами по регулированию экологического и правового режима использования леса являются Федеральная лесная служба и ее территориальные органы. К ним относятся органы управления лесами РФ, лесные заводы, национальные парки, органы управления лесом, авиабазы по охране леса. Эти учреждения обеспечивают применение государственной политики в области использования, разведения, охраны и охраны лесов
В системе лесных учреждений есть государственный аппарат-охрана леса РФ, для которого они осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными нормами. Они получают право предотвращать нарушения лесного законодательства.
Лесной закон определяет компетенцию РФ и ее субъектов в области регулирования лесных отношений, а также компетенцию местных властей в этой области. Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в ходе реализации комитетом по природным ресурсам Архангельской области.