Введение
Современное общество, развитие глобальных отношений обуславливают необходимость быстрого накопления новых знаний путём развития международного сотрудничества в сфере науки и образования, направленного на расширение возможностей граждан различных государств с целью получения образования не только в своей стране, но и за рубежом. Популярность образовательного туризма стремительно растет. Перспективу развития туризма в целом сдерживают следующие факторы – рост курса зарубежных валют, политические проблемы, но в первую очередь – пандемия.
Всего с января по сентябрь 2020 г. иностранцы совершили 326,8 тыс. визитов в Россию с туристическими целями (практически все - в первом квартале). В аналогичный период прошлого, 2019 года, это количество достигало 4,3 млн. Таким образом, спад въездного туризма по итогам 2020 года составил -93,6%. Россия потеряла 4,77 млн иностранных туристов в 2020 году. После локдауна весной и летом на выездном туристическом рынке вся активность туроператоров сосредоточилась на 5 основных открытых в августе-сентябре туристических направлениях. Это Турция, Объединенный Арабские Эмираты (ОАЭ), Куба, Мальдивы и Танзания (Занзибар).
На первом месте – Турция. В эту страну по итогам всего 2020 года из России прибыло на отдых 1,6 млн человек (в 2019 – 6,9 млн), падение составило -77% год к году. Количество юридических лиц-туроператоров сократилось с марта 2020 года на 278 компаний или всего на 6% (в марте 2020 г. в Едином федеральном реестре туроператоров была 4571 компания, а в декабре 2020 г. – 4293). При этом из 278 компаний, прекративших работу или ликвидировавших юридическое лицо, 107 работали в сфере выездного туризма (сокращение на 20%).
Таким образом, в РФ прекратили работу около 30% от общего количества турагентств по сравнению с февралем 2020 г. По предварительной оценке, наибольшее снижение количества работающих агентств фиксируется в Москве, регионах ЦФО, регионах Дальнего Востока.
На рынке туроператоры наблюдают две противоположные тенденции: растет количество коротких и частых поездок (мотив: «надо поехать, пока все не закрыли») и увеличивается продолжительность основной отпускной поездки – до 14 дней и более (мотив: «взять от жизни все»).
Следует отметить, что современная образовательная система ещё далека от совершенства, не только в России, но и за рубежом. Однако в нашей стране процесс обучения носит более академический, аналитический характер, нежели синтетический. Кроме того, цикл общественного воспроизводства в России искажён и не завершён. У нас проводятся большие исследования, обучение, но результаты не доводятся до промышленного производства, из-за чего наша экономика неэффективна, зависима от экспорта энергоносителей, а уровень жизни остается низким. Падение доходов в реальном выражении усиливается из года в год по нарастающей: по сообщению Росстата реальные располагаемые доходы россиян в первом квартале 2021 года упали на 3,6% в годовом выражении.
Объект исследования: образовательный туризм.
Предмет исследования: анализ ресурсов образовательного туризма в России для молодёжи из Турции.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в следующем – разработать образовательный тур продукт для молодёжи из Турецкой республики в Россию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и особенности организации образовательного туризма.
2. Проанализировать образовательные ресурсы России.
3. Проанализировать туристическую инфраструктуру России.
4. Проанализировать потребителя образовательных услуг.
5. Разработать образовательный тур продукт для молодёжи из Турецкой республики в Россию.
Информационной базой для написания работы являются: литературные источники отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам международного образовательного туризма, нормативные акты, результаты проведенных опросов турецких абитуриентов.
Теоретической основой при написании выпускной квалификационной работы послужила учебная литература и научные труды, а также материалы интернет-источников: И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Энциклопедия туризма, Соломин В.П., Погодина В.Л., Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России, В. Ю. Воскресенский Международный туризм, Лунин, Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ, Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Основы туризма.
Исследование основывалось на использовании принципов системного подхода, общенаучных приемов классифицирования и агрегирования. В качестве инструментов исследования использовались методы предметно-логического, факторного, сравнительно-аналитического, корреляционного, экспертного анализа, статистической обработки исходной информации, классифицирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: разработан образовательный тур продукт для молодёжи из Турецкой республики в Россию, составлена программа обучения, отдыха, рассчитана стоимость тур продукта.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.