Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2021
ВВЕДЕНИЕ В современном обществе к психологам образования предъявляются особые требования, и успешным оказывается специалист, который адекватно реагирует на новые социальные ожидания, является мобильным, способным самосовершенствованию в профессиональном плане, способен применять различные, адекватные ситуации приемы в общении, то есть имеет развитую коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция определяется в качестве способности человека с помощью языковых средств решать определенные коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения. Как специальные умения и навыки, коммуникативные компетенции рассматриваются в аспекте профессиональной деятельности, и уровень их развития определяется результатом в данной деятельности. Коммуникативная компетенция в сфере общения можно считать главной составляющей высокого профессионального уровня будущих психологов образования в учебной деятельности. Данные работники относятся к профессиям типа «человек - человек», так как в ней необходима специальная коммуникативная подготовка и специалист в каждом случае включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день к психологам образования в учебной деятельности предъявляются особые требования, и эффективно действующим оказывается специалист, который адекватно реагирует на новые социальные ожидания, является мобильным, способным самосовершенствованию в профессиональном плане, способен вырабатывать правильные приемы в общении, имеет развитую коммуникативную компетенцию. При этом отмечается не разработанность вопросов развития у студентов психологического образования в учебной деятельности коммуникативных компетенций. Актуальность. Поскольку требования к данной профессии растут, и коммуникативные компетентности - это важные показатели профессионального статуса студента, важно оценить какие требования предъявляет данная профессия, каковы коммуникативные компетентности эффективных психологов, какие меры необходимо применять для развития профессиональных функций будущих психологов образования в учебной деятельности. Обозначенная проблема исследования определяется наличием противоречия с одной стороны, между предъявляемыми требованиями к развитости коммуникативной компетентности у будущих психологов образования в учебной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью программы по развитию коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Противоречие определило проблему данного исследования, которую можно сформулировать следующим образом: какие коммуникативные компетентности должны быть у будущих психологов образования в учебной деятельности и какими способами можно развить у них коммуникативную компетентность. Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности» Цель исследования – изучение особенностей и процесса развития коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Объект исследования: коммуникативная компетентность личности. Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Гипотеза. Известно, что профессиональная деятельность психолога подразумевает развитую способность правильно понимать поведение людей, выстраивать эффективные коммуникации в деловой и межличностной сфере. Предполагаем, что у студентов – будущих психологов будет диагностически выявлен достаточный уровень коммуникативной компетентности, что проявляется в преобладании в коммуникативных умениях такого типа реакции как «уверенная, компетентная, на равных», а также преимущественно в средних и высоких значениях коммуникативной толерантности. Задачи исследования: 1) Изучить феномен коммуникативной компетентности в современной психологии. 2) Описать значение коммуникации в профессиональной деятельности психолог. 3) Рассмотреть формирование коммуникативной компетенции в процессе реализации основной образовательной программы подготовки студентов – будущих психологов образования. 4) Провести эмпирическое исследование развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности . 5) Рассмотреть основы развития коммуникативной компетентности в учебной деятельности. Методологическую основу нашего исследования составили теоретические и методологические концепции психологии: концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной. Ценными для изучения методологии коммуникативного общения для нас стали фундаментальные исследования А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Й. Лингарта. Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей развития коммуникативной компетентности в юношеском возрасте И. В. Юшкиной, Т. Л. Худяковой, А. Н. Севрюковой, Т. И. Печенкиной, В. Н. Куровского, и профессиональных особенностей будущих психологов образования Е.Ю. Максимовой, О.А. Козыревой, Е. Л. Доценко. Методы исследования: - теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных; - констатирующий педагогический эксперимент, включающий две диагностические тестовые методики; - методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных, текстово-графическая презентация материалов КР на процедуре публичной защиты 12.01.2021. База исследования: в исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-18 лет психолого – педагогического факультета ЗабГУ в количестве 20 человек. Теоретическая значимость исследования - в данной работе были собраны, структурированы и обобщены научные данные по проблеме развития коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами, психологами, педагогами при изучении вопросов развития коммуникативной компетентности и для разработки программ по развитию коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности.
Введение

ВВЕДЕНИЕ В современном обществе к психологам образования предъявляются особые требования, и успешным оказывается специалист, который адекватно реагирует на новые социальные ожидания, является мобильным, способным самосовершенствованию в профессиональном плане, способен применять различные, адекватные ситуации приемы в общении, то есть имеет развитую коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция определяется в качестве способности человека с помощью языковых средств решать определенные коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения. Как специальные умения и навыки, коммуникативные компетенции рассматриваются в аспекте профессиональной деятельности, и уровень их развития определяется результатом в данной деятельности. Коммуникативная компетенция в сфере общения можно считать главной составляющей высокого профессионального уровня будущих психологов образования в учебной деятельности. Данные работники относятся к профессиям типа «человек - человек», так как в ней необходима специальная коммуникативная подготовка и специалист в каждом случае включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день к психологам образования в учебной деятельности предъявляются особые требования, и эффективно действующим оказывается специалист, который адекватно реагирует на новые социальные ожидания, является мобильным, способным самосовершенствованию в профессиональном плане, способен вырабатывать правильные приемы в общении, имеет развитую коммуникативную компетенцию. При этом отмечается не разработанность вопросов развития у студентов психологического образования в учебной деятельности коммуникативных компетенций. Актуальность. Поскольку требования к данной профессии растут, и коммуникативные компетентности - это важные показатели профессионального статуса студента, важно оценить какие требования предъявляет данная профессия, каковы коммуникативные компетентности эффективных психологов, какие меры необходимо применять для развития профессиональных функций будущих психологов образования в учебной деятельности. Обозначенная проблема исследования определяется наличием противоречия с одной стороны, между предъявляемыми требованиями к развитости коммуникативной компетентности у будущих психологов образования в учебной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью программы по развитию коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Противоречие определило проблему данного исследования, которую можно сформулировать следующим образом: какие коммуникативные компетентности должны быть у будущих психологов образования в учебной деятельности и какими способами можно развить у них коммуникативную компетентность. Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности» Цель исследования – изучение особенностей и процесса развития коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Объект исследования: коммуникативная компетентность личности. Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Гипотеза. Известно, что профессиональная деятельность психолога подразумевает развитую способность правильно понимать поведение людей, выстраивать эффективные коммуникации в деловой и межличностной сфере. Предполагаем, что у студентов – будущих психологов будет диагностически выявлен достаточный уровень коммуникативной компетентности, что проявляется в преобладании в коммуникативных умениях такого типа реакции как «уверенная, компетентная, на равных», а также преимущественно в средних и высоких значениях коммуникативной толерантности. Задачи исследования: 1) Изучить феномен коммуникативной компетентности в современной психологии. 2) Описать значение коммуникации в профессиональной деятельности психолог. 3) Рассмотреть формирование коммуникативной компетенции в процессе реализации основной образовательной программы подготовки студентов – будущих психологов образования. 4) Провести эмпирическое исследование развитие коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности . 5) Рассмотреть основы развития коммуникативной компетентности в учебной деятельности. Методологическую основу нашего исследования составили теоретические и методологические концепции психологии: концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной. Ценными для изучения методологии коммуникативного общения для нас стали фундаментальные исследования А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Й. Лингарта. Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей развития коммуникативной компетентности в юношеском возрасте И. В. Юшкиной, Т. Л. Худяковой, А. Н. Севрюковой, Т. И. Печенкиной, В. Н. Куровского, и профессиональных особенностей будущих психологов образования Е.Ю. Максимовой, О.А. Козыревой, Е. Л. Доценко. Методы исследования: - теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных; - констатирующий педагогический эксперимент, включающий две диагностические тестовые методики; - методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных, текстово-графическая презентация материалов КР на процедуре публичной защиты 12.01.2021. База исследования: в исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-18 лет психолого – педагогического факультета ЗабГУ в количестве 20 человек. Теоретическая значимость исследования - в данной работе были собраны, структурированы и обобщены научные данные по проблеме развития коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами, психологами, педагогами при изучении вопросов развития коммуникативной компетентности и для разработки программ по развитию коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретическое изучение коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности 7 1.1. Феномен коммуникативной компетентности в современной психологии 7 1.2. Значение коммуникации в профессиональной деятельности психолога 12 1.3. Формирование коммуникативной компетенции в процессе реализации основной образовательной программы подготовки студентов – будущих психологов образования 16 Выводы по первой главе 21 ГЛАВА II. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности 22 2.1. Организация и обоснование выбора методов исследования коммуникативной компетентности 22 2.2. Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности 24 2.3. Рекомендации по развитию коммуникативной компетентности будущих психологов образования 29 Выводы по второй главе 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. – 150 с. – Текст : непосредственный. 2. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме/ Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2014. – 500 с. – Текст : непосредственный. 3. Атватер, И. Я Вас слушаю./ И. Атватер – М., 2014. – 180 с. – Текст : непосредственный. 4. Березкина, О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб пособие для студ. вузов/ Березкина О. П. - М., Академия, 2016. – 200 с. – Текст : непосредственный. 5. Беркли-Ален, М. Забытое искусство слушать / Беркли-Ален М.. – СПб, 2012. – 179 с. – Текст : непосредственный. 6. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. / Доценко Е. Л. – М.: 2015. – 200 с. – Текст : непосредственный. 7. Большанина, Л. В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза / Большанина Л. В. //Концепт. – 2017. – №. S11. – Текст : непосредственный. 8. Егоренко, Т. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу / Егоренко Т. А., Безрукавный О. С. //Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т. 9. – №. 2. – С. 48-56. – Текст : непосредственный. 9. Жакмо, Н. Говорите с людьми. Правила успешного общения/ Жакмо Н.. - М.: ЭКСМО, 2015. – 156 с. – Текст : непосредственный. 10. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: Учебник / Т. В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М.: Форум: Инфра-М, 2016. – 336 с. – Текст : непосредственный. 11. Зимбардо, Ф. Социальное влияние/ Зимбардо Ф., Ляйппе М.. - СПб.: Питер, 2013. – 300 с. – Текст : непосредственный. 12. Ковалев, Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия / Ковалев Г. А. // Вопросы психологии, 2015. – 140 с. – Текст : непосредственный. 13. Ковалев, С. В. Основы НЛП или Введение в человеческое совершенство / Ковалев С. В.. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 210 с. – Текст : непосредственный. 14. Козырева, О. А. Все о профессиональной компетентности учителя / Козырева О. А. //Учитель года: лучшее от лучших. - 2016. – 300 с. – Текст : непосредственный. 15. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия: Рук. для врачей. – 5-е изд/ Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А.. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2013. – 230 с. – Текст : непосредственный. 16. Ливак, Н. С. Особенности коммуникативной компетенции психолога в сфере образования / Ливак Н. С. //Педагогическое образование в России. – 2019. – №. 1. – 190 с. – Текст : непосредственный. 17. Майерс, Д. Социальная психология / Майерс Д. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 189 с. – Текст : непосредственный. 18. Максимова, Е. Ю. Формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных педагогов/ Максимова Е. Ю.: Казань, 2015. – 200 с. – Текст : непосредственный. 19. Махмутова, Е. Н. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров / Махмутова Е. Н., Андреева М. М., Дмитренко Т. А. //Интеграция образования. – 2018. – Т. 22. – №. 1 (90). – Текст : непосредственный. 20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Ожегов С. И.. – М.: 2017. – 400 с. – Текст : непосредственный. 21. Печенкина, Т. И. Коммуникативная компетентность как важнейшая составляющая общей профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов / Печенкина Т. И., Куровский В. Н. //Развитие педагогического образования в России. – 2018. – С. 10-17. – Текст : непосредственный. 22. Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности, противодействия / Под ред. Журавлева А. Л., Павловой Н. Д. - М.: 2018. – 178 с. – Текст : непосредственный. 23. Психология влияния. Хрестоматия. – СПб, 2015. – 244 с. – Текст : непосредственный. 24. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 144 с. – Текст : непосредственный. 25. Роберт, Б. Чалдини. Психология влияния/ Роберт Б.. Спб.: Питер, 2011. – 250 с. – Текст : непосредственный. 26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л.. – СПб.: Питер Ком, 2012. - 100 с. – Текст : непосредственный. 27. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / Сластенин В. А.. - М.:,2017. – 200 с. – Текст : непосредственный. 28. Худякова, Т. Л. Роль коммуникативной компетентности в процессе с профессионального становления студентов-психологов / Худякова Т. Л., Севрюкова А. Н. //Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. – 2018. – С. 421-425. – Текст : непосредственный. 29. Юшкина, И. В. Коммуникативная компетентность как основной компонент профессионализма педагога-психолога / И. В. Юшкина //психология образования: образовательный потенциал развития личности. – 2020. – С. 477-480. – Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретическое изучение коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности 1.1. Феномен коммуникативной компетентности в современной психологии Люди относятся не только к биологическим существам, но и к социальным личностям. Человеку недостаточно удовлетворения только природных, естественных потребностей. Кроме нужды в еде, сне, воде, продолжении своего рода любому человеку необходимо реализовать себя в окружающем обществе. Найти своё «я» и самого себя, выплеснуть свою энергию и внедрить умения во что-то нужное окружающим, стать полезным, а в ответ почувствовать собственное удовлетворение и получить признание. Это очень важно для всех людей [26]. Для того чтобы присутствовать в обществе, находиться среди людей и показывать свои чувства, выражать мысли, идеи, человеку необходимо общение. Коммуникации встречаются повсюду, где бы ни существовала та или иная личность, в какой бы сфере занятий себя ни нашла, необходимо всегда взаимодействовать с людьми, наставлять или же наоборот принимать наставления, перенимать их идеи. На данный момент в русском языке большое количество новых, заимствованных слов. Термин «коммуникации» так же пришёл к нам от латинского слова communico, и в русском языке он означает «совместный», «общий». В связи с этим часто говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения. Данное общение происходит, когда два или более человек разговаривают на темы, которые известны обеим сторонам. Они имеют возможность советоваться, спорить, высказывать личное мнение, но собеседник в большинстве случаев принимает эту информацию и в ответ представляет обратную реакцию в форме коммуникации. Понятие и виды термина «коммуникация» необходимы для понимания и правильного общения [24]. Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении. Коммуникации – это достаточно сложное понятие, но оно имеет свою структуру. Коммуникации делятся на 2 большие группы: - межличностные; - организационные. Межличностные состоят из неформальных и формальных. Из названий подгрупп можно понять, что есть коммуникации, проводящиеся по правилам, с необходимой интонацией, с определённой официальностью, присущей какому либо мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как люди общаются с друзьями, со своей семьёй, не придерживаясь особых правил и предписаний, а ведут себя непринуждённо и естественно. Организационные коммуникации делятся на внешние, происходящие между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, происходящие внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. В свою очередь эта группа подразделяется на вертикальную, между подчинёнными и начальниками, и горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня. Так, коммуникации являются понятием, требующим своего понимания и специфического подхода. К главным понятиям коммуникаций относятся [13]: 1) Культура речи – является процессом правильного, корректного употребления языковых элементов для общения. Любой уважающий себя человек понимает и знает, каким образом он должен и может вести себя в какой либо обстановке, а какое поведение просто неприемлемо. 2) Речевое общение - это целенаправленное или случайное использование речевых конструкций для высказывания личного мнения и поддержания разговора. 3) Речевое поведение – это использование каких либо оборотов в различных ситуациях (в школе, в семье, в компании друзей, на работе и т.д.) 4) Речевое событие содержит в себе два элемента: - конкретную жизненную обстановку, ситуацию, где происходит разговор; - язык, на котором совершаются переговоры. 5) Речевая деятельность - это своего рода целенаправленное, обособленное воздействие на людей с помощью языка. Таким образом, коммуникации – это понятие, содержащее целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией. Общением является сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождается он потребностью в проведении совместной, общей деятельности, а также содержит обмен информацией, который выработан единой стратегией понимания или взаимодействия [16]. Существует два вида общения: 1) Вербальное. Такое общение, в котором контакт между людьми осуществляется посредством слов, предложений. К этому виду общения люди прибегают ежедневно в письменной или устной форме, но в любом случае происходит процесс сложения звуков в слова, а из них создание целых высказываний, отражающих идеи и мысли каждого человека. 2) Невербальное. Способом выражения своих эмоций при этом виде общения являются некоторые невербальные действия, например интонации, взгляды, поза человека, мимика, жесты, дистанция и территориальное расположение по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации - достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу [23]. В момент общения всегда происходит самопроизвольное доминирование одного из собеседников над другим. Он может убеждать сотоварища в чём-то или, возможно, разубеждать, осуждать за какой-либо проступок или давать советы. Таким образом, в науке отмечают четыре метода и способа воздействия партнёров друг на друга: 1) Заражение - ситуация, когда осуществляется невольная, бессознательная подверженность субъекта конкретному психическому состоянию. Имеется в виду то, что когда партнёр в буквальном смысле заражает собеседника своей идеей, кроме неё, человек перестаёт видеть что-либо другое. 2) Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие человека на собеседника. Часто такой метод встречается в магазинах, когда продавцы настойчиво всовывают нам товар, описывая его достоинства. Хотя эти плюсы продукта не всегда могут быть обоснованы. 3) Убеждение – такой способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. Сообщаются обоснованные высказывания, помогающие принять нужную человеку информацию. 4) Подражание - в отличие от заражения
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 66 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg