ГЛАВА I. Теоретическое изучение коммуникативной компетентности будущих психологов образования в учебной деятельности
1.1. Феномен коммуникативной компетентности в современной психологии
Люди относятся не только к биологическим существам, но и к социальным личностям. Человеку недостаточно удовлетворения только природных, естественных потребностей. Кроме нужды в еде, сне, воде, продолжении своего рода любому человеку необходимо реализовать себя в окружающем обществе. Найти своё «я» и самого себя, выплеснуть свою энергию и внедрить умения во что-то нужное окружающим, стать полезным, а в ответ почувствовать собственное удовлетворение и получить признание. Это очень важно для всех людей [26].
Для того чтобы присутствовать в обществе, находиться среди людей и показывать свои чувства, выражать мысли, идеи, человеку необходимо общение. Коммуникации встречаются повсюду, где бы ни существовала та или иная личность, в какой бы сфере занятий себя ни нашла, необходимо всегда взаимодействовать с людьми, наставлять или же наоборот принимать наставления, перенимать их идеи.
На данный момент в русском языке большое количество новых, заимствованных слов. Термин «коммуникации» так же пришёл к нам от латинского слова communico, и в русском языке он означает «совместный», «общий». В связи с этим часто говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения. Данное общение происходит, когда два или более человек разговаривают на темы, которые известны обеим сторонам. Они имеют возможность советоваться, спорить, высказывать личное мнение, но собеседник в большинстве случаев принимает эту информацию и в ответ представляет обратную реакцию в форме коммуникации. Понятие и виды термина «коммуникация» необходимы для понимания и правильного общения [24].
Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении.
Коммуникации – это достаточно сложное понятие, но оно имеет свою структуру. Коммуникации делятся на 2 большие группы:
- межличностные;
- организационные.
Межличностные состоят из неформальных и формальных. Из названий подгрупп можно понять, что есть коммуникации, проводящиеся по правилам, с необходимой интонацией, с определённой официальностью, присущей какому либо мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как люди общаются с друзьями, со своей семьёй, не придерживаясь особых правил и предписаний, а ведут себя непринуждённо и естественно.
Организационные коммуникации делятся на внешние, происходящие между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, происходящие внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. В свою очередь эта группа подразделяется на вертикальную, между подчинёнными и начальниками, и горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня. Так, коммуникации являются понятием, требующим своего понимания и специфического подхода.
К главным понятиям коммуникаций относятся [13]:
1) Культура речи – является процессом правильного, корректного употребления языковых элементов для общения. Любой уважающий себя человек понимает и знает, каким образом он должен и может вести себя в какой либо обстановке, а какое поведение просто неприемлемо.
2) Речевое общение - это целенаправленное или случайное использование речевых конструкций для высказывания личного мнения и поддержания разговора.
3) Речевое поведение – это использование каких либо оборотов в различных ситуациях (в школе, в семье, в компании друзей, на работе и т.д.)
4) Речевое событие содержит в себе два элемента:
- конкретную жизненную обстановку, ситуацию, где происходит разговор;
- язык, на котором совершаются переговоры.
5) Речевая деятельность - это своего рода целенаправленное, обособленное воздействие на людей с помощью языка.
Таким образом, коммуникации – это понятие, содержащее целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией.
Общением является сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождается он потребностью в проведении совместной, общей деятельности, а также содержит обмен информацией, который выработан единой стратегией понимания или взаимодействия [16].
Существует два вида общения:
1) Вербальное. Такое общение, в котором контакт между людьми осуществляется посредством слов, предложений. К этому виду общения люди прибегают ежедневно в письменной или устной форме, но в любом случае происходит процесс сложения звуков в слова, а из них создание целых высказываний, отражающих идеи и мысли каждого человека.
2) Невербальное. Способом выражения своих эмоций при этом виде общения являются некоторые невербальные действия, например интонации, взгляды, поза человека, мимика, жесты, дистанция и территориальное расположение по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации - достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу [23].
В момент общения всегда происходит самопроизвольное доминирование одного из собеседников над другим. Он может убеждать сотоварища в чём-то или, возможно, разубеждать, осуждать за какой-либо проступок или давать советы.
Таким образом, в науке отмечают четыре метода и способа воздействия партнёров друг на друга:
1) Заражение - ситуация, когда осуществляется невольная, бессознательная подверженность субъекта конкретному психическому состоянию. Имеется в виду то, что когда партнёр в буквальном смысле заражает собеседника своей идеей, кроме неё, человек перестаёт видеть что-либо другое.
2) Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие человека на собеседника. Часто такой метод встречается в магазинах, когда продавцы настойчиво всовывают нам товар, описывая его достоинства. Хотя эти плюсы продукта не всегда могут быть обоснованы.
3) Убеждение – такой способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. Сообщаются обоснованные высказывания, помогающие принять нужную человеку информацию.
4) Подражание - в отличие от заражения