Глава 1. Теоретико-правовые основы организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов
1.1 Понятие и сущность организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов в России
В 2019 году начал реализовываться национальный проект «Экология» [1]. Одной из целей этого нацпроекта стало создание в России комплексной системы обращения с отходами. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) ? это система обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой полезные компоненты (стекло, бумага, металл, пластик, др.) собирают отдельно для последующей вторичной переработки. Целью раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) является увеличение количества вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию, снижение количества отходов, направленных на объекты размещения отходов, и повышение экономической эффективности системы обращения с отходами.
Экологическая ситуация в России существенно хуже, чем в других развитых и развивающихся странах. Так, Россия занимает 52 место в рейтинге стран по состоянию окружающей среды, среди соседей – Венесуэла, Бруней, Марокко, Куба, Панама [8, c.46]. Одна из ключевых проблем, ухудшающих экологическую ситуацию – отсутствие информационного обеспечения раздельного сбора ТКО.
На территории России в настоящее время работает 243 перерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигающих заводов, но нет ни одного предприятия полного цикла переработки. Около 15 000 санкционированных мест размещения отходов занимают территорию около 4 млн га, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов, а под размещение все возрастающих объемов ТКО ежегодно выделяется около полумиллиона га земли, что практически вдвое превышает территорию Люксембурга [9, c.131]. Помимо вывода значительных земельных ресурсов из хозяйственного оборота полигоны загрязняют атмосферу, поверхностные слои почвы, подземные воды и грунт, негативно влияют на растительный и животный мир, ухудшают качество жизни населения близлежащих территорий.
Сейчас в обработку в России поступает только 8% отходов, тогда как в других странах перерабатывается до 60-70% мусора (рис. 1).
Рисунок 1 – Сравнительная характеристика утилизации отходов в зарубежных странах и в России [23, c.41]
Из-за отсутствия системы раздельного сбора и утилизации отходов, содержащих токсичные компоненты, растут масштабы загрязнения окружающей среды опасными веществами. При размещении на полигонах безвозвратно пропадают тонны ценных видов сырья и материалов, таких как бумага, стекло, металлы, пластик и пр. По экспертным оценкам, на эти компоненты приходится более 40% ТКО, т.е. около 15 млн. тонн ежегодно [23, c.42].
Суть «мусорной реформы» заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов (ТКО). Норматив накопления ТКО представляет собой среднегодовой объем накопления отходов, определенный на основании проведенных в населенных пунктах в округе замеров образующихся объемов и массы ТКО в день в жилищном фонде (по 4 сезонам года). Понятие ТКО установлено в Федеральном Законе № 89-ФЗ как «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд» [2]. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В связи с вводом понятия «ТКО» ранее употребляемое понятие «твердые бытовые отходы (ТБО)» не применяется [3].
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах [3]. С 13 мая 2021 года статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Москвы присвоен ГУП «Экотехпром» на срок до 31 декабря 2029 года. Новый Региональный оператор приступил к осуществлению своей деятельности с 1 января 2022 года.
В настоящее время идет внедрение упрощенного варианта сортировки отходов: на мусор, подлежащий переработке, и смешанные отходы. В первую категорию входит: макулатура, пластик, металл и стекло. В смешанные отходы должны идти: органические и пищевые отходы, одноразовая посуда и емкости, загрязненные остатками пищи, средства личной гигиены [13, c.81].
1.2. Правовое регулирование раздельного сбора твердых коммунальных отходов
Принятие в 2014 году изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ? Закон об отходах) создало условия для формирования в субъектах Российской Федерации новых систем обращения с ТКО, которая включает разработку программ обращения с отходами, региональных схем обращения с ТКО, созданию специализированных организаций в указанной сфере (региональных операторов по обращению с ТКО) [2, 3].
В п. 2 ст. 3 Закона об отходах закреплены основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами (в порядке приоритетов с учетом минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и оптимизации эффективности использования ресурсов при предотвращении образования отходов и обращении с ними) [3].
Кроме того, в новой редакции Закона об отходах предусмотрены положения, направленные на развитие инфраструктуры сбора (в том числе раздельного сбора), утилизации, обезвреживания и размещения ТКО, установления принципа расширенной ответственности производителя (далее - РОП). Также Законом об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации установлена обязательность разработки и принятия на региональном уровне территориальных схем обращения с отходами (далее ? ТСО), в том числе, с твердыми коммунальными отходами [2, 3].
Федеральным законом № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ут