Транспортная сфера является одной из стратегически значимых отраслей, связывающей воедино не только экономическое пространство страны, но, и во многом определяя социальную стабильность в обществе и качество жизни населения. Сложившиеся в данной сфере за последние десятилетия системные проблемы (качество управления, износ основных фондов, неразвитая и не отвечающая современным потребностям экономики транспортная инфраструктура), которые и сегодня не решаются в полном объеме, на фоне прогнозируемого возрастания спроса на транспортные услуги грозят отечественным транспортным предприятиям не только потерей конкурентоспособности на мировых рынках, что в условиях глобализации представляет серьёзную угрозу, но и снижением конкурентоспособности субъектов отечественного рынка транспортных услуг, что напрямую связано с удовлетворением транспортных потребностей общества и экономики. Другими словами, в современных условиях уровень развития транспортной сферы относится к одним из важнейших факторов конкурентоспособности национальных экономик.
Другими словами, в современных условиях уровень развития транспортной сферы относится к одним из важнейших факторов конкурентоспособности национальных экономик. Данные моменты определяют актуальность проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг.
В рыночных условиях детальное знание потребностей клиентуры автотранспортных организаций является важным, но недостаточным условием для достижения успеха в деятельности, потому что на рынке есть конкуренты, которые за счет своих конкурентных преимуществ могут существенно ухудшать конечные показатели работы автотранспортных организаций. Рынок без конкуренции не реален, поэтому серьезное внимание при изучении рынка автотранспортных услуг должно уделяться анализу деятельности конкурентов. В условиях спада спроса на автотранспортные услуги или его вялотекущего подъема, когда немалая часть исправного подвижного состава остается невостребованной клиентами, конкурентная борьба за расположение клиентуры усиливается. При этом руководство автотранспортных организаций должно владеть вопросами конкуренции и конкурентной борьбы.
Следует различать конкурентоспособность предприятия, выполняющего транспортные услуги, и конкурентоспособность транспортных услуг. Дело в том, что предприятие в целом может быть конкурентоспособным, но отдельные услуги, выполняемые им, неконкурентоспособны. Поэтому задача любого автотранспортного предприятия заключается в том, чтобы все выполняемые ими услуги были конкурентоспособными.
Знание конкурентной среды, в которой работает АТП, сильных и слабых сторон конкурентов, умелое противодействие их стратегиям позволяют легальными методами подавлять или ослаблять деятельность конкурентов.
Необходимым условием успешного функционирования автотранспортного предприятия в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям.
Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами: уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества.
Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов являются важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности услуг.
Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счёт экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счёт повышения производительности подвижного состава.
Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.
Следует различать конкурентоспособность автотранспортного предприятия, которая определяется как уровнем конкурентоспособности конкретных транспортных услуг, так и уровнем диверсификации производства на каждом предприятии, имиджа предприятия и т.д.
Большие возможности для повышения конкурентоспособности грузовых транспортных предприятий имеются в расширении перечня выполняемых транспортно-экспедиционных услуг. В этот перечень обычно входит экспедирование груза, информирование клиентуры о его место нахождение, выполнение погрузочно-разгрузочных работ силами водителей и другие работы АТП.
Расширить указанный перечень за счёт сдачи подвижного состава в аренду, выполнение водителями операций, которые согласно Правилам перевозки грузов, возлагаются на заказчиков: открывание и закрывание бортов, люков цистерн, очистка платформы от остатков груза, укрытие пологом и увязка грузов и т.д.
Выполнение перечисленных дополнительных операций может, оплачивается заказчиком по отдельным согласованным расценкам. Возможен вариант включения их в стоимость в общий договорной тариф.
Экономическая эффективность аренды подвижного состава для предприятия и организаций, арендующих технику, обеспечивается за счёт экономии затрат, связанных строительством и содержанием своей ремонтной базы, приобретением и хранением запасных частей для ремонта. Выплату налогов на имущество, все расходы, включая на страхования автомобилей, несет арендодатель, который осуществляет ответственность за поддержание технически в исправном состоянии. Транспортное предприятие, которое выступает как арендодатель, осуществляет планово профилактические работы на своей ремонтной базе. Тяжелые машины, сдаваемые в аренду, обслуживаются по месту их эксплуатации или в полевых условиях через определенно установленные нормативами промежутки времени. Ремонтные работы, связанные неожиданным выходом машин из строя, также выполняются по месту их эксплуатации или на предприятии в зависимости от характера поломки. Заправку автомобилей топливом и смазочными материалами осуществляет клиент за счет собственных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является: рассмотрение теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по управлению конкурентоспособностью грузовых транспортных услуг в современных условиях.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность конкурентоспособности услуг;
- проанализировать факторы, влияющие на повышение конкурентоспосо-бности услуг автотранспортного предприятия;
-рассмотреть методическиеподходы к управлению конкурентоспособно-стью грузовых автотранспортных услуг;
- рассмотреть тенденции развития рынка грузовых автотранспортных услуг и основные направления повышения конкурентоспособности;
- определить специфику деятельности и организационно-экономические характеристики ООО «Отвезем.Ру»;
- проанализировать основные факторы внутренней и внешней среды ООО «Отвезем.Ру»;
- оценить действующую систему управления конкурентоспособностью грузовых автотранспортных услуг;
- разработать методики оценки конкурентоспособности грузовых автотранспортных услуг ООО «Отвезем.Ру»;
- предложить методы по сокращению затрат на перевозку грузов ООО «Отвезем.Ру»
Предметом исследования является управление конкурентоспособностью грузовых транспортных услуг.
Объектом исследования послужило автотранспортное предприятие ООО «Отвезем.Ру».
При написании работы были использованы документальный метод, интервью и анкетирование, методы экспертных оценок, сбор данных, обработка и анализ информации.
Теоретическую и методологическую основу выпускной квалификационной работы составили работы ученых по экономике, теории экономических систем, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.
Существенный вклад в исследование методологических аспектов анализа конкурентоспособности и конкурентных преимуществ внесли отечественные ученые Г.Л. Азоев, О.В. Аристов, В.М. Баутин, Е.В. Будрина, A.A. Бачурина, С.М. Аболонина, Т.П. Данько, Тихомиров Е.Ф, Земляков Д.Н, Поршнев А.Г, В.Т. Денисов, П.С. Завьялов, О.И. Клименко, М.Г. Миронов, Е.А. Михайлова, H.A. Нагапетьянц, Д.Т. Новиков, И.В. Раздольская, Е.В. Попов, P.A. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов, Н.Н.Громов, В.А. Персианов и др.
Несмотря на наличие несомненных достижений в этой области, непрерывность развития экономики и ее современное состояние требует дальнейших исследований, направленных на обоснование и разработку методов и моделей количественной оценки конкурентных преимуществ организаций, а также совершенствования методических основ стратегического управления конкурентоспособностью организации.
При решении поставленных задач использованы методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой.
В исследовании применены методы эмпирического и теоретического, исследований, методы сравнения и материального моделирования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении рассмотрены, актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, структура работы.
В первой главе раскрываются теоретико-методические основы управления конкурентоспособностью услуг транспортной организации.
Во второй главе проведена оценка конкурентоспособности грузовых автотранспортных услуг ООО «Отвезем.Ру».
Третья глава посвящена разработке предложений по повышению эффективности управления конкурентоспособностью грузовых автотранспортных услуг ООО «Отвезем.Ру».
В заключении приведены выводы и результаты анализа ООО «Отвезем.РУ», отражена эффективность проведенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.