Глава 1 Понятие, правовые и организационные основы противодействия коррупции органами внутренних дел
1.1 Понятие коррупции
Рассматривая понятие «коррупции», необходимо обратиться к Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г., в котором устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В свою очередь при изучении данного нормативно-правового акта необходимо рассмотреть понятие «противодействие коррупции». Коррупция является достаточно сложной и многоаспектной категорией – оно рассматривается как правовое, социальное, экономическое и моральное явление
В широком смысле коррупция рассматривается как любой «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды» . Определения понятия, основанные на таком подходе, строятся, как правило, на перечислении признаков, свойственных для коррупции. Такой подход при формулировании понятия «коррупция» использован, например, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года и Модельном законе СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», где под коррупцией понимается «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу». Данному подходу следует и упомянутая выше международная организация Transparency International, которая рассматривает коррупцию как «злоупотребление вверенной властью в личных целях»
При изучении данной дисциплины слушатель должен уяснить понятие антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел и правовую основу противодействия коррупции. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех разновидностях. Достижение названной цели допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности, которые следует сгруппировать исходя из их направленности: правовые, организационные, правоохранительные.
В статье 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяется необходимость комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных мероприятий. В соответствии со ст. 7 названного акта устанавливаются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
На наш взгляд, сущность правового аспекта коррупции лучше всего раскрывается через понятие коррупционного правонарушения. Согласно ст. 2 Модельного закона СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупционное правонарушение рассматривается, как «деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность»
Следует отметить, что международно-правовые акты антикоррупционной направленности тематики избегают чрезмерной детализации понятий «коррупционное правонарушение». К коррупционным деяниям можно отнести любое запланированное, ожидаемое, или такое, которое произошло, получение льгот в результате необоснованного использования официального статуса и конфликт интересов, то есть противоречие между служебными обязанностями и личными интересами.
В то же время, на наш взгляд, учитывая достаточно высокий уровень коррумпированности государственного аппарата в Российской Федерации, полагаем, что легальное закрепление термина «коррупционное правонарушение» может в определенной мере содействовать повышению эффективности борьбы с этим негативным явлением.
Тем более, что действующее законодательство оперирует этим термином – например, ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» именуется «Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения».
В научной литературе сформировались различные подходы к определению категории «правонарушение». Шабуров А.С. полагает, что «правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, которое противоречит требованиям правовых норм»
В.С. Нерсесянц под правонарушением понимал «неправомерное (противоправное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность»
Коррупционные правонарушения это общественная опасность, заключающаяся в причинении или угрозе причинения вреда интересам и безопасности государства. Как определяет Т.Л. Козлов коррупционные правонарушения направлены: порядок государственного управления и местного самоуправления,? управления в коммерческих и иных организациях; порядок реализации любого публичного действия, публичной? услуги, в том числе, когда они осуществляются негосударственными или муниципальными органами (оказание медицинской помощи, нотариальные действия, участие в голосовании, организация публичных мероприятий и т.д.)» Такая позиция поддержана большинством современных исследователей.
Антикоррупционные мероприятия, проводимые в органах внутренних дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организационно-